СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка внеурочной деятельности "Страна мастеров" 5-6 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка рабочей программы по внеурочной деятельности для обучающихся 10-12 лет.

Просмотр содержимого документа
«Разработка внеурочной деятельности "Страна мастеров" 5-6 класс.»


1. Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Страна мастеров» для 5-6 класса составлена на основе:

письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования», учебного плана филиала МБОУ «Белоярская СШ» Лукьяновская ОШ» на 2016-2017 уч.год.

Особое место в развитии личности ребенка занимает искусство, способное развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство природы. Декоративно - прикладное искусство играет важную роль в воспитании подрастающего поколения внутренней культуры, способности воспринимать прекрасное в окружающей действительности и народном творчестве. Занимаясь в кружке декоративно - прикладного творчества, дети приобщаются к богатому наследию народных промыслов, к миру национальной культуры, у них зарождается чувство прекрасного, развивается фантазия и художественно – образное мышление.

Работа внеурочной деятельности направлена на развитие творческих возможностей учащихся, расширение кругозора, обогащение представлений о распространенных в жизни человека материалах и их свойствах, уточнение знаний и умений учащихся по обработке и вышиванию различными стежками и швами, шелковыми лентами. На занятиях кружка дети приобщаются к миру народного искусства, учатся в совершенстве владеть иглой, раскраивать по шаблону, конструировать изделия, приучаться планировать предстоящую работу, изготовлять панно, сувениры, игрушки.

Использование на занятиях различных видов творчества дает возможность ребенку найти себя в одном из рукоделий и наиболее полно реализовать в нем свои способности. Разнообразие творческих занятий помогает поддерживать у учащихся высокий уровень интереса к рукоделию.

Кроме того, занятие рукоделием развивает мелкую моторику рук, пространственную ориентировку, внимание, сосредоточенность, аккуратность, а так же является средством эмоционально-эстетического воспитания и развития детей.

Большое внимание уделяется вопросам композиции на плоскости объемно-пространственной композиции, роли цвета, формы и конструкции, технологии переработки природных материалов в декоративные формы. Программа создает необходимые условия для свободного самовыражения и художественного творчества ребенка. Она рассчитана на обучение детей с 10 до 12лет.

Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

Программа внеурочной деятельности «Страна мастеров» - художественно - эстетического направления рассчитана на 1 год, которая носит индивидуальный и групповой характер обучения.

По виду – прикладная;

По типу – модифицированная;

По уровню освоения – углубленный уровень.


В программе отражается специфика стороны, которая присуща предметам практической деятельности, как мощному средству назначения и развития, учитывающая все требования к декоративно – прикладному образованию, которые до сих пор не используются в системе школьного и дополнительного образования.

Актуальность - данной программы заключается в соединении умственного и физического творческого труда, которое является одной из основ здорового и долговременного образа жизни человека. Программа содержит установку на познание многообразия техник прикладного творчества, на раскрытие потребностей детей творить и осознавать свои возможности.

Новизна данной программы заключается в объединении традиций русского народа в изготовлении декоративно-прикладных изделий из различных материалов и реализации творческой индивидуальности каждого обучающегося, начиная с формирования художественного образа прикладного изделия из природного материала и заканчивая его представлением на выставках.


Цель программы – формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно- прикладного искусства.

Задачи программы

обучающие:

- закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературы и т.д., и способствовать их систематизации;

- знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;

- раскрыть истоки народного творчества;

- формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;

- совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;

- приобретение навыков учебно-исследовательской работы.

развивающие:

- пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;

- развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;

- формирование творческих способностей, духовной культуры;

- развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;

- Развивать воображение, представление, глазомер, эстетический вкус, чувство меры;

воспитывающие:

- осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;

- воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству;

- добиться максимальной самостоятельности детского творчества.

2. Общая характеристика

Обучение школьников строится на основе освое­ния конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и соци­альной среды.

Содержание программы носит практико-ориентированный характер. При проведении занятий используются беседы, практикумы, интегрированные уроки, работы в группах, деловые игры и т.д. Приоритетными методами обучения декоративно-прикладным технологиям являются практические работы, выполнение творческих проектов. Все практические работы направлены на освоение различных технологий работы с материалом, бумагой, нитками, выполнение проектов.

Внеурочная деятельность «Страна мастеров» имеет четкую практико – ориентированную направленность. Она способствует формированию регулятивных универсальных учебных действий путем «приобретения навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности». В то же время «усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно - преобразующей деятельности человека» обеспечивает развитие познавательных универсальных учебных действий. Формируя представления «о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии», данный кружок обеспечивает личностное развитие ученика.

Особенностью «Страна мастеров» является введение учащихся в мир духовной и материальной культуры, возможность овладения основами ручного и механизированного труда, применять в практической деятельности полученные знания.

3. Место в учебном плане

Программа занятий «Страна мастеров» предназначена для детей от 10 до 12 лет. Режим работы кружка – 1 занятие в неделю. Всего 34 занятия.

Количество детей в группе для освоения программы – 6 человек.

Данная программа логически связана, прежде всего, с общекультурным, духовно-нравственным направлением внеурочной деятельности, с предметами учебного плана «технология», «черчение», «основы духовной культуры народов России».

Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста.

Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни.

Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.

Формы и методы

Приоритет отдается активным формам преподавания:

- Практическим: упражнения, практические работы, практикумы;

- Наглядным: использование схем, таблиц, рисунков, моделей, образцов;

Сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм работы.

4. Ценностные ориентиры

Обучение творческому применению осваиваемых знаний позволяет развивать широкие познавательные интересы и инициативу учащихся, стремление к творчеству, отношение к труду и творчеству как к состоянию нормального человеческого существования, ощущение доступности обновления своих компетенций.

Развивает:

  • чувства прекрасного и эстетических чувств,

  • способности к организации своей учебной деятельности,

  • самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе,

  • целеустремленности и настойчивости в достижении целей,

  • готовности к сотрудничеству и помощи тем, кто в ней нуждается,

  • восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Развитие логического, алгоритмического и системного мышления, создание предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений, способствует ориентации учащихся на формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, на восприятие научного познания как части культуры человечества.

Ориентация курса на осознание множественности моделей позволяет формировать не только готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию, но и уважение к окружающим, умение слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение.


5. Личностные и метапредметные результаты

Личностные результаты

К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести:

  • критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;

  • уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;

  • осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;

  • начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.


Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;

  • формирование умений ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные эскизы в процессе работы;

  • оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла,

  • соотнесение целей с возможностями

  • определение временных рамок

  • определение шагов решения задачи

  • видение итогового результата

  • распределение функций между участниками группы

  • планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;

  • поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • умение задавать вопросы

  • умение получать помощь

  • умение пользоваться справочной, научно-популярной литературой, сайтами

  • построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • умение обосновывать свою точку зрения (аргументировать, основываясь на предметном знании)

  • способность принять другую точку зрения, отличную от своей

  • способность работать в команде;

  • выслушивание собеседника и ведение диалога.




Планируемые результаты освоения

учащимися программы внеурочной деятельности «Страна мастеров»

Личностные универсальные учебные действия

У учащегося будут сформированы:

интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

учащийся получит возможность для формирования:

внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни; выраженной познавательной мотивации;

устойчивого интереса к новым способам познания.

Регулятивные универсальные учебные действия

учащийся научится:

планировать свои действия;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

адекватно воспринимать оценку учителя;

различать способ и результат действия.

учащийся получит возможность научиться:

проявлять познавательную инициативу;

самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться, приходить к общему решению;

соблюдать корректность в высказываниях;

задавать вопросы по существу;

контролировать действия партнёра.

учащийся получит возможность научиться:

учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

владеть монологической и диалогической формой речи;

осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные универсальные учебные действия

учащийся научится:

осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

высказываться в устной и письменной форме;

анализировать объекты, выделять главное;

осуществлять синтез (целое из частей);

проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения об объекте.

учащийся получит возможность научиться:

осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;

расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;

познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;

использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;

познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;

совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;

оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;

достичь оптимального для каждого уровня развития;

сформировать навыки работы с информацией.


6. Основное содержание

1. Вводное занятие.

Правила поведения в кабинете. Техника безопасности при работе с клеем, ножницами. Знакомство с поделками прошлых лет.

2. Изонить.

Техника «Изонить». Схемы заполнения элементов. Схемы заполнения круга. Схемы заполнения угла. Сочетание геометрических фигур. Картина с растительными элементами. Оформление картины (рамка).

3. Папье-маше.

Папье-маше. Особенности технологии. Поделки с круглой основой. Грунтовка изделия. Выравнивание поверхности. Покраска.

Кукла (папье-маше). Особенности строения фигуры человека. Послойное изготовление куклы. Грунтовка изделия. Выравнивание поверхности. Покраска.


4. Выжигание по ткани.

Особенности техники «Выжигание по ткани». Техника безопасности.

Особенности ткани. Подготовка к работе. Перевод рисунка. Выжигание по ткани (платочек). Выжигание по ткани (воротник). Выжигание по ткани (салфетка).


5. Техника «Пейп-арт».

Техника «Пейп-арт», её особенности и возможности. Изготовление браслета.

Покраска изделия.

6.Защита мини-проекта (мини-выставка изделий).


7. Тематическое планирование

тема

Кол-во час

1

Вводное занятие. Правила поведения в кабинете.

1

2

Изонить

8

3

Папье-маше

12

4

Выжигание по ткани

8

5

Техника «Пейп-арт»

4

6

Защита мини-проекта (мини-выставка изделий).

1


всего

34



8.Учебно-методическое обеспечение образовательной деятельности

Используемая литература:

Ресурсы сети Интернет

Страна мастеров. Техники: витраж, коллаж, лепка, мозаика, торцевание и др. [Электронный ресурс]: http://stranamasterov.ru/technics

Материалы и инструменты:

1.Клей ПВА

2.Ножницы

3.Бумага (цветная, газеты)

4.Краски

5.Ткань

6. Выжигатели по дереву














9. Календарно-тематическое планирование

занятия

Тема

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

Дата

план

факт

1

Вводное занятие. Правила поведения в кабинете

1

Регулятивные универсальные учебные действия:

освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;

формирование умений ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные эскизы в процессе работы;

оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла,

соотнесение целей с возможностями

определение временных рамок

определение шагов решения задачи

видение итогового результата

распределение функций между участниками группы

планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;

поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.

Познавательные универсальные учебные действия:

умение задавать вопросы

умение получать помощь

умение пользоваться справочной, научно-популярной литературой, сайтами

построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

умение обосновывать свою точку зрения (аргументировать, основываясь на предметном знании)

способность принять другую точку зрения, отличную от своей

способность работать в команде;

выслушивание собеседника и ведение диалога.




2

Знакомство с технологиями. Техника безопасности при работе с ножницами, иглами.

1



3

Изонить. Схемы заполнения.

1



4

Схемы заполнения круга.

1



5

Схемы заполнения угла

1



6

Сочетание геометрических фигур

1



7

8

Картина с растительными элементами

2



9

Оформление картины (рамка)

1



10

Папье – маше. Особенности технологии.

1



11

12

13

Поделки с круглой основой.

3







14

Грунтовка изделия. Выравнивание поверхности.

1



15

Покраска.

1



16

17

18

19

Кукла (папье-маше).

4









20

Грунтовка изделия. Выравнивание поверхности.

1



21

Покраска.

1



22

Выжигание по ткани. Техника безопасности. Особенности ткани.

1



23

Подготовка к работе. Перевод рисунка.

1



24

25

Выжигание по ткани (платочек).

2





26

27

Выжигание по ткани (воротник).

2






28

29

Выжигание по ткани (салфетка).

2





30

31

32

Техника «Пейп-арт», её особенности и возможности.

3







33

Покраска изделия.

1



34

Защита мини-проекта (мини-выставка изделий).

1


























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс