1. Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Страна мастеров» для 5-6 класса составлена на основе:
письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования», учебного плана филиала МБОУ «Белоярская СШ» Лукьяновская ОШ» на 2016-2017 уч.год.
Особое место в развитии личности ребенка занимает искусство, способное развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство природы. Декоративно - прикладное искусство играет важную роль в воспитании подрастающего поколения внутренней культуры, способности воспринимать прекрасное в окружающей действительности и народном творчестве. Занимаясь в кружке декоративно - прикладного творчества, дети приобщаются к богатому наследию народных промыслов, к миру национальной культуры, у них зарождается чувство прекрасного, развивается фантазия и художественно – образное мышление.
Работа внеурочной деятельности направлена на развитие творческих возможностей учащихся, расширение кругозора, обогащение представлений о распространенных в жизни человека материалах и их свойствах, уточнение знаний и умений учащихся по обработке и вышиванию различными стежками и швами, шелковыми лентами. На занятиях кружка дети приобщаются к миру народного искусства, учатся в совершенстве владеть иглой, раскраивать по шаблону, конструировать изделия, приучаться планировать предстоящую работу, изготовлять панно, сувениры, игрушки.
Использование на занятиях различных видов творчества дает возможность ребенку найти себя в одном из рукоделий и наиболее полно реализовать в нем свои способности. Разнообразие творческих занятий помогает поддерживать у учащихся высокий уровень интереса к рукоделию.
Кроме того, занятие рукоделием развивает мелкую моторику рук, пространственную ориентировку, внимание, сосредоточенность, аккуратность, а так же является средством эмоционально-эстетического воспитания и развития детей.
Большое внимание уделяется вопросам композиции на плоскости объемно-пространственной композиции, роли цвета, формы и конструкции, технологии переработки природных материалов в декоративные формы. Программа создает необходимые условия для свободного самовыражения и художественного творчества ребенка. Она рассчитана на обучение детей с 10 до 12лет.
Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Программа внеурочной деятельности «Страна мастеров» - художественно - эстетического направления рассчитана на 1 год, которая носит индивидуальный и групповой характер обучения.
По виду – прикладная;
По типу – модифицированная;
По уровню освоения – углубленный уровень.
В программе отражается специфика стороны, которая присуща предметам практической деятельности, как мощному средству назначения и развития, учитывающая все требования к декоративно – прикладному образованию, которые до сих пор не используются в системе школьного и дополнительного образования.
Актуальность - данной программы заключается в соединении умственного и физического творческого труда, которое является одной из основ здорового и долговременного образа жизни человека. Программа содержит установку на познание многообразия техник прикладного творчества, на раскрытие потребностей детей творить и осознавать свои возможности.
Новизна данной программы заключается в объединении традиций русского народа в изготовлении декоративно-прикладных изделий из различных материалов и реализации творческой индивидуальности каждого обучающегося, начиная с формирования художественного образа прикладного изделия из природного материала и заканчивая его представлением на выставках.
Цель программы – формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно- прикладного искусства.
Задачи программы
обучающие:
- закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературы и т.д., и способствовать их систематизации;
- знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;
- раскрыть истоки народного творчества;
- формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
- совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
- приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
развивающие:
- пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;
- развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
- формирование творческих способностей, духовной культуры;
- развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
- Развивать воображение, представление, глазомер, эстетический вкус, чувство меры;
воспитывающие:
- осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;
- воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству;
- добиться максимальной самостоятельности детского творчества.
2. Общая характеристика
Обучение школьников строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.
Содержание программы носит практико-ориентированный характер. При проведении занятий используются беседы, практикумы, интегрированные уроки, работы в группах, деловые игры и т.д. Приоритетными методами обучения декоративно-прикладным технологиям являются практические работы, выполнение творческих проектов. Все практические работы направлены на освоение различных технологий работы с материалом, бумагой, нитками, выполнение проектов.
Внеурочная деятельность «Страна мастеров» имеет четкую практико – ориентированную направленность. Она способствует формированию регулятивных универсальных учебных действий путем «приобретения навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности». В то же время «усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно - преобразующей деятельности человека» обеспечивает развитие познавательных универсальных учебных действий. Формируя представления «о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии», данный кружок обеспечивает личностное развитие ученика.
Особенностью «Страна мастеров» является введение учащихся в мир духовной и материальной культуры, возможность овладения основами ручного и механизированного труда, применять в практической деятельности полученные знания.
3. Место в учебном плане
Программа занятий «Страна мастеров» предназначена для детей от 10 до 12 лет. Режим работы кружка – 1 занятие в неделю. Всего 34 занятия.
Количество детей в группе для освоения программы – 6 человек.
Данная программа логически связана, прежде всего, с общекультурным, духовно-нравственным направлением внеурочной деятельности, с предметами учебного плана «технология», «черчение», «основы духовной культуры народов России».
Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста.
Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни.
Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.
Формы и методы
Приоритет отдается активным формам преподавания:
- Практическим: упражнения, практические работы, практикумы;
- Наглядным: использование схем, таблиц, рисунков, моделей, образцов;
Сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм работы.
4. Ценностные ориентиры
Обучение творческому применению осваиваемых знаний позволяет развивать широкие познавательные интересы и инициативу учащихся, стремление к творчеству, отношение к труду и творчеству как к состоянию нормального человеческого существования, ощущение доступности обновления своих компетенций.
Развивает:
готовности к сотрудничеству и помощи тем, кто в ней нуждается,
восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Развитие логического, алгоритмического и системного мышления, создание предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений, способствует ориентации учащихся на формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, на восприятие научного познания как части культуры человечества.
Ориентация курса на осознание множественности моделей позволяет формировать не только готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию, но и уважение к окружающим, умение слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение.
5. Личностные и метапредметные результаты
Личностные результаты
К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести:
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия:
оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла,
соотнесение целей с возможностями
определение временных рамок
определение шагов решения задачи
видение итогового результата
распределение функций между участниками группы
Познавательные универсальные учебные действия:
Коммуникативные универсальные учебные действия:
умение обосновывать свою точку зрения (аргументировать, основываясь на предметном знании)
способность принять другую точку зрения, отличную от своей
способность работать в команде;
выслушивание собеседника и ведение диалога.
Планируемые результаты освоения
учащимися программы внеурочной деятельности «Страна мастеров»
Личностные универсальные учебные действия
У учащегося будут сформированы:
интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
учащийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни; выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания.
Регулятивные универсальные учебные действия
учащийся научится:
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия.
учащийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
контролировать действия партнёра.
учащийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
владеть монологической и диалогической формой речи;
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
учащийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
высказываться в устной и письменной форме;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте.
учащийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
достичь оптимального для каждого уровня развития;
сформировать навыки работы с информацией.
6. Основное содержание
1. Вводное занятие.
Правила поведения в кабинете. Техника безопасности при работе с клеем, ножницами. Знакомство с поделками прошлых лет.
2. Изонить.
Техника «Изонить». Схемы заполнения элементов. Схемы заполнения круга. Схемы заполнения угла. Сочетание геометрических фигур. Картина с растительными элементами. Оформление картины (рамка).
3. Папье-маше.
Папье-маше. Особенности технологии. Поделки с круглой основой. Грунтовка изделия. Выравнивание поверхности. Покраска.
Кукла (папье-маше). Особенности строения фигуры человека. Послойное изготовление куклы. Грунтовка изделия. Выравнивание поверхности. Покраска.
4. Выжигание по ткани.
Особенности техники «Выжигание по ткани». Техника безопасности.
Особенности ткани. Подготовка к работе. Перевод рисунка. Выжигание по ткани (платочек). Выжигание по ткани (воротник). Выжигание по ткани (салфетка).
5. Техника «Пейп-арт».
Техника «Пейп-арт», её особенности и возможности. Изготовление браслета.
Покраска изделия.
6.Защита мини-проекта (мини-выставка изделий).
7. Тематическое планирование
№ | тема | Кол-во час |
1 | Вводное занятие. Правила поведения в кабинете. | 1 |
2 | Изонить | 8 |
3 | Папье-маше | 12 |
4 | Выжигание по ткани | 8 |
5 | Техника «Пейп-арт» | 4 |
6 | Защита мини-проекта (мини-выставка изделий). | 1 |
| всего | 34 |
8.Учебно-методическое обеспечение образовательной деятельности
Используемая литература:
Ресурсы сети Интернет
Страна мастеров. Техники: витраж, коллаж, лепка, мозаика, торцевание и др. [Электронный ресурс]: http://stranamasterov.ru/technics
Материалы и инструменты:
1.Клей ПВА
2.Ножницы
3.Бумага (цветная, газеты)
4.Краски
5.Ткань
6. Выжигатели по дереву
9. Календарно-тематическое планирование
№ занятия | Тема | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | Дата |
план | факт |
1 | Вводное занятие. Правила поведения в кабинете | 1 | Регулятивные универсальные учебные действия: освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях; формирование умений ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные эскизы в процессе работы; оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла, соотнесение целей с возможностями определение временных рамок определение шагов решения задачи видение итогового результата распределение функций между участниками группы планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений. Познавательные универсальные учебные действия: умение задавать вопросы умение получать помощь умение пользоваться справочной, научно-популярной литературой, сайтами построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные универсальные учебные действия: умение обосновывать свою точку зрения (аргументировать, основываясь на предметном знании) способность принять другую точку зрения, отличную от своей способность работать в команде; выслушивание собеседника и ведение диалога. | | |
2 | Знакомство с технологиями. Техника безопасности при работе с ножницами, иглами. | 1 | | |
3 | Изонить. Схемы заполнения. | 1 | | |
4 | Схемы заполнения круга. | 1 | | |
5 | Схемы заполнения угла | 1 | | |
6 | Сочетание геометрических фигур | 1 | | |
7 8 | Картина с растительными элементами | 2 | | |
9 | Оформление картины (рамка) | 1 | | |
10 | Папье – маше. Особенности технологии. | 1 | | |
11 12 13 | Поделки с круглой основой. | 3 | | |
| |
| |
14 | Грунтовка изделия. Выравнивание поверхности. | 1 | | |
15 | Покраска. | 1 | | |
16 17 18 19 | Кукла (папье-маше). | 4 | | |
| |
| |
| |
20 | Грунтовка изделия. Выравнивание поверхности. | 1 | | |
21 | Покраска. | 1 | | |
22 | Выжигание по ткани. Техника безопасности. Особенности ткани. | 1 | | |
23 | Подготовка к работе. Перевод рисунка. | 1 | | |
24 25 | Выжигание по ткани (платочек). | 2 | | |
| |
26 27 | Выжигание по ткани (воротник). | 2 | | |
| |
28 29 | Выжигание по ткани (салфетка). | 2 | | |
| |
30 31 32 | Техника «Пейп-арт», её особенности и возможности. | 3 | | |
| |
| |
33 | Покраска изделия. | 1 | | |
34 | Защита мини-проекта (мини-выставка изделий). | 1 | | |