Блинова Елена Николаевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ СОШ 42 города Владимира
Тема- «С чего все началось. Археологический памятник Сунгирь»
Посвящение в охотники
Полезный потенциал
-Развитие интеллектуальных способностей детей;
-активизация интереса к изучению истории родного края, расширение кругозора учащихся;
-воспитание чувства патриотизма и гражданственности;
-включение учащихся в поисковую деятельность;
-побуждение ценностного отношения к самообразованию;
-развитие у учеников артистических и творческих способностей; воображения, речи, мелкой моторики.
Содержание подготовительного этапа
1.Опрос учащихся «Что вам известно о Сунгирской стоянке?»
2.Объединение учащихся в творческие группы.
3.Сбор материала и отчет групп по выбранной теме (животный и растительный мир той эпохи; жилище и одежда древних людей; занятия сунгирцев...)
4.Чтение и обсуждение книги Любови Фоминцевой «Сунгирская лошадка»
5.Экскурсия в исторический музей города Владимира.
6.Конкурc рисунков «Быт наших предков»
7.Мастер-класс «Изготовление оберега-сунгирская лошадка»
8.Подготовка сценки «Посвящение в круг взрослых охотников»
В процессе этой работы каждый учащийся смог совершить погружение в прошлое, почувствовать себя в роли жителей Сунгиря.
Психологический настрой
Творческая атмосфера в классе создается с помощью оформления выставок сообщений, детских рисунков и оберегов.
Достижение предметного результата
Учитель: Сегодня мы отправляемся в увлекательное путешествие-совершим скачок во времени на 25 тысяч лет назад и окажемся на стоянке древних людей-Сунгирь.
Сценка «Посвящение в круг взрослых охотников»
Трубят старинные ветра:
«Сунгирь, Сунгирь, Сунгирь...»
Им отвечает по утрам
Заклязьминская ширь.
Не ты ли песню ту создал,
Далекий пращур мой,
Чтоб я в тебе себя узнал,
Гордился бы тобой?
Алмазной сталью и стеклом
Сияет новый мир.
Но где-то слышится в былом:
«Сунгирь, Сунгирь, Сунгирь...»
Выходят четверо «жителей Сунгиря» (одеты в меховые одежды, с копьем и луком, на них много украшений и оберегов)
1 девочка-Сунгирь, Сунгирь, страна моя!
Прекрасное место с полноводными рыбными реками, бездонными озерами, бескрайними лесами, стаями птиц, несметными стадами оленей, бизонов и мамонтов.
2 девочка- Мы умеем добывать огонь, строить жилища, шить одежду из шкур, делать оружие из кремня и дерева, распрямлять бивни мамонта, изготавливать украшения-бусы, браслеты, амулеты. Род наш берет свое начало от рода Лошади Сунги.
Вождь племени- Сын мой, ты быстр так, что ветер отстает от тебя; ты распознаешь следы оленя, песца, зайца; копье твое летит точно в цель. Пришло время посвятить тебя в круг взрослых охотников.
(вешает на шею молодому охотнику амулет-Сунгирскую лошадку)
Все вместе- О,ласковая Мать Сунгирей,
Пьющая силу из солнца!
Теперь ты всегда со мной.
Пусть моя еда-будет твоей едой,
Моя радость-твоей радостью.
Сила твоя-сила моя,
Кровь твоя-кровь моя.
Никто не догонит тебя,
Никто не догонит меня.
Я с тобой навсегда!
Учитель: Мы прошли обряд посвящения. Но впереди нас ждут испытания-испытания для настоящих охотников. Вы будете получать жетоны-ракушки, по их количеству определим лучших охотников нашего племени.
1.Мы в древнем лесу. Настоящий охотник должен быть смекалистым. Отгадайте загадки о животном и растительном мире Сунгиря:
-Он зубаст, с косматой гривой,
Царь зверей-какой красивый! (лев)
-Жил в былые времена
Предок нашего слона.
Шерстью длинной он покрыт
И клыками знаменит. (мамонт)
-Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (ель)
-У меня длинней иголки,
Чем у елки.
Очень прямо я расту
В высоту. (сосна)
- Зимой спит,
Летом-ульи ворошит. (медведь)
-Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (олень)
- С округлыми листочками,
И майскими цветочками,
С соцветиями тонкими,
И шишечками звонкими. (ольха)
2. А сейчас мы в школе следопытов. Попробуйте распутать-разгадать следы зверей (заяц, волк, олень, песец, лошадь).
3. Вот и охотничья тропа. Кто быстро и ловко обойдет препятствия?
4. Открываем соревнование сунгирских метателей. Кто самый меткий и сразу попадет в мишень?
5.Жители приглашают нас на свою стоянку. Урок в гончарной мастерской. (вылепить из пластилина посуду)
6. Мы в меховой мастерской. (выбери одежду древнего человека из предложенных вариантов)
7. Уголок наскальной живописи. (нарисуй мамонта)
Финально-аккордовая часть
Вот и заканчивается наше погружение в прошлое. Как вы думаете, трудна была жизнь наших предков? Почему? Какими качествами должен был обладать настоящий охотник? Понравилось вам это путешествие?
Подведение итогов и награждение лучших охотников дипломами и сувенирами.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка внеурочного занятия по программе «Наш край».»
Методическая разработка внеурочного занятия по программе «Наш край».
Блинова Елена Николаевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ СОШ 42 города Владимира
Тема- «С чего все началось. Археологический памятник Сунгирь»
Посвящение в охотники
Полезный потенциал
-Развитие интеллектуальных способностей детей;
-активизация интереса к изучению истории родного края, расширение кругозора учащихся;
-воспитание чувства патриотизма и гражданственности;
-включение учащихся в поисковую деятельность;
-побуждение ценностного отношения к самообразованию;
-развитие у учеников артистических и творческих способностей; воображения, речи, мелкой моторики.
Содержание подготовительного этапа
1.Опрос учащихся «Что вам известно о Сунгирской стоянке?»
2.Объединение учащихся в творческие группы.
3.Сбор материала и отчет групп по выбранной теме (животный и растительный мир той эпохи; жилище и одежда древних людей; занятия сунгирцев...)
4.Чтение и обсуждение книги Любови Фоминцевой «Сунгирская лошадка»
5.Экскурсия в исторический музей города Владимира.
6.Конкурc рисунков «Быт наших предков»
7.Мастер-класс «Изготовление оберега-сунгирская лошадка»
8.Подготовка сценки «Посвящение в круг взрослых охотников»
В процессе этой работы каждый учащийся смог совершить погружение в прошлое, почувствовать себя в роли жителей Сунгиря.
Психологический настрой
Творческая атмосфера в классе создается с помощью оформления выставок сообщений, детских рисунков и оберегов.
Достижение предметного результата
Учитель: Сегодня мы отправляемся в увлекательное путешествие-совершим скачок во времени на 25 тысяч лет назад и окажемся на стоянке древних людей-Сунгирь.
Сценка «Посвящение в круг взрослых охотников»
Трубят старинные ветра:
«Сунгирь, Сунгирь, Сунгирь...»
Им отвечает по утрам
Заклязьминская ширь.
Не ты ли песню ту создал,
Далекий пращур мой,
Чтоб я в тебе себя узнал,
Гордился бы тобой?
Алмазной сталью и стеклом
Сияет новый мир.
Но где-то слышится в былом:
«Сунгирь, Сунгирь, Сунгирь...»
Выходят четверо «жителей Сунгиря» (одеты в меховые одежды, с копьем и луком, на них много украшений и оберегов)
1 девочка-Сунгирь, Сунгирь, страна моя!
Прекрасное место с полноводными рыбными реками, бездонными озерами, бескрайними лесами, стаями птиц, несметными стадами оленей, бизонов и мамонтов.
2 девочка- Мы умеем добывать огонь, строить жилища, шить одежду из шкур, делать оружие из кремня и дерева, распрямлять бивни мамонта, изготавливать украшения-бусы, браслеты, амулеты. Род наш берет свое начало от рода Лошади Сунги.
Вождь племени- Сын мой, ты быстр так, что ветер отстает от тебя; ты распознаешь следы оленя, песца, зайца; копье твое летит точно в цель. Пришло время посвятить тебя в круг взрослых охотников.
(вешает на шею молодому охотнику амулет-Сунгирскую лошадку)
Все вместе- О,ласковая Мать Сунгирей,
Пьющая силу из солнца!
Теперь ты всегда со мной.
Пусть моя еда-будет твоей едой,
Моя радость-твоей радостью.
Сила твоя-сила моя,
Кровь твоя-кровь моя.
Никто не догонит тебя,
Никто не догонит меня.
Я с тобой навсегда!
Учитель: Мы прошли обряд посвящения. Но впереди нас ждут испытания-испытания для настоящих охотников. Вы будете получать жетоны-ракушки, по их количеству определим лучших охотников нашего племени.
1.Мы в древнем лесу. Настоящий охотник должен быть смекалистым. Отгадайте загадки о животном и растительном мире Сунгиря:
-Он зубаст, с косматой гривой,
Царь зверей-какой красивый! (лев)
-Жил в былые времена
Предок нашего слона.
Шерстью длинной он покрыт
И клыками знаменит. (мамонт)
-Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (ель)
-У меня длинней иголки,
Чем у елки.
Очень прямо я расту
В высоту. (сосна)
- Зимой спит,
Летом-ульи ворошит. (медведь)
-Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (олень)
- С округлыми листочками,
И майскими цветочками,
С соцветиями тонкими,
И шишечками звонкими. (ольха)
2. А сейчас мы в школе следопытов. Попробуйте распутать-разгадать следы зверей (заяц, волк, олень, песец, лошадь).
3. Вот и охотничья тропа. Кто быстро и ловко обойдет препятствия?
4. Открываем соревнование сунгирских метателей. Кто самый меткий и сразу попадет в мишень?
5.Жители приглашают нас на свою стоянку. Урок в гончарной мастерской. (вылепить из пластилина посуду)
6. Мы в меховой мастерской. (выбери одежду древнего человека из предложенных вариантов)
7. Уголок наскальной живописи. (нарисуй мамонта)
Финально-аккордовая часть
Вот и заканчивается наше погружение в прошлое. Как вы думаете, трудна была жизнь наших предков? Почему? Какими качествами должен был обладать настоящий охотник? Понравилось вам это путешествие?
Подведение итогов и награждение лучших охотников дипломами и сувенирами.
6