СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление: «Духовно - нравственное воспитание младших школьников класса казачьей направленности во внеурочной деятельности»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Малевина Наталья Владимировна,

          учитель начальных классов                                                       

           МБОУ СОШ № 3 имени В. А.         Ермолаева  села Шедок

 

Тема выступления: «Духовно - нравственное воспитание младших школьников класса казачьей направленности во внеурочной деятельности»

 

Обучение в начальной школе - новый этап в жизни ребёнка: начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении. (Слайд 1)

«Под духовно- нравственным воспитанием младших школьников понимается процесс формирования у них:

- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);

- нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности).

- нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению   самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);

- нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости);

  При комплектовании нашего класса, большая часть родителей пожелали, чтобы их дети обучались именно в казачьем классе, где будут вестись факультативные  курсы «Основы православной культуры» и «Традиции и быт кубанских казаков».

Ребята понимают, что обучение в классе казачьей направленности не формальность, нужно научиться выполнять поручения, держать ответ перед товарищами за свою проделанную работу, говорить правду, поступать по справедливости. (Слайд 2)

При более глубоком изучении истории, традиций, быта казаков дети осознают свою принадлежность к определенной культурной среде, у них формируются любовь к родной земле, гордость за принадлежность к казачьему роду.

К большому сожалению, мы стали забывать свои корни, мы ничего не знаем о своих предках, не соблюдаем обычаи, не следуем традициям, а дальше? А дальше мы можем забыть – кто мы такие сами, где наш дом, где мы родились, где наша родина.

Казаки всегда славились своим мужеством, доблестью, готовностью пожертвовать собственной жизнью ради отечества.

Пробуждение патриотизма, гражданственности, духовности, происходит через приобщение ребят к народной культуре, обычаям, традициям; через исследовательскую деятельность; через песню.

 Зачастую наши дети видят смысл жизни лишь в потреблении материальных благ и удовлетворении своих интересов. Поэтому задача педагога формировать у ребят понимание важности морали; нравственного самосознания (совести); выработать стимулы дальнейшего нравственного развития; милосердие и любовь к людям; патриотизм, гражданственность; приверженность традициям.

 

Задача каждого учителя- это привлечение родителей к совместной

воспитательной работе. (Слайд 3)

 

На построение системы сотрудничества с родителями было уделено большое внимание. Очень эффективны родительские собрания, которые проводятся вместе с детьми. Именно на таких собраниях родители вместе с детьми знакомятся с традициями школы и класса, с содержанием и методикой организации образовательного и воспитательного процесса, перспективами развития детского коллектива. Взаимодействие семьи и школы будет только тогда плодотворным, когда родители совместно с детьми принимают участие в разработке и планировании классных дел. Для этого в воспитательный процесс я включаю такие мероприятия, которые способствуют объединению родителей со своими детьми. Например, совместные праздники, театрализованные представления, тематические экскурсии, экскурсии по достопримечательностям нашего края в рамках внеурочной деятельности в начальной школе.

Задача учителя донести до родителей то, что школа всегда может помочь родителям в решении вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Ведь именно семья является самым мощным средством в фор­мировании личности ребенка.

Очень важную роль в духовно – нравственном воспитании играет внеурочная деятельность. (Слайд 4)

По реализации духовно нравственного воспитания в начальной школе для реализации ФГОС в нашей школе разработаны следующие программы внеурочной деятельности:

  1. «Я- гражданин»
  2. «История и культура кубанского казачества»
  3. «ОПК»

Эти курсы внеурочной деятельности являются составной частью воспитательного процесса в школе, дает возможность воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине, родному селу, гордости за боевое прошлое, а также стремление участвовать в созидательной деятельности во имя Отечества и малой Родины. Мы ежегодно проводим внеклассные мероприятия, праздники, например «Рождество Христово», «Пасха», «Покров», «Моя семья», праздники посвящённые бабушкам и дедушкам, мамам, где принимают участие ,как сами учащиеся, так и их родители.

При проведении занятий используются следующие формы:

- беседы с родителями и детьми,

- книжные выставки,

- практические занятия,

- наблюдения за поведением сверстников,

- посещение храма.

В нашей школе успешно используется технология проектной деятельности, предусматривающая умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире.     Проекты предполагают совместную работу обучающихся и родителей, что помогает налаживанию отношений в семье, воспитанию взаимопомощи, уважительного отношения младших к старшим членам семьи.    В проектной деятельности у обучающихся систематизируются нравственные знания, происходит становление их нравственных чувств, совершенствуется опыт нравственного поведения. (Слайд 5)    Каждая тема обсуждается с ребятами, намечаются цели, заполняется таблица личного участия. Самым интересным пунктом работы над проектом для детей стала защита своих проектов. С интересом, непринужденно ребята рассказывали о своей, показывали фотографии, рисунки, поделки.

   Посетив экскурсию «Цветы у обелисков», ребята познакомились с памятными местами села. (Слайд 6)

   Ребята участвуют в митингах, проводимых на территории местного памятника «Памяти погибших солдат», ухаживают за ним, возлагают цветы.

Ребята на занятиях активно работают по формированию речевых навыков, умению общаться с аудиторией. Развивается умение отстаивать свою точку зрения, использовать доказательства, делать выводы.

Ребята часто посещают Свято – Ильинский храм села Шедок. (Слайд 7)

Так как у нас казачий класс, то большая часть времени отводится знакомству с народным творчеством, традициями и обычаями страны, края. (Слайд 8)

 Ребята с большим удовольствием становятся участниками инсценировок народных праздников. Был проведён большой концерт, где ребята показали все свои таланты (пели песни, плясали, читали стихи, участвовали в инсценировках). Данное мероприятие понравилось и детям и родителям. (Слайд 9)

   

    Внеурочная деятельность по направлениям, освещенным выше, вносит большой вклад в формирование духовно- нравственной личности с активной жизненной позицией. (Слайд 10)

В нравственном воспитании младших школьников очень важен личный пример учителя, его отношение к детям. Даже в мелочах, в манерах дети стараются подражать своему учителю. Если отношения между учителем и учениками строятся на душевности, отзывчивости, заботливости, такими же будут отношения учеников между собой.

В своей работе я стараюсь создать условия для развития духовности учащихся, основываясь на общечеловеческие ценности. (Слайд 11)

Мне очень хочется, чтобы в нашей школе царил дух уважения, искренности, доверия, доброты, творчества и любви, чтобы в этой атмосфере могла вырасти гармонично развитая личность, любящая свою родину, бережно относящаяся к традициям своего народа, осознающая приоритет общечеловеческих ценностей жизни и здоровья. (Слайд 12)

Поэтому стараюсь наполнять процесс обучения материалом патриотической и духовно-нравственной направленности. Это подготовит ребят к вступлению во «взрослую» жизнь, с ее нормами и требованиями, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше. (Слайд 13, 14)

 

Литература

  1. Лиходей Н.В. Программа воспитательной работы с классом. / Н.В. Лиходей - М., ТЕИС, 2007.
  2. Настольная книга классного руководителя. Справочно-методическое пособие. - М., Астрель, 2003 - 574с.
  3. Рындак В.Г. Педагогика: Учебное пособие. / В.Г. Рындак - М., БЕК, 2006.
  4. Интернет  - ресурсы
  5. Используемые источники:
  6. 1. Данилюк  А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция   духовно-нравственного  воспитания российских школьников.
  7. 2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2008.
  8. 3. Шевченко Л.Л. Православная культура. Методическое пособие для учителя. М., 2006.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Выступление: «Духовно - нравственное воспитание младших школьников класса казачьей направленности во внеурочной деятельности»»

Малевина Наталья Владимировна,

учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 3 имени В. А. Ермолаева села Шедок


Тема выступления: «Духовно - нравственное воспитание младших школьников класса казачьей направленности во внеурочной деятельности»


Обучение в начальной школе - новый этап в жизни ребёнка: начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении. (Слайд 1)

«Под духовно- нравственным воспитанием младших школьников понимается процесс формирования у них:

- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);

- нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности).

- нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению   самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);

- нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости);

При комплектовании нашего класса, большая часть родителей пожелали, чтобы их дети обучались именно в казачьем классе, где будут вестись факультативные курсы «Основы православной культуры» и «Традиции и быт кубанских казаков».

Ребята понимают, что обучение в классе казачьей направленности не формальность, нужно научиться выполнять поручения, держать ответ перед товарищами за свою проделанную работу, говорить правду, поступать по справедливости. (Слайд 2)

При более глубоком изучении истории, традиций, быта казаков дети осознают свою принадлежность к определенной культурной среде, у них формируются любовь к родной земле, гордость за принадлежность к казачьему роду.

К большому сожалению, мы стали забывать свои корни, мы ничего не знаем о своих предках, не соблюдаем обычаи, не следуем традициям, а дальше? А дальше мы можем забыть – кто мы такие сами, где наш дом, где мы родились, где наша родина.

Казаки всегда славились своим мужеством, доблестью, готовностью пожертвовать собственной жизнью ради отечества.

Пробуждение патриотизма, гражданственности, духовности, происходит через приобщение ребят к народной культуре, обычаям, традициям; через исследовательскую деятельность; через песню.

Зачастую наши дети видят смысл жизни лишь в потреблении материальных благ и удовлетворении своих интересов. Поэтому задача педагога формировать у ребят понимание важности морали; нравственного самосознания (совести); выработать стимулы дальнейшего нравственного развития; милосердие и любовь к людям; патриотизм, гражданственность; приверженность традициям.


Задача каждого учителя- это привлечение родителей к совместной

воспитательной работе. (Слайд 3)


На построение системы сотрудничества с родителями было уделено большое внимание. Очень эффективны родительские собрания, которые проводятся вместе с детьми. Именно на таких собраниях родители вместе с детьми знакомятся с традициями школы и класса, с содержанием и методикой организации образовательного и воспитательного процесса, перспективами развития детского коллектива. Взаимодействие семьи и школы будет только тогда плодотворным, когда родители совместно с детьми принимают участие в разработке и планировании классных дел. Для этого в воспитательный процесс я включаю такие мероприятия, которые способствуют объединению родителей со своими детьми. Например, совместные праздники, театрализованные представления, тематические экскурсии, экскурсии по достопримечательностям нашего края в рамках внеурочной деятельности в начальной школе.

Задача учителя донести до родителей то, что школа всегда может помочь родителям в решении вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Ведь именно семья является самым мощным средством в фор­мировании личности ребенка.

Очень важную роль в духовно – нравственном воспитании играет внеурочная деятельность. (Слайд 4)

По реализации духовно нравственного воспитания в начальной школе для реализации ФГОС в нашей школе разработаны следующие программы внеурочной деятельности:

  1. «Я- гражданин»

  2. «История и культура кубанского казачества»

  3. «ОПК»

Эти курсы внеурочной деятельности являются составной частью воспитательного процесса в школе, дает возможность воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине, родному селу, гордости за боевое прошлое, а также стремление участвовать в созидательной деятельности во имя Отечества и малой Родины. Мы ежегодно проводим внеклассные мероприятия, праздники, например «Рождество Христово», «Пасха», «Покров», «Моя семья», праздники посвящённые бабушкам и дедушкам, мамам, где принимают участие ,как сами учащиеся, так и их родители.

При проведении занятий используются следующие формы:

- беседы с родителями и детьми,

- книжные выставки,

- практические занятия,

- наблюдения за поведением сверстников,

- посещение храма.

В нашей школе успешно используется технология проектной деятельности, предусматривающая умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире.
Проекты предполагают совместную работу обучающихся и родителей, что помогает налаживанию отношений в семье, воспитанию взаимопомощи, уважительного отношения младших к старшим членам семьи.
В проектной деятельности у обучающихся систематизируются нравственные знания, происходит становление их нравственных чувств, совершенствуется опыт нравственного поведения. (Слайд 5)
Каждая тема обсуждается с ребятами, намечаются цели, заполняется таблица личного участия. Самым интересным пунктом работы над проектом для детей стала защита своих проектов. С интересом, непринужденно ребята рассказывали о своей, показывали фотографии, рисунки, поделки.

Посетив экскурсию «Цветы у обелисков», ребята познакомились с памятными местами села. (Слайд 6)

Ребята участвуют в митингах, проводимых на территории местного памятника «Памяти погибших солдат», ухаживают за ним, возлагают цветы.

Ребята на занятиях активно работают по формированию речевых навыков, умению общаться с аудиторией. Развивается умение отстаивать свою точку зрения, использовать доказательства, делать выводы.

Ребята часто посещают Свято – Ильинский храм села Шедок. (Слайд 7)

Так как у нас казачий класс, то большая часть времени отводится знакомству с народным творчеством, традициями и обычаями страны, края. (Слайд 8)

Ребята с большим удовольствием становятся участниками инсценировок народных праздников. Был проведён большой концерт, где ребята показали все свои таланты (пели песни, плясали, читали стихи, участвовали в инсценировках). Данное мероприятие понравилось и детям и родителям. (Слайд 9)

Внеурочная деятельность по направлениям, освещенным выше, вносит большой вклад в формирование духовно- нравственной личности с активной жизненной позицией. (Слайд 10)

В нравственном воспитании младших школьников очень важен личный пример учителя, его отношение к детям. Даже в мелочах, в манерах дети стараются подражать своему учителю. Если отношения между учителем и учениками строятся на душевности, отзывчивости, заботливости, такими же будут отношения учеников между собой.

В своей работе я стараюсь создать условия для развития духовности учащихся, основываясь на общечеловеческие ценности. (Слайд 11)

Мне очень хочется, чтобы в нашей школе царил дух уважения, искренности, доверия, доброты, творчества и любви, чтобы в этой атмосфере могла вырасти гармонично развитая личность, любящая свою родину, бережно относящаяся к традициям своего народа, осознающая приоритет общечеловеческих ценностей жизни и здоровья. (Слайд 12)

Поэтому стараюсь наполнять процесс обучения материалом патриотической и духовно-нравственной направленности. Это подготовит ребят к вступлению во «взрослую» жизнь, с ее нормами и требованиями, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше. (Слайд 13, 14)


Литература

  1. Лиходей Н.В. Программа воспитательной работы с классом. / Н.В. Лиходей - М., ТЕИС, 2007.

  2. Настольная книга классного руководителя. Справочно-методическое пособие. - М., Астрель, 2003 - 574с.

  3. Рындак В.Г. Педагогика: Учебное пособие. / В.Г. Рындак - М., БЕК, 2006.

  4. Интернет  - ресурсы

  5. Используемые источники:

  6. 1. Данилюк  А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция   духовно-нравственного  воспитания российских школьников.

  7. 2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2008.

  8. 3. Шевченко Л.Л. Православная культура. Методическое пособие для учителя. М., 2006.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!