Разработка воспитательского часа на тему:
Цветущая от края и до края. Будь счастлива, родная сторона!
Возраст: учащиеся 7 - 9 классов
Форма проведения: викторина – игра «Поле чудес»
Цель: стимулировать интерес воспитанников к изучению родного края, родного города
Задачи:
пополнить знания воспитанников об отдельных страницах истории и культуры Бурятии, государственной символике;
познакомить с традициями и обычаями бурятского народа
развивать познавательную активность средствами игры
воспитывать толерантное, гуманное уважение к национальным различиям, стремление к культурному взаимодействию
приблизить ребенка к миру искусства, воспитывать способности и потребности к творчеству
коррекция эмоционально – волевой сферы через все виды деятельности, с опорой на сохранные анализаторы; развитие устной речи, внимания, памяти, ориентировки в пространстве
Для оформления:
символика Бурятии, плакат к 350-летию вхождения Бурятии в состав России, барабан с секторами (см. фото), над доской плакат с благопожеланием;
на доске зашифрованные слова, оформленные по буквам, согласно заданиям, размером ½ альбомного листа, буквы контрастные по цвету – черные на желтом, черные на голубом; фишки с символикой (крупно), все оформлено с соблюдением офтальмологических требований;
алфавит на альбомных листах, по количеству игроков, призы в яркой коробке,
хадак;
презентация, муз. оформление на флешке (русская плясовая, мелодии родного края, диск «Туристическая Бурятия»);
мультимедиа, магнитофон, ноутбук;
заранее пригласить на занятие участников музыкальной паузы, подготовить движения для физминутки, с учетом возможностей детей;
Ход воспитательского часа:
Заставка. Входит воспитатель.
I.Организационный момент. Дети сидят в зале. Фоном звучит мелодия родного края
Воспитатель: Добрый день, ребята! Добрый день, уважаемые гости! Позвольте представиться: меня зовут Дорохова Оксана Геннадьевна. Давайте познакомимся с вами поближе. Пусть каждый из вас, ребята, встанет и громко, четко назовет свое имя. (Знакомство)
Я рада нашему знакомству и приветствую вас на нашем необычном воспитательском часе – игре, посвященной родному краю, где мы с вами проживаем.
1. Эмоциональный настрой.
Воспитатель читает:
Ты хороша в любое время года
В разливе рек и в блеске февраля.
Счастливый край, счастливого народа,
Любимая Бурятия моя!
Сегодня у нас необычная встреча, так как она совпадает с праздником Сагаалган. Я вас всех поздравляю с праздником Белого месяца. И в знак проявления гостеприимства, соблюдая традиции и обычаи бурятского народа, мы с вами, ребята, как хозяева этого мероприятия, поприветствуем уважаемых гостей.
Это благопожелание и будет девизом нашей встречи.
Пока подходит воспитатель к гостям, читает:
В праздник белого месяца
Как у нас повелось.
Людям надо бы встретиться, чтоб светлее жилось…
(Подношение хадака и произношение благопожелания на бурятском и русском языках:
Пусть белыми наши помыслы
И светлым будет наше будущее)
2.Сообщение темы занятия, постановка цели
И на этой торжественной ноте позвольте открыть нашу игру «Поле чудес» Она вам всем знакома.
Тема нашей игры: Цветущая от края и до края, будь счастлива родная сторона!
Игра поможет нам лучше узнать родной край, вспомнить важные и интересные факты и поможет создать хорошее настроение в эти праздничные дни.
II. Актуализация знаний воспитанников.
Отборочный тур.
А перед тем как ее начать, мы проведем отборочный тур.
Правила отборочного тура:
1.Я буду вам задавать вопросы.
2.Если вы знаете ответ, поднимаете руку.
3.Кто первый поднимет руку, получает фишку.
4.У кого будет больше фишек, выходит в основной тур.
5. Напоминаю: Если вы знаете ответ, прошу с места не кричать, а поднимать руку.
Примечание: На каждый вопрос и ответ – слайды тематической презентации.
Вопросы отборочного тура:
В 1923 году образована наша республика. Как она называлась?
Ответ: в 1923 году образована наша республика Бурят – монгольская Автономная Советская социалистическая республика. Верхнеудинск объявлен ее столицей
2.Как в настоящее время называется наша республика?
Ответ: Республика Бурятия (далее РБ), получила название в 1991 г.
3.Назовите фамилию и имя действующего президента.
Ответ: Наговицын Вячеслав Владимирович
4. У каждой страны или республики есть свои государственные символы, назовите их. Что является символами РБ
Ответ: флаг, герб, гимн (на слайде)
5.Как город Улан – Удэ назывался раньше?
Верхнеудинск (кратко рассказать)
6. Что в переводе с бурятского означает Улан – Удэ?
Ответ: Улан в переводе с бурятского означает « красный», уда – полдень
7.Назовите главную площадь Улан-Удэ
Ответ: Главная площадь Улан-Удэ, ранее имевшая название Нагорной площади. В 1931 году на площади было построено самое большое здание города - Дом Советов.
8. Назовите главную улицу города
Ответ: Улица Ленина (рассказать и показать на слайде)
Главная улица города, (бывшая Большая Николаевская), Начинается от Одигитриевского собора, пересекает центральную часть города и связывает две площади: площадь Революции и площадь Советов.
9. Самое глубокое пресноводное озеро в мире, расположенное в РБ
Ответ: Байкал
10.Самый крупный остров на озере Байкал
Ответ: Ольхон
11. Как называется самая крупная река в республике, берущая начало в Монголии и впадающая в Байкал. Нередко ее называют «рекой времени»
Ответ: Селенга.
Итак, мы подводим итоги отборочного тура, с помощью которого мы с вами совершили короткое путешествие по нашему краю и повторили, а кто – то узнал новое о Бурятии.
Посчитайте свои жетоны. По результатам отборочного тура в основную игру выходят:
1. 2. 3.
Музыкальная пауза: национальный бурятский танец в исполнении приглашенных профессиональных танцоров.
III. Основной этап
1. « Поле чудес»
Итак, позвольте озвучить правила игры в основном туре:
1.Игроки по очереди будут крутить барабан.
2. Задача каждого – отгадать слово полностью, называя буквы
3. Если игрок знает слово – он может назвать его сразу.
4. Если игрок называет слово неправильно – он выбывает из игры.
А теперь познакомимся с секторами:
Вы все знакомы с телевизионной игрой «Поле чудес», но на нашей игре очков вы набирать не будете, капиталом будут служить ваши знания.
Итак, Сектор «*» дает право назвать букву
Сектор «+» дает право открыть букву, которую указывает игрок
Сектор «П» приз, если игрок выбирает приз, покидает игру, если нет – просто называет букву
Сектор « телефон» - помощь друга из зала (друг может подсказать только букву)
Сектор изображение грустного смайлика – пропуск хода
«Ю» - сектор юрол ( благопожелание) – игрок дарит всем присутствующим свое пожелание, а может прочесть стихотворение, исполнить песню о Бурятии– то есть это творческий сектор
Правила игры понятны?
И мы начинаем игру. Игроков прошу пройти за барабан, поприветствуем их аплодисментами.
Задание основного тура, внимание на экран:
Перед вами один из государственных символов республики. Флаг сине – бело – желтый.
Во все времена цвету придавали особое значение. Синий – символ неба, желтый – символ вечности, внимание вопрос. Что символизирует белый цвет?
Прошу, крутите барабан.
На табло: Чистота (закрыто) 7 букв
Во время игры ведущий поддерживает разговор с детьми, знакомится с ними, задает вопросы по теме, импровизирует.
Итак, поприветствуем победителя игры – финалиста (называю имя)
Хотелось бы добавить, что сочетаний белого и синего цветов встречается и на флаге России, что символично и показывает идею единства Бурятии с Россией, их дружбы и согласия. В изображении герба Бурятии тоже присутствуют эти цвета.
Прошу участников пройти на свои места.
Аплодисменты участникам игры!
2. Физминутка
А сейчас я предлагаю немного отдохнуть. Прошу вас всех встать, выйти в круг и потанцевать. Я буду показывать вам движения, а вы за мной будете повторять.
( дети, под музыку русской плясовой, повторяя за воспитателем движения, танцуют.)
Мы молодцы, прошу всех вернуться на свои места.
А музыку для танца я выбрала неслучайно. Под музыку какого народа мы с вами танцевали? (русского).
3. Финальная игра
Итак, прошу финалиста пройти за барабан. Давайте поприветствуем его аплодисментами!
Внимание, задание для финального тура:
На табло зашифровано слово из 6 букв.
Внимание, вопрос: назовите традиционный бурятский символ вечной жизни. Разрешается открыть 3 буквы. По истечении 1 минуты, нужно будет назвать все слово полностью.
Задание на табло: Соембо
Если слово отгадано, поздравить игрока, задать вопрос: а из каких элементов состоит, на каких государственных символах встречается. Если не знают рассказать или дополнить, показывая на слайде:
Золотое соембо – традиционный восточный символ вечной жизни, представляющий собой изображение луны, солнца и очага в следующей последовательности: внизу серп луны, над ним круг солнца, а над ним изображение очага из 3 языков пламени. Луна, располагаясь внизу, образует своеобразную чашу, над которой как бы восходит солнце, а выше его – три языка пламени. 3 языка пламени выбраны тоже не случайно. Передний язычок – символ прошлого, средний – олицетворяет современное поколение, третий – будущие поколения. Огонь считается символом чистоты и хранителем дома.
Поприветствуем победителя нашей игры!
Примечание: Если не отгадал, сказать, что игрок уже финалист, уже победитель. Поздравить.
Включить видео
IV .Подведение итогов занятия. Рефлексия
Фоном звучат мелодии родного края.
Наше занятие подходит к концу. Ребята, я хочу вас спросить, а что для вас Бурятия? Для меня это -….
А для вас? (ответы детей)
А теперь я попрошу всех присутствующих закрыть глаза. Вспомните свои родные места, представьте себе своих родных и близких, пожелайте им мысленно счастья, добра, благополучия, мира!
Сегодня у нас есть победитель, но нет проигравших. Мы еще и еще раз объяснились в любви своей малой Родине – своей Бурятии. Для каждого она своя: дома, улицы, чистый воздух, ласковое солнце, люди, которые нас окружают, друзья. Неважно, какой ты национальности, проживаем мы на одной земле – в Бурятии.
Давайте учиться жить дружно, учиться любить и быть любимыми!
3.Заключительное слово воспитателя. Читает стихи местного автора под национальную музыку
Мое Забайкалье – родная земля!
Как доброго друга люблю тебя я.
Как нежную маму тебя берегу,
Как вечную клятву забыть не могу!
Здесь и раздолье, и горная высь,
Тут русская песня с бурятской слились.
Ох, черные косы, да русская прядь
За крепкую дружбу хочу вас обнять!
Бурятия моя – родная земля! Всей русской душою люблю тебя я! Воспитатель прощается с участниками, вручает призы.
7