СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка Воспитательного часа «Человек в конфликте»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью воспитательного часа является ознакомление детей с понятиями «конфликт» и «конфликтная ситуация», со способами предупреждения конфликтов; формирование позитивного отношения к людям, желания овладеть навыками общения и социального взаимодействия; побуждение детей к сотрудничеству, взаимопониманию.

Просмотр содержимого документа
«Разработка Воспитательного часа «Человек в конфликте»»

Классный час «Человек в конфликте»


Те, кто не могут сварить суп, заваривают кашу.

Валентин Домиль


Цели: ознакомить детей с понятиями «конфликт» и «конфликтная ситуация», со способами предупреждения конфликтов; способствовать формированию позитивного отношения к людям, желания овладеть навыками общения и социального взаимодействия; побуждать детей к сотрудничеству, взаимопониманию.

Задачи:

 - формировать представления о различных вариантах человеческого общения;

- способствовать осмыслению конфликтной ситуации и путей выхода из нее.

- формирование навыков  правильного  выхода из конфликтной ситуации.

Форма проведения: час общения Оборудование и материалы:

- видеоролики «Конфликтная ситуация», «Победа над конфликтом», эпиграф, наглядный материал.

Классный руководитель. Если коллектив не может работать дружно, в этом коллективе постоянно выясняются отношения, копятся обиды, происходят столкновения. Как их избежать? Об этом мы и будем говорить во время классного часа.

Тема нашего классного часа – конфликты.

Почему возникла именно эта тема?

В предверии классного часа было проведено анкетирование и тестирование.

И вот результаты. (Сообщение результатов исследования) - Какие эмоции и ассоциации вызывает у вас это слово? (Ругань, слезы, драки, синяки, кулаки, ссоры, обиды, убийства, разрушение семьи, потеря работы, тюрьма и т.п.)

-  Как видим, преобладают отрицательные эмоции и ассоциации. Неужели ничего положительного нет в конфликтах? (Поиски истины, открытия, самоутверждение и т.п.) Могут ли люди обходиться без конфликтов? 

- Что такое конфликт (ссора, спор)?

. Классный руководитель. Прочитайте эпиграф к классному часу {читает). Как бы вы объяснили его значение- Ребята, приходилось ли вам «заваривать кашу»? В чем это заключалось?

(Примерные ответы детей

- Сделал такое, что потом еле-еле распутал.

- Натворил гадостей, потом родители расхлебывали.

- Напутал чего-то, перессорился со всеми.

- Попадал в трудное положение, из которого не мог найти выход.

- Очень осложнил, запутал одно дело, которое исправлять пришлось другим.

Классный руководитель. А есть и другая поговорка со словом «каша»: «С тобой каши не сваришь!» О ком так говорят?

Примерные ответы детей:

- О бестолковых, ленивых, тупых.

- Об упрямых, несговорчивых.

- О тех, кто не может сотрудничать.

- О таком человеке, с которым невозможно договориться?

Примерные ответы детей:

- Те, кто не способен к общению и пониманию, попадают в запутанные ситуации.

- Кто не может ладить с людьми, тот постоянно создает трудности для себя и других.

- Если в коллективе не могут работать дружно, там любое дело превращается в кашу.

Конфликты стары как мир. Люди всегда старались понять мир и друг друга. Иногда это трудно, потому что не все видят проблемы одинаково. Послушайте индийскую сказку и попытайтесь определить причину ошибки мудрецов.

Мудрецы и слон

Давным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? «Я знаю, — сказал один мудрец, — мы ощупаем его». – «Хорошая идея, — сказали другие, — тогда мы будем знать, какой он — слон». Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад. «Слон похож на веер!» — закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» — воскликнул он. «Вы оба неправы, — сказал третий, — он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост. «Слон похож на копье», — воскликнул четвертый. «Нет, нет, — закричал пятый, — слон как высокая стена!» Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хобот. «Вы все неправы, — сказал он, — слон похож на змею». – «Нет, на веревку!» – «Змея!» – «Стена!» – «Вы ошибаетесь!» – «Я прав!» Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.

– О чём эта сказка?

– Почему они так и не узнали, как выглядит слон?

Вы правы. Каждый человек мог представить себе лишь то, что могли чувствовать его руки. В результате каждый думал, что он открыл истину и знает, на что похож слон. Никто не хотел слушать, что говорят другие.

– Были ли мудрецы действительно мудрыми?

У них возник конфликт, основанный на различиях в восприятии.

– Как мудрецы могли бы узнать, как на самом деле выглядит слон.

Перепишите конец сказки.

У каждого человека своя точка зрения на тот или иной предмет, так как все одну и ту же вещь видят и слышат по-разному. А вот ещё один пример конфликта (просмотр видеоролика)

– К каким результатам приводят конфликты?

Три результата конфликта.

 (показать на примере ребенка, желающего сходить на концерт, который состоится вечером, и на который его не отпускают родители)

1. Победа – поражение — одна сторона удовлетворена, но другая не удовлетворена.

2. Поражение – поражение — обе стороны не удовлетворены результатом.

3. Победа – победа — обе стороны приходят к согласию.

Способы предотвращения конфликтов

Классный руководитель. Как и болезни, конфликты лучше предупредить, чем лечить. Сейчас мы будем учиться предупреждать конфликтные ситуации. Для этого существует множество способов. Мы рассмотрим два самых распространенных. Первый способ предупреждения конфликта - это мягкое противостояние. Мягкое противостояние - это решительное возражение, высказанное в мягкой форме. Так можно и отстоять свою позицию, и не обидеть другого человека. Второй способ называется «конструктивное предложение». Это попытка найти компромисс, то есть выход, который бы смог устроить всех. Рассмотрим конкретные ситуации.

Мягкое противостояние

Классный руководитель. Вам не нравится, что ваш сосед по парте никогда не носит в школу учебников и пользуется вашими. Окажите ему мягкое противостояние. Попробуйте мягко намекнуть ему на это.

(Учитель дает слово детям, желающим высказаться. Если желающих не будет, можно предложить высказаться детям, сидящим в первом ряду. Каждый ученик, не вставая с места, должен обратиться по имени к соседу и высказать свои претензии (в максимально доброжелательной форме). Не страшно, что все дети будут говорить одни и те же слова. Важно, чтобы они нашли нужную интонацию - достоинство и твердость в мягкой форме.)

Примерные фразы:

- Дима, не хочется ссориться, но мне очень не нравится, когда моими вещами пользуются другие.

- Саша, не обижайся, но это мои учебники, и мне удобнее пользоваться ими одному.

И т. п.

Конструктивное предложение

Классный руководитель. У вас очень хорошо получается мягкое противостояние. А как можно в этой ситуации избежать конфликтов с помощью конструктивного предложения?

(Дети высказываются также, как и в предыдущем случае.)

Примерные ответы детей:

- Лена, мне кажется несправедливым то, что я одна ношу в школу учебники, давай будем делать это по очереди. Тогда никому не будет обидно.

- Я понимаю, Аня, как тяжело носить в школу полный портфель книг. Сейчас есть такие портфели на колесиках и с выдвигающейся ручкой, как чемоданы. Может, попросишь у родителей такой на Новый год или на день рождения?

Классный руководитель. Мягкое противостояние и конструктивное предложение - это два способа поведения, которые помогут вам предотвратить конфликты и сохранить собственное достоинство.

Если конфликт нельзя предотвратить, то им можно и нужно управлять

Правила управления конфликтом: Давайте составим ассоциативный куст( не прерывать, выслушать, не оскорблять, сохранять спокойный тон, предлагать конструктивные компромиссные решения, закончить на позитивной ноте, использовать юмор, создать искусственную изоляцию, сохранять спокойствие)

Работа в группе

  • Поделить класс на три группы и разыграть ситуации:

  • - первая выступает с позиции родителей (или первой стороны);

- вторая с позиции детей (или второй стороны);

- третья – группа независимых экспертов, которая оценивает  выступления первой и второй групп, определяет, кто был более убедителен, может озвучить свои аргументы для той или иной стороны.

Ситуации для проигрывания:

  1. Мама вечером пытается проверить у дочери приготовленные уроки, девочка отказывается показать тетради.

  1. Семья располагается вечером у телевизора, но смотреть каждый хочет свое. Например, сын — заядлый болельщик, и он рассчитывает посмотреть трансляцию хоккейного матча. Мама настроена на очередную серию российского сериала. Разгорается спор: мама никак не может пропустить серию, она «весь день ее ждала»; сын никак не может отказаться от матча: он «ждал его еще дольше!».

  1. Мама торопится закончить приготовления к приему гостей. Неожиданно обнаруживается, что в доме нет хлеба. Она просит дочь сходить в магазин. Но той нужно уходить на встречу с друзьями, и она не хочет опаздывать. Мама просит «войти в ее положение», дочка делает то же. Одна настаивает, другая не уступает. Страсти накаляются...

Классный руководитель. В обществе нельзя жить без противоречий, люди всегда будут отличаться взглядами, вкусами и пристрастиями. Но эти противоречия нельзя доводить до конфликтов. Чтобы сохранить душевное, психическое и физическое здоровье, нужно научиться предотвращать конфликты, а если конфликт уже разгорелся, нужно уметь из него выйти.

Но что значит сохранять спокойствие?  

  1. Относиться к другим с уважением

  2. Выслушать точку зрения другого человека до конца

  3. Контролировать себя! Не позволяйте гневу или страху насилия победить вас

  4. Говорить тихо, не переходить на личность и оскорбления

  5. Дать другому человеку шанс отступить

  6. Сдерживать импульсивное действие, например, лучше уйти, извинившись при этом

  7. Идти на компромисс

  8. По возможности использовать юмор

Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Какое впечатление оставил классный час? Прибавилось ли уверенности в своих силах? Появилось ли желание воспользоваться способами предотвращения и погашения конфликтов?

Примерные ответы детей:

- Впечатление хорошее, появилась уверенность, что смогу избежать конфликтов.- Пока все понятно, а когда сам попадешь в конфликтную ситуацию, может быть, все окажется сложнее.- Очень хорошее впечатление, если бы все так научились разговаривать, не было бы конфликтов.- Я уверена, что смогу избежать конфликтов.- Умный человек никогда не доведет дела до конфликта.

Кл. рук.: А сейчас я вам предлагаю составить сенкан «Погашение конфликта» (конфликт, жесткий, непримиримый, разгорается, обостряется, злит, ты открыто улыбнулся мне, друзья) В заключении я хотела бы привести слова Омара Хайяма

Других не зли и сам  не злись

Мы гости в этом бренном мире

И если что не так смирись,

Умнее будь и улыбнись.

Холодной думай головой

Ведь в мире все закономерно

Зло, излученное тобой

К тебе вернется непременно.

                                 Омар Хайям

     - А теперь давайте улыбнемся другу, забудем все плохое и постараемся правильно разрешать конфликты. И ещё один видеоролик.

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!