СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка воспитательного часа "Дружба - это не работа?"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель классного часа: содействие формированию представления о дружбе, осознании своих обязанностей перед друзьями; воспитание добрых качеств детей, умение дружить и бережно относиться друг к другу.

Просмотр содержимого документа
«Разработка воспитательного часа "Дружба - это не работа?"»

Методическая разработка воспитательного часа

Тема: «Дружба – это не работа?»

(5-Б класс; классный руководитель Лысенко О.А. ) 



«Человек без друзей, что дерево без корней»

Цель классного часа: содействие в формировании представления о дружбе, осознании своих обязанностей перед друзьями; воспитание добрых качеств детей, умение дружить и бережно относиться друг к другу.

Форма проведения классного часа: деловая игра.

В результате классного часа участники смогут:

  • сформулировать понятие «дружба»,

  • практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем,

  • приобретут навыки работы в сотрудничестве,

  • Поймут, что для решения многих проблем необходимо обратиться за помощью к другу и уметь доверять ему.

Ход классного часа

Классный час начинается с просмотра слайдов презентации «Дружба – это…»: название КЧ; эпиграф; пословицы о дружбе; фотографии одноклассников. Во время просмотра презентации звучит песня «Дружба – это не работа»

Слово классного руководителя:

– Дорогие ребята, сегодня мы поговорим о дружбе.

В толковом словаре есть определение понятию «дружба»:

«ДРУГ – это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью, любовью».

В народе говорят, что дружба – это дар, данный человеку, что как бы ни была редка истинная любовь, истинная дружба встречается еще реже. А что для вас значит это слово? Какое значение вы придаете дружбе? Вот на какие важные и серьезные вопросы мы сегодня будем стараться ответить. А помогут нам в этом ваши школьные родители: Кузьменко Марк и Еременко Лилия (учащиеся 10 класса).

Ведущая: Наш классный час мы начнем стихотворением Л. Измайловой

«Монолог о дружбе», который подготовили учащиеся 5-Б класса.

Что такое дружба? Каждый знает.
Может быть, и спрашивать смешно.
Слово “ Дружба” что обозначает?
Может быть, поход вдвоем в кино?

Может быть, хороший пас в футболе?
Может быть, подсказку у доски?
Может быть, защиту в драке школьной,
Или просто средство от тоски?


Ну а может быть, молчанье в классе,
Если друг плохое совершит?
Скажем, Коля стены разукрасил,
Михаил все видел, но молчит.


Разве это дружба, если кто-то
Дроби дома не хотел решать:
Заниматься не было охоты,
А дружок дает ему списать?


Разве это дружба, если двое
Вздумали уроки прогулять,
А спросила мама: “Вы не в школе?”-
Оба дружно начинают врать.


Ну а может, дружба – это если
Друг приятно говорит всегда, 
Речь свою, пересыпая льстиво,
И не скажет резкость никогда?



Ведущий: Ребята, послушайте, пожалуйста, притчу о дружбе:

Ведущая: Как-то два друга шли много дней по пустыне. 
Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощёчину другому. Его друг, почувствовал боль, но ничего не сказал. 
Молча, он написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину». 
Ведущий: Друзья продолжали идти, и через много дней нашли оазис с озером, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул и друг спас его. 
Когда он пришёл в себя, то высек на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь». 
Ведущая: Первый спросил его: 
– Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему? 
Ведущий: И друг ответил: 
– Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это. 
Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне. Оставь время для жизни, а не для обид! И пусть тебе будет легко и светло...»

Ведущая: Ребята, о чем эта притча, чему она учит нас?

(учащиеся отвечают)

– Да, действительно, ребята, нужно уметь прощать обиды, помня все хорошее, что сделал для вас ваш друг.

Ведущий: Народная мудрость гласит: настоящий друг с тобой, когда ты не прав. Когда ты прав, всякий будет с тобой.

Ведущая: Наш сегодняшний разговор пойдет о настоящем друге, о том, как отличить настоящую дружбу от лживой, как распознать человека который считает себя твоим другом, а сам имеет корыстные цели в общении с тобой.

Ведущий: Ребята, есть ли у вас настоящие друзья? А вы можете назвать себя хорошим другом? Чтобы ответить на эти непростые вопросы, давайте обсудим предложенные ситуации.

  1. Твой друг совершил плохой поступок и об этом знают все вокруг, в том числе ты. Твои действия? (ответы пятиклассников)

  2. Твой друг сделал что-то плохое, а наказание получил ты. Твои мысли по поводу данной ситуации. (ответы пятиклассников)

  3. Твой друг получает плохие отметки, и твои родители запрещают тебе с ним дружить. Твои действия. (ответы пятиклассников)

  4. Твой друг получил приз на конкурсе чтецов. Ты отлично знаешь, что надо подойти к нему и сердечно поздравить с победой. Но ты не в силах заставить себя сделать это и не испытываешь ничего кроме зависти. Ты сам рассчитывал получить награду и не можешь пережить успех друга. (ответы пятиклассников)

  5. Наташа ищет себе хорошую подругу. По мнению Наташи, хорошая подруга – это подруга , которая во всем будет помогать Наташе, делиться с ней конфетами, булочками, а если нужно сделать что-нибудь за Наташу, например убрать кабинет, обязательно сделает это. Но пока Наташа одинока. Почему? (ответы пятиклассников)

  6. Володя учится в 5-ом классе, а его друг Саша во 4-м классе. Володя решил посещать занятия спортивной секции по дзюдо и зовет с собой Сашу. Саша не любит этот вид спорта. Володя обижается и говорит: “Саша, раз ты друг, то и ты должен заниматься дзюдо”. Правильно ли Володя понимает дружбу. (ответы пятиклассников)

(На слайде надпись: Друг- это не…

Во время обсуждения учащимися ситуаций, на слайде появляются отрицательные качества «друга». Таким образом, после обсуждения ситуаций на слайде появился список качеств человека «лже-друга»).

Ведущая: Ребята, мы надеемся, что у вас нет отрицательных качеств «лже-друга», а если они вдруг появятся, вы будете стараться преодолеть их в себе.

Ведущая: Ребята, а какими чертами характера должен обладать друг?

(ответы пятиклассников)

(Надпись на слайде:

Друг-это …)

Ведущий: Наверное, и ваши друзья хотят видеть в вас такие же черты характера. Посмотрите еще раз внимательно на слова и подумайте, какие черты присущи вам. Каждый для себя пусть сделает вывод хороший ли я друг?

Ведущая: А чтобы дать себе самооценку, выполним небольшой тест.

(Выполнение теста и анализ его результатов)

Психолог Тест «Хороший ли ты друг»

1. Вы собрались в кино, но вдруг выясняется, что у твоей подруги (друга) нет денег на билет. Как ты поступишь?

А) Пойдешь в кино одна (один). 
Б) Одолжишь подруге (другу) денег. 
B) Найдешь богатенького приятеля, который мог бы сводить вас в кино.

2. Ты хочешь пригласить подругу (друга) вместе провести вечер, но она (он) уже обещал (а) своей маме сделать уборку. Как ты поступишь?

А) Проведешь вечер одна (один). 
Б) Поможешь ей (ему). Чем быстрее вы закончите работу, тем больше времени останется на веселье. 
В) Позвонишь другой (-ому) подружке (другу).

3. Ты идешь по улице и вдруг видишь, что шайка хулиганов пристает к твоей подруге (другу). Как ты поступишь?

А) Сделаешь вид, что ты их не замечаешь, и поспешишь скрыться. 
Б) Бросишься на помощь подруге (другу). 
В) Расскажешь об этом ее (его) отцу…когда увидишь его.

4. Вы с классом поехали на экскурсию. Вдруг одна из твоих подруг (один из твоих друзей) обнаруживает, что не взял (а) с собой еды. Как ты поступишь?

А) Скажешь ей (ему), чтобы в следующий раз он(а) лучше собиралась в поездку. 
Б) Поделишься с ней (с ним) своим обедом. 
В) Скажешь об этом учителю, чтобы он что-нибудь придумал.

Психолог: Итак, подведем итог.

Больше ответов А:

Возможно, настало время сесть и подумать, почему никто не помогает тебе в трудных ситуациях. Настоящая дружба предполагает взаимную помощь и поддержку. Покажи своим друзьям, что ты в любую секунду готов(а) прийти им на помощь.

Больше ответов Б:

Ты замечательный друг! На тебя можно положиться в трудную минуту. Таких как ты интересные события и приключения с друзьями ждут на каждом шагу. Самое главное – твои друзья знают, что всегда могут положиться на тебя!

Больше ответов В:

Ты беспокоишься о своих друзьях, особенно когда они оказываются в сложной ситуации, но дружба – это не только приятное времяпрепровождение. Твои друзья должны быть уверены, что всегда могут рассчитывать на твою помощь. У тебя большие задатки. Чтобы стать настоящим другом, подумай о том, как их реализовать.

Ведущая: Ребята, я, надеюсь, что этот тест заставит каждого из вас задуматься о том, что быть другом – это сложный и кропотливый труд, это работа, прежде всего, над собой. Давайте подумаем, существует ли некий кодекс дружбы?

Психолог: Какие качества и навыки потребуются для того, чтобы постоянно поддерживать теплые дружеские отношения? Этот вопрос поставили перед собой психологи. Они составили вопросник и опросили людей разных национальностей в возрасте от 18 до 60 на тему: «Что вы считаете самым важным для дружбы?». Всего получилось 43 общие правила. Выяснилось, что при всех межкультурных различиях все опрошенные имеют сходный неформальный кодекс дружбы (авторы исследования утверждают, что эти законы универсальны для любой культуры).

– Давайте и мы с вами попытаемся составить универсальный кодекс дружбы.

Кодекс дружбы (читают пятиклассники)

Если хочешь быть хорошим и верным другом:

  1. Делись своими успехами, неудачами и новостями.

  2. Умей слушать.

  3. Оказывай другу эмоциональную помощь и поддержку.

  4. Доверяй другу и будь уверенным в нем.

  5. Сохраняй тайны своего друга.

  6. Не критикуй друга публично.

  7. Не будь назойливым и не поучай.

  8. Не обсуждай друга в его отсутствие.

  9. Не ревнуй друга к другим его друзьям.

  10. Уважай внутренний мир и чувства своего друга.

  11. Возвращай долги.

  12. Радуйся успехам своего друга.

Песня «Три подружки»

Ведущий: Подведем итог. Я попрошу вас написать на листочках, что такое дружба.

Ведущая: Написали? В классе мы прикрепим эти листочки к дереву, символизирующему наш класс, и я надеюсь, что каждый из вас сумеет не только найти настоящего, верного друга, но и стать им.

Заключительное слово классного руководителя:

– А напоследок я расскажу вам еще одну притчу:

Жил-был юноша с плохим характером. Отец дал ему полный мешок гвоздей и сказал: «Забивай один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда потеряешь терпение или поругаешься с кем-либо». 
В первый день он забил 37 гвоздей в ворота сада. 
В последующие недели научился контролировать количество забитых гвоздей, уменьшая его изо дня в день.
Понял, что проще контролировать себя, чем забивать гвозди. 
Наконец, наступил тот день, когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада. 
Тогда он пришел к отцу и сказал ему эту новость. 
Тогда отец сказал юноше: «Вынимай один гвоздь из ворот каждый раз, когда не потеряешь терпения». 
Наконец, наступил тот день, когда юноша смог сказать отцу, что вытащил все гвозди. 
Отец подвел сына к садовым воротам: 
«Сын, ты прекрасно себя вел, но посмотри, сколько дырок осталось на воротах!» 
Никогда они уже не будут такими как раньше. 
Когда ты с кем-то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи, 
ты оставляешь ему раны как те, что на воротах. 
Можешь обидеть человека и потом извиниться, 
но всегда останется рана. 
И будет не важно, сколько раз ты попросишь прощения. Рана останется. 
Рана, принесенная словами, причиняет ту же боль, что и физическая. 


Ведущий: Друзья – это редкое богатство! 
Они заставляют тебя улыбнуться и подбадривают. 
Они готовы всегда выслушать тебя. 
Они поддерживают и открывают тебе свое сердце. 
Покажи своим друзьям, как они тебе дороги!

Ведущая: Да, ребята, дружба – это дар, данный человеку. Поэтому каждый из нас не только должен ценить истинных друзей, но и сам должен быть хорошим другом.

Песня «Дорога добра» (исполняют учащиеся 5-Б класса)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!