СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка заданий для внеклассной работы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания, игры, упражнения для младших школьников, направленные на развитие памяти, внимания, наблюдательности, логического мышления. Задания использую на уроках родного языка,  как дополнительный материал  при подготовке к олимпиадам и викторинам.   

Просмотр содержимого документа
«Разработка заданий для внеклассной работы.»

Выпишите из предложений слова, в которых

все согласные произносятся твёрдо.Предложенихит твёрдый согласныйԓитуӈтадяӈэтавачипатӈата”.

 

Катам детытаԓ хамам тэмтамай. Нума” пиԓ,ихивычешчипя’. Касамакумат халакумкатамай.

Выпишите в один столбик слова с

мягкими  согласными, а во второй  -

с твёрдыми согласными. Нoп столбикан мягкий согласныйԓитутадяӈэта”вачипатӈата”, нимидемстолбикан твердый согласныйԓитуңтадяӈэтавачи.

Кыча, ха’ма, ԓапты,дя’тпы, ката, ни’ԓи, ку’чи, тоԓашата, ку’ԓы, няпы, дя’ха, ту’пка, нялпэй,кан.

 Спишите. Вставьте пропущенные буквы.Чики вата дикутабукветуӈпаташьпатдята”.

 

Пич…,ч…ԓ,ку, ш…пу, ш…ч…,вич…кыч…, кумш…

 

 Спишите. Вставьте пропущенные буквы.Чики вата дикутабукветуӈ, паташьпатдята”.


 Ч…мты”, таӈич…, ш…ш’уди, ӈоч…,пэйч…,нюч…, ш…дя.


 Напишите слова по образцу.Чикивачиобразецтуңшеԓпатдята”.

 

Вичаԓьшь – маньвичаԓӈат


Талашь – мань ____________.

Дяԓаԓьшь – мань__________.

Шанакошь – мань __________.

Ӈамоԓьшь– мань _________.

 Запишите слова в два столбика. В первый столбик – с ударением на первом слоге, во второй – на втором. Вачи шичастолбиканпатдята. Нoп столбикан – вата ударениятуңнеԓчейслогхатуңка” муԓя”, ними столбикхана – вата” ударенинимидёмслогхатуңңа”.

 

Хаԓю (дождь), хаԓ,а( идет дождь),пы”та (он ), пыта (похож), нята (его друг), нята(помогает),куԓы (ворон), куԓа (завязать).

 Выберите слова с глухим тасером. Глухой тасертуӈтадяӈэта”вачикоӈата”.


Ӈопа, ты”,ӈоча, ԓэ”ԓа, наԓа, ԓам’па”,мя’, ла’тку, ту’ӈану. .

 


 Выберите слова с звонким тасером. Звонкийтасертуӈтадяӈэта”вачикоӈата”.


Ку”чи, посама ,ши”ш, ши’, ԓуса,са’каԓ, ңупу, ту’,ку’чи,дя’.

 

Выпишите слова, которые отвечают на вопроскто?Кимя? вопроскэтнавачипатната”.


Вэдя’ку, пыңки, ԓа’та, каԓитана”, каԓя, кынив, ӈайтаԓёта, нохо, ԓампя’тана,ва’ԓам.

 

 

Выпишите слова, которые отвечают на вопрос Что? Намы? вопроскэтнавачипатӈата”.


Касама, чoняку, нахаԓ, ни ңашки, кэ’кай, шоԓкат,ԓуса,” не’ша”, ходю, немяй.

 

Выпишите слова в два столбика. В первый – слова, отвечающие на вопрос кто?, во второй –что? Вата шичастолбиканпатдята. ӈoп столбик – кимя вопрос кэтна”, нимидем столбик ӈамы вопрос кэтна”.


Таԓяха, вайсы’ку, нимиката,кынив,найтаԓёта, ӈашки, нахаԓукат, дёԓиԓта, лу’к, ӈысма, тыхуԓта, тоԓашата, ка’пи.

 

Прочитайте. Выпишите слова, которые отвечают на вопрос что делает?. Вачи тонԓадята”. Намымпадиԓя? Вопрос мэ’тавачипатӈата”.

 

Шанакоӈа, шанаку, шулвиԓта, шуԓпяӈа, тонԓакоӈа, тонԓакота,пачиԓта, пачиԓя, патнавш, патнаӈа.

 Составьте предложения. Чикиватахатпредложени”патӈата”.

 

Каԓитана”, катамай, тонн, мян, каԓи, дют.Панымписута, дямпан, конёшту, хыԓаӈ. Дюԓкашту’, апы’халаку, ви’кат, кысудяӈэ’.


Подпишите к звонким согласным парные глухие согласные. Звонкий согласныйхи” парный глухой согласный патӈата”.

 

ж - …             б - …

в - …              г - …

д - …             з - …

 

Найдите в предложениях родственные слова. Шаӈкмянпредложенихит родственный вачикоӈата”, патдята”.


Дёԓиԓта” няха’ԓ дяԓянделил,май”. Каԓитана”ню’клякаԓямнимай’ ката”. Ниԓий ты”шехеԓэхэна’тыӈамуԓтаӈуткомай.

 

Найдите лишнее слово. Ва’тта ватам коӈата”. Патӈаԓа”.

 

Катай, кaта’удем, нимиката, катаханай, катахатай; кан, кан’уди, кандя”й ,кансат, канмана, канхат.

 

 Выпишите предложения с именами прилагательными.Прилагательныйтуӈтадяӈэтапредложени”патӈата”.


Пихиняхоманумума. Хомакунешамтанятапи.Некахэла’купанымташел,май. Хэлаку’никал,иташампи’. Дямпапы’хал,ан, дямпанван,ханантаконёшту. Икилян, тыншата мель, дямп, мэкат.

Выпишите имена прилагательные, обозначающие цвет.Намыку”че’пчькэ’тна прилагательный патӈата”.

Таньшаки, ла’та, кэмча’ку, нюча, дилу’мы, ӈалка, хэла’ку, ты’дя, nыԓичена, пиԓьша, кэм, пачаԓа’ха.

 Выпишите имена прилагательные.Прилагательныдюпатн,ата”.

 Хыԓа, хыԓа, ԓы’, ԓэй, ку’птат, ку’пты, таӈичу’, таӈичой, мыԓичу’,мыԓичой, пя’, пяй, веша, вешай.


 Спишите. Подчеркни в тексте послелоги. Чуки текстхана послелог коӈата”. Патдята”.

 Ден’нидяхаӈ,ченяӈ,тыху’ԓшькаймай. Кой ниняӈоча” тытԓи’ камчутаԓxа. Ңочита” ко’лкумюӈтыпита.

 В каком слове 4 звука? Ңамыԓкайватахана 4 звукта?


Нянь, яля, дё”ԓка, ка’нь, кан, лапка, дяԓя.

 

 


 Найдите слова с одинаковым значением. Запишите по образцу.

 

 Маԓан,ка, апыхала’ку, дёԓиԓта, дя’пту, шоԓкат, каԓитана, апы’, дяӈку’, денс, панымпису’та, купы , нахаԓукат.


 Выпишите группы однокоренных слов. Выделите корень.Ноп кореньтуӈӈэтавачипатӈата”. Кореньтуӈкоӈата”.


Ту’уди, туты’ку, ту’хут, туты’коншь, ту’дяй,туты’кой, ту’, туты’кууди, тусамы.

 Спишите. Подберите однокоренные слова.Патдята”. Кореньтуӈто’оԓха” вачикоӈата”.


Н,оча, н,очауди, н,очадя”й, н,очаколы, ночахат.

Ты, ________________________

Н,упу, _______________________

Л,апя, ______________________

 Выпишите из каждой группы однокоренных слов слова, которые обозначают признак предмета. Выделите в них корень. Ватан, признак кэтпётавачипатн,ата”.

 

Пя’, пяйкан, пяй, пяхат.

Куй’ку, куй’кой, куй’кохот, куй’комна.

Н,оча’ку, н,оча’кодяй, н,оча’кой, н,оча’кууди.

 Спишите. Выделите корень. Подчеркните лишнее слово.Патдята”. Кореньтун,кон,ата”. Ва’тта ватам коната”.

 

То’куша, то’дяй ,тонл, то’мна, то’хот, то’уди.

 

Выпишите однокоренные слова. Выделите корень. Нoп кореньхатпел,ина”вачипатн,ата”. Кореньтунконата”.

 

Пен, пен’уди, пенхат, пеналы,тын,пена, пенколы, пендяй.

 Запишите слова во множественном числе. Вата множественныйчислохонапатнала.


Купы”ша, куй’ку, таля’ха, дя’тпы, декуша, шен,ка, топдяма, дил,ьшан,, купы, мал,а.

 



 Переведите предложения на русский язык. Предложенил,усан, ватаманапатдята”.


Маня”пил,и’ нел,ьчечукидяны’нимымa” ту’. Понанта’, н,укадют пун,ченна маня дянанинянан,ычанешай” тэмсдил,имай”.

 Переведите предложения на ненецкий язык. Предложенинешан,ватаманапатдята”.


Мы не первые пришли на эту землю. До нас, еще много тысяч лет назад на этих территориях жило племя низкорослых, но могучих людей.

 Переведите предложения с тундрового диалекта на лесной диалект. Н,ыничел,ватаманан,этапредложени’кал,ина”ватаманана” патдята”.


Номакумяканандосямянхатнюдя. Школантамна ни ядэр”. Номакушколанхэванёльцехарва.

 Переведите предложения с лесного диалекта на тундровой диалект. Кал,ина”ватаманана”нэтапредложениныничелватамананапатдята”.


Номакумя’кнантапил,и” нючаудитун,. Школантамнанu'дятэԓ. Номакутохол,командёльше' ха’н,а.


 Запишите слова в двойственном числе. Вата двойственныйчислохонапатдята”.

 

Кан, ты’, л,ю’вш, пема, паны’, пена, нямт, шана’ку.

 Выпишите слова с разделительным мягким знаком. Разделительный мягкий знаксамывачипатн,ата”.

 

Дарья няньтататэмчи”н,а. Илья кал,ьташана’кон,а.

 Расставьте в словах ударения. Вата ударенитунконата”.


Патнавш, кал,икат, тол,ашата, н,эптукат, кадял,ю, н,ысы, халапа, н,ота’ку, атычев, конче”эй.

 Разделите слова для переноса.

 

Няхамты, нюча’уди, кандяна, педюл,та, л,ахаптэн,а, кул,вай, хала’ку, тыхул,та, ва’л,ам.

 Спишите. Подчеркните в словах буквы, обозначающие мягкие согласные звуки. Вата патдята”. Мягкий согласный звук падил,та буквы кон,ата”.

Дюмп, нята, кум’ши, кал,я, н,а’ну, нохо, чоня’ку, шу’мя, калэв, ла,пты”ку, писан, пя”, деку’ша, куй’ку, л,ымту’к, дя”хи, шол,а, дет, денс, пудюԓ.

 


 Спишите. Подчеркните в словах гласные буквы. Вата патдята”. Гласный букватетун,коната”.

 

Дюмп, нята, кумши, ка,ля, н,ану, нохо, чоняку, шумя, калэв, ла,пты”ку, писан, пя”, декуша, куйку, л,ымтук, дя”хи, шол,а, дет, денс,пудюԓ.

Просклоняйте по падежам. Вата падежманан,иньл,имтайта”.


Няпы, нюча, кан’, дё”л,ка.

Просклоняйте местоимения по числам. Местоимения числомнан,иньл,имтайта”.


Мань, пы”т, пы”та.

Образуйте слова с помощью словоизменительных суффиксов. Словообразовательный суффикс нятмяшь деты вачипатн,ата”.


Шева –

Шипу –

Л,апя –


Образуйте новые слова с помощью словообразовательных суффиксов. Словоизменительный суффикс нятмяшь деты вачипатн,ата”.


Кан –

Пыдя –

Н,ута -

Образуйте от данных имен существительных глаголы, используя вопросы, и напишите их.Существительныйхат глагол шел,тан,ата”.


Намымпадил,я? Намымпадел,шь?


Н,оча_______________________________


Н,амал,_____________________________


Вит________________________________


Дял,ьня _____________________________

Подберите подходящие по смыслу глаголы, используя слова для справок, и допишите в каждое предложение. Озаглавьте сказку.


Калэвкукасаматадя’_________.Шичаапата’, шичаыдята____________. Кукехэ’наапахайта__________каймэхын, ыдяхайта ___________. Калэвкумякнантакал,и’та __________, кал’,удимташидяхананта ___________

Тал,ана” вата”: тыху’л,шь, нянтул,ымпи, дил,имай, кадюмай, н,аймай, кандяшь.

 





















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!