СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка заданий к олимпиаде по ОУД 02. Русский язык и литература. Литература (уровень ОУ)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка заданий к олимпиаде по ОУД 02. Русский язык и литература. Литература (уровень ОУ)»










Система заданий для студентов 1 курсов

к олимпиаде по ОУД 02. «Русский язык и литература. Литература»

(1 этап – уровень ОУ)









Разработчик: Намятова Г.А.,

преподаватель., ВКК
























Байкалово, 2020

Пояснительная записка


Основными целями олимпиады по ОУД. 02 «Русский язык и литература. Литература» являются пропаганда научных знаний и развитие у обучающихся интереса к научной и учебно-исследовательской деятельности; создание оптимальных условий для выявления одарённых и талантливых обучающихся Байкаловского филиала ГАПОУ СО «СТАЭТ», их дальнейшего интеллектуального развития.

Задачи олимпиады:

  1. выявление широты литературного кругозора наиболее одарённых обучающихся и глубины их литературоведческих знаний;

  2. развитие творческих способностей обучающихся.

Задание для первого тура олимпиады по литературе (в рамках конкретного ОУ) составлялись с учётом ведущих базовых компонентов литературного образования, а также основных видов деятельности обучающихся.


Содержание олимпиадных заданий:


Первый блок заданий: теоретико-литературный; обучающийся сможет показать своё владение понятийным и терминологическим аппаратом современного литературоведения.


Второй блок: основывается на заданиях, способствующих выявлению читательской эрудиции, знания художественного текста.


Третий блок заданий: позволяет определить уровень знаний основных фактов литературного процесса, истории русской литературы.


Четвёртый блок заданий: включает задания, проверяющие знания из разных областей искусства, связанных с литературой; традиционно является самым сложным для участников; т.к. результаты определяют не столько знание литературы, сколько общей эрудиции и широты кругозора.


Пятый блок заданий: творческое задание: комплексный анализ художественного текста, рассчитан на проявление творческих способностей обучающихся и связан с восприятием, толкованием произведений художественной литературы, умением создавать свой текст определённого жанра.

На выполнение олимпиадных заданий по предмету «Литература» отведено 90 минут (2 учебных часа). Победителями становятся обучающиеся, набравшие большее количество баллов.


Максимальное количество баллов: 67 баллов




Блок 1: Теоретико-литературный


Задание № 1 (4 балла)

Сопоставьте название изобразительно-выразительного художественного средства с его определением:

1.эпитет а) яркое образное стилистическое средство

соединения «несовместимых» слов.


2.олицетворение б) иносказательный образ, приписывающий предметам

и явлениям природы деятельность людей.


3.гротеск в) образная эмоциональная характеристика

предмета, основная цель которой,

выразить отношение поэта к тому, о чём он пишет.

4. оксюморон г) преувеличение до фантастического, порой смешного.

Задание № 2 (3 балла)

Определите стихотворный размер отрывка (ямб, хорей, анапест, амфибрахий, дактиль)

  1. О тебе вспоминаю я редко,

И твоей не пленяюсь судьбой.

Но с души не стирается метка

Незначительной встречи с тобой.

(А.Ахматова)

2) Вся ты закуталась шубой пушистой,

В сне безмятежном, затихнув, лежишь.

Веет не смертью здесь воздух лучистый.

Эта прозрачная, белая тишь.

(В.Соловьёв)

3) Я вас любил!

Любовь ещё, быть может,

В душе моей угасла не совсем.

Но пусть она вас больше не тревожит,

Я не хочу печалить вас ничем…

(А.Пушкин)

Задание № 3 (4 балла)

Выберите правильный вариант концовки определения:

1.Идея произведения – это…

А) то, что хотел сказать автор

Б) мораль произведения

В) главная обобщающая мысль в произведении

2.Композиция произведения - это…

А) последовательность событий и действий

Б) движение произведения от завязки к развязке

В) начало произведения

3.Рифма – это…

А) совпадение ударений

Б) совпадение букв

В) совпадение звуков в конце стихотворных строк

4. К родам литературы относятся…

А) стихи, проза

Б) роман, рассказ, повесть, новелла

В) эпос, лирика, драма


Блок 2: Знание текста художественного произведения


Задание № 4 (3 балла) Сопоставьте название произведения и его отрывок:


  1. « Я пришла к тебе против своей воли, - сказала она твёрдым голосом, - но мне велено исполнить твою просьбу. Тройка, семёрка и туз выиграют тебе сряду, но с тем, чтобы ты в сутки более одной карты не ставил и чтоб во всю жизнь уже после не играл. Прощаю тебе мою смерть, с тем, чтобы ты женился на моей воспитаннице Лизавете Ивановне…»

  2. «Вулич шёл один по тёмной улице; на него наскочил пьяный казак, изрубивший свинью, и, может быть, прошёл бы мимо, не заметив его, если б Вулич, вдруг остановясь, не сказал: «Кого ты, братец, ищешь?» - «Тебя!» - отвечал казак, ударив его шашкой, и разрубил его от плеча почти до сердца…»

  3. «И никто не знал…того, что уже давно наскучило этой паре притворно мучиться своей блаженной мукой; ни того, что стоит глубоко, глубоко под ними, на дне тёмного трюма…»

Название произведения:

1) «Господин из Сан-Франциско» (И.Бунин)

  1. «Герой нашего времени» (М.Лермонтов)

  2. «Пиковая дама» (А.Пушкин)


Задание № 5 (5 баллов) Назовите произведение и автора по именам и фамилиям героев.

  1. Пьер Безухов, Наташа Ростова, Элен Курагина

  2. Лука, Бубнов, Сатин, Васька Пепел

  3. Ленский, Ольга Ларина, Евгений, Татьяна

  4. Вера Шеина, Г.Г. Желтков, Николай Николаевич

  5. Чацкий, Молчалин, Скалозуб, Софья

Задание № 6 (4 балла) Напишите настоящие имена, отчества и фамилии вместо псевдонимов, которыми подписывались эти литературные деятели

1)Максим Горький

2)Анна Ахматова

3)Антоша Чехонте

4) Салтыков-Щедрин

Задание № 7 (5 баллов) Сопоставьте названия произведений с именем и фамилией автора:


1) «Мать» А) Ахматова А.

2) «Лафертовская маковница» Б) Бунин И.

3) «Двенадцать» В) Блок А.

4) «Реквием» Г) М.Горький

5) «Тёмные аллеи» Д) А.Погорельский


Задание № 8 (4 балла) Вспомните и запишите название произведения по имени (фамилии) главного героя:

  1. Ларра

  2. Илья Ильич Обломов

  3. Родион Раскольников

  4. Фамусов


Блок 3: История русской литературы

Задание № 9 (5 балла) Напишите имя, отчество, фамилию поэтов, перу которых принадлежат эти строки:

  1. Я помню чудное мгновенье,

Передо мной явилась ты…

  1. Сжала руки под тёмной вуалью,

Отчего ты сегодня бледна?

От того, что я терпкой печалью,

Опоила его допьяна…

3) Через час отсюда

В чистый переулок

Вытечет по человеку

Ваш обрюзгший жир,

А открыл вас столько стихов-шкатулок…

4) Выткался над озером алый свет зари,

На бору со звонами плачут глухари,

Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.

Только мне не плачется-на душе светло…

  1. Я убит подо Ржевом,

В безымянном болоте,

В пятой роте,

На левом,

При жестоком налёте.

Задание № 10 (3 балла) Кому из литературных героев принадлежат эти слова: «И я принесу тебе эти деньги на тарелке с голубой каёмкой»

  1. Лука «На дне»

  2. Кнуров «Бесприданница»

  3. Остап Бендер «Двенадцать стульев»


Задание № 11 (1 балл) Из списка поэтов выберите только тех, чьи произведения о Великой Отечественной войне:

  1. О.Мандельштам

  2. К.Симонов

  3. Андрей Белый

  4. А.Твардовский

  5. А.Блок

  6. Н.Гумилёв

Задание № 12 (1 балл) Какой писатель создаёт в своих рассказах образы этих птиц и животных?

Буревестник, Сокол, Уж, Орёл


Блок 4: Литература и другие виды искусства


Задание № 13 (5 баллов) Ответьте на вопрос, в каком литературном произведении в качестве эпиграфа выступает название музыкального произведения Людвига Ван Бетховена 2 Соната?


Задание № 14 (5 баллов) Назовите автора произведений, по мотивам которых сняты фильмы «Судьба человека», «Тихий Дон», «Они сражались за Родину»?

Задание № 15 (2 балла) Определите по стилю отрывка поэтического произведения, какому автору оно принадлежит?

Выхожу один я на дорогу,

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,

И звезда с звездою говорит.

Варианты: А.Блок, А.С. Пушкин, Н.Некрасов, К.Симонов, М.Лермонтов

Задание № 16 (3 балла) Сопоставьте отрывки из стихотворений с именем и фамилией автора

1.Не с теми я, кто бросил землю А) Пастернак Борис

На растерзание врагам. Б) Блок Александр

Их грубой мести я не внемлю, В) Ахматова Анна

Им песен я своих не дам.

2.Я пропал, как зверь в загоне,

Где-то люди, воля, свет,

А за мною шум погони,

Мне наружу ходу нет.

3.Чёрный ворон в сумраке снежном

Чёрный бархат на смуглых плечах.

Тёмный голос пением нежным

Мне поёт о южных ночах.

Задание № 17 (5 баллов)

Назовите автора произведения, по мотивам которого снят фильм «Идиот».


Блок 5: Творческое задание


Задание № 19 (5 баллов) Сравните две лирические зарисовки –А.А.Фета и С.А.Есенина. Произведите сравнительно-сопоставительный анализ, обращая внимание на сходство тем, но различие образов. Каково отношение поэтов к созданной ими картине? Какие изобразительно-выразительные средства были ими использованы при создании образа берёзы в стихотворении?


Печальная берёза

У моего окна,

И прихотью мороза

Разубрана она.

Как гроздья винограда

Ветвей концы висят,

И радостен для взгляда

Весь траурный наряд.

Люблю игру денницы

Я замечать на ней,

И жаль мне, если птицы

Стряхнут красу с ветвей. (А.А.Фет)


Белая берёза под моим окном,

Принакрылась снегом, точно серебром.

На пушистых ветках снежною каймой

Распустились кисти белой бахромой.

И стоит берёза в сонной тишине,

И горят снежинки в золотом огне.

А заря лениво, обходя кругом,

Обсыпает ветки новым серебром. (С.А.Есенин)