Разработка заданий, оценивающих естественно-научную грамотность (для практических занятий на местности)
Филиппов Игнатий Гаврильевич
МБОУ Тылгынинская СШ
Понятие ФГ
- Способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия.
- Ф.Г. есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде»
- [Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Икар, 2009. 448 с., С. 342].
Основные критерии отбора заданий для формирования и оценки функциональной грамотности
- Наличие проблемы в описанной ситуации
- Ситуационная значимость контекста
- Необходимость перевода условий задачи, сформулированных с помощью обыденного языка на язык предметной области
- Новизна формулировки задачи, неопределенность в способах решения
Основные составляющие функциональной грамотности
- Математическая грамотность
- Естественнонаучная грамотность
- Занятия естественно-научных предметов – это те уроки, в которых изучается то, что можно встретить наяву, пощупать, почувствовать.
- Мир становится иным. В эпоху урбанизации и информатизации, при мире где в расцвете феминизация, дети даже в глухих местностях отдаляются от естественного мира.
- Человек в первую очередь – дитя природы, который приспосабливается в окружающем мире, живет за счет ресурсов природы.
- Поэтому ЕНГ призвано сохранить приобретенные знания за тысячелетия и развит экологическую культуру.
Задания по функциональной грамотности по географии разрабатываются при работе
- с картами, топографическими планами
- с диаграммами, картограммами
- по анализу половозрастных пирамид
- с текстами, статистическими данными
- с компасом
- с картинами и фотографиями
- на природе по определению сторон горизонта, природных комплексов и т.п.
Задания по функциональной грамотности на местности
Задания на местности отличаются от заданий, выполняемых в аудитории. По форме работы можно сравнить с работой с картинами, фотографиями.
Информация для задания формируется методом наблюдения за окружающей средой.
Задания даются в устной форме.
В основном работа ведется фронтально со всей группой.
Экскурсии во время осенних занятий.
Экскурсия на сооружение мелиорационного канала.
Примеры заданий по ФГ по теме «Внутренние воды» в 6 классе
- Дедушка попросил внука принести с речки сети, которые находятся на правом берегу. Речка течет с севера на юг, внук пришел к речке с западной стороны. Надо ли внуку перейти речку?
Ответ: Нет. Потому, что для определения сторон берега надо встать лицом в сторону куда направлено течение, тогда с правой стороны будет правый берег, а с левой – левый берег. Так как речка течет на юг, правый берег будет с западной стороны.
- Дед приплыл к озеру по речке против течения. Озеро отличается редкой чистотой круглый год и рыбными богатствами. Как Вы думаете, в чем причина чистоты озера.
Ответ: Озеро является проточным, так как из неё вытекает речка.
- Дедушка с внуком косят сено в пойме. В пойме трава сочная, до конца августа не вянет. Дед спешит вывезти сено из поймы. В чем причина того, что дед хочет побыстрее вывезти сено.
Ответ: Иногда в некоторых реках летнее и осеннее паводки бывают высокими и затапливают некоторые участки поймы. Наверно лето выдало выдалось дождливым, и дед хочет уберечь сено от паводка.
- Дед рыбачит на озере в пойме, рядом с сенокосным угодием. В сети попадаются речные рыбы: маленькие окуни и щучки. Внук спрашивает у деда, откуда в озеро попали эти рыбы. Какое объяснение дал дед внуку?
Ответ: Во время половодья река разливается на всю пойму, и во время отлива некоторые рыбы остаются в озере-старице.
- Когда внук с дедом копали яму для столбов, в яму просачивалась вода. Эта вода затрудняла работу, так как мокрый песок все время засыпал яму. Внук знал, что это подземная вода называется грунтовая. Почему эту воду внук посчитал грунтовой?
Ответ: Потому, что почва песчаная. Песок – порода водопроницаемая. Не покрытая непроницаемой породой подземная вода называется грунтовой.
- Дед с внуком живут в Вилюйском районе Республики Саха. По пути к реке посреди леса дед с внуком вышли к маленькому озеру. Дед рассказал, что раньше на месте озера был лиственичный лес, но его срубили и через некоторое время образовалось озеро. Какого вида озеро по образованию котловины?
Ответ: Озеро – термокарстовое, оно образовалось в результате таяния и проседания мерзлых грунтов.
- Начало июня. Во время пути по лесу дед с внуком вышли к наледи. Внук сказал: «Ледник», на что дед объяснил, что это наледь и он скоро растает. Почему в Центральной Якутии нет ледников, приведите два довода.
Ответ: в Центральной Якутии нет условий для образования ледников – во-первых он находится ниже снеговой линии, которая на уровне равнин опускается только на островах Северного Ледовитого океана и в Антарктиде. Во-вторых, в Центральной Якутии нет гор, где бы образовались горные ледники.
- Внук с дедом в июле собирают морошку, которая растет на моховых болотах. В Якутии климат сухой, но болот достаточно. В чем причина образования болот в Центральной Якутии.
Ответ: Главная причина заболачивания территорий в Якутии – многолетняя мерзлота.
Практика
Изучение темы «Природный комплекс» в 6 классе приходится на май месяц, поэтому урок целесообразно провести на улице.
На лугу у опушки хвойного леса с березами и кустами какие задания можно сформулировать для закрепления темы?
«Природный комплекс опушки»
Практика
Завтра у меня урок по предмету «Окружающий мир» в 4 классе.
По календарному плану должна состоятся экскурсия на тему «Водоёмы родного края».
Планирую экскурсию на озеро, где на водопой к проруби ходит весь КРС наслега и заготавливают лед половина наслега.
Летом из озера забирается вода на летний водопровод.
В летне-осенний период добывается рыба карась.
Попробуем составить задания по использованию и охране водоема, используя фотографии .
По причине засухи на протяжении нескольких лет в радиусе 1 км от деревни осталось только это озеро.
Озеро «Баҕалдьаан»
Насосная станция
Прорубь
Задания по теме «Погода и климат»
Для усвоения темы очень помогают беседы о погоде в начале любого урока.
Для этого прошу охарактеризовать утреннюю погоду и сравнить её со вчерашней. Пытаемся определить какой атмосферный вихрь установился или какой атмосферный фронт проходит в настоящее время.
Если получится можем сейчас составить карту погоды Республики Саха в онлайн режиме в данное время.
Для этого каждый участник мастер-класса назовите свое местонахождение и укажите температуру воздуха, облачность и осадки. Ветер определить в помещении не получится. Так как карта слишком мелкомасштабная погоду отметим по регионам Якутии.
Я буду данные заносит на карту в презентации.
Погода на
26 ноября 2011 года
- 20
- 27
- 26
- 25
- 29
- 35
Выводы
- Мастер-класс проведен для ознакомления опыта работы по проведению занятий на местности
- Привитие практических навыков по разработке заданий по естественно-научной грамотности
- Совершенствование коммуникативных умений работы в группе