СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка заданий по читательской грамотности

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка заданий по читательской грамотности

Просмотр содержимого документа
«Разработка заданий по читательской грамотности»

УДК37

ПЕПЛОВА ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА

учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №39

город Воронеж

peplova-o@mail.ru

РАЗРАБОТКА ЗАДАНИЙ ПО ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ

Аннотация. В статье приведен пример разработки заданий по читательской грамотности. Формирование системы обучения чтению - основная метапредметная компетенция учащегося. Умение работать с текстами разного вида, отбирать, структурировать, систематизировать, анализировать, понимать, организовывать информацию, представленную в печатной форме, и успешно её использовать в личных и общественных целях является одним из основных в современной школе.

Ключевые слова. Находить и извлекать информацию. Интерпретировать информацию. Ядовитые растения. Первая помощь при отравлении ядовитыми растениями.

PEPLOVA OLGA VLADIMIROVNA

teacher of Russian language and literature MBOU SOSH No. 39

Voronezh city

peplova-o@mail.ru

DEVELOPMENT OF TASKS ON READING LITERACY

Annotation. The article provides an example of the development of tasks on reader literacy. The formation of a system of teaching reading is the main meta-subject competence of the student. The ability to work with texts of various types, to select, structure, systematize, analyze, understand, organize information presented in printed form, and successfully use it for personal and public purposes is one of the main ones in a modern school.

Keywords. Find and extract information. Interpret the information. Poisonous plants. First aid for poisoning with poisonous plants.

Обучающемуся предлагается ситуация.

Ваня захотел пойти в лес. Ему стало интересно, какие растения ядовитые. Он решил изучить статьи, которые нашел в Википедии под рубрикой «Ядовитые растения».

Текст 1. Ядовитые растения.



Манцинелловое дерево (Hippomane mancinella), распространённое в Центральной Америке и на островах Карибского моря, — одно из самых ядовитых деревьев на планете. Ботаническая иллюстрация из книги Джозефа Рока Phytographie Medicale. Художник M. Hocquart. Париж, 1821

Ядови́тые расте́ния — сборная, весьма неоднородная группа, объединяемая тем общим для этих растений свойством, что вещества, которые в них содержатся, представляют собой существенную потенциальную опасность для организма человека и домашних животных.

Изучение ядовитых растений (и вообще всех ядовитых организмов) является важным как с точки зрения профилактики и лечения отравлений, так и с точки зрения понимания эволюции живой природы в целом, поскольку ядовитость является одним из наиболее важных механизмов в борьбе за существование. Ещё одной причиной существенного научного и практического интереса к ядовитым организмам является то, что многие из них — важные источники природных биологически активных веществ.

Ядовитые растения и человек

Воздействие ядовитых растений на организм может быть внутренним (отравление) и внешним (например, ожог кожи при контакте с растениями из рода борщевик). Отравление может вызывать слабость, головную боль, головокружение, першение в горле, боли в животе, пищевое отравление, рвоту, диарею, расстройство зрения и слуха, а в особо тяжёлых случаях — паралич и даже летальный исход. Различается и время, через которое проявляются симптомы отравления, — в некоторых случаях это минуты, в других воздействие ядовитых растений на организма становится заметным только через много месяцев.

Попадание ядовитых растений в организм человека обычно связано или с невнимательностью, или с неосторожностью и излишним любопытством. Сходство отдельных частей ядовитых растений с аналогичными внешне похожими частями съедобных растений может привести к тому, что, к примеру, ядовитые луковицы нарцисса, похожие на луковицы репчатого лука, попадут на кухню, а вместе со съедобными травами, выращиваемыми на огороде, в салат могут по невнимательности попасть и листья некоторых ядовитых трав (например, болиголова пятнистого, кокорыша обыкновенного, различных видов лютика, из которых особо опасен лютик ядовитый); известны смертельные случаи отравления безвременником великолепным, который по ошибке был собран вместо черемши. Дети могут съесть привлекательные ягоды ядовитых растений (например, бересклета, ландыша, паслёна сладко-горького) или их семена (например, семена клещевины); в связи с этим обстоятельством на дачных участках, на которых могут присутствовать дети, вообще не рекомендуется сажать ядовитые декоративные растения, особенно с привлекательными (яркими, красиво окрашенными, приятно пахнущими) цветками, плодами или семенами.

Некоторые растения являются опасными для человека, но вполне съедобными для животных: к примеру, белладонна, смертельно опасная для человека, поедается домашними кроликами без вреда для их здоровья.

С практической точки зрения очень важно знать, какую первую помощь следует оказать при отравлении человека ядовитыми растениями и в каких случаях следует немедленно обращаться к врачу.

Текст 2. Первая помощь при отравлении ядовитыми растениями.

Первая помощь при большинстве отравлений ядовитыми растениями должна сводиться к скорейшему удалению содержимого желудочно-кишечного тракта (обильное промывание, введение слабительных), сопровождаемому приемом внутрь адсорбирующих (активированный уголь), осаждающих (танины), окисляющих (перманганат калия), нейтрализующих (сода, кислое питье) и обволакивающих (крахмальная слизь, яичный белок, молоко) веществ.

Наиболее опасные растения.

Среди растений средней полосы России наиболее опасны следующие виды:

  • Белена (Hyoscyamus)

  • Белладонна (Atropa belladonna)

  • Болиголов пятнистый (Conium maculatum)

  • Вех ядовитый (Cicuta virosa)

  • Вороний глаз четырёхлистный (Paris quadrifolia)

  • Клещевина обыкновенная (Ricinus communis)

  • Чемерица Лобеля (Veratrum lobellianum)

Отравление ими может привести к смертельному исходу.

Затем обучающемуся предлагается выполнить задания.

Содержание задания

Ответы/Баллы

1

Назовите самое ядовитое растение на планете. Опишите его.

Манцинелловое дерево - 1 балл
Дано описание – 1 балл.

2

Что объединяет растения, входящие в группу «Ядовитые растения? Выберите все правильные ответы:

  1. Представляют опсность для диких животных.

  2. Есть красивые плоды, в которых есть яд.

  3. Представляют опасность для человека.

  4. Представляют опасность для домашних животных.

  5. Представляют опасность для человека и домашних животных.


3, 4, 5 -1 балл

3

Почему изучение ядовитых растений является важным? Назовите 2 причины.

Изучение ядовитых растений является важным как с точки зрения профилактики и лечения отравлений, так и с точки зрения понимания эволюции живой природы в целом, поскольку ядовитость является одним из наиболее важных механизмов в борьбе за существование - 2 балла.
Названа 1 причина - 1 балл.

4

Соотнесите части.


Воздейтвие ядовитых растений на организм человека

1.Внутренее

А.Ожог

2.Внешнее

Б.Слабость, головная боль, головокружение, пищевое отравление, рвота, диарея, расстройство зрения, слуха, паралич, летальный исход.


1-Б
2-А - 1 балл

5

Выпишите ядовитые растения, которые можно перепутать со съедобными растениями:

Ядовитые растения

Съедобные растения






Ядовитые растения

Съедобные растения

луковицы нарцисса

Луковицы репчатого лука

болиголов пятнистый, кокорыш обыкновенный, различные виды лютика,

съедобные травы, выращиваемые на огороде

безвременник великолепны

черемша

2 балла
Указаны 2 пункта – 1 балл

6

Какую первую помощь надо оказать при отравлении ядовытым растением?

Удаление содержимого желудочно-кишечного тракта (обильное промывание, введение слабительных), сопровождаемое приемом внутрь адсорбирующих (активированный уголь), осаждающих (танины), окисляющих (перманганат калия), нейтрализующих (сода, кислое питье) и обволакивающих (крахмальная слизь, яичный белок, молоко) веществ. - 2 балла
Пропущен один этап первой помощи – 1 балл.

7

Соотнесите названия самых опасных ядовитых растений на русском и латинском языках:

Русский

Латинский

Болиголов пятнистый 

(Veratrum lobellianum)

Чемерица Лобеля 

(Conium maculatum)

Клещевина обыкновенная 

(Paris quadrifolia)

Вороний глаз четырёхлистный 

(Ricinus communis)

Белена 

(Hyoscyamus)

Вех ядовитый 

(Atropa belladonna)

Белладонна 

(Cicuta virosa)


Русский

Латинский

Болиголов пятнистый 

(Conium maculatum)

Чемерица Лобеля 

(Veratrum lobellianum)

Клещевина обыкновенная 

(Ricinus communis)

Вороний глаз четырёхлистный 

(Paris quadrifolia)

Белена 

(Hyoscyamus)

Вех ядовитый 

(Cicuta virosa)

Белладонна 

(Atropa belladonna)

2 балла
1 ошибка – 1 балл




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!