СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 13.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка заданий по читательской грамотности (на примере урока по роману А.С. Пушкина «Дубровский», 6 класс)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка включает в себя ряд заданий, ориентированных на работу по художественному тексту романа А.С. Пушкина "Дубровский"

Просмотр содержимого документа
«Разработка заданий по читательской грамотности (на примере урока по роману А.С. Пушкина «Дубровский», 6 класс)»

Разработка заданий по читательской грамотности

(на примере урока по роману А.С. Пушкина «Дубровский», 6 класс)

Подготовил: учитель русского языка и литературы

МАОУ «СОШ №40» Соломенцева О.В.



I. Проверка умения находить и извлекать информацию.

Задание 1.

Расскажите, что вы узнали о Кирилле Троекурове? Что давало Троекурову «большой вес в губерниях»? Каким человеком был Кирилла Петрович в домашнем быту? Из чего состояли его всегдашние «занятия»?

Примечание: можно эти вопросы заменить тестом с выбором ответа.

Задания с выбором ответа

Замысел произведения возникает у автора на основе:

А Услышанного рассказа от своего приятеля П.В. Нащокина о разоренном дворянине

Б Вымысла автора

В Заимствования сюжета из французской литературы

Г Истории, рассказанной лицейским другом И. Пущиным

Название произведения «Дубровский» дано:

А Самим автором при его создании

Б Литературным критиком В.Г. Белинским

В Издателями при первой публикации

Г Приятелем Нащокиным, который подсказал автору и сюжет

В произведении автор затрагивает темы:

А Бесправного положения крепостных крестьян

Б Произвол и безнаказанность помещиков

В Продажность чиновников

Г Восстание крестьян под предводительством Пугачева

Представителями «барства дикого, без чувства, без закона» являются:

А Дубровский А.Г.

Б Троекуров К.П.

В Дубровский В.А.

Г Князь Верейский

Выберите эпизоды, подчеркивающие жестокость, отсутствие человеческих ценностей у помещиков-самодуров:

А Забава с медведем

Б Пожар в Кистеневке

В На псарне Троекурова

Г В беседке у ручья

Владимир Дубровский отказался отомстить Троекурову, потому что:

А Простил Троекурову нанесенную обиду

Б Испугался, что будет облечен и наказан

В Глубоко и искренне полюбил Машу Троекурову

Г Еще не до конца продумал план мести


Задание 2.

О каких событиях идёт речь?

1) «…ужасное смятение изобразилось на лице его; багровый румянец заступил место обыкновенной бледности, глаза засверкали, он произносил невнятные звуки» (Андрей Гаврилович Дубровский, когда увидел Троекурова перед смертью)

2) «Он шел, не разбирая дороги; сучья поминутно задевали и царапали его, ноги его поминутно вязли в болоте, он ничего не замечал» О каком герое идёт речь? В какой момент он так изображается? (Владимир Дубровский после похорон отца)

3) «Дубровский был отменно сердит, прежде сего никогда люди Троекурова, известные разбойники, не осмеливались шалить в пределах его владений…» На что сердит Дубровский? (Мужики Троекурова воровали лес)

4) Что сделал Дубровский с покровскими мужиками, воровавшими у него лес? (Проучил прутьями)

5) С какой целью Дубровский стремился попасть в дом Троекурова? (отомстить)

6) «Вдруг он поднял голову, глаза его засверкали, он топнул ногою, оттолкнул секретаря с такою силою, что тот упал». Назовите героя и эпизод (Дубровский в суде после провозглашения приговора)

7) Что делал мальчик, посыльный Дубровского, в саду Троекурова, по его собственным словам? (Собирал ягоды)

8) Чем была занята у окна Марья Кирилловна, когда получила вторую записку от Дубровского? (вышивала на пяльцах)

Узнайте героев романа по описанию:

9) «…в залу вошёл, насилу передвигая ноги, старик высокого роста, бледный и худой, в халате и колпаке». (Андрей Гаврилович Дубровский)

10) Он лишился матери с малолетства и, почти не зная отца своего, был привезён в Петербург на восьмом году своего возраста» (Владимир Дубровский)

11) «Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем…» (Владимир Дубровский)

12) Этот герой «…выказывал пороки человека необразованного», «привык давать волю всем порывам пылкого нрава и всем затеям довольно ограниченного ума». «Надменный… с людьми самого высшего звания», «с крестьянами и дворовыми обходился строго и своенравно»? (Троекуров)

13) Ему «было около пятидесяти лет, но он казался гораздо старее. Излишества всякого рода изнурили его здоровье, и положил на нём свою неизгладимую печать» (князь Верейский)

14) Кто в доме Троекурова между всеми отличался, танцевал более всех, все барышни выбирали его и находили, что с ним легко вальсировать. (Дефорж)

Назовите имение:

15) «Он ехал берегом широкого озера, из которого вытекала речка и вдали извивалась между холмами; на одном из них над густою зеленью рощи возвышалась зелёная кровля и бельведер огромного каменного дома; на другом – пятиглавая церковь и старинная колокольня». Назовите имение. (Покровское)

16) Они поехали по озеру в лодке, около островов, посещали некоторые из них, на одном находили мраморную статую, на другом уединённую пещеру, на третьем памятник с таинственной надписью. (Арбатово)

17)Выехав из деревни, поднялись они на гору и увидели берёзовую рощу и влево на открытом месте маленький серенький домик с красною кровлею. ( Кистенёвка)

Задание 3.

Какова причина ссоры Дубровского и Троекурова (перескажите эпизод на псарне).


II. Проверка умения интегрировать и интерпретировать информацию.

Задание 1.

Чем можно объяснить грубость и своенравие Троекурова (вспомните о его отношениях с соседями, с губернскими чиновниками, с крепостными)?

Задание 2.

Подготовьте сравнительную характеристику Троекурова и Дубровского в форме таблицы (критерии для сравнения: характер, наклонности, увлечения); сделайте вывод о том, почему Троекуров, «надменный в сношениях с людьми самого высшего звания», уважал Дубровского.

Задание 3.

Почему Дубровский не смог простить обидное замечание троекуровского псаря?

Задания 4 (с кратким ответом, совершенствуем умение интерпретировать информацию)

По какой причине Владимиру Дубровскому пришлось покинуть родовое гнездо и стать разбойником?

Владимир Дубровский стал разбойником т.к Троекуров не только лишает Дубровских родового поместья, но и покушается на их дворянскую честь и достоинство. На смену отцу в деле защиты семьи приходит сын Владимир. Движимый долгом перед отцом и местью к его обидчику молодой Дубровский пытается по-своему отстоять права семьи, выступая в роли «благородного разбойника».

Почему крестьяне подчинились и пошли за Дубровским-разбойником?

Человеческие достоинства кистеневских крестьян отражают искренность, независимость и справедливость семьи Дубровских. Именно такие люди окружают Владимира, когда он возвращается домой. Они сочувствуют ему, они ненавидят чиновников, которые принесли беду их хозяину. Они согласны пойти с ним против порядка и даже на убийство.

Кто из литературных героев так отзывается о К.П. Троекурове:

«Во владение Кириллу Петровичу! Господь упаси и избави - у него часом и своим плохо  приходится, а достанутся чужие, так он с них не только  шкуру, но и мясо-то отдерет». 

Кучер Антон

Определите, кому из героев принадлежат данные характеристики-описания:

А «Толстый мужчина лет пятидесяти с круглым и рябым лицом, украшенным тройным подбородком, ввалился в столовую, кланяясь, улыбаясь и уже собираясь извиниться..» _ Антон Пафнутьич Спицын

«…в залу вошёл, насилу передвигая ноги, старик высокого роста, бледный и худой, в халате и колпаке…» Андрей. Гаврилович Дубровский

Б «Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти; играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем и предвидя себе рано или поздно богатую невесту, мечту бедной молодости…»._ Владимир Дубровский

В «…выказывал все пороки человека необразованного. Избалованный всем, что только окружало его, он привык давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума…»

Кирила Петрович Троекуров

Г «...было около пятидесяти лет, но он казался гораздо старее. Излишества всякого рода изнурили его здоровие и положили на нём свою неизгладимую печать…»

Князь Верейский

Д «Всегдашние занятия … состояли в разъездах около пространных его владений, в продолжительных пирах, и в проказах, ежедневно при том изобретаемых и жертвою коих бывал обыкновенно какой-нибудь новый знакомец…»

Кирила Петрович Троекуров

Е «…в залу вошёл, насилу передвигая ноги, старик высокого роста, бледный и худой, в халате и колпаке…»

А.Г.Дубровский

Что стало с Дубровским после несостоявшегося освобождения Маши Троекуровой?

Владимир Дубровский. Разбойником он становится только из-за стремления к личной мести, других причин у него нет. Главная его цель — отомстить Троекурову и всем, кто виновен в разорении и гибели отца. Когда же он влюбляется в Машу Троекурову и уже не может мстить ее отцу, он призывает свою шайку прекратить разбой, а сам скрывается за границу.

III. Проверка умения осмыслять и оценивать содержание и форму текста.

Задание 1. Как вы думаете, если бы Троекуров оказался в гостях у более богатого и знатного человека, который оскорбил бы его достоинство, как в таком случае он бы поступил? Напишите отрывок из главы, которую можно было бы включить в роман.

Задание 2. Сравнение описаний Архангельского, Петровского, Михайловского, Кистеневка, Болдина с местами событий романа «Дубровский» (к уроку по теме: «Историческая эпоха в романе»: отрабатываем умение интегрировать и сопоставлять информацию).

Задание 3. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Как власть калечит души».



Задания проверяют следующие группы читательских умений:

- нахождение и извлечение информации;

- сопоставление и сравнение информации;

- интерпретация информации;

- осмысление информации;

- генерация информации с целью создания собственного текста.

 

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!