СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка заданий по олимпиаде

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка заданий по олимпиаде для 9 класса

Просмотр содержимого документа
«Разработка заданий по олимпиаде»


Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию

Школьный этап

9 класс

(время на выполнение заданий – 1 час)


Задание 1. Запишите в таблицу «Да» или «нет» напротив номера соответствующего утверждения.


  1. Мораль от права отличается тем, что регулирует все межличностные отношения.

  2. Автором высказывания «Смерть не страшна: я до нее, она после меня» является Эпикур.

  3. Товар, способный своим трудом создавать другие товары, – это предмет труда.

  4. Источником интеллектуального капитала человека являются: организаторские способности, профессия.

  5. Статус преимущественного развития в экономике современных развитых государств имеет рынок идей.

  6. Предоставление гражданства называется экстрадицией.

  7. Антропогенез начался после социогенеза.

  8. Оказавшись надолго вне общества, взрослый человек вскоре умирает или теряет человеческий облик.

  9. Анимизм – это вера в существование душ и духов, обязательный элемент всякой религии.

  10. Община сохраняется у людей, слабо связанных в масштабах страны, но тесно сплоченных в тех или иных группах (касты, кланы).


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10












Задание 2. Приведите в соответствие имена ученых, мыслителей, политиков и их высказывания, характеризующие суть их учений, взглядов. Обратите внимание: имен мыслителей больше, чем высказываний.


Высказывания

Имена мыслителей, ученых, политиков

А. «Я провозглашаю существование бесчисленных отдельных миров, подобно миру этой Земли. Вместе с Пифагором я считаю ее светилом, подобным Луне, другим планетам, другим звездам, число которых бесконечно! Все эти небесные тела составляют бесчисленные миры. Они образуют бесконечную Вселенную в бесконечном пространстве…»



Б. «Я мыслю, следовательно, я – существую»

В. «Культура – это лишь тоненькая яблочная кожура над раскаленным хаосом»

Г. «Чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга».

Д. «Трактуйте природу посредством цилиндра, шара, конуса»

  1. П. Сезанн

  2. Дж. Бруно

  3. Р. Декарт

  4. Ф. Ницше

  5. Ш. Монтескье

  6. О. Ренуар


Высказывания

Авторы

А


Б


В


Г


Д



Задание 3. Решите юридические задачи, объяснив при этом свое решение

Задача 3.1

Тринадцатилетняя школьница попросила у родителей разрешения пойти в молодежный клуб с подругой. Родители ей в этом отказали и пояснили свой отказ тем, что, по слухам, посетители этого клуба употребляют наркотики. В ответ школьница сказала родителям, что они нарушают ее право на участие в культурной жизни и право пользоваться учреждениями культуры. На чьей стороне в этом споре закон: школьницы или ее родителей? Почему?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Задача 3.2

В детскую больницу одного из районов города Т. (РФ) подбросили маленького мальчика. Кто является его родителями и где они, установить так и не удалось. Гражданином какого государства будет являться мальчик?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задача 3.3.

После окончания 9 класса Н. искал работу на лето и был рад, когда его приняли на бензоколонку в качестве заправщика автомашин. Но радость оказалась преждевременной: владельцу бензоколонки было указано на нарушение законодательства о труде, и Н. был уволен. Законно ли увольнение Н.? Почему?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 4. Прочитайте текст и выполните задания.

Эффективность воспроизводственного процесса зависит от эффективности формирования и использования человеческого потенциала. Основным институтом, обеспечивающим его воспроизводство, была и остается семья. Роль семьи была и остается базисной по отношению к другим институтам, участвующим в создании человеческого потенциала. Именно семья выполняет важнейшую общественную функцию – передачу от поколения к поколению основных культурных кодов, ценностей (1) и установок. Этот процесс принято называть «семейной социализацией», в ходе которой формируется зрелая, обладающая социальной компетентностью (2) личность.

Многие считают, что суть явления глубже и не ограничивается усвоением лишь тех норм и ценностей, которые приняты в данной стране в данное время, но служит главным механизмом передачи основных цивилизационных характеристик. Воспроизводство человеческого потенциала в настоящее время есть основная функция семьи, так как многие другие функции, присущие ей прежде, сейчас в значительной степени утрачены.

Семья в подавляющем большинстве случаев уже не является производственной единицей, обеспечивающей работой всех своих членов. Взрослые заняты профессиональной деятельностью вне дома, семейный бизнес сохранился в довольно ограниченных масштабах в сельском хозяйстве и сфере услуг. Развитие здравоохранения, образования, социального страхования (3), банковской системы сделало возможным внесемейное удовлетворение таких потребностей, как помощь в случае болезни или старости, получение заемных финансовых средств, профессиональное обучение, т.е. социальная защищенность человека в гораздо меньшей степени зависит от наличия или отсутствия у него семьи. В последние десятилетия во всех развитых странах наблюдаются существенные изменения состояния семьи. В США на протяжении последних десятилетий прирост числа традиционных семей постоянно оказывается ниже прироста общего числа домашних хозяйств (4). Позднее вступление в брак и рост разводов стали основными причинами повсеместного увеличения числа одиноких людей. Выросло число юношей и девушек, остающихся после совершеннолетия в родительском доме. Многие из них живут в незарегистрированном браке. С точки зрения качества воспроизводства человеческого потенциала одним из самых негативных можно считать то, что все большее число детей оказывается в неполных семьях. Это связано с ростом разводов и доли внебрачных рождений во всех индустриально развитых странах. Присутствие в семье обоих родителей позволяет создать значительно лучшие условия для воспитания (5), закладывая здоровый базис, на котором строится модель поведения участника хозяйственной деятельности и члена общества в целом. То, что дети из неполных семей оказываются гораздо хуже подготовленными к будущей трудовой деятельности, становится очевидным уже на самом раннем этапе их карьеры. Дети из неполных и малообеспеченных семей, объективно имеющие наиболее серьезные стимулы к трудоустройству, оказываются наименее успешными в поисках работы. Соответственно уровень безработицы среди них значительно выше. Изменения в структуре домашних хозяйств, возникновение на месте одной доминирующей модели брачно-семейных отношений множества форм организации частной жизни наблюдаются в последние десятилетия во всех странах. Развитие производства, постоянный рост и совершенствование сферы услуг сделали неэффективным и во многом ненужным домашнее производство в его традиционном виде. Такие изначально присущие ему функции, как обучение детей, строительство и ремонтные работы, шитье одежды и даже приготовление пищи, теперь полностью или частично выполняются специализированными учреждениями, причем значительно быстрее и лучше, чем в домашних условиях. Одновременно благодаря появлению на рынке большого количества различной бытовой техники домашний труд значительно облегчился. В результате произошло массовое высвобождение женской рабочей силы при одновременном возникновении на рынке труда большого количества рабочих мест, на которых использование женского труда либо возможно наравне с мужским, либо предпочтительнее мужского. При сравнении эффективности двух сфер – производственной и семейной – выясняется, что вложения в собственное образование, здоровье, карьерный рост приносят в денежном эквиваленте гораздо больший доход, чем затраты времени и средств на семью и детей. Инвесторы – родители оказываются в проигрыше, как в краткосрочном, так и в долгосрочном аспекте. Ведь уход за ребенком требует значительного сокращения рабочего времени вплоть до полного прекращения работы в течение ряда лет для одного из родителей и ограничение возможностей для профессиональной и географической мобильности для другого. При этом снижается текущий денежный доход, уменьшаются отчисления в пенсионные фонды, следовательно, сокращается и будущий доход. В предельно индивидуализированном обществе традиционная семья оказывается неустойчивой, а нетрадиционные формы организации домашнего хозяйства, напротив, проявляют высокую жизнеспособность и становятся обычными. Поэтому вряд ли правильно рассматривать домохозяйства, состоящие из одного человека или из неполной семьи, просто как результат кризиса традиционной семьи, как некие ее обломки. На самом деле это самостоятельные, стабильно существующие формы организации частной жизни, отвечающие принципу эффективности. Однако если говорить о долгосрочных перспективах развития, о качественных преобразованиях в экономике, политике, науке, то следует признать семейный уклад базовым, фундаментальным в процессах воспроизводства и развития, ибо качественные сдвиги во всех этих отраслях обеспечиваются индивидуумами, которые обладают определенными ценностными установками, интеллектом, физическим и духовным здоровьем, знанием традиционных основ данной цивилизации. А все перечисленные качества формируются, главным образом, семьей». (Г.К. Никольская, российский экономист) ПИОШ № 9 2008

Численность и удельный вес различных типов хозяйств в США


1970

1980

1990

2004

Прирост, %

млн

%

млн

%

млн

%

млн

%

1970-1980

1980-1990

2000-2004

Домашние хозяйства

63,4

100,0

80,8

100

93,3

100,0

112,0

100,0

27

16


Полные семьи

44,7

70,5

49,1

60,8

52,3

56,0

57,7

51,5

10

7

4

Неполные семьи

6,7

10,6

10,4

12,9

13,8

14,8

18,5

16,5

55

32

11

Несемейные

Домашние хозяйства

11,9

18,8

21,2

26,3

27,2

29,2

35,8

31,9

78

28

9


http://xreferat.ru/113/1461-3-povedenie-domashnih-hozyaiystv-v-nacional-noiy-ekonomike-rossii.html


http://do.gendocs.ru/docs/index-381386.html?page=2#8518208

4.1. Дайте определения выделенным курсивом и пронумерованным понятиям.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.2. Укажите на основании данного фрагмента и своих обществоведческих знаний важнейшие функции семьи (не менее 8).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


4.3. На основании текста определите, какие факторы социально-экономического развития повлияли на сокращение роли ряда традиционных функций семьи (не менее 5).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


4.4. Какие противоречия между реализацией индивидуумов в современном обществе и потребностями общественного воспроизводства раскрываются в данном фрагменте?(укажите не менее 3-х противоречий).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


4.5 Можно ли утверждать на основании анализа данных приведенной таблицы, что:

- Количество традиционных полных семей в 2004 г. в США незначительно отличается от количества таких семей в 1970 г.? _______________________________________________

- Значительно выросло количество неполных семей в 2004 г. по сравнению с 1970 годом._______________________________________________________________________

- Возросло количество одиноких людей _________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подтверждают ли в целом табличные данные ситуацию, показанную в статье? Объясните.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5. Решите кроссворд. Вставьте пропущенное слово по вертикали и дайте его определение.









1





















2















3


















4




















5












6

























7

















8


















9

















  1. Вид территориального устройства крупного монархического государства, объединившего (как правило, в результате завоеваний) территории с разными народами, традициями, но управляемого из одного центра от лица высшего правителя.

  2. Ценная бумага, которая подтверждает, что ее владелец вложил свои деньги в фирму, что дает ему право на получение части прибыли фирмы и участие в ее управлении через собрание других держателей ценных бумаг.

  3. Вооруженное вмешательство во внутренние дела другой страны.

  4. Образ мышления конкретной культурной общности людей (народа, цивилизации), способ осмысления и ощущения или мира с помощью ключевых образов, понятий, символов, чувств, эмоций. Этот способ определяет их поведение в разных ситуациях, жизненную позицию, предпочтения в культуре от цветов, одежды т кушаний до общественных порядков.

  5. Совокупность норм, правил поведения людей в обществе, основанных на представлениях о добре, долге и совести.

  6. Чувство любви к своей большой и малой Родине, к своей стране.

  7. Дискуссия принципиально противоположных мнений, активный публичный спор с целью защитить, отстоять свою точку зрения и опровергнуть мнение оппонента.

  8. Действие человека вопреки правовым нормам.

  9. Прочно сложившийся образец принятого в данном обществе поведения или представления или взгляда на что-либо.


Слово по вертикали:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!