Школа-гимназия №1
Заочный конкурс «Лучшая задача PISA»
Разработка заданий по развитию функциональной грамотности чтения учащихся по русскому языку в 9 классе в рамках международного исследования PISA.
Тема: «Понятие о сложноподчиненном предложении».
Работу подготовила:
Касымова Сауле Нугумаровна,
учитель русского языа и литературы,
1 категория.
Щучинск-2015
Грамотность чтения – что это? Под грамотностью чтения предлагается понимать способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества.
Представляется, что в этом определении важен каждый из названных признаков понятия. Слово грамотность подразумевает успешность в овладении учащимися чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования, подготовки к трудовой деятельности, участия в труде и жизни общества.
Сущность понятия составляют признаки: понимание, рефлексия и
использование. Они взаимосвязаны и обогащают друг друга. Рефлексия предполагает размышление о содержании текста, перенос его в сферу личного сознания. Только в этом случае можно говорить о понимании текста, о возможности использования человеком его содержания в разных ситуациях деятельности и общения.
Как организовать обучение функциональной грамотности чтения на уроках? В данном случае позиция учителя второстепенная: направлять помогать, корректировать. Обучение необходимо вести в интерактивном режиме по принципу «ученик – ученик», что подразумевает диалогическое обучение. Это работа в парах, микрогруппах.
Задания для выполнения в основном поискового, исследовательского, творческого характера, проблемное объяснение новой темы, создание мини-проектов. Необходимая информация черпается из учебников, дополнительной литературы, словарей, Интернет ресурсов, т.е. разных источников.
Для оценки рефлексии на содержание текста, то есть подразумевается достаточно высокий уровень умственных способностей, нравственного и эстетического развития учащихся. Реализуется проверка таких умений, как различать объективную и субъективную информацию, связывать информацию текста с фактами / событиями реальной действительности, аргументировать свою точку зрения.
Заданиями для отработки навыков рефлексии на содержание текста на уроках необходимо применять вопросы, требующие формулировки и аргументации собственного мнения, приводить доводы в защиту своей точки зрения, доказывать свой ответ, обосновывать свою точку зрения.
Для оценки рефлексии на форму подачи текста важно, чтобы читатель, выполняя задания, оценивал не только содержание текста, но и его форму, а в целом – мастерство его исполнения. Здесь предполагается развитие умения: обнаруживать иронию, юмор, различные оттенки смысла, выраженные словом. Этот аспект понимания текста подразумевает достаточное развитие критичности мышления и самостоятельности эстетических суждений. Для выполнения подобных заданий учащийся должен был владеть знаниями о структуре текста, особенностях жанра, умениями обнаруживать в тексте иронию, юмор, оттенки мысли, выражаемые словом, обнаруживать способности слышать авторский голос и различать авторские оценки изображенного.
Предлагаю разработку заданий по развитию функциональной грамотности чтения учащихся по русскому языку в 9 классе в рамках международного исследования PISA по теме: «Понятие о сложноподчиненном предложении».
9 класс. Тема. Понятие о сложноподчиненном предложении.
Тип урока: повторение и закрепление знаний по теме СПП.
Цель. Обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения.
Задачи:
1. Отработать умения различать типы СПП в тексте.
2. Развивать навыки анализа и конструирования СПП.
3. Воспитывать положительное отношение к знаниям вообще, толерантное и уважительное отношение к мнению других людей.
Этап закрепления.
Форма работы: групповая.
Цели:
1. Учить работать с текстом, находить нужную информацию.
2. Закрепить знания о СПП.
(1) Мы говорим иногда о других людях: «Ограниченный человек». (2) Но что может значить это определение? (3) Каждый человек ограничен в своих знаниях или в своём представлении о мире. (4) Ограничено и человечество в целом.
(5) Вообразите горняка, который в угольном пласте разработал вокруг себя некоторое пространство, окружённое толщами непроницаемого чёрного камня. (6) Вот его ограниченность. (7) Каждый человек в незримом, но тем не менее непроглядном пласте мира и жизни разработал вокруг себя некоторое пространство знаний. (8) Он находится как бы в капсуле, окружённой безграничным, загадочным миром. (9) «Капсулы» разные по размерам, потому что один знает больше, а другой меньше. (10) Человек, прочитавший сто книг, самонадеянно говорит о том, кто прочитал двадцать книг: «Ограниченный человек». (11) Но что он скажет тому, кто прочитал тысячу? (12) И нет, я думаю, человека, который прочитал бы все книги.
(13) Несколько веков тому назад, когда информационная сторона человеческих знаний была не столь обширна, встречались учёные мужи, «капсула» которых приближалась к «капсуле» всего человечества и, может быть, даже совпадала с ней: Аристотель, Архимед, Леонардо да Винчи…
(14) Теперь такого мудреца, который знал бы столько же, сколько знает человечество как таковое, найти нельзя. (15) Следовательно, про каждого можно сказать, что он ограниченный человек. (16) Но очень важно разделять знания и представления. (17) Чтобы пояснить свою мысль, возвращаюсь к нашему горняку в каменноугольном пласте.
(18) Допустим условно и теоретически, что некоторые из горняков родились там, под землёй, но ни разу не вылезали наружу. (19) Не читали книг, не имеют никакой информации, никакого представления о внешнем, запредельном (находящемся за пределами их забоя) мире. (20) Вот он выработал вокруг себя довольно обширное пространство и обитает в нём, думая, что мир ограничен его забоем. (21) Под землёй же работает и другой, менее опытный горняк, у которого выработанное пространство меньше. (22) То есть он более ограничен своим забоем, но зато имеет представление о внешнем, наземном мире: он купался в Чёрном море, летал на самолёте, рвал цветы… (23) Спрашивается, кто же из них двоих более ограничен?
(24) То есть я хочу сказать, что можно встретить учёного человека с большими конкретными знаниями и вскоре убедиться, что он очень, в сущности, ограниченный человек. (25) И можно встретить человека, не вооружённого целым арсеналом точных знаний, но с широтой и ясностью представлений о внешнем мире.
(По В. Астафьеву)
ЗАДАНИЯ.
1 уровень - знание:
Укажите верное утверждение:
- Придаточное предложение может стоять после главного, в середине его или перед ним.
- Придаточное предложение всегда стоит после главного предложения.
- Придаточное предложение не может стоять в середине главного предложения.
2 уровень-понимание:
- Выписать 3 СПП, определить их тип.
- Каковы различия между типами СПП?
- Проанализировать предложения по схеме:
   тип придаточного | к чему относится |
вопрос |
союз (союзное слово) |
синтаксическая роль указательного слова |
|
3 уровень-применение:
- Конструирование предложений. Перестроить несколько предложений в тексте, превратив их в СПП (каждой группе по два предложения).
- Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
а) В предложениях 1-4 содержится рассуждение.
б) Предложения 5-7 содержат элементы повествования.
в) В предложениях 10-12 представлено описание.
г) В предложениях 21-23 содержится описание.
д) Ведущий тип речи этого текста – рассуждение.
4 уровень-анализ:
- Предложите свое заглавие текста.
- Какие высказывания соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
а) Человечество ограничено в своем представлении о мире.
б) Современный человек не может прочитать все существующие сегодня книги.
в) Сейчас можно найти мудреца, который знал бы столько же, сколько знает человечество.
г) Нельзя смешивать точные знания, которыми обладает человек, с его представлениями о внешнем мире.
д) Человек, обладающий большими конкретными знаниями, не может быть ограниченным человеком.
5 уровень-синтез:
Задание. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка, приведенного ниже. Запишите около каждой буквы соответствующую цифру.
«Размышляя о поставленной проблеме, автор использует такие синтаксические средства, как (А)______(предложения 2, 11), (Б)_______(предложения 13, 22). Стремясь подчеркнуть ограниченность знаний аждого человека и неизмеримость того, что человечеству пока неизвестно, В. Солоухин прибегает к использованию таких тропов, как (В)_______(«капсуле всего человечества» в предложении 13), и (Г)________(«загадочным миром» в предложении 8)».
Список терминов:
сравнительный оборот
ряд однородных членов предложения
ирония
индивидуально-авторские слова
метафора
вопросительные предложения
эпитет.
6 уровень-оценка:
- Сравните ССП и СПП, приведите примеры из текста. Заполнить таблицу.
ССП | СПП |
1. Сочинительная связь. | 1.Подчинительная связь |
2.3 разряда: соединительные, разделительные, противительные союзы. | 2.3 типа: изъяснительные, определительные, обстоятельственные предложения |
3.Союзы сочинительные | 3.Союзные слова, подчинительные союзы |
- Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему.