СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка занятия для организации внеурочной деятельности по теме: «Употребление фразеологизмов в речи».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие по теме «Употребление фразеологизмов в речи» разработано для учащихся  6-8 классов .Форма проведения: викторина.  Тема: «Употребление фразеологизмов в речи».      Цель: формировать умения использовать фразеологизмы в речи для придания ей образности, яркости, выразительности.   Личностные УУДОсознавать богатство русского языка, испытывать гордость за родной язык; стремление к речевому самосовершенствованию.Регулятивные УУДУмение формулировать учебную задачу; выделять существенные признаки; умение слушать, задавать вопросы. Умение определять наиболее эффективные способы достижения результата в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения; адекватно оценивать свои достижения.Познавательные УУДВладение поисковыми и творческими способами решения практических проблем. Умение осуществлять логические действия с выделением существенных и несущественных признаков, классификация по заданным и самостоятельно выбранным критериям.Коммуникативные УУДУмение работать в команде, обмениваться информацией, поддерживать разговор, выражать свою точку зрения и обосновывать её.Оборудование:

      -презентация  

 -оформление  доски (рисунки детей)       - фразеологические словари

Просмотр содержимого документа
«Разработка занятия для организации внеурочной деятельности по теме: «Употребление фразеологизмов в речи».»

Разработка занятия для организации внеурочной деятельности по теме: «Употребление фразеологизмов в речи ».

(Учитель Е.Ф.Антонова)


Занятие по теме «Употребление фразеологизмов в речи» разработано для учащихся 6-8 классов .Форма проведения: викторина.

Тема: «Употребление фразеологизмов в речи».

Цель: формировать умения использовать фразеологизмы в речи для придания ей образности, яркости, выразительности.

Личностные УУД

Осознавать богатство русского языка, испытывать гордость за родной язык; стремление к речевому самосовершенствованию.

Регулятивные УУД

Умение формулировать учебную задачу; выделять существенные признаки; умение слушать, задавать вопросы. Умение определять наиболее эффективные способы достижения результата в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения; адекватно оценивать свои достижения.

Познавательные УУД

Владение поисковыми и творческими способами решения практических проблем. Умение осуществлять логические действия с выделением существенных и несущественных признаков, классификация по заданным и самостоятельно выбранным критериям.

Коммуникативные УУД

Умение работать в команде, обмениваться информацией, поддерживать разговор, выражать свою точку зрения и обосновывать её.

Оборудование:

-презентация

-оформление доски (рисунки детей)

- фразеологические словари


Ход занятия

Дети поделены на 2 команды по 7 человек (из них 2 капитана)

I.Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели занятия.



(На доске)

(Стихотворение Владимира Орлова)

Рано утром мама-квочка

В класс отправила сыночка.

Говорила: «Не дразнись!

Не дерись! Не петушись!

Поспеши, уже пора,

Ну, ни пуха, ни пера!».

Через час, едва живой,

Петушок идет домой.

Ковыляет еле-еле

Он со школьного двора.

А на нем и в самом деле –

Нет ни пуха, ни пера!


- Что заставило вас улыбнуться,ребята?

-Какое выражение повторяется дважды?

- В одном значении употребляется выражение?


Учитель:

- А сколько фразеологизмов в этом стихотворении?


Юра у доски повесил нос.

Краснеет до корней волос.

Он в этот час, как говорится,

Готов сквозь землю провалиться.

О чём же думал он вчера?

Когда баклуши бил с утра?


Как называются эти выражения? Вспомните, что такое фразеологизмы.

( устойчивые сочетания слов в языке).

Сообщение "Что такое фразеологизмы?"

Сегодня наше занятие пройдёт в форме викторины.

Ведущий ( в роли ведущего выступает учитель)

:Мы начинаем викторину.

III. «Представление команд»

Ведущий: Начинаем с представления команд. Первое задание командам - надо было подобрать название-фразеологизм; нарисовать эмблему своей команды в соответствии с названием.

Представление команд - «Дело в шляпе» и «Зарубить на носу».

-Почему вы решили именно так назвать свою команду?


Ведущий: Спасибо командам.


IV.Первый конкурс «Разминка».


Игра "Доскажи словечко".


Дружнее этих двух ребят

На свете не найдёшь.

О них обычно говорят:

(Водой не разольёшь).


Товарищ твой просит украдкой

Ответы списать из тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты другу

Окажешь (медвежью услугу).


Фальшивят, путают слова.

Поют, кто в лес, (кто по дрова).

Ребята слушать их не станут:

От этой песни (уши вянут).


Подсчёт очков.

Учитель:

-Для чего нужно изучать фразеологизмы? (они помогают говорить метко, ярко; способствуют развитию логического мышления)

- Чем больше вы сегодня узнаете и запомните фразеологизмов, тем выразительнее и интересней станет ваша речь.

Русский язык богат фразеологическими оборотами, но в речи, мы используем их очень мало.

Фразеологические обороты украшают речь, делают её выразительной, образной. Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли.


V. Конкурс «Вопрос - ответ» (работа со словарём)

Команды выбирают 3 фразеологизма из словаря для соперников. Команда соперников расшифровывает фразеологизмы.

На подготовку даётся 5 минут (звучит музыка).


VI. Конкурс "Фразеологизмы с частями тела".


Загадки про нос, уши и рот.

Задание: как можно больше назвать фразеологизмов с частями тела.

В этом конкурсе побеждает та команда, которая последняя назовёт та фразеологизм.

Сообщение "Фразеологизмы с частями тела".

Соревнование между командами. Подсчёт очков.


VII. Конкурс «Коробочек фразеологизмов».

Сообщение "Фразеологический зоопарк"


В коробочке находятся на листиках названия животных (кошка, медведь, курица, свинья).

Задание: команды по очереди достают по 1 предмету и называют фразеологизмы, связанные с этим предметом.

свинья - свинью подложить, гусь свинье не товарищ, свинья всегда грязь найдёт

кошка – как кошка с собакой, кошки скребут на душе, купить кота в мешке, играть в кошки-мышки

медведь – медвежья услуга, медведь на ухо наступил

курица - куры не клюют, как курица лапой.

Каждый ответ оценивается 1 баллом.


Из истории фразеологизмов.(по 1 ученику из каждой команды)

Оценки жюри…


VIII.Конкурс «Капитанов»


Сообщение "Баклуши бить", "Лясы точить".

Ведущий: к доске приглашаются самые смелые, находчивые, весёлые – капитаны команд.

Задание: вам нужно вспомнить и назвать как можно больше фразеологизмов по рисункам.

Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом.

Итак, подводим итоги конкурса капитанов.


IX.Конкурс "Найди пару"(карточки).

Соедини антонимичные пары фразеологизмов.

кот наплакал куры не клюют

за тридевять земель рукой подать

лясы точить держать язык за зубами

баклуши бить не покладая рук

держать ухо востро пропускать мимо ушей

душа в душу как кошка с собакой

повесить нос воспрянуть духом



X.Подведение итогов.


А сейчас пора узнать, кто же является победителем. Оглашаем результаты …



Пригласил нас как-то сын лесник к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу ловить будем. Уху сварим, пальчики оближешь.

Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьем, костер разложим, из ружья палить будем. Потом он мне покою не давал: “Пойдем да пойдем! Говорят, он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел”. Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас.

Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего “приятеля” дома не оказалось. Уехал, говорят к тетке на воскресенье.

– Он же нас пригласил рыбу удить, охотиться,– растерялись мы.
– Вот пустомеля, – возмутился дед, – все время кому-нибудь морочит голову.
У братишки слезы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке.
– Ничего, ребятишки,– успокоил нас дед, – со мной пойдете.
И пошли. И рыбу ловили. И костер развели. А уха была самая вкусная в мире!


Награждение команд.