Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр внешкольной работы г. Белорецк МР Белорецкий район РБ
Разработка занятия
объединения декоративно-прикладного творчества «Берегиня»
Тема: «Изготовление игровой куклы-столбушки
в девичьем традиционном народном костюме
для разыгрывания свадебного обряда.
Изготовление запона»
Педагог: Алексеева Елена Александровна
2017 год
Тема занятия: Изготовление игровой куклы-столбушки в девичьем традиционном народном костюме для разыгрывания свадебного обряда. Изготовление запона.
Цель: Расширить представления обучающихся об особенностях русского традиционного костюма горнозаводских сёл Башкирии.
Задачи:
Закрепить технологическую последовательность изготовления запона.
Расширить понятия «брокаровский узор», «геометрический орнамент».
Развивать мелкую мускулатуру рук, работоспособность.
Воспитывать интерес к истории и народной культуре.
Форма занятия: беседа, практическая работа.
Возраст детей: 8-11 лет
Оборудование: мультимедиа-проектор, иглы, ножницы.
Наглядный материал: презентация для занятия, дидактическая игра на классификацию орнаментов, этнографический материал – запоны. С. В. Авзян, кукла-столбушка в костюме авзянской молодухи.
Тип занятия: комбинированный
Методы обучения: игровой, наглядный, словесный, практический.
Примерная схема плана-конспекта занятия
Приветствие. Здравствуйте, ребятки, Рада видеть вас сегодня на нашем открытом занятии. Сегодня у нас гости, давайте с ними поздороваемся. Я верю в вас и знаю, что у нас вместе обязательно всё получится и мы сможем показать свои знания и умения. В начале занятия традиционные наши обнимашки. Садитесь на стулья.
Повторение пройденного материала.
Спешу сообщить всем присутствующим и напомнить вам, ребятки, что у нас в Авзяне намечается свадьба! Свадьба (имена кукол). И было решено свадьбу сыграть не простую, а традиционную, т.е. с соблюдением всех авзянских традиций и обычаев. И, конечно же, и молодые и все гости должны прийти на свадьбу в традиционных народных костюмах с. В. Авзян, который ещё бытовал в начале 20 века. И все куклы – подружки невесты тоже приглашены на эту свадьбу. Вот по такому случаю мы и шьём для них девичий традиционный костюм.
Давайте вспомним, из чего состоит этот костюм? (Юбка, которая пришла на смену сарафану, рубаха, передник, пояс) Давайте рассмотрим наряды девиц и молодых женщин нашего и близлежащих сёл того времени. (Слайды) Мы видим, что сарафаны тоже ещё бытовали.
Давайте вспомним, что мы уже изготовили на предыдущих занятиях? Юбку, рубаху, каркас куклы. Основу костюма составляет красная /алая/ бардовая юбка с «уборками» (оборками). Впервые такую юбку девушка надевала в 15-16 лет, что символизировало её совершеннолетие, готовность к вступлению в брак. Про такую юбку бытовала частушка:
– Мамонька, барды, барды!
– Тятенька не купит.
– Без бардовой юбочки
Никто меня не любит.
Юбка на девице с одной или с двумя оборками. От чего это зависит?
Рубаха какого кроя бытовала в горнозаводских сёлах Белорецкого района? (Рубаха сапожковского кроя) Почему она так называется? (Потому что придумали её в с. Сапожок Рязанской обл.)
Что ещё осталось сделать в этот комплект одежды? Запон или передник.
Мы уже изготавливали передник, когда шили бабу, куклу в женском традиционном костюме. Давайте вспомним, как украшались передники? Правильно, передники изготавливались из домоткани и украшались вышивкой, а позже в 19 веке – лентами и полосками покупной мануфактурной ткани с цветным узором, которая была очень дорогой по сравнению с домотканью и считалась богатым украшением. Передник мог так же полностью быть выполнен из покупного хлопка.
Поскольку занятие у нас сегодня короче, чем обычно, основу нашего передника мы уже изготовили, а сейчас мы будем его украшать. Как мы это сделали? (Подшили боковые стороны запона, сборили, вложили полотнище запона в свёрнутый краями внутрь пояс и прошили.)
Введение в предлагаемый материал.
Прежде чем приступить к украшению передника, давайте рассмотрим подлинные авзянские передники. Чем они украшены? (Кружево, вышивка)
Вышивка, которую вы видите, относится к какому стилю, как она по-другому называется? (Брокаровская) Почему она так называется?
Основателем и собственником компании «Брокар и К» был купец Генрих Афанасьевич Брокар, по происхождению француз. У него была своя мыловарня в Москве, а так же в других странах. Стремительному расширению моды на технику вышивания крестиком способствовали и листки с напечатанными узорами для вышивания, которые фирма вкладывала в упаковку дешевого мыла или одеколона. Отныне не только горожане, но и крестьянское население всей Российской империи стали покупателями брокаровской продукции, а вышивку стали называть «мыльной» или «брокаровской». Что же это был за стиль? Преимущественно это растительные мотивы, а также «птичьи», «звериные». Самым популярным элементом этого стиля является роза. Вышивали узоры обычно красными и черными нитками, иногда разноцветными.
Вот такая вышивка широко распространилась в России в 19 веке. А что вышивали до этого? Геометрические орнаменты? Какой орнамент более древний?
Очень часто в селах 19 - нач. 20 веков можно было увидеть вышивку и геометрическую и более модную брокаровскую. Даже на одной вещи иногда эти два стиля мирно сосуществовали. Поскольку мы изготавливаем костюм начала 20 века, то узор на нашем запоне будет, конечно, брокаровский.
Игра «Угадай стиль вышивки» на классификацию орнаментов.
Древние орнаменты «читались», т.е. по орнаменту на одежде можно было много узнать о владельце костюма? Костюм был своеобразным паспортом человека. В 19 веке геометрический орнамент постепенно вытесняется брокаровским. Но и новые узоры народ наделяет символами и смыслом. Например, в Авзяне бытовал узор «калинка». «Калинка» – трансформация виноградья. Виноград – символ жизни, продолжения рода в народной культуре южных славян. Природно-климатические условия Урала трансформировали мотив винограда в кисть калиновых ягод, как наиболее схожих по внешнему признаку (резной лист, множество ягод на ветке) и хорошо известных в южноуральском регионе. Таким образом, узор «калинка», как символ плодородия, зрелости вышивался в Авзяне на рубахах и запонах девушек на выданье и замужних женщин детородного возраста. Кроме «виноградья», были и другие значения брокаровских узоров, например «роза» - символ молодости и красоты, «хмель» - свадебный символ, на мужской одежде вышивали «дуб» - символ силы и мужественности и т.д.
Физминутка. Два весёлых гуся.
Практическая часть.
Вышивать запон мы не будем, это не входит в нашу задачу, мы пришьём тесьму. А по низу передника пришьём хлопковое кружево.
Прежде чем начать, давайте вспомним технику безопасности при работе с ножницами и иглой.
Шить предлагаю потайным швом «вперёд иголку» Что значит потайным? (Стежки с лицевой стороны мелкие, едва заметные).
Контрольный опрос. Что за орнамент бытовал в России в 19 и в начале 20 века? А ещё раньше какой вышивкой украшали одежду? Если вам нужно будет изготовить запон самостоятельно, вы теперь сможете это сделать? Как? Какие вы молодцы! Осталось доделать лицо и волосы, пояс нашей девице и у нас будет много девиц для разыгрывания авзянской свадьбы.
Рефлексия (с куклами Ах и Ох). Что давалось легко? В чём были затруднения? Справился ли ты с затруднениями?
Аплодисменты. Обнимашки.
4