СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка занятия по дисциплине "Русский язык и культура речи" по теме Понятие речевой ошибки как неосознанного и немотивированного нарушения языковых норм

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по дисциплине "Русский язык и культура речи" по теме "Понятие речевой ошибки как неосознанного и немотивированного нарушения языковых норм"

Просмотр содержимого документа
«Разработка занятия по дисциплине "Русский язык и культура речи" по теме Понятие речевой ошибки как неосознанного и немотивированного нарушения языковых норм»



Культура речи

Занятие № 5

Тема: Понятие речевой ошибки как неосознанного

и немотивированного нарушения языковых норм.

Задачи урока:

1. Обучающие:

Ознакомить студентов с понятием речевой ошибки как неосознанного и

немотивированного нарушения языковых норм.

Дать понятие нормы в применении к языку.

Дать общую характеристику языковых норм.

Научить выполнять практические задания в «Практической работе № 1».

Познакомить со словарями русского языка.

2. Развивающие:

Пополнять словарный запас студентов.

Развивать умения пользоваться словарями.

Формировать умение высказывать суждение и подтверждать его примерами.

Развивать умение работать в группах.

Развивать связную монологическую речь учащихся.

Развивать навыки поиска и отбора нужной информации по известным

адресам.

Развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы, аргументировать свою точку

зрения.

Развивать умения выделять главное, анализ и синтез материала, рассуждать

на заданную тему, делать выводы.

3. Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к русскому языку.

Воспитывать интерес к литературе и истории родной страны, родного края, любовь к

родному слову.

Побудить учащихся задуматься над сложностью человеческих взаимоотношений,

способствовать осознанию ими чувства ответственности перед собой и другими

людьми.

Оборудование:

1) Словари русского языка;

2) тексты для редактирования;

3) занимательный материал.


Тип урока: урок формирования новых знаний.


План занятия.

  1. Вступительное слово преподавателя.

  2. Работа по теме занятия.

  3. Лекция преподавателя.

  4. Практическая работа № 1.

  5. Итоги занятия.

  6. Домашнее задание.








Ход занятия.

1. Вступительное слово преподавателя.


Цель занятий по дисциплине «Русский язык и культура речи» способствовать повышению среднего уровня культуры владения современным русским языком, нормами речевого общения.

Этот уровень в наши дни недопустимо низок, поэтому теоретические исследования и практические работы по культуре речи сегодня в высшей степени актуальны.

Писатель И. Волгин отмечает: «Есть какая-то тайная связь между ослабевшей грамматикой и нашей распавшейся жизнью. Путаница в падежах и чудовищный разброд ударений сигнализируют о некоторой ущербности бытия. За изъянами синтаксиса вдруг обнаруживаются дефекты души. …повреждение языка – это, помимо прочего, и повреждение жизни, неспособность выразить себя в ясных грамматических формах и поэтому всегда готовой вступить в зону случайного и беззаконного. Язык – неписанная конституция государства, несоблюдение духа которой ведет к гибели всякую (в том числе и духовную) власть»

А между тем вся жизнь человека с момента рождения и до глубокой старости связана с языком. Любой язык, в том числе и русский, - это национальная ценность, важнейшая часть духовной культуры. И как любую ценность его нужно беречь, сохранять и защищать.

На земном шаре существует множество языков. Количество языков на Земле определяется по-разному и колеблется от 2800 до 3000. Не все языки имеют такое же значение, как русский язык.

В 1934 году А. Н. Толстой писал: «Русский язык должен стать мировым языком. Настанет время (и оно не за горами) – русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара».


Современный русский литературный язык в наши дни приобрел всемирное значение. По данным, опубликованным в 1997 году, примерно 300 млн человек по всему миру владеют русским языком (что ставит его на 5-е место по распространённости), из них 160 млн считают его родным (7-е место в мире). Знание русского языка открывает доступ к 75 – 80 % информации, существующей в мире.

Русский язык стал общепризнанным мировым языком с середины XX века, изучаемым в настоящее время в учебных заведениях более чем 100 стран. Русский язык как иностранный изучает каждый восьмой житель планеты.


Русский язык наряду с английским, французским, испанским, китайским, арабским и хинди признан рабочим языком Организации Объединенных Наций.

Велико значение русского языка. Это один из мировых языков.

Энциклопедический словарь юного филолога гласит: «Мировыми языками называются некоторые наиболее распространенные языки, употребляемые между собой представителями разных народов за пределами территорий, населенных людьми, для которых они изначально родные»

Мировые языки охватывают международные сферы – дипломатию, мировую торговлю, туризм. На них общаются ученые разных стран, они изучаются в качестве «иностранных языков» (то есть как обязательный предмет в вузах и школах большинства стран мира). Эти языки являются «рабочими языками» Организации Объединенных Наций (ООН).

Мировое значение русского языка обусловлено тем, что это один из богатейших языков мира, на котором создана величайшая художественная литература.

Русский язык относится к славянским языкам и входит в группу восточнославянских. К этой группе принадлежат также наиболее близкие и родственные русскому языку белорусский и украинский.


Русский язык – один из самых богатых языков мира. Он имеет большой лексический запас, располагает развитыми выразительными средствами. Богатство и выразительность русского языка отмечали многие писатели и общественные деятели.

«Что русский язык – один из богатейших языков в мире в этом нет никакого сомнения»

( В. Белинский)

«Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи»

(Н. В. Гоголь)

«Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, самого великого будущего»

(А. Н. Толстой)

«Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей»

(М. Горький)

«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык»

( К. Паустовский)

Любой язык, в том числе и русский, - это национальная ценность, важнейшая часть духовной культуры. Его нужно беречь, любить, сохранять и защищать.


Известно, что совсем не безразлично, что и как сказать или написать. Речевая коммуникативная культура необходима: чем точнее и правильнее мы оформим свои мысли, тем лучше поймет тебя собеседник или читатель.

Естественно, язык и речь постоянно изменяются, обогащаясь и развиваясь. И это очень хорошо. Ведь речь реагирует на развитее нашей социальной жизни.

Но, с другой стороны, каждый носитель языка заинтересован в том, чтобы русский литературный язык в основе был как можно более стабильным, претерпевал минимум изменений, особенно от без крайней необходимости проводимых «сверху» крупномасштабных реформ.

Принцип «не навреди» должен действовать не только в медицине.

До 1918 года букву Ъ обязательно надо было писать в конце слова после твердого согласного. Фактически эта буква ничего не обозначала, кроме конца слова, однако занимала в любой книге достаточно много места. Например, только в романе Л. Толстого «Война и мир» 70 страниц в каждом экземпляре книги занято было этой никому не нужной, ничего не выражающей буквой Ъ. Такое реформирование, безусловно, нужно.

Но необоснованное реформирование и небрежное отношение к сохранению основ языка может привести к тому, что мы «потеряем прошлое», перестанем воспринимать информацию, созданную нашими предками. Хорошо, что из нашего языка ушло слово ЛАПТИ, а если уйдет слово МИЛОСЕРДИЕ? А ведь именно этот процесс мы наблюдаем сегодня.

Об этом говорит поэт И. Михайлов в своем стихотворении «Исчезнувшие слова»

А вам не горько, что в гримасах быта,

В толпе, привыкшей огрызаться зло,

Так много превосходных слов забыто,

Исчезло, кануло во мрак, ушло?

А вам не хочется, чтоб кто-то вдруг

Вас проводил такими вот словами:

«О, да хранит Вас небо, милый друг,

И благоденствие да будет с Вами…»


Особенно важно бережное отношение к языку в век существования средств массовой информации. Таких масштабов распространения информации, в том числе и языковой, человечество до сих пор не знало. Поэтому очень важно говорить о речевой культуре.

Речевая культура – это культура сознательного и грамотного пользования неисчерпаемой сокровищницей языка, культура корректного и эффективного речевого поведения

Свободное владение литературным русским языком, умение строить тексты разной функциональной принадлежности, умение общаться в наши дни становится неотъемлемыми составляющими любой профессиональной деятельности. Культура речи и степень владения родным языком порой оказываются решающими факторами профессионального роста: от того, как говорит человек, могут напрямую зависеть результаты его труда!


2. Работа по теме занятия.


2.1. Работа с учебником. О современном состоянии русской речи – публикация

журналиста Андрея Кнышева. Стр. 12

2.2. Чтение стихотворения «Ода русскому языку»

Е. Весник

О, бедный мой язык родной,

О, прелесть русской речи чистой!

Кто не глумился над тобой –

Шпана, чиновники, лингвисты…

Кто бедолагу не ломал,

Не выворачивал, не мучил:

«ОблЕгчить, нАчать, взад, принЯл,

ПравЫ, сочуЙствовать, подклЮчил»

Ну, ладно б жулик, или вор,

Иль алкаши и наркоманы,

Но педагог, но прокурор,

Но дикторы с телеэкрана!...

Рабочий и интеллигент

Родную речь, как шавку, лупят:

«ОсУжденный и инцидент,

БлагА, сочуЙствовать, оглУпят»

Ну, ладно б только бюрократ –

Кувшинное тупое рыло:

Но журналист, но депутат

Язык недавно исказили.

От сердца я хочу воззвать

Ко всем, кто сын России верный:

Пора не нАчать, а начать

Язык наш очищать от скверны.

Друзья, следите за собой,

Когда по-русски говорите:

Ведь это наш язык родной –

Его для внуков сохраните!


2.3. Тема сегодняшнего занятия: Понятие культуры речи и ее социальные аспекты.


Что вы должны знать после сегодняшнего занятия.

Ответы на вопросы, которые вы видите на доске.

• Что такое культура и культура речи?

• Как соотносятся понятия «язык» и «речь»?

• Что такое «норма» в применении к языку?

• Что такое литературный язык?

• Что называется «речевой ошибкой»?


Культура – (от лат. – воспитание, образование, развитие) уровень развития общества, творческих сил и способностей человека.

Язык – это система правил, законов. Изучая эти законы, усваивая правила, мы учим язык, то ест те нормы, которые существуют в данном языке. Язык – это теория.

Речь – применение этих правил на практике, когда человек пишет, говорит, читает на данном языке.

Норма – общепринятое употребление слов, их форм, синтаксических конструкций, закрепленное в словарях и справочниках и рекомендованное ими.

Культура речи – это соответствие индивидуальной речи нормам данного языка, умение использовать языковые средства в разных условиях общения в зависимости от цели и содержания речи.

Литературная речь – речь нормативная.

Речевая ошибка – нарушение речевых норм.


Нормы русского языка вы изучали в школе, продолжим и в техникуме. Кроме того, читая книги, слушая и запоминая речь людей, владеющих нормативным русским языком, вы тоже учитесь отбирать слова, строить предложения, правильно их произносить и писать. Литературный язык – язык нормативный. Нормы русского литературного языка обязательны для каждого, кто говорит и пишет по-русски.

Овладеть этими нормами – сложный и кропотливый труд, еще труднее – соблюдать изученные правила в реальной речи.


Задание №1

Прочитайте тексты. Каково ваше мнение о них? Какой текст вам больше нравится и почему? Какую специфическую лексику содержат тексты?

Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

Ты теперь не так уж будешь биться,

Сердце, тронутое холодком,

И страна березового ситца

Не заманит шляться босиком…

Я теперь скупее стал в желаньях,

Жизнь моя? Иль ты приснилась мне?

Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне…

Сергей Есенин



Короче, жил один чувак, типа заяц. Держал недвижимость, хазу, ну, блин, как бы фазенду, по-нашему. А рядом два лаптя на карте. Одна лиса – кидала. Другая – крутилась, ну, типа деловая в натуре. А с ними их кореш – фундук типовой.

Один из наших современников


Задание №2

Прочитайте диалог. Что здесь не так? Почему? Что нужно заменить? Справа напишите, какой глагол лучше заменить другим. Каким? Объясните, почему вы это делаете.

Что не так? Как скорректировать?

Встретился мне один молодой писатель.

- Хочешь, я прочитаю тебе мой новый рассказ? – сказал он.

- Конечно, - сказал я.

- Ну как, нравится? – сказал он, окончив чтение.

- Я скажу тебе правду, - сказал я.

- Скажи, сказал он.

Слова для возможной замены глагола «сказал»: согласился, произнес, спросил, поинтересовался, решился, предложил, попросил.



Задание №3.

В сочинениях старшеклассников были допущены речевые ошибки. Найдите их, объясните, в чем, по-вашему, они заключаются. Правильный вариант запишите в правой части таблицы.

1. Многие писатели и поэты обращали свое внимание на эту проблему.

(Лишнее слово «свое»)

2. Куприн рассказал нам о крепкой, как смерть, любви.

(Слова «крепкой, как смерть» не сочетаются, обычно говорят: «Любовь сильнее смерти»)

3. Сочинение выпускника начинается так: «Творчество Ивана Алексеевича занимает особое место в русской классической литературе»

(Не принято начинать сочинение с имени-отчества писателя (с пропуском его фамилии); это нарушает нормы. Следует начать сочинение так: «Творчество Ивана Алексеевича Бунина…»)

4. По мнению великого писателя Ивана Алексеевича, любовь – великое чувство. (Сочетание «великий писатель Иван Алексеевич» (без указания фамилии) недопустимо. Следовало бы написать «великий писатель Иван Алексеевич Бунин», но словом «великий» не следует злоупотреблять, его возможно заменить «мягкими» синонимами, например, «выдающийся», «знаменитый», «известный» и др.)

5. Писателя интересуют вопросы психологических чувств героев.

(Рядом стоят слова с одним и тем же значением. Следует сказать либо «психологии героев», либо «чувств героев».)

6. Но хватит теребить старые раны!

(Надо: «бередить»; « бередить раны» - это устойчивое сочетание со значением «трогать, раздражать», тогда как «теребить» буквально: «трепать (лен)», в переносном значении «приставать», «надоедать»)

7. Он испытывал неимоверные муки творчества.

(Достаточно сказать «муки творчества»; слово «неимоверными» в таком контексте не употребляется. Неимоверными бывают боль или страдания.)

8. Для него целью жизни становится прожить последние минуты жизни.

(Набор слов: вряд ли человек всю жизнь стремился к тому, чтобы прожить последние минуты жизни. Лучше сказать так: «Его цель – достойно прожить последние минуты». Не стоит два раза в одном предложении повторять слово «жизнь»)

9. Чистолюбивый Андрей Болконский.

(Орфографическая ошибка приводит к тому, что нарушается смысл текста: Андрей «любил» честь, а не чистоту.)

10. Глядя на это небо, мысли Андрея перевернулись.

(Неправильно употреблен деепричастный оборот: мысли не могут глядеть на небо. Можно сказать: «Мысли Андрея, глядевшего на небо, словно перевернулись»)



2.4. Самостоятельная работа с учебником. Русская речь сегодня стр. 5-11

Составить тезисы статьи учебника


? - Что такое, тезисы?

(Основные мысли статьи)


3. Лекция преподавателя.


4. Практическая работа № 1.


5. Итоги занятия.


6. Домашнее задание.


Творческая работа на тему: «Речевая культура человека – зеркало

его духовной культуры»

7




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!