Дәреснең темасы « "символикалар сере"» Максат: Булдыру, гаилә гербы нигезендә анализлау, гаилә кыйммәтләрен Бурыч: 1.Үз гаиләңә, аның гореф-гадәтләренә, мәнфәгатьләренә кызыксыну уяту 2.Гербның килеп чыгышы, аның символикасы белән таныштыру 3.Иҗади кызыксыну, танып-белү активлыгын үстерү
Просмотр содержимого документа
«Өстәмә белем бирү буенча дәрес эшләү "Символика сере""»
Тема:
«Тайна символики»
Составил
руководитель объединения
дополнительного образования
«Изучение традиций и языка татарского народа
«Тан йолдызы»
Шарипова В.Э.
Тема занятия: «Тайна символики»
Цель:
Создание герба семьи на основе анализа семейных ценностей
Задачи:
Побудить интерес к своей семье, ее традициям, интересам
Познакомить с происхождением герба, его символикой
Развитие творческого интереса, познавательной активности
Формирование УУД:
Познавательные умения: уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, презентации, уметь добывать информацию из дополнительных источников, ставить проблему и решать ее.
Регулятивные: определять цель учебной деятельности
Коммуникативные: уметь работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.
Личностные: ценить и принимать базовые ценности «семья», «традиции». Учебно-познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль результата.
Ресурсы:
Мультимедийный проектор, экран
Ход занятия
Этап занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Орг. момент | - Добрый день, ребята и гости нашего занятия. -Ребята, вы одноклассники, а значит мы большая семья. Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу тепло наших сердец. Начинаем с меня и заканчиваем мной. | Дети проходят на стулья Дети берут листочки, находят половинку Возвращаются на места Разделить на пары. Дети садятся на свои места с рисунками. |
Введение в тему. | -Для того чтобы понять чем мы сегодня будем заниматься я предлагаю вам поиграть. -У меня в руках коробочки, а там секрет. Ваша задача выбрать тот кружочек, который вам понравится. (на некоторых кружочках нарисованы гербы) - Итак, ребята, те у которых нарисованы рисунки, подойдите, пожалуйста, к старшим наставникам, найдите другую половину, познакомиться с обладателем частицы и задайте им вопросы, напечатанные на обратной стороне листа. - Что перед вами на рисунке? -Какой именно герб? |
Определение темы и цели | -Как вы думаете какая тема нашего занятия?(гербы) -Давайте посмотрим в словаре толкование этого слова. -Что же такое герб? -А кто знает как на татарском языке звучит слово герб? (дэулэт ярлыгы) -Запишите в маршрутные листы толкование этого слова. -Да, ребята, есть целая наука, изучающая гербы, которая называется Геральдика. (смотрим фильм о геральдике) -о чем фильм? -о каких гербах фильм? -какие бывают гербы? А сейчас вы попробуете найти на моем сайте информацию о своих гербах, расположите их в колонки и ответите мне на вопросы: -какой это герб? -почему именно в эту колонку? -что изображено на гербе? Создать герб непростое дело, есть определенные правила создания гербов. Существует целая наука, которая знает все правила составления гербов. Сейчас каждая группа получит свое задание: 1 группа изучает свои гербы 2 группа изучает свои гербы 3 группа изучает правила создания гербов Государственные | Фамильные | Герб Татарстана | Герб семьи Юсуповых | Герб Ульяновской области | Герб семьи Мустафиных | Герб с. Зеленая Роща | Герб семьи Карамзиных | -Итак, бывают гербы государственные и фамильные. Искусство создания гербов развивалось и усложнялось. Часто высокоодаренные художники составляли этот живописный рассказ о человеке. Постепенно герб становился как бы двойником своего хозяина, его представителем. Посмотрев на такой герб, можно угадать о человеке довольно много. Однако, чтобы понять, о чем рассказывает герб, чтобы расшифровать его нужно знать особый гербовый язык, а также основные правила создания гербов. Герб говорил о происхождении семьи, а в тексте девиза в краткой форме заключался основный смысл. Часто после свадьбы, с рождением новой семьи создавались новые гербы, что очень сближало супругов, со временем символические изображение могли изменяться или дополняться. -Как вы думаете можно ли и вашей семье создать свой герб? | Приглашается ребенок, который зачитывает из словаря толкования слова. Фильм о геральдике Учащиеся рассказывают правила создания гербов. А учащиеся фиксируют их в маршрутных листах. |
Основной этап | -На следующем этапе нашего занятия мы попробуем в маршрутных листах выбрать и отметить те цвета, фигуры , которые присуще вашей семье. Вам было дано задание, в котором вам нужно было изучить поколения, профессии и то откуда вообще зародилась ваша фамилия. Открываем конверты и начинаем работать. | |
| | |
Заключительный этап. Итог | -Кто готов рассказать о своем будущем гербе? -Что расположите в своем гербе? -Ребята, все ли справились с заданием? | Каждый ребенок рассказывает |
Подведение итогов | Это только 1 этап нашего исследования. На следующем занятии каждый из вас составит герб своей семьи. | |
Рефлексия | Я узнал, Я научился, Мне понравилось, Я затруднялся, | |
Маршрутный лист
№ | Название этапа | Результат |
1 | Найти свою половину. Что изображено? | |
2 | Герб-это | |
3 | Найти информацию на сайте и ответить на вопросы: -Какой это герб? -Почему именно в эту колонку? -Что изображено на гербе? (опишите) | |
4 | Правила оформления гербов: -форма | |
-цвет | |
-смысл изображения | дуб, медведь означали силу; факел, раскрытая книга - знание; пчела - трудолюбие; лавр - славу; крылатый змей - зло, смуту; дракон - могущество; рука в перчатке - храбрость; лев - символ силы, мужества, великодушия; леопард - храбрость, отвага полумесяц- обозначает ислам звезды - ислам |
5 | Какие элементы вы выберете для семейного герба? | |
6 | Рефлексия | Я узнал, Я научился, Мне понравилось, Я затруднялся, |
Корни Юсуповых
Долгое время, согласно некому преданию, считалось, что род Юсуповых берёт начало от знаменитого пророка Али, то есть от самого Мухаммеда. Однако основательно исследовавший корни фамилии Н.Б. Юсупов-младший в 1866–1867 годах внёс существенные коррективы. Оказалось, что её родоначальник Бакр ибн Раик жил не во времена Мухаммеда, а на три века позже и был верховным главнокомандующим арабского халифа Ар-Ради биллах Абу-л-Аббас Ахмад ибн Джафара (907–940). Двенадцать поколений потомков воинственного ибн Раика жили на Ближнем Востоке. Были они султанами, эмирами в Дамаске, Египте, Антиохии, Медине, Константинополе, Мекке. Но в XIII веке сын правившего в Мекке султана Термес с группой преданных ему людей решил переселиться на берега Азова и Каспия. Его знаменитый потомок Едигей (1352–1419) считается основателем Крымской (Ногайской) орды. При праправнуке Едигея – хане Юсуфе (1480-е – 1555 г.) – Ногайское ханство достигло наивысшего расцвета.
Мустафины - княжеский род, возводящий свою родословную к казанскому царевич Муртазе Мустафичу, жившему в конце XVI века.
В писцовых книгах 1624 - 1626 г.г. Мамет Аипов сын Мустафин назван князем. Тем же титулом грамота царей Ивана и Петра Алексеевичей 31.01.1686 г. величает стольника Фёдора Акмаметьева сына Мустафина, от которого прослеживается непрерывная родословная этой семьи, представленная в их деле в Герольдии.
Определением Нижегородского дворянского депутатского собрания 12 декабря 1787 г. род князей Мустафиных был внесён в V часть дворянской родословной книги.
Определениями Правительствующего Сената 25.11.1802 г., 26.03.1842 г., 25.12.1847 г. и 17.05.1855 г. род этот признан в достоинстве князей татарских со внесением в V часть дворянской родословной книги.
Среди мусульманских теологов наиболее распространено следующее толкование символа полумесяца и звезды: даже неполная Луна (восходящий полумесяц, восковая Луна) способна осветить мягким и прохладным светом путь страннику в песках Аравии, а звезды ориентир движения навстречу своей судьбе