Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 р.п. Красные Баки
Нижегородской области
Конспект открытого внеурочного занятия
Тема: « Какого цвета свет?»
Выполнила: учитель начальных классов,
первой квалификационной категории
Макрутина Анна Александровна
2013 г.
Пояснительная записка.
Конспект данного открытого занятия проводится по программе внеурочной деятельности «Исследователи» (Автор: Е.В.Низяева, С.Ю. Мокеева, НИРО, 2011г). Психолого-педагогической основой данной программы внеурочной деятельности младших школьников являются базовые принципы образовательной системы Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова, направленные на развитие познавательной мотивации у детей в процессе решения творческих задач. Данное занятие является четвертым в разделе «Как приходит весна» первого года обучения и посвящено теме света.
В ходе занятия обучающиеся знакомятся с разложением белого света на спектр, с возникновением радуги, в групповой работе обучающиеся сами пробуют разложить белый свет, развивая, таким образом, навыки проведения эксперимента.
Конспект занятия дает возможность использования нетрадиционных форм проведения занятий с применением информационных технологий - сопровождается электронной презентацией, которая способствует лучшему усвоению материала. Тема занятия является актуальной, т.к. способствует расширению имеющихся знаний о свете. Эти знания необходимы каждому человеку. Занятие рассчитано 35-40 минут.
Тема: « Какого цвета свет?»
Форма работы: внеурочная
Цель: формировать первоначальное представление о свете; познакомить с возникновением радуги.
Задачи: развитие навыков проведения эксперимента;
формирование навыков представления результатов работы;
формирование навыков коммуникативного взаимодействия
Планируемые достижения учащихся: усвоить, что солнечный луч может превратиться в разноцветный.
Оборудование: краски, ватман, кисточка; лампа с ленточками; диск, мыльные пузыри, призма, презентация, разноцветные прямоугольники, ММУ.
Предметные: формировать начальное представление о свете; познакомить с с возникновением радуги.
Познавательные: усвоить, что солнечный луч может превратиться в разноцветный.
Регулятивные: действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий.
Коммуникативные:; учитывать в общении другое мнение и позицию; стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Личностные: развивать интерес к исследовательской деятельности; положительное отношение к школе и внеурочной деятельности.
Структура занятия.
1.О.М.
- Сегодня нас ждет много удивительных и интересных открытий. Но для этого нужно быть внимательным, наблюдательным и активно работать на занятии.
2.Актуализация знаний..
–Любители вы, ребята, разгадывать тайны? (да!)
- А зачем их разгадывать? (чтобы не бояться, использовать в жизни)
-А где больше всего тайн? (в природе; во всем том, что нас окружает)
- Какие тайны мы с вами уже отгадали на наших занятиях?(тайна газированной воды, тайна мыльных пузырей)
-Чтобы определить тему нашего занятия, отгадайте загадку.
Ежедневно по утрам
Он в окошко входит к нам.
Если он уже вошёл,
Значит новый день пришёл.
(свет)
-Мы будем говорить сегодня о свете. Тема : « Тайна света».
- Замените в слове «свет» первую букву на букву «ц». Какое слово получилось?(цвет)
- Так вот эта тайна связана с цветом.
-Что вы знаете о свете? ( свет необходим для жизни всего живого)
- Вспомните, какие еще исследования мы проводили, доказывающие значение света в природе?
-Об этом нам расскажет….. ( Мы посадили 2 луковицы. Одну поставили на свет, а другую в темное место. Перья луковицы, которая росла в темном месте, проросли маленькими и желтыми. Это говорит нам о том, что свет необходим для роста большинства растений.)(Показ луковиц)
- Солнце дает нам свет и поддерживает жизнь на Земле. А если солнца нет, что его заменяет?(Другие источники света.) (лампа, свеча, звезды, пламя, луна)
- -Всегда мы свет видим?(когда светят сами источники света)
-Сейчас мы видим свет?
Проблемная ситуация.
-А кто мне сможет нарисовать свет?(2-3 ученика) Рисуют белый, желтый.
-Я вижу, что у вас возникли затруднения, каким цветом рисовать свет. А хотите узнать какого цвета свет? Это и будет сегодня целью нашего исследования.
-Где мы можем с вами узнать ответ на интересующий нас вопрос? (спросить у другого человека, прочитать, понаблюдать)
-Какая форма работы вам больше нравится? (понаблюдать)
-Сегодня на занятии мы будем наблюдать, и значит, станем снова маленькими исследователями.
3. Работа по теме занятия
-Начинаем наблюдать. В начале занятия вы мне сказали, что сейчас мы видим свет. Большую часть активного времени суток мы проводим в окружении света. Благодаря свету мы видим окружающий мир, любуемся и восхищаемся природой. Но мы не задумываемся о том, то свет не так прост. Бывают в природе такие явления, когда свет приобретает цвет.
- Догадайтесь, о каком явлении пойдет речь.
Крашеное коромысло над рекой повисло? (радуга)
-Кто из вас видел радугу?
-Как же образуется радуга?(…) Ответить на этот вопрос нам поможет видео(просмотр видео)
-Построили радугу солнечные лучи и дождевые капли. Дождь заканчивается. Редкие капли еще падают на землю, но из-за туч уже выглянуло солнце. Солнце светит сквозь падающий дождь, лучи его проходят через дождевые капли, и на небе напротив солнца возникает необычная цветная радуга. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. Если капли мелкие, радуга кажется бледной. Когда дождь стихает, будто кто-то стирает радугу с неба. Все радуги – это солнечный свет, который проходит через дождевые капли и отражается на противоположной стороне неба!
-Что произошло с солнечным светом? (он приобрел цвет)
-С помощью чего солнечный свет стал цветным? (с помощью дождевых капель)
Самостоятельная работа детей.
- А сейчас я предлагаю вам построить свою радугу из цветных полосок, которые лежат у вас на столах.
(Проверка)
- Все цвета в радуге идут в четкой последовательности и никогда не меняются местами.
- Какую фразу люди придумали, чтобы запомнить цвета радуги? (Каждый охотник желает знать, где сидит фазан).
-Что она обозначает?
Физкультминутка.
- Мы сегодня много работаем с компьютером, поэтому проведем Ф.М. для глаз.
Рассказ учителя. (со слайда)
-Открыл тайну света впервые ученый-физик Исаак Ньютон 350 лет назад. Он впервые доказал, что обычный свет, физики его называют белым, – это смесь лучей разного цвета. Ньютон проделал такой опыт. На пути солнечного луча ученый поставил особое стеклышко-призму. ( демонстрируется) На противоположной стене он увидел разноцветную полоску, которая называется СПЕКТР. Ньютон объяснил это тем, что призма разложила белый цвет на составляющие его цвета. Ньютон первый разгадал, что солнечный луч многоцветный.
- Ребята, а хотите сейчас увидеть настоящую радугу?(да!)
Опыт№1.(опыт Ньютона)
- Для этого мы проведем опыт Ньютона. Мы поймаем призмой белый луч света и получим изображение радуги на стене. Свет, который казался белым, играет всеми цветами радуги.
- Сколько цветов вы выделите в разноцветной полоске?(3,4,5,6,7..)
- На самом деле здесь очень много цветов, от светло-голубого до темно-голубого, от светло-алого до красного и т.д.
-Но Ньютон выделил лишь 7 цветов. Как вы думаете, почему именно число 7? Я попросила …….найти ответ на этот вопрос и вот что они узнали (Я узнала из дополнительной литературы, что число 7 - самое магическое число. Оно символизирует тайну.
В русском фольклоре очень много пословиц и поговорок, связанных с числом 7 – Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Семеро одного не ждут
Семь пятниц на неделе.
В повседневной жизни семёрка практически везде: семь дней недели, семь нот в музыке, семь небес, и даже семь цветов в световом спектре.
-Можем мы теперь ответить на наш главный вопрос, какого цвета свет? (Да, семицветный) Так мы проникли в тайну света.
4.Практическая часть.
Работа в группах.
-А сейчас мне хочется, чтобы вы сами попробовали разложить белый свет
1 группа. Обучающиеся рассматривают компакт-диск (компакт диск стал разноцветным)
2 группа. Обучающиеся выдувают мыльные пузыри (свет распался на цвета в пленке мыльного пузыря)
3 группа. Обучающиеся смотрят сквозь капроновую ленту на лампочку. (Радуга вокруг лампочки)
Делаются выводы по проведенным исследованиям.
Опыт№2.
- Предположите, каким будет результат сложения всех цветов спектра? (предположение …– белый свет). Сложить все цвета спектра с помощью вращающегося диска с нанесенным на него спектром предложил сам Ньютон.
(Видео из интернета – вращающийся диск с нанесенным на него цветами спектра)
- Сформулируйте вывод. (При сложении цветов спектра образуется белый свет)
- Сложение всех цветов спектра в белый окончательно убедило Ньютона в сложном составе белого света. Убедились в этом сегодня и мы.
5 Итог занятия. Рефлексия.
-Какое «открытие» вы сегодня сделали на занятии? Можем мы ответить на вопрос, какого цвета свет?
-Где можно использовать эти знания?
-У вас на столе прямоугольники со всеми цветами спектра. Я попрошу вас выразить свое настроение любым из цветов от нашего занятия. Приготовились, показываем. Я рада, что у вас разноцветное, радужное настроение от нашего занятия. Не случайно слово «радуга» похоже на слово «радость». И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» так называли ее в старину и верили, что она приносит счастье. А вам я желаю всегда только радужного настроения!