Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Курежская основная общеобразовательная школа
Разработка
занятия с применением
активного метода обучения
(технологии критического мышления)
по теме: "Прилагательное"
в 7 классе
учителя русского языка и литературы
Власенко Жанны Павловны
Разработка занятия с применением активного метода обучения (технологии критического мышления)
по теме: "Прилагательное"
Триединая дидактическая цель урока:
Образовательная:
- создание условий для осознания и первичного осмысления блока новой учебной информации;
- обретение учащимися опыта деятельностного освоения и целостного осознания прилагательного как части речи.
Развивающая:
-развитие интеллектуальных умений: выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, критического анализа информации;
-развитие познавательных умений: составлять научную статью, пользоваться предметным языком.
-осмысление связей нового материала с ранее изученным.
Воспитательная:
- формирование познавательного интереса к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха;
- воспитание культуры общения в группе.
Тип учебного занятия: урок изучения нового материала и первичного закрепления.
Технология: критическое мышление.
Приемы критического мышления: кластер, “Пометки на полях”, синквейн.
Формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная.
Учащиеся в течение урока работают в группах по 2 человека.
Ход урока
I. Введение в тему. Постановка учебной цели.
- Запишите название темы урока.
- Подберите однокоренные слова.
(прилагать, возлагать, облагать).
Слово однозначно: (См. : Ожегов С. И. Словарь русского языка, - М. 1984)
ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ, -ого, ср. или имя прилагательное. В грамматике: часть речи, обозначающая качество, свойство или принадлежность и выражающая это значение в формах падежа, числа и (в ед. ч.) рода. Полные, краткие прилагательные.
- Произведите морфемный разбор слова.
- Сформулируйте общую цель урока.
- Зачем авторы учебника включили эту тему для изучения, если мы уже, кажется, достаточно по ней знаем?
II. Актуализация прежних знаний. Работа в группе.
- Ребята, вам необходимо восстановить художественный текст, из которого изъяты прилагательные. Предложения записаны на бумаге разного цвета, впишите в них пропущенные прилагательные и соберите текст из “рассыпанных” предложений.
Поразительно умение белок - грызуний выбирать … орехи, обгрызать шишку … и …
Я не раз находил в лесу … хранилища белок.
Сидя под деревом в … лесу, увидел однажды … белку, скакавшую по… земле, она несла в зубах … …. гроздь … орехов.
Они прячут их в … дуплах и зимою безошибочно находят … запасы.
- Прочитайте восстановленный текст.
1. Я не раз находил в лесу грибные хранилища белок. 2. Сидя под деревом в глухом лесу, увидел однажды рыжую белку, скакавшую по сырой земле, она несла в зубах большую тяжелую гроздь лесных орехов. 3. Поразительно умение белок-грызуний выбирать спелые орехи, обгрызать шишку ели и сосны. 4. Они прячут их в глубоких дуплах и зимою безошибочно находят свои запасы.
- Почему некоторые предложения восстанавливались с большим трудом?
- Какие выводы вы уже можете сделать?
(Без определений рассыпается предложение, теряется смысл, точность, эмоциональность, яркость речи)
III. Стадия осмысления. Оформление кластера.
- Запишите ключевые вопросы, которые позволят полнее представить тему “Прилагательное” и решить задачу урока?
- Обменяйтесь в группах своими знаниями, придите к единому мнению, приготовьтесь отвечать от имени группы.
- Давайте теперь все вместе оформим кластер.
Работа с классом, заслушиваются и записываются вопросы от каждой группы.
Рисунок 1
IV. Самостоятельная работа
- Напишите научную статью в учебник о прилагательном как самостоятельной части речи.
- Обсудите тексты в группах и выберите тот, который зачитаете.
- Заслушивается статья. Что можно дополнить? С чем не согласны?
V. Маркировка текста с использованием значков
“V” - знал
“+” - новое
“-” думал иначе
“?” - не понял
- Познакомьтесь с научной статьей, по ходу чтения не забывайте ставить на полях справа значки. Текст составлен на основе словарной статьи. Словарь-справочник лингвистических терминов. Авторы: Розенталь Д. Э. , Теленкова М. А. М. , “Просвещение”, 1979. Приложение 1
- Используя теоретический материал статьи, попытайтесь ответить на вопросы, возникшие во время составления кластера.
VI. Оформление кластера. Рисунок 2
- Давайте вернемся к ранее составленному кластеру, проверим правильность составления и подумаем, какие дополнительные теоретические сведения об определении нужно внести в кластер? (Дополнения к кластеру вносятся другим цветом)
- Какие разряды имеют прилагательные?
- Установим причинно-следственные связи.
VII. Обобщение и систематизация знаний.
- Выпишите верные примеры, обоснуйте свой ответ.
Более железная ложка
Тоньше нитки
Слаще меда
Плохее всех
Красивого платья
Наиболее строгий закон
Птичичьи лапы
Лисий хвост
- Обсудите свой выбор в группе, приготовьтесь отвечать.
- У кого есть другое мнение?
Вывод: имя прилагательное зависит от имени существительного, обозначает признак предмета, изменяется по родам, падежам и числам, имеет разряды по значению: качественные, относительные, притяжательные, степени сравнения: сравнительную и превосходную.
- Выполнение теста по теме “Прилагательное”. Приложение 2
- При выполнении теста постарайтесь не обращаться к статье, только в случае крайнего затруднения пользуйтесь ею.
VIII. Домашнее задание: § 37, составить небольшой текст на тему: «Произведение народного декоративного искусства (любое)», используя прилагательные.
IX. Написание синквейна. Стихотворение из пяти строк позволяет в художественной форме оценить изученное понятие. Каждый ученик пишет синквейн, затем согласовывает с партнером и из двух составляют один - парный.
Правила написания синквейна.
Ключевое слово (тема)
Два прилагательных, характеризующих тему/понятие.
Три глагола, показывающие действие темы/понятия
Короткое предложение, отношение автора к теме/понятию
Синоним, обобщающий тему
Прилагательное
Качественные, относительные
Обозначают, характеризуют, отвечают
Могут иметь краткую форму
Определение
X. Рефлексия. Выставление оценок
- Что узнали нового?
- Что для Вас было трудным, а что - нет?
- Как вы можете оценить свою работу на уроке?