СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка занятия школы классного руководителя

Нажмите, чтобы узнать подробности

заседание школы классных руководителей способствует поиску новых путей решение проблем становления воспитательной системы в школе, классе.

Просмотр содержимого документа
«Разработка занятия школы классного руководителя»

Творческая мастерская «Нравственное здоровье »


Дата проведения: 25.03. 201 г

Место проведения: МАОУ ДОД

«Дом детского творчества № 15» г. Набережные Челны

Участники: заместители директоров СОШ по ВР,

классные руководители,

педагоги дополнительного образования детей

Время проведения: 10.00 – 11.00

Цель: поддержка познавательной активности педагогов СОШ и педагогов дополнительного образования детей в поиске приемов воспитательной работы по сохранению, формированию нравственного здоровья личности учащихся.





Воспитание – должно действовать

не на одно увеличение знаний,

но и на убеждения человека.

К.Д.Ушинский

Ход творческой гостиной


I.Организаөионная часть:

1.1 Приветствие участников тв. мастерской:

Хорошее настроение – для каждого человека это особое понятие. Что может создать хорошее настроение у вас? Попробуем сформулировать понятие хорошее настроение таким образом: на каждую следующую букву фразы назвать слово: Х – хохот, о – оптимизм ….

В итоге – хорошее настроение это - …


1.2 Актуализация темы тв. мастерской

Духовно- нравственное воспитание- это создание условий для воспитания человека, который старается жить в согласии со своей совестью. И важнейшим условием становится деятельность педагогов по сохранению, формированию нравственного здоровья личности. Как определить, здоров ли человек? Физическое здоровье мы определяем по результатам анализов, общему состоянию организма. Существуют определенные нормы: уровень гемоглобина, сахара в крови, размеры внутренних органов, частота пульса и т.д.

Здорова ли личность нравственно? Сегодня уровень нравственного здоровья к сожалению, снижается. Меняются и система ценностей, а с ней и мотивы поведения.

Нравственное здоровье личности - это комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы в жизнедеятельности, основу которой определяет система ценностей, установки мотивов поведения индивида в обществе. (Степанов В.П.)


II. Практическая часть:

2.1 Теоретическое обоснование:

Дети любят подражать взрослым. С самого юного возраста происходит накопление нравственного опыта и обращение к духовной жизни с нравственным самоопределением и становлением самосознания. И чем же насыщено сегодня само детство? Со всех сторон на детей обрушились цинизм, насилие, безверие. В этой ситуации жизненно важной необходимостью становится воспитание на высоко духовно-нравственных основах, осознанное понимание смысла личностной и общественной духовно-нравственной практики. Именно сегодня нужно посеять в детских душах семена таких понятий как долг, честь, советь, покаяние, любовь и преданность Отечеству и другие, для того, чтобы завтра они дали всходы. В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость.

Нравственное здоровье личности – нравственные чувства, нравственный облик, нравственная позиция, нравственное поведение. На какую из этих сфер может в большей мере воздействовать школа и другие учреждения образования?

- нравственные чувства – любовь, долг, совесть, свобода, ответственность, гражданственность, патриотизм, стыд, вера, надежда, достоинство, честность, самоуважение, терпение, доброжелательность.

- нравственный облик – дисциплина, обладание навыками межкультурной коммуникации, владение нормами и навыками здорового образа жизни, стремление к духовно-нравственному самосовершенствованию.

- нравственная позиция - устойчивое представление о нравственности в рамках понятий добро- зло, совесть, долг, правда-ложь, активная нравственная позиция в различных ситуациях, умение ориентироваться в системе духовно-нравственных ценностей, социальной среде, дорожить нравственным историческим наследием, понимание личной ответственности за будущее страны, готовность проявлять милосердие.

- нравственное поведение – культура поведения, умение соотносить права человека и достоинство личности, давать нравственную оценку поступкам и делам, умение прийти на помощь человеку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации, культура семейных отношений.

Нравственное здоровье личности пронизывает всю многогранную практическую деятельность ребенка, его мотивационную, эмоциональную и интеллектуальную сферы.

Чтобы увидеть ребенка в процессе образования (обучение + воспитание), его надо открыть, повернуть к себе, включить в деятельность. Человек включается в любую деятельность только тогда, когда это нужно именно ему, когда у него имеются определенные мотивы для ее выполнения.

2.2 Практическая работа:

Какие формы, методы и приемы активизации деятельности ребенка мы можем использовать при формировании нравственного здоровья?

Вам хорошо знакомы такие формы обучения как: соревнования, экскурсии, путешествия, спектакли, использование разных средств искусства, игры, выпуск газет, коллективных работ, педагогические задачи, ситуации, изобразительная деятельность, прикладное творчество, коллективные творческие работы, написание детьми рассказов и стихов, занимательный материал. (Сделать ромашку - 7 лепестков)

Остановимся на некоторых: предлагаю поиграть в «Ромашку», обрывая определенный лепесток, вы выберите какой-либо прием формирования нравственного здоровья, который мы апробируем на практике.

1. Непосредственно эмоциональное вслушивание – требует специального внимания педагога и специальной организации (использование текстового сопровождения и изобразительного ряда – репродукции картин, слайдов.) Главная задача – создание определенной эмоционально-эстетической атмосферы средствами разных видов искусства, «погружение» детей в эту атмосферу, глубокое сопереживание, созерцание. Подготовка и проведение таких мероприятий требует широкого сотрудничества самих детей. Они должны оставлять у детей ощущение соучастия. Обязательное последействие предполагает: обсуждение увиденного, выражение собственного отношения к происходящим событиям, возможно предложения по устранению проблемы. (Практика –(слайд шоу)

2. Акцентное вычитывание – своего рода самостоятельное «вычерпывание» из текста определенных моментов для решения тех или иных задач, например, вычитывание развития каких-либо событий, отношения автора к происходящему, поиск способа в решении проблемы.

Задание: прочитать текст. Выбрать из него методы нравственного воспитания, их характеристику.

Текстовой материал для работы:


Сказка про медвежонка Пуха и его маму


Жил-был однажды в дремучем лесу медвежонок Пух со своей мамой. Медвежонок рос беззаботным, веселым. Процесс воспитания осуществлялся в различных формах при помощи разнообразных методов, приемов и воспитательных средств. Формы организации воспитательного процесса в самом общем виде отражали отношения, которые складываются между воспитателями и воспитанниками. Всю зиму они проспали в теплой и уютной берлоге, но вот наступила весна. Выглянуло теплое солнце, запахло свежестью, небо стало безоблачно голубым. Процесс нравственного воспитания стал актуальным, являлся двухсторонним: с одной стороны, организационное и целенаправленное воздействие воспитателей, с другой – организованная и целенаправленная деятельность воспитанников. От звонкой и веселой капели медвежонок проснулся. И тут методы нравственного воспитания выступили как пути и способы формирования нравственного сознания, развития моральных чувств и выработки навыков и привычек поведения. Ему захотелось вскочить и побежать на улицу. Но мама погладила его по спинке и велела спать дальше. Осуществлению процесса нравственного воспитания способствовали методы убеждения и методы упражнения. Прошел еще месяц, в лесу потекли ручейки, в берлоге стало сыро. Медведица и Пух проснулись вместе и вышли из берлоги. Однако убеждение не ограничивалось лишь словесным разъяснением, беседами. Убеждение действовало на сознание, чувства и волю воспитанника с целью формирования у него положительных качеств и преодоления отрицательных. А в лесу так хорошо! Поют птицы, светит солнце! И функции упражнения не ограничивались лишь приучением к правильному поведению. В процессе нравственного воспитания применялись и такие методы, как поощрение и наказание. Медвежонок веселился и кувыркался по пробивающейся на свет травке. Так, в процессе нравственного просвещения на первое место, естественно, выдвигались убеждение; в трудовом воспитании – упражнение; в воспитании дисциплинированности и ответственности наряду с основными методами применялись также поощрение и наказание. Стимулирование и мотивация, внушение и самовнушение, требование и упражнение, коррекция и самокоррекция, воспитывающие ситуации и социальные пробы-испытания, метод дилемм и рефлексия были наиболее эффективными всю весну и лето.

3. Моделирование жизненных ситуаций - обращение к личному опыту детей и их размышлениям по обсуждаемой теме. Через опыт может быть востребован и развит самим ребенком лишь в ходе реальных отношений, переживаний, затрагивающих его личностные ценности. Способствует самоутверждению личности, актуализации силы ее самовыражения.

- репродуктивная – предполагает возможность словесно или практически продемонстрировать опыт поведения.

–     конструктивная – предполагает проектирование поведения в заданных условиях;

Предлагаю смоделировать ситуацию по вашему выбору, которая бы затрагивала бы проблему нравственного здоровья: в семье, школе, социуме. А мы с коллегами попробуем найти конструктивное решение.

–     проблемная – когда идет поиск новых знаний для решения проблемы;

–     прогностическая – направлена на развитие умений предвидения последствий поступка (своего или чужого);

–      оценочная – направлена на формирование и развитие навыков оценки;

–      аналитическая – используется для анализа верных и ошибочных действий участников.


4. Прием «шести ролей»: «автор», «читатель», «критик», «теоретик», «художник», «историк». Отношение «автор – литературное произведение – читатель» – процесс практической литературной деятельности самих школьников то в роли «автора», то в роли «читателя». Обе эти роли творческие: как автор, так и читатель не имеют «готового» образа; автор создает его по законам искусства, а читатель «воссоздает». Работа в роли «критика» – литературно-критическая и нравственная оценка. Чтобы творчество автора и читателя было успешным необходимы знания по теории литературы – работа в роли «теоретика». Каждый должен побывать в роли «художника», представляя и воображая смоделированную ситуацию. Роль «историка» позволяет взглянуть на объект обсуждения с точки зрения культурного наследия. Таким образом, главная задача– поставить учащихся в те роли, которые помогут овладеть средствами и способами решения нравственных проблем.

«автор» - представляет свое произведение, рекламирует его

«читатель» - высказывает свое впечатление с позиции интереса

«критик» - критикует, отмечая + и -, дает нравственную оценку.

«теоретик»- дает обоснование теоретическому изложению проблемы произведения

«художник» - описывает художественные достоинства текста

«историк» - обсуждает произведение с точки зрения культурного наследия.

Предлагаю, учитывая тему творческой мастерской, проанализировать всем известную сказку «Заячья избушка» (Картинка-иллюстрация к сказке, таблички: «автор», «читатель», «критик», «художник», «историк»).


5. Технология "Дюжина вопросов"

Используется с целью: развития у учащихся мышления, индивидуального сознания через организацию мыследеятельности, смыслотворчества, рефлексивной деятельности.
Требования к реализации метода.
Оптимальное количество учащихся – до 30 человек.
Необходимое оборудование.
Система вопросов по определенной теме.
Порядок реализации метода.
Каждому участнику предлагается ответить на 12 вопросов руководителя невербально, т.е. перемещаясь по аудитории в определенном порядке. Ответ «да» предусматривает перемещение к доске, ответ «нет» - в противоположную сторону от доски, ответ «не знаю» - в центр аудитории, например. В процессе ответов на вопросы руководителю следует следить за индивидуальностью ответов участников. По окончании организуется рефлексия состоявшегося взаимодействия. (Список вопросов)
Вопросы формулируются по теме занятия, раздела, курса. В состав вопросов должны входить вопросы общекультурного характера.

  1. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.

  2. Считаю, что всегда надо прощать людей.

  3. Я стремлюсь поступать так же, как поступают со мной.

  4. Считаю, что делать людям добро – это главное в жизни.

  5. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.

  6. Общаясь с товарищами, отстаиваю своё мнение.

  7. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.

  8. Мне нравится помогать людям.

  9. Если мне не нравятся люди, то я с ними не общаюсь.

  10. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.

  11. Думаю, что надо переживать неприятности других, как свои.

  12. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие.

  13. Стараюсь всегда защитить тех, кого обижают.


6. Реклама героя: (Куклы- герои сказки)

перед Вами коллеги три известных героя: Папа Карло, Буратино и Сверчок. Кому-то из этих героев вы симпатизируете? Предлагаю Вам прорекламировать его с позиции обладания нравственных качеств и убедить остальных симпатизировать именно ему. В итоге мы посмотрим, чей герой победит.

7. Технология "Самооценка" (Список вопросов)

Назначение метода:
Развитие учащихся (Я-концепции, индивидуального сознания, мышления) через организацию мыследеятельности, смыслотворчества, рефлексивной деятельности.
Требования к реализации метода.
Оптимальное количество учащихся – до 30 человек.
Необходимое оборудование.
Система утверждений для самооценки участников по типу «Я – хороший человек», «Я – классный специалист», «Я хороший сын (дочь), «Я – воспитанный человек» и т.д.
Порядок реализации метода.
Участникам предлагается  по заданным утверждениям поставить себе оценку, которая может быть представлена в трех вариантах: высокая (стоя), «средняя» (сидя на стуле), «низкая» (присев на корточки). При этом участник не имеет право изменить свое пространственное положение до ответа на следующее утверждение. Участникам предлагается выборочно (по желанию) объяснить выбор уровня оценки по отдельным утверждениям.

Вопросы:

1. Любите ли вы себя?

2. Есть ли у вас недостатки?

3. Вы умеете распределять силы?

4. Вы пунктуальны?

5. Вы умеете преодолевать трудности?

6. Любите ли вы искать и пробовать новое?

7. Если у вас плохое настроение, показываете ли вы это окружающим?

8. Умеете ли вы поднимать настроение своим коллегам?

9. Делаете ли в утром зарядку?

10. Всегда ли вы находите выход в сложных ситуациях?

11. Легко ли с вами договориться?

12. Вам интересно сейчас?


III. Итоговая часть:


8. Рефлексия- процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний, осмысление субъектом того, какими средствами и почему он произвел то или иное впечатление на партнера по общению.

Рефлексия приводит к целостному представлению, знанию о целях, содержании, формах, способах и средствах своей деятельности, позволяет критически отнестись к себе и своей деятельности в прошлом, настоящем и будущем, делает человека, социальную систему субъектом своей активности.

Алгоритм осуществления системной рефлексии:

  • «Я» - как чувствовал себя в процессе обучения, было ли мне комфортно, с каким настроением работал, доволен ли собой;

  • «Мы» - насколько комфортно мне работалось в малой группе; помогал ли товарищам, они помогали мне; какие были затруднения в общении с группой;

  • «Дело» - я достиг цели, материал нужен для дальнейшей учебы, жизни, в чем затруднялся, как мне преодолеть проблемы

Психические формы проявления рефлексивных процессов

  • Критичность мышления обучающихся.

  • Стремление обучающихся к обоснованию своей позиции.

  • Умение «видеть проблему».

  • Способность вести дискуссию.

  • Адекватная самооценка.

  • Творческое решение проблем и умение преодолевать трудности.


1. Рефлексия «Весеннее настроение» – (три листа бумаги, формат А-3: «Я», «Мы», «Дело», на которых участники рисуют цветы, фломастеры).

- как Я чувствовал себя в процессе работы:

не доволен собой - рисую бутон цветка

доволен собой – рисую раскрывшийся цветок

- насколько комфортно мне работалось в малой группе:

были затруднения - рисую бутон цветка

не было затруднений - рисую раскрывшийся цветок

- достигнута ли цель?

не увидел способов решения поднятой проблемы - рисую бутон цветка

материал нужен, полезен - рисую раскрывшийся цветок

2. Итог (по результатам рефлексии)

Высшее предназначение человека в этой жизни – украшать и улучшать этот мир. Критерии духовно здоровой жизни очень просты. Спросите себя: кому стало лучше оттого, что вы прожили этот день? Что хорошего вы сегодня сделали? Какими знаниями обогатились? (Слайд)