СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка занятия внеурочной деятельности "Методы решения изобретательских задач. Метод разрешения противоречий"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучающиеся  узнают методы решения изо­бретательских задач: метод проб и ошибок, что такое противоречие, свойство и антисвой­ство. Научатся определять функции и проти­воположные функции предметов.  

Просмотр содержимого документа
«Разработка занятия внеурочной деятельности "Методы решения изобретательских задач. Метод разрешения противоречий"»

Внеурочное занятие в 7 классе «Методы решения творческих задач»

18

Тема. Методы решения изобретательских за­дач. Метод разреше­ния противоречий

Цель занятия. Создание условий для развития познавательной сферы, а также формирования познавательного интереса у учащихся посредством включения их в решение изобретательских задач.

Задачи занятия: 

Обучающие:

  • Актуализация знаний и расширение представлений о методах решения изобретательских задач

  • Закрепление умений в решении задач на сообразительность.

  • Учить называть функцию (или действие), противоположную данной (функция — антифункция), понятия, выполняющие противоположные функции.

  • Отработка умения решать логические задачи.

Развивающие:

  • Развитие умения целенаправленно воспринимать информацию , анализировать ее, делать на ее основе выводы.

  • Развитие познавательной сферы (восприятия, слухового и зрительного внимания, наблюдательности, памяти, логического мышления).

  • Развитие любознательности, сообразительности при выполнении заданий проблемного и эвристического характера.

  • Развитие коммуникативных умений (слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса, защищать, аргументировать свою точку зрения).

Воспитательные:

  • Стимулирование внутренней мотивации на изучение логики – как необходимого условия для саморазвития.

  • Создание условий для формирования познавательного интереса.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: Узнают методы решения изо­бретательских задач: метод проб и ошибок, что такое противоречие, свойство и антисвой­ство. Научатся определять функции и проти­воположные функции предметов.

Метапредметные: регулятивные - уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение; коммуникативные - уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникационных задач; строить понятные для партнера высказывания; познавательные -уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке).

Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Оборудование. Карточки

Ход занятия

  1. Оргмомент

  2. Интеллектуальная разминка

• Что можно приготовить, но нельзя съесть? (Уроки).

• Что станет с зеленым платком, если он упадет в Красное море? (Он станет мокрым).

• Сколько козлят хотел съесть серый волк?

• Сколько букв в алфавите?

• Что у повара на голове? ( колпак )

• Где всегда лежат спички? ( коробок )

• Два крестьянина шли из деревни в город, а навстречу им ещё 5 крестьян. Сколько всего крестьян шло в город? ( 2 )

• Каким гребнем голову не расчешешь? (Петушиным).

• На какой вопрос нельзя ответить "да"? (Вы спите?).

• На столе сидели 4 мухи. Одну убили. Сколько осталось мух на столе? (одна дохлая ).

• Что становится больше, если его поставить вверх ногами (Число 6).

• Когда сетью можно вытянуть воду? ( когда вода мёрзлая )

• У Тани было 5 орехов. Один она отдала брату и у них стало орехов поровну. Сколько орехов было у брата вначале? ( 3 ).

• Кошка весит 3 кг. Это на 2 кг меньше, чем весит собака. Сколько весит собака?

• Девочка с голубыми волосами?

• На каком дереве растут жёлуди?

  1. Целеполагание и мотивация

Обычно чем больше у человека ума,

тем меньше значения он ему придаёт.

Л. Мерсье

Предложить учащимся сформулировать цели занятия самостоятельно.

  1. Восприятие и осмысление нового материала

Метод проб и ошибок

Вся история человечества — это история изобретательства, которое было необходимым условием выживания человечества на Земле. На по­мощь человеку пришёл великий Творец — метод проб и ошибок (МПиО). Он помогал добывать огонь и обрабатывать кремниевые ножи, строить дома и корабли. Пробуя, ошибаясь и вновь пробуя, развивались и сами люди. МПиО воспитал бессчётное множество людей творчества, смелой мысли, выковал их необыкновенные качества, заставляя преодолевать не­избежные ошибки и трудности и всё-таки идя вперёд. Конечно, МПиО давал нужный результат только после перебора и отброса десятков или сотен вариантов. Вместе с тем многие решения были блестящими.

Почти все знают об Архимеде (287—212 гг. до н. э.) и его знаменитом винте, военных осадных машинах, рычаге, зажигательном зеркале и спо­собе, позволяющем отличить золото от меди по плотности, путём измере­ния количества вытесненной воды.

Имя Герона Александрийского (150—100 гг. до н. э.) известно техни­кам больше, чем чьё-либо. Ведь это имя автора «Пневматики» и «Меха­ники» — книг, где описаны фонтаны, сифоны, пожарный насос и реактив­ная паровая турбина, первые километражные счётчики, многоступенчатые червячные передачи и водяные часы. Герон первым описал прибор ди­оптр — предшественник современного теодолита.

Человек неистощимой интеллектуальной энергии и любознательности,
магистр нескольких искусств (живописи, скульптуры, музыки и архитектуры), Леонардо да Винчи (1452—1519) не меньше известен и как учёный и изобретатель. Танк, приводимый в движение нажатием рычагов, вертолет, движимый мускульной силой человека, парашют и многие другие его конструкции «изобретены» заново только в наше время.

Великий Ньютон сказал: «Если я видел дальше, то потому, что стоял
на плечах гигантов».

Мы все стоим на плечах гигантов прошлого, и можно только изумляться, как много они сделали, не имея в своём распоряжении ничего лучшего, чем МПиО.

Вопросы:

  1. Об изобретениях каких учёных вы знали раньше?

  2. Какую роль, с вашей точки зрения, сыграл на этапе
    зарождения науки и техники МПиО?

  3. Считаете ли вы метод проб и ошибок эффективным
    в настоящее время?

Что такое противоречие

Одним из методов решения творческих задач является метод разрешения противоречий. Попробуем разобраться, где мы встречаемся с противоречием. Вы с этим методом решения творческих задач встречались
раньше на примере сказочных сюжетов. В известной русской сказке богатырь на развилке двух дорог увидел камень с надписью: «Направо пойдёшь — коня потеряешь, налево пойдёшь — голову сложишь». Что делать? Как разрешить это противоречие? Надо ехать, и нельзя ехать.

В русском языке слово «противоречие» — это «против речи», против
мнения, против желания. В частности, против вашего желания.

В логике под противоречием понимают противоречие с истиной — наличие в одном и том же рассуждении двух высказываний, из которых одно
исключает другое.

В обыденной жизни под противоречием мы понимаем несогласие,
противоположность интересов или мнений по одному и тому же поводу.
Очень часто, даже как правило, желания у разных людей не совпадают,
отсюда и масса противоречий.

В технике Г. С. Альтшуллер (создатель теории решения изобретательских задач — ТРИЗ) техническим противоречием называл взаимодействие в системе, состоящее, например, в том, что полезное действие вызывает одновременно и вредное действие.

Таким образом, противоречие — это столкновение взаимоисключающих требований к одному и тому же объекту или одному
и тому же элементу объекта.



  1. Первичное закрепление

Задание 2. Укажите, в каком из следующих примеров, какой вид противоречия встречается:

а) холодильник создаёт холод, и это хорошо, но одновременно потребляет электроэнергию, занимает место, шумит, требует периодического размораживания, чистки — и это плохо.

б) кто-то сделал полезную покупку, но при этом лишился денег и сделал невозможной другую покупку;

в) при автокатастрофах бензин не должен гореть, но в двигателе автомобиля тот же бензин должен гореть

Задание 3. Ещё раз прочитав текст «Что такое противоречие?», попробуйте высказать свою точку зрения.

Противоречие — это ... .

Приведите примеры противоречий, с которыми вам приходилось сталкиваться в жизни.

Задание 4. «Свойство — антисвойство». Назовите противоположное свойство.

Лёгкий — Узкий — Мокрый —

Чистый— Прямой— Простой—

Острый— Пустой— Сладкий—

Толстый — Тупой — Круглый —

Задание 5. Назови функцию (или действие), противоположную данной (функция — антифункция).

Создать — Усилить —

Увеличить — Обогатить —

Удалить — Нагреть —

Согнуть — Открыть —

Налить — Поднять —

Задание 6. Назови понятия, выполняющие противоположные функции.

Например: Ножницы — клей.

Холодильник — Спички —

Цемент — Колыбельная песня —

Карандаш — Охотник —

Назовите в каждом случае функцию и антифункцию названных выше понятий.

  1. Итог занятия

Задание 8. Задачи на сообразительность.

Задача 1. Как с помощью шести отрезков (палочек) равной длины получить четыре равносторонних треугольника?

Задача 2. Разложите по трём стаканчикам десять шариков так, чтобы число шариков в каждом стаканчике было нечётным.

Задача 3. Герои одного фантастического рассказа берут в полёт вместо тысяч необходимых запчастей синтезатор-машину, умеющую делать все. При посадке на другую планету корабль получает повреждение. Нужно 10 одинаковых деталей для ремонта. Тут выясняется, что синтезатор делает все, но в одном экземпляре. Как быть?

  1. Рефлексия