Конспект открытого занятия внеурочной деятельности в 4 классе
Внеурочная деятельность «Я – пешеход и пассажир»
Уровень программы: общекультурный (базовый), направленность спортивно-оздоровительная.
Дата «22» ноября_2019г.
Номер занятия: 6
Тема занятия: «Тупик».
Цель: закрепить названия известных дорожных знаков; познакомить с новым знаком; вспомнить, как правильно переходить дорогу; развивать память, мышление; расширять кругозор учащихся о правилах дорожного движения, об обеспечении безопасности жизни.
Задачи:
- Создание условий для обучения детей Правилам дорожного движения;
- Формирование культуры участников дорожного движения;
- Воспитание отрицательного отношения к нарушителям норм поведения и Правил дорожного движения.
6.Оборудование, дидактический материал: презентация, карточки с дорожными знаками
Ход занятия
1.Организация начала занятия. Приветствие всех участников занятия.
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
2. Повторение пройденного материала.
На прошлом занятии мы с вами говорили о главной дороге, о знаках главной дороги и о поведении пешехода при приближении к главной дороге.
Давайте вспомним, что мы запомнили с прошлого урока.
-Какие бывают дороги? (Главные и второстепенные)
-Найдите знак главной дороги среди других дородных знаков.
Знак «Главная дорога»:
Вот он знак, каких немного:
Это главная дорога!
Если едешь ты по ней,
Всех становишься главней,
И тебе, как будто Богу,
Уступают все дорогу!
- О чем говорится в стихотворении? Будут ли другие участники дорожного движения уступать вам путь?
Знак «Конец главной дороги»:
Ехал раньше, как король,
Но твоя сменилась роль.
Говорит знак этот строго:
«Уступай теперь дорогу!»
- О чем говорит этот знак? Будут ли другие участники дорожного движения уступать вам путь?
3. Проверка домашнего задания
- Дома вам нужно было нарисовать и подписать правила, о которых мы вспомнили на прошлом занятии. Итак, о чем должен помнить пешеход при приближении к главной дороге?
4. Введение в предлагаемый образовательный материал или информацию.
- Предлагаю вам ответить на вопросы и отгадать загадки
1)часть улицы, предназначенная для пешеходов, расположенная слева и справа от проезжей части дороги
2)специальная палочка в руках регулировщика.
3)самый строгий командир с огоньком в груди.
4)предупреждающий свет светофора.
5)место пересечения улиц и дорог.
6) по какой стороне тротуара можно передвигаться.
7)наши верные друзья и помощники на улицах города.
8)наземный пешеходный переход.
9)транспорт ,на котором разрешается ездить с 14 лет.
Ребята, отгадайте загадки и найдите эти знаки, среди предложенных на доске
Если ты собрался с папой
В зоопарк или в кино,
Подружится с этим знаком
Вам придётся всё равно.
Без него не попадёте
Ни в автобус, ни в трамвай!
Значит, вы пешком пойдёте…
Знак дорожный угадай!
Нарисован человек,
Землю роет человек.
Почему проезда нету?
Может быть, здесь ищут клад
И старинные монеты
В сундуке большом лежат?
Их сюда, наверно, встарь
Спрятал очень жадный царь.
Что за зебра развалилась на дороге?
Почему по этой зебре ходят ноги?
А водитель резко жмёт на тормоза,
Если зебра попадает на глаза.
Едет мальчик Федя
На велосипеде.
Отгадайте, отчего же
Недовольство у прохожих?
Покажите знак дорожный –
Где кататься Феде можно?
Шоссе шуршало шинами,
Бегущими машинами.
Но возле школы сбавьте газ:
Здесь знак, водители, для вас.
Вот так знак – глазам не верю!
Для чего здесь батарея?
Помогает ли движенью
Паровое отопленье?
Может быть зимою вьюжной
Здесь шофёрам греться нужно?
Почему же в летний зной
Знак не сняли с мостовой?
Ходят смело млад и стар,
Даже кошки и собаки.
Только здесь не тротуар –
Дело всё в дорожном знаке.
Под дорогою – нора.
Кто быстрее всех смекнёт,
Почему по ней с утра
Ходят люди взад- вперёд?
Вот большой зелёный сквер,
А напротив – буква Р.
Не простая буква Р,
А в квадрате буква Р.
Неужели возле сквера
Р нельзя произносить?
5. Знакомство с новым материалом.
- Какие знаки остались? Посмотрите на них внимательно.
Это дорожный знак «Тупик». Такой знак существует в трех стандартных исполнениях, которые отличаются направлением движения в сторону тупика – прямо, направо или налево. Однако суть знака и его функциональные характеристики от этого не меняются.
Таким образом, дорожный знак «Тупик» информирует водителя о том, что он выезжает на дорогу, которая не имеет сквозного движения.
Не каждая дорога способна обеспечить возможность сквозного проезда по ней. Некоторые из них заканчиваются тупиком, исключающим возможность дальнейшего движения по выбранному маршруту. И если водитель, въехавший на данный участок, захочет его покинуть, то он неминуемо должен будет разворачиваться и следовать в обратном направлении. Согласитесь, это крайне неудобно и ведет к потере драгоценного времени.
Задания на освоение и закрепление знаний, умений и
На доске слова проспект, переулок, тупик, площадь, бульвар.
Что обозначают эти слова?
Проспект – прямая, широкая, большая улица в городе.
Переулок – это поперечная улица. Первые переулки были короткими и узкими, служили для связи улиц. Сейчас переулки шире иных улиц.
Тупик – это улица, упирающаяся в какое-нибудь строение, не имеющая сквозного проезда или прохода
Площадь – незастроенное большое и ровное место, от которого обычно расходятся в разные стороны улицы.
Отгадайте загадку
Этот знак наверняка
Доведет до тупика.
Ну, а дальше – хоть лети,
Потому что нет пути!
Что это за знак?
Знак "Тупик":
- Кто запомнил, о чем говорит нам этот знак? Почему этот знак может быть разным?
А сейчас мы с вами будем решать задачи. Эти задачи не простые, с их помощью мы разберем и повторим изученные правила.
Задача 1. Во дворе Федя встретил своего друга Сашу. Саша предложил ему: «Хочешь на «зебру» посмотреть?» Саша, схватил Федю за руку, поспешил к дороге, где ездили машины, автобусы, троллейбусы...
Как вы думаете, почему мальчики пошли смотреть «зебру» не в зоопарк, а на улицу?
Задача 2. Однажды Петя Светофоров переходил проезжую часть улицы на зеленый сигнал светофора. И вдруг зеленый огонек быстро, быстро заморгал и переключился на желтый.
Что должен сделать пешеход в такой ситуации?
Идти вперед на противоположную сторону улицы.
Вернуться назад к тротуару.
Задача 3. Однажды Петя Светофоров гулял по улице, как вдруг услышал звук сирены. К перекрестку, поблескивая маячком, быстро двигался автомобиль скорой помощи.
Как вы думаете, почему водитель скорой помощи не остановился на красный сигнал светофора?
Каким еще автомобилям разрешено двигаться на красный свет?
Как должны поступать пешеходы, услышав звуковой сигнал спецмашин?
Задача 4. Шел Петя как-то с ребятами по тихой улице. Машин на ней мало, перекресток без светофора. Подошли к перекрестку и только собрались переходить улицу, как Петя сказал:
«Подождите, пропустим машину.»
И действительно, поворачивает автомобиль. Удивились ребята, спрашивают:
«Как ты догадался?»
Как автомобили могут разговаривать с пешеходами?
Как автомобиль «сказал» о повороте?
Задача 5. Саша не отгадал загадку, может быть, вы поможете ему разгадать ее? Загадка была такая: какой островок находится на суше?
Задача 6. Федя с друзьями играл в футбол. Место для игры выбрали недалеко от улицы. Федя так увлекся игрой, что не заметил, как с мячом оказался вне поля. Удар! И мяч полетел, только не в ворота, а прямо на улицу. Мальчик бросился за ним...
Что может случиться с Федей?
Задача 7. Однажды Петя с папой ехали в автомобиле, они опаздывали к своим друзьям. Папа хотел свернуть и сократить путь. Но тут заметил знак, который предупредил о том, что он выезжает на дорогу, которая не имеет сквозного движения. Что это был за знак?
Правильно, «Тупик».
Подведение итогов занятия.