Тема занятия: Водяная лилия.
Цель занятия: изготовление водяной лилии в технике модульное оригами.
Задачи:
научить изготавливать изделие в технике модульное оригами;
совершенствовать навыки модульного оригами;
развитие творческих способностей и мышления на уроках трудового обучения;
воспитание чувства прекрасного, любви к своему Алтайскому краю, культуры труда.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, ПК; образцы готовых изделий, шаблоны «лист», «внешний» и «внутренний» круг;
Материалы: картон зеленого цвета, цветная (желательно офисная) и рисовальная бумага, клей;
Инструменты: а) чертежно-измерительные: карандаш;
б) обработочные: ножницы, кисть для клея;
Межпредметные связи: изобразительное искусство, технология.
Метод изложения: словесный, наглядный, частично-поисковый.
Ход занятия.
Сообщение темы и цели занятия.
Проверка готовности рабочих мест, материалов и инструментов.
Рассказ педагога о водяной лилии, ее разновидностях.
Водяную лилию издревле называют русалочным цветком, одолень –травой, приписывая ей лекарственные и мистические свойства. В местах разливов рек, лиманов и заливов водяные лилии образуют целые колонии и заросли. Но именно эти места привлекают к себе во время цветения толпы туристов… В Алтайском крае много рек и озёр где можно встретить водяные лилии. Плавающая на воде чисто белая лилия привлекает людей своей неописуемой красотой уже многие столетия. Научное название растения, принятое международным сообществом – Nymphaea alba (Nymphaea — с лат. нимфея). В мифологии древних греков так назывались святилища, где проживали нимфы – юные божественные существа в образе красивых дев, олицетворявшие живительные и плодоносящие силы природы.
Цветок причисляется к семейству кувшинковых. Он держится на высокой, достигающей порой пяти метров, цветоножке. Плавающие на поверхности воды крупные темно-зеленые листья сердцевидной формы украшает венчик из двух рядов белых лепестков, распространяющих нежный, едва уловимый аромат. За внешними, более крупными лепестками, располагаются мелкие, переходящие постепенно в круглое рыльце желтого или оранжевого цвета с исходящими лучами. Диаметр белого венчика варьируется в зависимости от возраста и составляет 5-20 см.
Кувшинка белая наделена интересной биологической особенностью. Ранним утром её лепестки раскрываются, а вечером, перед заходом солнца, закрываются; сам бутон погружается в воду. Кроме этого, по цветку можно прогнозировать погоду. Перед приближением дождя лепестки на кувшинке смыкаются и остаются закрытыми на весь период дождливой погоды.
Цвести лилии начинают после того, как прогреется вода в водоеме. В зависимости от местности и климатических условий, лепестки появляются примерно в июне. Заканчивается цветение обычно ранней осенью.
Рефлексия. Предложение учителя: полюбоваться красотой этих цветов. Дети самостоятельно выбирают для работы цвет бумаги.
Практическая работа: изготовление изделия. Педагог предлагает два варианта изготовления лилии.
Простой вариант
Оригами «Кувшинка» сделать своими руками нетрудно. Необходимо подготовить квадратные листы розовой и зелёной расцветок, а также ножницы. На начальном этапе обучения желательно воспользоваться большим квадратом 30х30 см. Лучше всего использовать тонкую бумагу, потому что слишком плотный лист имеет свойство рваться при попытке раскрыть лепестки у цветка.
Сложите квадратный лист по диагонали, затем разверните его. Проделайте эти же действия для получения второй диагональной линии сгиба.
Загните поочерёдно все 4 вершины по направлению к центральной части. В результате должен получиться квадрат меньшего размера. Тщательно прогладьте все складочки, чтобы сформировалась плоская фигура.
Повторите все предыдущие действия ещё раз, подтянув образовавшиеся вершины к середине второй раз.
Ту же самую процедуру проделайте в третий раз.
Переверните квадрат тыльной стороной. Загните уголочки, тщательно прогладив линии сгиба.
На следующем этапе надо слегка подвернуть вершины.
Теперь аккуратненько вытягивайте из образовавшегося клапана слой бумаги, выворачивая лепесток с изнаночной на лицевую сторону.
Поднимите треугольный клапан внутренней части лепестка.
Расправьте все остальные уголочки.
Сформируйте второй ряд лепестков, расправляя следующий слой уголков.
Внутрь раскрывшегося бутона можно поместить ещё один лотос меньшего размера.
Сборка модульного оригами
Водяную лилию можно сложить из модулей. В этом случае получится объёмная кувшинка. Для изготовления поделки надо приготовить по 8 розовых и зелёных квадратных листов бумаги 10х10 см.
Пошаговая инструкция:
согните розовый лист пополам по направлению снизу вверх;
ещё раз повторите это же действие;
разверните последний изгиб;
подтяните нижние уголочки в сторону центральной части и пригладьте образовавшиеся линии;
сверху сделайте уголки из переднего слоя;
подтяните свободный край вниз и согните фигуру пополам;
переверните поделку;
подведите к горизонтальной черте верхние уголки;
закройте полосочку сверху вниз;
расправьте края у получившейся лодочки;
поднимите нижний край по направлению к центру и хорошо прижмите его;
разгладьте готовый модуль;
смастерите ещё 7 точно таких же лепестков;
зелёный листок попробуйте сложить зигзагообразным способом;
зафиксируйте образовавшиеся складки;
разверните заготовку;
подтяните правый край к ближайшей линии;
передний край согните в обратную сторону;
сделайте такой же загиб слева;
раскройте заготовку так, как открывают распашные двери;
разверните листок на 90 градусов;
нижний край соедините с верхом, зафиксировав линию сгиба;
верхние и нижние уголки первого слоя поочерёдно подтяните к серединной линии;
произведите действия, аналогичные тем, что проводились для изготовления лепестка самой кувшинки;
осуществите сборку всех модулей, вставляя левый уголок каждого лепестка в кармашек соседней заготовки;
переверните кувшинку и повторите те же действия по кругу до полного закругления поделки;
соберите листья подобным образом;
вставьте цветок в зелёную розетку.
Техника безопасности при работе с ножницами, клеем.
Физминутка перед работой.
Окончание работы. Уборка рабочего места.
Итог занятия: Организация Долины Лотосов в классе (выставка изделий).
Анализ изделий.