МБОУ «Утамышская средняя общеобразовательная школа
имени А.Гамринского»
Конспект внеклассного мероприятия
Класс: 8-9
Предмет: физика
Тема: «Занимательная физика»
Учитель: Вагабова Наргиз Шамсутдиновна
Тема внеклассного мероприятия: «Занимательная физика»
Цель: развитие у обучающихся логического мышления, умение быстро мыслить и находить правильные решения, воспитание уважения к сопернику, воспитание умения работать в команде, формировать у обучающихся интерес к изучению физики.
Задачи:
- способствовать углублению и обобщению знаний по физике;
- развивать умение логически мыслить, рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи, проводить эксперимент;
- воспитывать у учащихся интерес и внимание к окружающему их миру.
Оборудование:
портреты физиков, свечи, стакан с водой, сухое горючее, бумага, иголка, линейка.
Плакаты:
«Ученые знают, что наука не может быть виновата. Виноваты только те люди, которые плохо используют ее достижения»(Ф. Жолио – Кюри)
Науку все глубже постигнуть стремись,
Познанием вечного жаждой томись,
Лишь первых познаний блеснет тебе свет,
Узнаешь: предела для знания нет. (Фирдоуси)
План мероприятия:
Знакомство.
Разминка.
Знаток законов.
О ком идет речь?
Верю – не верю.
Экспериментаторы.
Ход мероприятия:
Вступительное слово.
Добрый день, ребята, рада видеть вас в этом зале!
Слово «физика» произошло от греческого слова «phуsis». Так ее назвал древнегреческий ученый Аристотель - что значит природа. Физика – это одна из наук о природе. Она изучает простейшие и вместе с тем сложнейшие свойства окружающего нас мира.
С открытиями этой науки связаны самые важные достижения других естественных наук - химии, астрономии, географии, биологии, археологии, геологии. Современный уровень развития техники достигнут именно благодаря физике.
Законы физики - это законы мира, в котором мы живем. Они сопровождают нас на каждом шагу.
Сегодня мы проведем увлекательную интеллектуальную игру «Занимательная физика», в ходе которой заглянем в тайны эксперимента, покажем, как важно владеть не только теоретическими навыками в физике, но и на практике подтверждать правила и законы этой науки.
Итак, команды на сцену! Сегодня соревнуются, думают, наблюдают, проводят эксперименты команды …
Право подводить итоги соревнования предоставляется нашему уважаемому совету знатоков…
Всем успеха
!
Итак, конкурс 1. Знакомство с командами (название, девиз)
Конкурс 2. Разминка.
А теперь ответ на вопрос даст каждая команда и запишет его на листике.
Итак, умеете ли вы считать? Если да, то внимательно послушайте, а затем я задам вопрос.
Одинокий физик, почесав темя,
Измеряет длину, массу и время.
Парочка физиков мечтает вдвоём
Измерять температуру, плотность, объём.
Трое физиков, построившись в ряд,
Меряют энергию, скорость, заряд.
Четыре физика в хорошем настроении
Измеряют давление, а в плохом - ускорение.
Пять физиков выбегают на площадь,
Измеряют импульс, частоту, силу и площадь,
Шесть физиков приходят к седьмому на именины,
Измеряют какие-нибудь другие физические величины.
Итак, вопрос: сколько физических величин названо в данном стихотворение? - собрать листы.
Конкурс 3. «Знаток законов»
Вызывается один человек от команды, он вытягивает листок, на котором написан физический закон. Его задача - назвать закон и сформулировать его.
ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ЗАРЯДА.
В замкнутой системе алгебраическая сумма зарядов всех частиц остается неизменной.
q1 + q2 + q3 + … + qn = const.
Основной закон электростатики – закон Кулана.
Сила взаимодействия двух точечных неподвижных заряженных тел в вакууме прямо пропорциональна произведению модулей заряда и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними.
ЗАКОН ОМА ДЛЯ УЧАСТКА ЦЕПИ
Сила тока в проводнике прямо пропорциональна напряжению на его концах (разности потенциалов) и обратно пропорциональна сопротивлению этого проводника.
Закон всемирного тяготения
Все тела притягиваются друг к другу с силой, прямо пропорциональной произведению их масс и обратно пропорциональной квадрату расстояния между ними.
ЗАКОН ДЖОУЛЯ–ЛЕНЦА
Количество теплоты, выделяемое проводником с током, равно произведению квадрата силы тока, сопротивления проводника и времени прохождения тока.
ЗАКОН АРХИМЕДА
На тело, погружённое в жидкость (или газ), действует выталкивающая сила, равная весу вытесненной этим телом жидкости (или газа).
Конкурс 4. «О ком идёт речь?»
Вы, наверное, знаете фамилии и имена выдающихся ученых-физиков. И можете их назвать. А теперь по подсказкам отгадайте, о каком ученом говорится.
Определяем фамилию учёного по 5 подсказкам. Если правильный ответ дан после 1-ой подсказки, то угадавший получает 5 баллов, если после 5-той, то-1 балл.
Подсказки:
1.Этот английский учёный уже в 24 года сделал свои открытия в физике и математике.
2.Он получил должность смотрителя Монетного двора в Великобритании в 1695 г.
З.Он стал профессором в 26 лет.
4.Он обосновал 3 закона механики.
5.Сушествует легенда о том, что благодаря яблоку он открыл физический закон.
(Ответ : Исаак Ньютон.)
Подсказки:
Еще в студенческие годы он открыл, что период колебаний маятника не зависит от амплитуды.
После окончания университета он занялся исследованиями в области механики и астрономии.
Им открыт принцип относительности движения и закон инерции.
Он открыл 4 спутника у Юпитера и фазы Венеры.
Для изучения закономерностей свободного падения тел он использовал наклонную башню в г. Пиза.
(Ответ: итальянский ученый Галилео Галилей.)
Подсказки:
Он - один из первых ученых, работавших на войну, и первая жертва войны среди людей науки.
Круг его научных интересов: математика, механика, оптика, астрономия.
Он - крупный изобретатель. Его изобретения широко известны.
С одним из его открытий мы сталкиваемся почти каждую неделю.
(принимая ванну)
По легенде, ему принадлежит возглас: "Эврика!", прозвучавший вслед за сделанным им открытием.
(Ответ: Архимед.)
Подсказки:
Он жил в IV в. до н.э.
Он был воспитателем Александра Македонского.
Его сочинения относятся ко всем областям знаний того времени: философии, астрономии, механике, теории звука, оптике, метеорологии.
В основе его физики лежали рассуждения и умозаключения.
Его учение было канонизировано церковью, признано святым, неизменным и господствовало в науке около 1000 лет.
(Ответ: Аристотель.)
Подсказки:
Чувствительность его глаз так велика, что при идеальных условиях видимости они могут увидеть ночью с вершины высокой горы свет горящей спички на расстоянии 80 км.
Мощность, развиваемая его сердцем, - 2,2 Вт.
Его мозг за 0,05 с распознает объект, изображение которого зафиксировал глаз.
За свою жизнь оно съедает около 40 т пищи.
Это самое умное животное на Земле.
(Ответ: Человек.)
Конкурс 5. «Верю – не верю».
Вопрос-1. Верите ли вы, что можно поймать пулю на лету?
Ответ. Да, если пуля и человек движутся относительно друг друга с небольшой скоростью или неподвижны.
Преподаватель : Во время Первой империалистической войны, как сообщали газеты, с одним французским летчиком произошел совершенно необыкновенный случай. Летя на высоте 2000 м, летчик заметил, что близ его лица движется какой-то небольшой предмет. Думая, что это насекомое, летчик проворно схватил его рукой. Оказалось, что он поймал германскую боевую пулю.
Вопрос-2. Верите ли вы, что летом железная дорога от Москвы до Санкт-Петербурга длиннее (на 300 м), чем зимой?
Ответ. Да. Это так! С повышением температуры линейные размеры тела увеличиваются, происходит тепловое расширение тел.
Вопрос-3. Верите ли вы, что Солнце может зажечь огонь, если при этом использовать прозрачный лед?
Ответ. Да. Изо льда можно вырезать двояковыпуклую линзу. С ее помощью сфокусировать солнечные лучи на комочке бумаги и сухого мха.
Преподаватель : В книге Ж.Верна «Путешествие капитана Гаттераса» есть подтверждение этому: впервые подобный опыт был успешно выполнен в Англии еще в 1763 г.
Вопрос-4. Верите ли вы, что существуют «звуковые зеркала»?
Ответ. Да, если считать, что слово «зеркало» означает предмет или тело, способное отражать попадающие на него звуковые волны.
Например : стена леса, высокий забор или строение, гора хорошо отражают звук и являются не чем иным, как зеркалом для звука. Благодаря «звуковым зеркалам» мы слышим эхо.
Вопрос-5. Верите ли вы, что суровая зима может сломать мост через реку?
Ответ. Да. При понижении температуры линейные размеры металлических тел уменьшаются и тем значительнее, чем больше понижение температуры.
Преподаватель : Вот случай, произошедший в декабре 1927 г. Во Франции начались необычайные морозы. Остов моста через Сену в самом центре Парижа так сильно сжался, что затем рассыпался кубиками. Проезд закрыли.
Что это?
Подсказки:
1. Сначала он плавал, потом стал и летать.
2. Он многим, будучи их проводником, спас жизнь.
3. Он не любит большую жару и сильную тряску.
4. Он всегда целенаправлен.
5. Он безразличен к драгоценным металлам и алмазам, но волнуется при взаимодействии с железом.
(Ответ: компас)
1. Агрегат моментальной съёмки.
2. Есть у каждого в доме, «и языка нет и правду скажет».
3. Стекло- с одной стороны имеющее серебристую поверхность.
4. Девчонки часто смотрятся в него.
5. Легко увидеть своё отражение.
(Ответ: зеркало)
Сейчас вам предстоит перебрать в памяти некоторые изобретения, но остановиться на одном из них.
Подсказки:
Как орудие войны это изобретение упоминается в источниках XIII в., XV в., в конце XVIII и середине XX в.
Данное изобретение используется и в мирных целях.
Предполагается, что родина этого изобретения Китай
В Европе (XIII в.) его разновидность получила название - "летающий огонь", или "огненный волан", а в середине XX в. - имя милой девушки.
Это изобретение - основной двигатель космических кораблей.
(Ответ: ракета.)
Жюри оглашает результаты, награждает команды, делится своим мнением о проведенном мероприятии.
Сегодня мы сделали небольшой шаг в познании окружающего нас мира – посмотрели на него глазами физика.
Как сказал Пьер Лаплас: «То, что мы знаем, - ограниченно, а то чего мы не знаем, - бесконечно!»
Поэтому обогащайтесь знаниями, чаще находитесь в этой бесконечности.