СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка жанрового урока по искусству "Мавританский стиль в архитектуре" (9 класс)

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка расширяет  представления об архитектурных стилях и направлениях в искусстве.

Дает представление об особенностях  и характерных признаках мавританского стиля. 

Воспитывает интерес к архитектуре и современным направлениям в данном виде искусства. 

Просмотр содержимого документа
«Разработка жанрового урока по искусству "Мавританский стиль в архитектуре" (9 класс)»

Разработка учителя

по искусству

МОБУ СОШ № 34 г. Таганрога

Коренец Анны Викторовны


Тема: «Архитектурные стили. Мавританский стиль в архитектуре»

(урок-экскурс).

9 класс, урок № 9

Цела и задачи:

- расширить представление детей об архитектурных стилях, ознакомить с особенностями мавританского стиля в архитектуре ;

- развивать в детей умение по внешним признакам и особенностям конструкции и декора сдан и сооружений различать архитектурные стили и направления, анализировать, сопоставлять, обобщать и презентовать полученные знания ;

- воспитывать интерес к архитектуре и современным направлениям в данном направлении.

Оборудование:

Мультимедийная доска, иллюстративный материал по теме «Архитектурные стили», видеоряд «Мавританский стиль в архитектуре», презентационные творческие работы учащихся «Экскурсия по Воронцовскому дворцу в Крыму», «Мавританский стиль. По странам и континентам».

Ход урока

.I. Организация класса. Подготовительный этап. На доске вывешены образцы архитектуры различных стилей и направлен: романский, готический, Возрождение, барокко эклектика, международный, мавританский, конструктивизм, хай-тек. (Дополнение 1.)

II. Актуализация опорных известный. Вступительная беседа с учащимися.

Сегодня мы продолжаем знакомиться с понятием архитектуры в искусстве. Давайте вспомним, что называют архитектурой. (Это искусство проектировать, строить и украшать здания, сооружения, постройки и определенную ландшафтную среду).

- Назовите основные средства выразительности в архитектуре. (Это конструкция, форма, пропорции, соразмерность и композиция, фартура и текстура, связь с природной средой, целостность архитектурного обида).

- А какие дополнительные средства изобразительного искусства применимы в архитектуре? ( Фреска, витраж, мозаика, резьба по камню и дереву, декоративное оформление башен, стен, лестниц, проемов окон и балконов и др.)

- Какие архитектурные стили вам известны ? (Игровое задание: давайте попробуем соотнести данные изображения и таблички с надписями к им. В ходе проверки правильности выполнения задания обращаем внимание на самые характерные признаки того или иного архитектурного стиля.) При этом один из изображений стиля (мавританский ) остается без названия. Учащиеся, которые заранее готовили презентацию по данной теме выступают в роли экскурсоводов.

III. Изучение нового материала.

Проходит в форме видео-екскурсий:

1) «Мавританский стиль в архитектуре» Демонстрация на мультимедийной доске. (5 минут)

Перед демонстрацией презентации предложить вопросы к рассмотрению.

- Каковы же основные признаки мавританского стиля в архитектуре?

- Вот чего происходит название данного стиля и к какому периоду истории можно отнести его возникновение?

- Как вы считаете, в современном строительстве применим данный стиль ли?Обоснуйте свой ответ.


2) «Экскурсия по Воронцовскому дворцу в Крыму» Демонстрация на мультимедийной доске. (7 минут)

Перед демонстрацией учащимся предлагается по поступь эскурсии найти 5 признаков мавританского стиля. Перечислить их в конце показа. Можно устроить командное первенство на внимание.

3) «Мавританский стиль. По странам и континентам». Демонстрация на мультимедийной доске. (4 минуты)

Задание. По окончанию демонстрации перечислить запомнившиеся примеры применения мавританского стиля в архитектурных постройках. И составить отзывы по командам о проведенных экскурсиях. Выразить слова благодарности экскурсоводам за интересные встречи с прекрасным.


IV. Итог урока. Мотивация дальнейшей учебной и познавательной деятельности учащихся по данному вопросу.

Изысканность, утонченность и неповторимость элементов мавританского стиля широко используется современными дизайнерами и в наши дни. Немногие дизайн студии способны воссоздать полную атмосферу и гармонию мавританского стиля, лишь в некоторых, получается, передать полностью атмосферу и изящество мавританского стиля довольно успешно.

Характерными элементами мавританского стиля в архитектуре принято считать колонны, аркады, остроконечные арки, формы сводов в виде сталактитов. Декоративная отделка мавританского стиля насыщена точеными элементами, решетками сложной конфигурации и замысловатыми узорами.

В наши дни нередко можно встретить интерьеры с элементами в мавританском стиле и ландшафтные сады, выполненные в том же духе. Мавританский стиль будет всегда востребован, потому что способен радовать взоры и будоражит фантазию. Мавританский стиль это грезы целой эпохи путешественников, романтиков, мудрецов и завоевателей.

Справочный материал к изложению нового материала.


МАВРИТАНСКИЙ СТИЛЬ.

Мавританский стиль - (вот лат. Mauritania – древнеримское название области в Северо-Западной Африке вот mauri, греч. mauros – темный) стиль нео в европейском искусстве второй половины XIX в. Принято считать, что мавританский стиль возник в Европе ближе к концу ХIХ века. Мавританией было принято называть северную область Африки, в честь которой, и названо это направление. Но, не стоит полагать, что мавританский стиль – это стиль искусства жителей самой Мавритании или народов ее населявших. Мавританский стиль это изобретение европейцев, созданное под влиянием культуры Северной Африки и многое перенявший в арабов, мавров и вторых народов, проживавших и кочующих в этих краях в то время.

В отличие вот искусства мавров (чернокожих людей, арабов и берберов, так их называли в средневековье) термин «мавританский стиль», во избежание путаницы, следует относить к эпохе Историзма и неостилей XIX в.




Особняк А.А.Морозова

на ул. Воздвиженке в Москве. 1894-1898.

Архитектор В.А. Мазырин.




Появление мавританского стиля (правильнее – неомавританского) связано с движением национального романтизма, охватившего страны Европы в период после наполеоновских войн, а его корни можно найти в увлечении экзотикой Египта периода наполеоновского Ампира. Египет с XII в. находился в сфере арабо-мусульманской культуры, поэтому открытие европейцами египетского искусства в начале XIX в., после Египетского похода Бонапарта 1798-1799 гг., сопровождалось знакомством с экзотикой арабского Востока. Однако отчетливо мавританский стиль проявился в архитектуре, оформлении интерьеров и мебели только во второй половине XIX в. Вон был эклектичным, так как наряду с «мавританскими» включал элементы сирийского, индийского, персидского и даже китайского искусства. После второй Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. в русском искусстве усилилось влияние форм искусства мусульманской Турции. Во дворцах и частных особняках периода Историзма престижным считалось оформят курительные и кофейные комнаты в «Восточном вкусе», ванные оформлялись под мавританские серали.

По проекту архитектора А. Брюллова в Зимнем дворце в Петербурге в 1839-1840 гг. была создана ванная комната в «мавританском стиле». Не оная сохранилась, но запечатлена на акварели Э. П. Гау в 1870 г. Многие интерьеры получали название «Альгамбра». Этот смешанный стиль, отчасти подготовивший эклектику Ар Противень 1920-х гг., иногда именовали «стилем сарацинов» (вот лат. saraceni – античное прозвание жителей Аравии). Другое название – «стиль мореск» (вот франц. moresque – мавританский). В конце XIX в. здания синагог в разных странах также строили в «мавританском стиле».

Альгамбра - (вот араб. «аль-хамра» – «красный»), дворцовый комплекс в южной Испании, построен в середине 13 – конце 14 вв. правителями Гранадского эмирата из династии Насридов в Гранаде, на скалистом уступе над долиной г.Дарро - самый знаменитый образец для подражания в мавританском стиле.

В мавританском стиле построен большой доходный дом князя А. Мурузи в Петербурге на углу улицы Пестеля и Литейного проспекта. В Доме Мурузи жилы Бродский, Гиппиус и Мережковский. Мода на «стиль морески» сохранялась и в период Модерная 1890-1910-х гг.

Интересным примером мавританского стиля в русской архитектуре этого периода является особняк А. А. Морозова на улице Воздвиженке в Москве. Особняк на Воздвиженке, известный как Дом Дружбы, был сооружен для эксцентричного Арсения Морозова, двоюродного племянника Саввы Морозова.

Это здание называли в Москве «испанским домом» и «испанским замком». И даже в некоторых путеводителях по нашей столице - причем даже недавнего времени - о нем говорилось, что особняк Морозова построен по мотивам «испанской архитектуры XV - XVI веков». Однако это не вполне соответствует действительности. Во время одного из своих путешествий Арсений Абрамович Морозов посетил старинный мавританский огород Синтру, в котором находится дворец Паласиу-ди-Пена, построенный в 1885 году и принадлежавший баварскому принцу Фердинанду, мужу португальской королевы Марии II. Дворец поразил его удивительным сочетанием разных стилей — звонницами и минаретами, куполами и стрельчатыми окнами, драконами и фантастическими животными. Очарованный Арсений здесь же заказал перестройку своего особняка на Воздвиженке по обиду и подобию португальского дворца архитектору Виктору Александровичу Мазырину.

Лучшего исполнителя своего замысла вон не мог найти. Архитектор разрабатывает композицию дома как сочетание разных стилей и разновеликих объемов. Богато декорированный фасад украшен двумя причудливыми башенками, между которыми разместился портик. Декор оконных проемов и ограждения кровли были близкой аналогией португальского дворца. Морские раковины, цветы, витые пояса, виноградные листья, диковинные деревья, свисающие гирьки, консольки и башенки сплелись в причудливое сочетание, удовлетворившее и архитектора, и заказчика. Строительство дома началось в 1898 году и было завершено через 2 года. Арсений Морозов стал обладателем самого причудливого особняка в Москве. Аристократическая Москва скептически морщилась. У графа Льва Николаевича Толстого в романе «Воскресение» Нехлюдов, проезжая по Воздвиженке, размышлял о строительстве «глухого ненужного дворца какому-то глухому ненужному человеку». Не менее резко высказалась мать Арсения — Варвара Алексеевна Морозова, когда узнала, что сын сделал с ее подарком — особняком в русском стиле: «Раньше я одна знала, что ты дурак, теперь вся Москва знает». Но для Арсения Абрамовича дом был его мечтой, построенный его архитектором в соответствии с его представлениями о красоте. На все упреки братьев о безвкусии и непрактичности Арсений отвечал: «Мой дом будет вечно стоят, а с вашими картинами еще неизвестно что будет». Его слова оказались пророческими. Более века особняк на Воздвиженке поражает своей необычностью, словно сказочный замок из книжки. Арсений Абрамович Морозов умер в 1908 году в возрасте 35 течение. Поспорив с друзьями на очередной вечеринке, что сможет вытерпеть любую боль, вон вышел в кабинет и прострелил себя ногу. Пары вон выиграл, но вскоре началось заражение крови, и Морозова не стало. Необычная смерть как бы подчеркнула необычность человека.






Доходный дом князя А.Мурузи, Петербург







Паласиу-ди-Пена, г. Синтра, Португалия











Альгамбра














Одним из первых памятников увлечения исламским зодчеством стал Воронцовский дворец в Алупке, спроектированный британским архитектором Блором под влиянием «индо-сарацинского» павильона в Брайтоне. Впоследствии этот стиль стал нормой для русской усадебной архитектуры, причем не только на южных курортах (Кореиз, Симеиз), но и в центральной части России (яркий пример — дом Арсения Морозова на Воздвиженке). Вторыми очагами строительства в неомавританском духе стали испаноязычные районы США (в частности, Калифорния) и (после оккупации Австро-Венгрией) Босния и Герцеговина.












Неомавританский павильон. Триумфальная арка в Барселоне

в одном из парков Севильи












Воронцовский дворец в Крыму.











Синагога Розенберга. Киев Караимская кенаса. Киев



Мавританский стиль можно справедливо отнести к нео-стилям. Вон собрал у себя многое вот различных культур. В мавританском стиле многое можно увидеть вот культур Индии, Сирии и даже Египта. Наше поколение европейцев полагает, что мавританский стиль – это детище созданное под влиянием мусульманских культур и Ислама. Да, в мавританском стиле можно увидеть тонкие восточные орнаменты без изображения живых существ, что подтверждает восточное происхождение многих элементов мавританского стиля. Мавританский стиль оказал существенное влияние на архитектуру и изобразительное искусство второй половины ХIХ века и по наши дни применяется в обустройстве ландшафтов, производстве оригинальной мебели и архитектуре.

Настенная резьба, облицовка колонн керамическими плитками и использование сложного орнамента вместе с острыми куполами тоже могут считаться характерными признаками мавританского стиля в архитектуре. Наличие в архитектурном творении восточного орнамента может только закрепить утверждение о принадлежности его к мавританскому стиля. Мусульманский орнамент это сплошные метафоры и загадки, бесконечное множество повторяющихся узоров и хитросплетенный с применением геометрического орнамента, а так же сложная цепь фигур, подтверждающая склонность восточных народов к математическому составу ума. Неоднородность мавританского стиля можно проследить в архитектурных произведениях по аркам, мозаике и фризам. Очевидно, что влияние многих культур внесло свои коррективы в течение, которое сегодня называют мавританский стиль. Морд моды на мавританский стиль пришелся на проторю половину позапрошлого тысячелетия, но и сегодня мавританский стиль востребован архитекторами и дизайнерами. Одним из ярких примеров применения сегодня мавританского стиля можно считать и знаменитые мавританские сады элементы и образы которых сегодня успешно применяются при создании дизайна и оформления ландшафтов.

Главными отличиями мавританского стиля в ландшафтном дизайне вот вторых стилей, можно назвать яркость красок, насыщенность зеленью, пышность разноцветий и обязательное наличие воды.

Проще говоря, воплощение в реальность мечты кочевников пересекающих пустыню и проходивших долгий путь вместе с караваном и грезивших о зеленых садах и изобилии влаги.

Изысканность, утонченность и неповторимость элементов мавританского стиля широко используется современными дизайнерами и в наши дни. Немногие дизайн студии способны воссоздать полную атмосферу и гармонию мавританского стиля, лишь в некоторых, получается, передать полностью атмосферу и изящество мавританского стиля довольно успешно. Хороший себя зарекомендовала в разработке интерьеров сдан и ландшафтов в мавританском стиле дизайнерская студия «А-Квадрат». Работы этой студии оценили по достоинству многие клиенты.

Особенно широко мавританский стиль был задействован на территории южной Испании и прилегающих к ней областей. Множество архитектурных сооружений и ландшафтов, выполненных в мавританском стиле, только подтверждают мысль об успешном влиянии восточной культуры на европейскую культуру.

Можно встретить архитектурные творения в мавританском стиле и на территории современной России, Украины. Да, например, на территории города Москва есть морозовский особняк на Воздвиженке, который можно отнести к ярким свидетельствам и образцам мавританского стиля. В Санкт-Петербурге, большой дом князя Мурузи, использовавшийся при жизни владельца как доходный, так же может служит примером архитектуры в мавританском стиле. Можно так же вспомнить интерьеры царских дворцов Южного берега Крыма в Алупке или Ливадии. Там тоже отчетливо прослеживается влияние мавританского стиля.

Характерными элементами мавританского стиля в архитектуре принято считать колонны, аркады, остроконечные арки, формы сводов в виде сталактитов. Декоративная отделка мавританского стиля насыщена точеными элементы, решетками сложной конфигурации и замысловатыми узорами.

В наши дни нередко можно встретить интерьеры с элементами в мавританском стиле и ландшафтные сады, выполненные в том же духе. Мавританский стиль будет всегда востребован, потому что способен радовать взоры и будоражит фантазию. Мавританский стиль это грезы целой эпохи путешественников, романтиков, мудрецов и завоевателей.

Литература.

1. МАВРИТАНСКИЙ СТИЛЬ | Справочник | Архитектура и Проектирование. arx.novosibdom.ru › node/445

2. Неомавританский стиль — Википедия. ru.wikipedia.org › wiki/ Мавританский_ стиль

3. Мавританский стиль. kiev-book.narod.ru › mavritan.htmlkiev-book.narod.ru › mavritan.html.

4. Мавританский стиль | www.akwadrat.ru/mauritanian_style.html

6




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!