Я представляю несколько классных часов по духовно – нравственному воспитанию с использованием художественной литературы.
Цели нравственных классных часов:
1.Просвещение учащихся с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок.
2.Изучение, осмысление и анализ нравственного опыта поколений.
3.Критическое осмысление и анализ собственных нравственных поступков, а также поступков сверстников и одноклассников.
4.Развитие нравственных личностных качеств таких как доброта, желание помогать другим людям, умение признавать ошибки, анализировать их и делать выводы, умение прощать и быть прощённым, умение доказывать свою правоту и признавать правоту других людей.
В начальной школе особую значимость, на мой взгляд, приобретают занятия (классные часы) связанные с этической проблематикой и вопросами культуры поведения. По сравнению с этапом дошкольным значительно расширяются контакты с окружающим миром, ширится круг общения, в определенной мере меняется социальная роль ребенка, усложняются сами жизненные ситуации, в которые попадает школьник. Важно организовать ряд занятий, которые формируют личностные качества, где на конкретных примерах, доступных детскому восприятию раскрыть сущность нравственных отношений между людьми. Личностные УУД обеспечивают развитие способности соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами, способности оценивать свое поведение и поступки, понимание моральных норм: взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности, установки на здоровый и безопасный образ жизни, в том числе и в информационной деятельности.
Изменения в социальной жизни нашей страны, перемены в области просвещения делают особенно актуальными проблемы духовности, морали, этики. Это учитывается в современных школьных образовательных стандартах. Один из этапов работы над художественным текстом – создание образа внутри ребёнка. Образа, которого не существует в видимом обозрении; образа, который лучше видится с закрытыми глазами, через внутренний взор; образа, который развивает детскую фантазию, творчество. Например, после прочтения рассказа, попросить детей закрыть глаза, представить в своем воображении, т.е. внутри себя, и, если это не секрет, рассказать. По мере усиления такой работы дети начинают приносить в класс книги, в которых нашли сказку, прочитанную накануне, другие любимые книги (по иллюстрациям, оформлению, содержанию) и показывать всем. Итог учитель предлагает подвести самим учащимся. Это позволяет проявить самостоятельность в оценке и определении позиции по данному вопросу. Итог может быть сформулирован и в виде задания, выполнение которого требует использования полученных на уроке знаний. Очень важно, на наш взгляд, всем ученикам предоставить возможность высказать свое мнение: это формирует веру в свои собственные силы, положительное отношение к себе, демонстрирует внимание коллектива к мнению ученика. Дома дети делают рисунки на тему прослушанного и понятого на уроке. Со второго класса к рисункам можно писать маленькие рассказы, чтобы приучать владеть словом, выражать свои мысли, чувства. Лучшие рассказы детей можно объединить в маленький сборник. Дети все разные и каждый понимает то, что ему особенно близко, что в нем уже есть. А все они дополняют друг друга. Ученики старших классов могут напечатать книжечки на компьютере, практически знакомясь с редакционным делом. Малышам будет награда, поощрение за творческий труд.
В то же время необходимо использовать и активные формы работы, в которых реализуются творческие способности школьников: игры, игровые ситуации, инсценировки, конкурсы, турниры, викторины, совместное составление правил поведения и другие коллективные творческие работы, написание детьми рассказов и стихов, рисование, составление газет.
Необходимые материалы можно найти в сборниках (список использованной литературы).
Следует иметь в виду, что при ведущей роли педагога учащиеся не должны быть пассивными слушателями. Только самостоятельное участие ребёнка в обсуждении нравственных проблем, жизненных ситуаций может дать воспитательный эффект. Но главное - психологическая подготовка: необходимо настраивать учеников на серьёзный разговор. Следует организовать работу с отдельными группами учащихся: подготовить инсценировки, выразительное чтение, наглядные пособия, предложить учащимся прочитать что – либо предварительно.
У младших школьников жизненный опыт еще очень небогат. Для них воспроизведением общественной жизни является игра. Игровые ситуации позволяют легко, увлекательно усваивать на практике правила поведения.
«Игра, - говорил А.С. Макаренко, - имеет важное значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет».
В сущности, любая область поведения и жизни учащихся затрагивает сферу нравственности, поэтому все разнообразные виды педагогической деятельности направлены на стимулирование нравственного развития учащихся. Однако наиболее распространенной формой остаётся классный час.
Список литературы:
1. Попов В.И. Хрестоматия «Отблески». Книга для чтения и изучения родного языка. Репринтное издание. Санкт – Петербург: 2005г.
2.Сборник художественных текстов под ред. Ш.А. Амонашвили. Издательский дом Шалвы Амоношвили. Москва, 2007.
3.Управителева Л.В. «Классные часы по нравственному воспитанию в начальной школе». Ярославль: Академия развития; Владимир: ВКТ, 2009г.