СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработки: конспекты уроков, сценарии

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект  урока "Что за прелесть эти сказки" 5  класс

Просмотр содержимого документа
«Разработки: конспекты уроков, сценарии»

Гомбоева Цыренма Бабуевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Кижингинская СОШ им.Х.Намсараева»


Урок русской литературы с элементами интеграции в 5 классе:

"Что за прелесть эти сказки!"


Цель:

 Повторить и обобщить знания по теме «Творчество А.С.Пушкина. Сказки»; Познакомить с понятием иллюстрация;
Развивать интерес учащихся к творчеству ведущих художников детской книги;
Развивать творческое воображение и эмоциональность учащихся.
Воспитывать чувство прекрасного, прививать любовь к сказкам А.С. Пушкина; воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, любви и интереса к искусству.

Задачи:

  • Раскрыть выразительность пушкинских сказок, показать их связь с фольклором; закрепить навыки работы с текстом и иллюстрациями (отбор необходимых материалов, их анализ);

  • познакомить учеников с работой художника книги, формировать умение выявлять в произведениях искусства средства художественной выразительности;

  • создать собственные иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина

Оборудование: 

для учащихся: альбомный лист, простой карандаш, резинка, цветные карандаши или акварель (гуашь), кисти, баночка с водой, палитра, салфетки.

для учителя: иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина художников-графиков, книга «Пушкин детям» Москва.Астрель.АСТ,2003 , «Сказки А.С. Пушкина», Поэма «Руслан и Людмила».

Литература: А.С.Пушкин «Сказки» - Москва, Издательство «Дом» Российского детского фонда 1993; «А.С.Пушкин детям» - Москва, Издательство «Астрель» ООО «Издательство АСТ» 2003; А.С.Пушкин « Сказки» , Издательство «Астрель» ООО «Издательство АСТ» 2002; Пушкин А.С.Пушкин «У лукоморья». Поэма и сказки – Смоленск: Русич, 2006.

Зрительный ряд: Копии иллюстраций Виктора Королькова к сказкам А.С. Пушкина,
Иллюстрации И.Билибина, Б.Дехтерева, В.Конашевича, Т.Мавриной и др. к сказкам А.С.Пушкина; репродукции М.Врубеля, В.Серова, В.М.Васнецова.
I Оргмомент. Сообщение темы урока и цели.

  1. Беседа с учащимися.

- Сколько сказок написал Александр Сергеевич? Назовите их.

 («Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о царе Салтане, о славном и могучем сыне его Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотом петушке» и «Сказка о Медведихе»)

- Как рождались сказки Пушкина? Что послужило основой для их написания?

(сказки Пушкина основаны на народных сказках, записанных поэтом со слов его няни Арины Родионовны Яковлевой)

- Что вы знаете об этой женщине?

(Эта чудесная русская женщина была неграмотной крепостной, но человеком с богатой душой. Она вынянчила всех детей в семье Пушкиных – Ольгу, Александра, Льва. Она настолько была привязана всем сердцем к этому семейству, что когда в год рождения Александра, его отец дал ей вольную, она отказалась от нее, предпочитая и дальше быть рядом со своими воспитанниками. С маленьким Сашей Пушкиным она рассталась в 1811 году, когда его увезли в Лицей. А когда в 1824 г. поэт оказался в ссылке в Михайловском, няня помогала своему воспитаннику коротать вечера. Александру было тогда 25 лет, но он с удовольствием  слушал сказки няни)


III Знакомство с понятием Иллюстрация


Иллюстрация – произведение искусства книжной графики.

Иллюстрация (от лат.) – наглядное изображение, описание картины.

Одной из самых близких и любимых для детей вещей всегда была книжка с картинками. Каких только книг не выпускают в типографии. Книга не только источник знаний, но и предмет искусства, доставляющий эстетическое наслаждение. Художники – графики по-разному решают не только конструкцию своей книги (книжки-раскладушки, книжки-гармошки), но и иллюстрации.

Рисунки в книгах и есть иллюстрации. Это один из видов графического искусства.
Когда мы открываем книгу с рисунками, то словно попадаем в иной мир. На рисунках оживают её герои, страны и города, где происходят описанные события. И всё, о чём рассказывает автор, как бы делается ближе нам, понятнее.
Оформление книги - сложное дело, в котором принимают участие люди разных профессий, но главная роль среди них принадлежит художнику. От общего художественного замысла зависят те средства художественной выразительности, которые применяет художник. Это могут быть и цветные и черно-белые иллюстрации, большие во всю страницу или даже на целый разворот, и маленькие – среди текста или на полях. Художники по-разному видят мир, красоту окружающей действительности, но все они выполняют главную задачу иллюстратора – через образы, через оформление обложки, красочной буквицы, иллюстрации и другие элементы книги: форзаца, фронтисписа, титульного листа, раскрывают её содержание.

Сегодня на уроке мы с Вами познакомимся с иллюстрациями к сказкам А.С. Пушкина и нарисуем иллюстрацию. Перед Вами иллюстрации художников –графиков к сказкам А.С. Пушкина. Скольких замечательных художников, скульпторов, композиторов вдохновлял и продолжает вдохновлять поэт на произведения, которые сами по себе стали бесценным достоянием искусства.

IV. Викторина «Портреты героев сказок»


А теперь давайте проведем викторину «Портреты героев сказок»:

  1. Чей это портрет? Как называется сказка?
    «…Правду молвить, молодица

    Уж и впрямь была царица:

    Высока, стройна, бела,

    И умом и всем взяла;

    Но зато горда, ломлива,

    Своенравна и ревнива».

    (Царевна - мачеха. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».)

  1. А это, о ком сказано? В какой сказке?
    «…Между тем росла, росла,

    Поднялась и расцвела.

    Белолица, черноброва,

    Нраву кроткого такого».

    ( О царевне в той же сказке)

  1. Кто это такой? В какой сказке вы о нем читали?
    «… В сарачинской шапке белой

    Весь как лебедь поседелый…»

    (Звездочёт. «Сказка о золотом петушке»)

    4) Кто же это такая, разнаряженная? Из какой сказки?

    «… В дорогой собольей душегрейке,

    Парчовая на маковке кичка,

    Жемчуга огрузили шею,

    На руках золотые перстни,

    На ногах красные сапожки».

    (Старуха «Сказка о рыбаке и рыбке»)

    5) В какой сказке вы прочли про эту красавицу?

    «…Месяц под косой блестит,

    А во лбу звезда горит;

    А сама то величава,

    Выступает, будто пава;

    А как речь – то говорит,

    Словно реченька журчит»

    (Царевна – Лебедь «Сказка о царе Салтане…»)

    - Молодцы! Вы правильно ответили на вопросы викторины. Рада, что вы хорошо знаете сказки, значит, читаете и любите произведения А.С. Пушкина.

V. Объяснение задания. Постановка художественной задачи.

Теперь обратим внимание на галерею иллюстраций художников: 
И. Билибина, Б.Дехтерева, В. Конашевича, Т. Мавриной, В. Серова, М.Врубеля к сказкам А.С. Пушкина.

- Какими разными средствами пользовались художники, чтобы передать характер и настроение сказочного героя?

У каждого свой стиль, своя манера иллюстрирования. Цветом, рисунком выражается настроение, отношение художника к событию или герою. Посмотрите и сравните их. Одним нравиться манера одного художника более реалистичная, натуральная, другим – более сказочная, фантастическая, и то и другое хорошо. Хорошо, что в искусстве существует многообразие.

Для выделения главного персонажа цветом необходимо знать и применять на практике следующие правила: яркий цвет хорошо выделяется на бледном фоне, и наоборот; светлое хорошо выделяется на темном, а тёмное на светлом; теплый цвет хорошо смотрится на холодном фоне, и наоборот. Цветом можно выразить настроение персонажей, передать красоту природы, подчеркнуть сказочность необычность происходящего.
Последовательность выполнения иллюстрации цветом во многом зависит от художественных материалов, например- акварельными красками можно работать по- разному. Один из вариантов – начинать работу цветом с главных героев, а потом переходить к их окружению. Другой вариант- начинать работать с окружением, главных героев не закрашивать, оставлять лист белым. Главных персонажей раскрасить после того как краска вокруг подсохнет.


VI. Творческая самостоятельная работа учащихся «Иллюстрация к сказке А.С.Пушкина».

Звучит музыка композитора Н.А.Римского – Корсакова из оперы «Сказка о царе Салтане». Учащиеся выполняют иллюстрации, они работают цветными карандашами или акварельными красками.

Сегодня вы попробуете нарисовать свою иллюстрацию к любимой сказке А.С. Пушкина. Вы можете выбрать сюжет для иллюстрации, обдумать композицию своего рисунка. Каждый должен постараться по - своему выполнить задание. 
Пожалуйста, закройте глаза и постарайтесь представить картинку иллюстрации. Обдумывание композиции и словесное рисование поможет вам реализовать замысел, скорректировать его, избежать ошибок в изображении. 

Сегодня на уроке я вам предлагаю поработать художниками- иллюстраторами. А в конце урока мы сможем собрать целую книжку с собственными иллюстрациями. текст сказки я вам даю в отпечатанном виде.

Практическое выполнение – композиция рисунка иллюстрации. 15 мин.

VII. Индивидуальная работа учителя с классом. Экспресс – выставка иллюстраций, выполненных учащимися.

VIII. Подведение итога урока: собираем книжку. Домашнее задание.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!