Гомбоева Цыренма Бабуевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Кижингинская СОШ им.Х.Намсараева»
Урок русской литературы с элементами интеграции в 5 классе:
"Что за прелесть эти сказки!"
Цель:
Повторить и обобщить знания по теме «Творчество А.С.Пушкина. Сказки»; Познакомить с понятием иллюстрация;
Развивать интерес учащихся к творчеству ведущих художников детской книги;
Развивать творческое воображение и эмоциональность учащихся.
Воспитывать чувство прекрасного, прививать любовь к сказкам А.С. Пушкина; воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, любви и интереса к искусству.
Задачи:
Раскрыть выразительность пушкинских сказок, показать их связь с фольклором; закрепить навыки работы с текстом и иллюстрациями (отбор необходимых материалов, их анализ);
познакомить учеников с работой художника книги, формировать умение выявлять в произведениях искусства средства художественной выразительности;
создать собственные иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина
Оборудование:
для учащихся: альбомный лист, простой карандаш, резинка, цветные карандаши или акварель (гуашь), кисти, баночка с водой, палитра, салфетки.
для учителя: иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина художников-графиков, книга «Пушкин детям» Москва.Астрель.АСТ,2003 , «Сказки А.С. Пушкина», Поэма «Руслан и Людмила».
Литература: А.С.Пушкин «Сказки» - Москва, Издательство «Дом» Российского детского фонда 1993; «А.С.Пушкин детям» - Москва, Издательство «Астрель» ООО «Издательство АСТ» 2003; А.С.Пушкин « Сказки» , Издательство «Астрель» ООО «Издательство АСТ» 2002; Пушкин А.С.Пушкин «У лукоморья». Поэма и сказки – Смоленск: Русич, 2006.
Зрительный ряд: Копии иллюстраций Виктора Королькова к сказкам А.С. Пушкина,
Иллюстрации И.Билибина, Б.Дехтерева, В.Конашевича, Т.Мавриной и др. к сказкам А.С.Пушкина; репродукции М.Врубеля, В.Серова, В.М.Васнецова.
I Оргмомент. Сообщение темы урока и цели.
Беседа с учащимися.
- Сколько сказок написал Александр Сергеевич? Назовите их.
(«Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о царе Салтане, о славном и могучем сыне его Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотом петушке» и «Сказка о Медведихе»)
- Как рождались сказки Пушкина? Что послужило основой для их написания?
(сказки Пушкина основаны на народных сказках, записанных поэтом со слов его няни Арины Родионовны Яковлевой)
- Что вы знаете об этой женщине?
(Эта чудесная русская женщина была неграмотной крепостной, но человеком с богатой душой. Она вынянчила всех детей в семье Пушкиных – Ольгу, Александра, Льва. Она настолько была привязана всем сердцем к этому семейству, что когда в год рождения Александра, его отец дал ей вольную, она отказалась от нее, предпочитая и дальше быть рядом со своими воспитанниками. С маленьким Сашей Пушкиным она рассталась в 1811 году, когда его увезли в Лицей. А когда в 1824 г. поэт оказался в ссылке в Михайловском, няня помогала своему воспитаннику коротать вечера. Александру было тогда 25 лет, но он с удовольствием слушал сказки няни)
III Знакомство с понятием Иллюстрация
Иллюстрация – произведение искусства книжной графики.
Иллюстрация (от лат.) – наглядное изображение, описание картины.
Одной из самых близких и любимых для детей вещей всегда была книжка с картинками. Каких только книг не выпускают в типографии. Книга не только источник знаний, но и предмет искусства, доставляющий эстетическое наслаждение. Художники – графики по-разному решают не только конструкцию своей книги (книжки-раскладушки, книжки-гармошки), но и иллюстрации.
Рисунки в книгах и есть иллюстрации. Это один из видов графического искусства.
Когда мы открываем книгу с рисунками, то словно попадаем в иной мир. На рисунках оживают её герои, страны и города, где происходят описанные события. И всё, о чём рассказывает автор, как бы делается ближе нам, понятнее.
Оформление книги - сложное дело, в котором принимают участие люди разных профессий, но главная роль среди них принадлежит художнику. От общего художественного замысла зависят те средства художественной выразительности, которые применяет художник. Это могут быть и цветные и черно-белые иллюстрации, большие во всю страницу или даже на целый разворот, и маленькие – среди текста или на полях. Художники по-разному видят мир, красоту окружающей действительности, но все они выполняют главную задачу иллюстратора – через образы, через оформление обложки, красочной буквицы, иллюстрации и другие элементы книги: форзаца, фронтисписа, титульного листа, раскрывают её содержание.
Сегодня на уроке мы с Вами познакомимся с иллюстрациями к сказкам А.С. Пушкина и нарисуем иллюстрацию. Перед Вами иллюстрации художников –графиков к сказкам А.С. Пушкина. Скольких замечательных художников, скульпторов, композиторов вдохновлял и продолжает вдохновлять поэт на произведения, которые сами по себе стали бесценным достоянием искусства.
IV. Викторина «Портреты героев сказок»
А теперь давайте проведем викторину «Портреты героев сказок»:
Чей это портрет? Как называется сказка?
«…Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива».
(Царевна - мачеха. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».)
А это, о ком сказано? В какой сказке?
«…Между тем росла, росла,
Поднялась и расцвела.
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого».
( О царевне в той же сказке)
Кто это такой? В какой сказке вы о нем читали?
«… В сарачинской шапке белой
Весь как лебедь поседелый…»
(Звездочёт. «Сказка о золотом петушке»)
4) Кто же это такая, разнаряженная? Из какой сказки?
«… В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуга огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки».
(Старуха «Сказка о рыбаке и рыбке»)
5) В какой сказке вы прочли про эту красавицу?
«…Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь – то говорит,
Словно реченька журчит»
(Царевна – Лебедь «Сказка о царе Салтане…»)
- Молодцы! Вы правильно ответили на вопросы викторины. Рада, что вы хорошо знаете сказки, значит, читаете и любите произведения А.С. Пушкина.
V. Объяснение задания. Постановка художественной задачи.
Теперь обратим внимание на галерею иллюстраций художников:
И. Билибина, Б.Дехтерева, В. Конашевича, Т. Мавриной, В. Серова, М.Врубеля к сказкам А.С. Пушкина.
- Какими разными средствами пользовались художники, чтобы передать характер и настроение сказочного героя?
У каждого свой стиль, своя манера иллюстрирования. Цветом, рисунком выражается настроение, отношение художника к событию или герою. Посмотрите и сравните их. Одним нравиться манера одного художника более реалистичная, натуральная, другим – более сказочная, фантастическая, и то и другое хорошо. Хорошо, что в искусстве существует многообразие.
Для выделения главного персонажа цветом необходимо знать и применять на практике следующие правила: яркий цвет хорошо выделяется на бледном фоне, и наоборот; светлое хорошо выделяется на темном, а тёмное на светлом; теплый цвет хорошо смотрится на холодном фоне, и наоборот. Цветом можно выразить настроение персонажей, передать красоту природы, подчеркнуть сказочность необычность происходящего.
Последовательность выполнения иллюстрации цветом во многом зависит от художественных материалов, например- акварельными красками можно работать по- разному. Один из вариантов – начинать работу цветом с главных героев, а потом переходить к их окружению. Другой вариант- начинать работать с окружением, главных героев не закрашивать, оставлять лист белым. Главных персонажей раскрасить после того как краска вокруг подсохнет.
VI. Творческая самостоятельная работа учащихся «Иллюстрация к сказке А.С.Пушкина».
Звучит музыка композитора Н.А.Римского – Корсакова из оперы «Сказка о царе Салтане». Учащиеся выполняют иллюстрации, они работают цветными карандашами или акварельными красками.
Сегодня вы попробуете нарисовать свою иллюстрацию к любимой сказке А.С. Пушкина. Вы можете выбрать сюжет для иллюстрации, обдумать композицию своего рисунка. Каждый должен постараться по - своему выполнить задание.
Пожалуйста, закройте глаза и постарайтесь представить картинку иллюстрации. Обдумывание композиции и словесное рисование поможет вам реализовать замысел, скорректировать его, избежать ошибок в изображении.
Сегодня на уроке я вам предлагаю поработать художниками- иллюстраторами. А в конце урока мы сможем собрать целую книжку с собственными иллюстрациями. текст сказки я вам даю в отпечатанном виде.
Практическое выполнение – композиция рисунка иллюстрации. 15 мин.
VII. Индивидуальная работа учителя с классом. Экспресс – выставка иллюстраций, выполненных учащимися.
VIII. Подведение итога урока: собираем книжку. Домашнее задание.