СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработки мероприятий по экологии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработки мероприятий по экологии:

1. Игра "Экологический светофор"

2. Диспут "Любите и охраняйте природу: она ваша"

3. Конкурс "Что такое экология?"

Просмотр содержимого документа
«Разработки мероприятий по экологии»

ЭКОЛОГИЯ - относительно молодая наука. Она появилась немногим более ста лет назад. Термин «экология впервые употребил немецкий биолог Эрнст Геккель (1869г). Он предложил название экологии для одной из ветвей зоологии, т.е. эта научная дисциплина возникла в рамках биологической науки. Слово «экология происходит от греческого слова , что значит «дом», «жилище». «Экология» – наука о доме, природном доме, который есть у каждого растения, животного, человека. Все, что окружает живые организмы в природе, - их дом.

Экология – это наука, которая исследует, как живые существа связаны с окружающим миром.

Тесная связь растений и животных с окружающей средой видна в том, как они к ней приспособлены и к тому, чтобы добывать для себя питание, и к тому, чтобы защититься от врагов. Различные живые организмы по – своему приспособлены к условиям среды.

В современных условиях развития общества необходим широкий взгляд на экологию, как науку нового мышления. Возникла экология в рамках биологии, так как основывалась на целом переплетении взаимоотношении живых существ как между собой, так и по отношению к неживой природе. Но проблемы, изучаемые экологией, принимают глобальный характер, что и выделяет ее в самостоятельную науку.

Природа хрупка и ранима, загрязняются и становятся безжизненными водоемы, теряют плодородие почвы, обедняется флора и фауна, воздух городов порой далек от санитарных норм, выпадают кислотные дожди. Тревожный набат зовет к разуму.

Исследование в 33 городах нашей страны, в группе городов с более высокими уровнями загрязнения среды повышается заболеваемость населения. Уровень заболеваемости выше на 41% для органов дыхания, на 32% - для болезней сердечно сосудистой системы, на 17,6 % кожные заболевания, 35% - для злокачественных новообразований. Состояние здоровья человека населения с высоким уровнем загрязнения характеризуется рядом общих черт:

  1. Низкая продолжительность жизни.

  2. Подверженность неврозам и хроническим заболеваниям, свойственное пожилым людям и людям в возрасте.

  3. Высокий уровень младенческой и материнской смертности.

  4. Рост злокачественных заболеваний.

  5. Стрессовые состояния.

В судьбе природы – наша судьба! И все мы, живущие на планете, должны постичь эту истину сознанием и сердцем, умом и чувством ради будущих поколений.

Несколько добрых советов:

  1. Учись понимать природу, стань ее другом и защитником.

  2. Радуйся красоте природы, не вреди ей своим отношением.

  3. На лоне природы веди себя тихо и незаметно: смотри, слушай и не шуми.

  4. Пользуйся любым случаем для того, чтобы сделать для природы что – либо полезное.

  5. Будь другом всех живых существ, не мучай и не убивай животных.

  6. Охраняй чистоту вод, заботься о родниках и колодцах.

  7. Следи за чистотой природной среды и не оставляй после себя следов пребывания в ней.

  8. Помогай тем, кто заботится о природе, защищай ее вредителей и несознательный туристов.

Охрана природы – комплекс мероприятий, охватывающих охрану, рациональное использование и восстановление объектов живой и неживой природы. Вот только несколько тревожных фактов. Из недр Земли изымается в год 100 млрд. т. минералов. Из них более 90 % идет в отбросы. Под угрозой исчезновения 1 тыс. видов животных и 25 тыс. видов растений. А главная причина этого - разрушение среды обитания.

Дело охраны природы имеет государственную важность, т.к. должно вестись в соответствии с законами. А они запрещают добычу редких животных, устанавливают способы, места и сроки охоты на промысловых зверей и птиц, на рыбную ловлю.

В стране созданы заповедники, заказники по сохранению и восстановлению численности редких животных и растений.

Специальные научные организации проводят работу по разведению и расселению ценных животных и растений, пополнению их видового состава.

Охрана природы в нашей стране – обязанность каждого гражданина.

Берегите Землю!

Берегите жаворонка в голубом зените,

Бабочку на стебле повилики,

На тропинке солнечные блики,

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем.

Ласточку, мелькающую в жите,

Берегите Землю, берегите!


Берегите чудо песен,

Городов и весей,

Мрак глубин и волю поднебесий

Откровение Земли и неба –

Сладость жизни, молока и хлеба,

Берегите молодые всходы

На зеленом празднике природы,

Небо в звездах, океан и сушу,

И в бессмертье варящую душу,-

Всех судеб связующую нити,

Берегите Землю, берегите






















ИГРА «Экологический светофор».

Для проведения мероприятия используются желтые, красные, зеленые кружочки, которые раздаются детям. На доске крупное изображение светофора и ряд карточек – символов, обозначающих действия: разрушающие природу – с красной обводкой; зеленым цветом – природоохранная работа; желтым – знаки – предупреждения.


Ведущий: Мы рубим лес, устраиваем свалки.

Но кто же под защиту все возьмет?

Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.

Подумайте, а что нас дальше ждет?

Пора бы человечеству понять,

Богатство у Природы отбирая,

Что Землю нужно тоже охранять:

Она как мы, такая же живая!


Сегодня мы узнаем, насколько грамотны и воспитаны с точки зрения экологии наши друзья – школьники. Поможет нам светофор, ясно укажет нам, как можно помочь природе, а не навредить ей. Выберите правильный ответ:

  1. Зеленый – помогите природе.

  2. Красный – ясно, что вредите ей.

  3. Цвет желтый вас предупреждает.

А вместе все кружочки покажут нам все кочки, которые мешают природе и людям навечно подружиться.


  1. Дружат кошки и собаки с песочницей нашей. Утром, ночью там сидят, туалет там отмечают. Днем сидят детишки, играют и строят домишки. В чем тут загвоздка? Несут ребятишек в больницу! (Дети заразились глистами. Собак и кошек нельзя выгуливать в детской песочнице).

  2. Ходим, ходим по лужку,

Собираем по цветку:

Красный, белый, синий цвет…

Замечательный букет.

(Нельзя рвать цветы, так как растения не могут размножаться)

  1. Зайку серого найду,

Принесу его домой – Будет этот зайка мой.

( нельзя ловить диких зверей, в неволе они погибают, а выпущенные снова не живут).

  1. Завтра утром в лес пойдем

И опята, и маслята,

И груздочки соберем,

Вот наелись мы ребята! Какую опасность таят в себе собранные грибы?

( Можно набрать ложных ядовитых грибов, а грибы близ дороги или химзаводов накапливают ядовитые вещества выбросов).

  1. Вот как плачет травушка – муравушка,

Притоптали меня, травушку,

Притоптали меня зеленую,

Да все детушки, да все малые,

Во зеленом саду гуляючи,

Бегая, играючи… Почему гибнет трава на тропинках, футбольных и волейбольных площадках? (Утаптывая, она не растет, не размножается)

  1. Я кузнечика словил,

В банку с травкой посадил.

Пусть покажет, как трещит,

Как усами шевелит.

(Нельзя ловить насекомых, они являются пищей для животных).

  1. Огонь траву с цветами выжег,

Кусты спалил, в зеленый лес вошел.

Он, как испуганная стая белок рыжих,

Метался со ствола на ствол

Почему нельзя разжигать и оставлять в лесу костры?

(Возникнет пожар, выгорит лес, погибнут растения и животные).

  1. Мы пыхтим и морщимся:

  • Что мы вам – уборщицы?

Газон никак не подмету,

Соблюдайте чистоту!

Какой вред наносят обертки, упаковки, бумажки растениям?

(Пластиковые обертки не разлагаются и растения под ними отравляются от краски, погибают без света - газон портится).

  1. Убита белка!

На снегу

Она распластана лежала,

Как будто все еще бежала…

Да вдруг застыла на бегу.

Почему нельзя убивать животных?

(Их станет мало, они могут исчезнуть).

  1. Зайдешь в лесную даль и глушь,

Муравьиным спиртом пахнет сушь,

В чаще муравейники не спят –

Шевелятся, зыблются, кишат.

Почему нужно оберегать, а не разрушать муравейник?

  1. Лес наш сказочно богат,

Угощает всех ребят:

Ваню - земляникой,

Таню – костяникой,

Машеньку – орешком,

Петю – сыроежкой,

Катеньку - малиной,

Васю – хворостинкой.

Почему лес всех ребят угостил, а Васю – наказал?

  1. Колкую, зеленую

Срубили топором,

Из лесу душистая

К нам приходит в дом.

Почему нельзя рубить деревья? Как можно восстановить вырубленные деревья?

  1. Посадили деревце

У себя во дворе,

Пусть растет зеленое,

Лист резной, лист резной

Поливаем деревце

Часто, часто мы,

Чтоб оно со временем

Нам дало плоды.

Нужно ли сажать деревья, не дающие плодов: тополь, березу, клен, акацию? Почему? (Нужно, так как они выделяют кислород, поглощают углекислый газ, задерживают пыль.)

  1. Бережливым будь с водой!

Шевельни опять рукой

И, как только воду взял,

Хорошенько кран закрой!

Сколько вытекает воды из неплотно закрытого крана? (Если вода капает, то 1 –2 ведра в сутки. Если струйкой – 100 л в сутки).

  1. Какой вред приносит дым из фабричных труб?

(Кислотные дожди, аллергия и заболевания дыхательной системы).

  1. В глуши лесной, в глуши зеленой,

Всегда тенистой и сырой,

В крутом овраге под горой

Бьет из камней родник студеный.

Мы все любим пить чистую, холодную родниковую воду. Как сохранить родник, чтобы он не иссяк и не загрязнился?

(Не бросать мусор, регулярно чистить его весной, летом, осенью, не выпасать рядом скот, не распахивать поля, не обрабатывать рядом почву удобрениями и химикатами).

  1. О чем поют воробушки

В последний день зимы?

- Мы выжили!

  • Мы дожили!

  • Мы живы! Живы мы!

Как можно помогать выжить зимой птицам?

( Кормушки развешиваются по деревьям, и регулярно подсыпается корм).

  1. Что могут сделать учащиеся, чтобы меньше вырубалось деревьев?

(Собирать и сдавать макулатуру, чтобы из нее могли изготовить бумагу, а деревья сохранились бы).

  1. Почему в парке, на даче желательно повесить скворечники или другие домики для птиц? (Птицы питаются личинками вредителей, жучками).

  2. Пять зеленых лягушат

В воду броситься спешат,

А ребята не лежат,

Ловят банкой лягушат,

Пусть живет лягушка в доме,

Здесь ей лучше, чем на воле.

Правильно ли такое утверждение? Докажите свое мнение.

(Нет, неверно. Лягушки ловят насекомых. Они же являются пищей для других животных. Нарушение цепей питания ведет к гибели целой группы животных).

  1. Воду носят все из лужи,

Выливают в рку вновь,

Что за шутки? Что им нужно?

Что за рыбий огород?

(Весной, после разлива рек, в лужах остаются мальки. Ребята, участники движения «Голубой патруль», возвращают мальков в реку, чтобы они не погибли).

  1. Поливаем клумбы дружно,

Траву выполем на спор,

А зачем все это нужно?

Чтоб красивым был наш двор!

Какую пользу приносит нам посадка цветов, полив клумб?

(Охлаждается воздух в жару, нет сорняков, вызывающих аллергию).

  1. Принеси из леса шишки,

Желудей несем мешок,

От берез нашли сережки.

Так зачем нам это впрок?

Почему необходимо собирать семена древесных пород?

( Из семян выращивают в лесных питомниках деревья для новых лесонасаждений).

  1. Разведу я на окошке

И душистые горошки,

И фиалки, и герани.

Вот попробуйте вы сами!

Почему в комнате, где находятся растения, люди меньше болеют?

(Растения увлажняют воздух, выделяют фитонциды, убивающие бактерии).

  1. Что происходит с деревом, если на коре вырезают надписи и рисунки?

(Дерево теряет соки, в ранки попадают споры трутовиков, древесина разрушается).

  1. Почему станции водозабора строятся выше по течению по отношению к предприятиям и жилым кварталам?

(Предприятия и стоки бытовых вод загрязняют воду).

  1. Едем на автомобиле

И гордимся, как красиво

Позади клубится дым.

Чих – чих – чих! Куда бежим?

Почему вреден воздух около автомобильной дороги? Что необходимо предпринимать, чтобы воздух был на автостраде чище?

(Сажать посадки деревьев, они очищают воздух, задерживают пыль и вредные вещества).

  1. Бутылки и банки бросаем в походе,

Не разлагается мусор в природе.

Пришли через год на полянку

И обнаружили свалку.

Какой вред могут причинить оставленные консервные банки, бутылки природе, лесным жителям и вам лично?

  1. Красива обувь, супер современна

Рифленая подошва, блеск!

Прошли красивые ботинки –

Остался из песка и грязи след.

Докажите необходимость второй обуви в школе, на работе, в любом помещении.


  1. Почему нельзя включать магнитофон, радио в лесу, особенно весной?

(Птицы улетают с гнезда, птенцы погибают).


После проведения викторины награждаются самые активные участники викторины.


Ведущий. Наш праздник заканчивается стихами.

  1. Мы хотим, чтоб птицы пели,

Чтоб вокруг леса шумели,

Чтобы были голубыми небеса,

Чтобы речка серебрилась,

И была на ягодах роса!

Мы хотим, чтоб солнце грело

И березка зеленела,

И под елкой жил смешной колючий еж.

Чтобы белочка скакала,

Чтобы радуга сверкала,

Чтобы летом лил веселый дождь.


  1. «Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,

Если мы: и я и ты – если мы сорвем цветы,

Не останется природы и не будет красоты»

























Конкурс «Что такое Экология?».


ДЕВИЗ: « Спасем природу – Родину спасем».


Вступительное слово:

ЭКОЛОГИЯ - относительно молодая наука. Она появилась немногим более ста лет назад. Термин «экология впервые употребил немецкий биолог Эрнст Геккель (1869г). Он предложил название экологии для одной из ветвей зоологии, т.е. эта научная дисциплина возникла в рамках биологической науки. Слово «экология происходит от греческого слова , что значит «дом», «жилище». «Экология» – наука о доме, природном доме, который есть у каждого растения, животного, человека. Все, что окружает живые организмы в природе, - их дом.

Экология – это наука, которая исследует, как живые существа связаны с окружающим миром.

Тесная связь растений и животных с окружающей средой видна в том, как они к ней приспособлены и к тому, чтобы добывать для себя питание, и к тому, чтобы защититься от врагов. Различные живые организмы по – своему приспособлены к условиям среды.

В современных условиях развития общества необходим широкий взгляд на экологию, как науку нового мышления. Возникла экология в рамках биологии, так как основывалась на целом переплетении взаимоотношении живых существ как между собой, так и по отношению к неживой природе. Но проблемы, изучаемые экологией, принимают глобальный характер, что и выделяет ее в самостоятельную науку.

Природа хрупка и ранима, загрязняются и становятся безжизненными водоемы, теряют плодородие почвы, обедняется флора и фауна, воздух городов порой далек от санитарных норм, выпадают кислотные дожди. Тревожный набат зовет к разуму.

Исследование в 33 городах нашей страны, в группе городов с более высокими уровнями загрязнения среды повышается заболеваемость населения. Уровень заболеваемости выше на 41% для органов дыхания, на 32% - для болезней сердечно сосудистой системы, на 17,6 % кожные заболевания, 35% - для злокачественных новообразований. Состояние здоровья человека населения с высоким уровнем загрязнения характеризуется рядом общих черт:

1. Низкая продолжительность жизни.

2.Подверженность неврозам и хроническим заболеваниям, свойственное пожилым людям и людям в возрасте.

  1. Высокий уровень младенческой и материнской смертности.

  2. Рост злокачественных заболеваний.

  3. Стрессовые состояния.

В судьбе природы – наша судьба! И все мы, живущие на планете, должны постичь эту истину сознанием и сердцем, умом и чувством ради будущих поколений.

Несколько добрых советов:

  1. Учись понимать природу, стань ее другом и защитником.

  2. Радуйся красоте природы, не вреди ей своим отношением.

  3. На лоне природы веди себя тихо и незаметно: смотри, слушай и не шуми.

  4. Пользуйся любым случаем для того, чтобы сделать для природы что – либо полезное.

  5. Будь другом всех живых существ, не мучай и не убивай животных.

  6. Охраняй чистоту вод, заботься о родниках и колодцах.

  7. Следи за чистотой природной среды и не оставляй после себя следов пребывания в ней.

  8. Помогай тем, кто заботится о природе, защищай ее вредителей и несознательный туристов.

Охрана природы – комплекс мероприятий, охватывающих охрану, рациональное использование и восстановление объектов живой и неживой природы. Вот только несколько тревожных фактов. Из недр Земли изымается в год 100 млрд. т. минералов. Из них более 90 % идет в отбросы. Под угрозой исчезновения 1 тыс. видов животных и 25 тыс. видов растений. А главная причина этого - разрушение среды обитания.

Дело охраны природы имеет государственную важность, т.к. должно вестись в соответствии с законами. А они запрещают добычу редких животных, устанавливают способы, места и сроки охоты на промысловых зверей и птиц, на рыбную ловлю.

В стране созданы заповедники, заказники по сохранению и восстановлению численности редких животных и растений.

Специальные научные организации проводят работу по разведению и расселению ценных животных и растений, пополнению их видового состава.

Охрана природы в нашей стране – обязанность каждого гражданина

Стих В. Шефнера «Лесной пожар»

Забывчивый охотник на привале

Не разметал, не растоптал костра,

Он в лес ушёл, а ветки догорали

И не хотя чадили до утра

А утром ветер разогнал туманы

И ожил потухающий костер

И, сыпля искры, посреди поляны

Багровые лохмотья распростер

Он всю траву с цветами вместе выжег

Кусты спалил, в зеленый лес вошел

Как вспугнутая стая белок рыжих,

Он заметался со ствола на ствол,

И лес гудел от огненной метели

С морозным треском

Падали стволы,

И как снежинки, искры с них летели

Над серыми сугробами золы.


1 конкурс.

Сказка о «Лесном царе». Слушая сказку, составьте правила поведения в природе.

« В Природном царстве, лесном государстве жил был царь – защитник всякой зверушки и всякого растеньица (от мала до велика). Жилось всем вальготно и весело, да вот капала Чернь на Природное царство. Стала топтать шелковую травушку – муравушку, рубить зеленые дубравушки, разорять гнездышки малых пташек, вылавливать зверушек, да красавиц бабочек.

Стали собираться со всего Природного царства к Лесному царю все обиженные и беззащитные. Первым приплыл осетр и стал жаловаться: «Горе, горе нам, рыбам. Нас истребляют из –за вкусного мяса и черной икры. Нам заграждают путь к нересту дамбами и плотинами. Загрязняют реки лесосплавом и отходами. Гибнем мы, царь и просим твоей защиты»

С жалобой к Лесному царю прискакала жаба, и едва отдышавшись, заквакала: «Всемогущий, лесной царь, великий наш защитник! Выслушай меня старую жабу. Жили мы тихо и мирно по своим природным законам. Но пришла Чернь беззаконная и заставила жить по своим беззакониям. Нас отравляют и уничтожают, засыпают наши водоемы, преграждают наши пути к водоемам дорогами и мы вынуждены уходить с наших мест. А сколько мы пользы приносим. Ведь мы поедаем вредных насекомых, вредителей садов и огородов, личинок москитов – обитателей тропиков, которые при укусе могут заражать людей тяжелыми инфекционными заболеваниями. Не могу понятья, за что к нам такое несправедливое отношение».

«Ж –ж –ж» - прожужжало над самым ухом царя. Это шмель спешит рассказать о своей беде. А тут и жужелица подоспела и, едва шмель замолчал, заговорила: «Ох, царь, спасения, от мальчишек и девчонок, которые собирают нас в баночки и коробочки, коллекционируют, а ведь мы пользу приносим – вредителей, которые поедают ягоды клубники и земляники, уничтожаем их. Никакой благодарности от человека».

Долго думал Лесной царь над бедами своего народа и решил издать указ, при невыполнении которого человек сам становился бы животным или птицей, насекомыми или, растением и вынужден был бы испытывать все ужасы своей деятельности.


2 конкурс.

О каком правиле поведения в природе идет речь?

  1. Живут на свете муравьи!

Они полезны людям

И их не надо убивать,

Их надо даже защищать!

  1. Было море чистое, лучистое,

Но построили завод –

И не стало чистых вод – Набросали банки, склянки,

Даже бросили бревно

И от этого завода

Стало все грязным грязно.


3 конкурс.

Частушки.

  1. На Волге мы построили

Каскад Волжских ГЭС

Вместе с тем каскадом

Осетрам – конец.

  1. Исток Дона захломили

И засыпали землей.

Чтобы нам сказал на это

Предок наш - Дмитрий Донской.

  1. Воздух в Волгограде

Весь пропитан ядом

Предприятия дымят

Противогаз надеть велят!

  1. Алюминиевый завод

В волгу грязный сток дает

Каждый день и каждый час

Гибнет реченька у нас!

  1. Калачевский речной порт

От других не отстает

Ну, как выпустит мазут

Донской рыбке всей капут!

  1. Раньше ели мы арбузы,

Были очень рады

А теперь нельзя их есть,

Говорят – нитраты.


4 конкурс.

О каких заповедниках идет речь?

  1. Этот заповедник организован в 1921г. Он представляет собой массив целинной ковыльно- типчаковой степи, единственно сохранившейся в Европе. В заповеднике насчитывается более 360 видов растений, по соседству с нетронутой целиной. В загоне бродят стада редких животных из всех частей света. (Аскания – Нова).

  2. Этот заповедник, учрежден в 1919. За несколько лет до организации заповедника не этой территории почти полностью были истреблены чамги, крачки, белые цапли. Сегодня в заповеднике свыше 250 видов птиц, его недаром называют царством птиц» В заповеднике акклиматизированы ондатра, речной бобр, енотовидная собака, выхухоль». (Астраханский).

  3. Этот заповедник организован для охраны минералов и драгоценных камней. (Ильменский).

  4. Заповедник организован для охраны животных, находится на оз. Байкал. (Баргузинский).


5 конкурс.

Артистический конкурс.

Исполнить хором народные или современные песни «природоохранного содержания».

  1. «Во поле береза стояла,

Во поле кудрявая стояла…

Я пойду по полю погуляю,

Белую березу заломаю»

  1. «Срубил он нашу елочку. Под самый корешок»

  2. «Не рвите цветы, не рвите …»

  3. «Не губите мужики, не губите,

не рубите дерева, не рубите…

Ради гнездышка грача не губите сгоряча…»




6 конкурс.

Каков новый, экологический и природоохранный, смысл народных пословиц и поговорок?

  1. Каждый кулик свое болото хвалит.

  2. Репу да горох не сей подле дорог.

  3. Пока гром не грянет, мужик не перекрестится.

  4. Ложка дегтя портит бочку меда.

  5. Что имеем не – не храним, потерявши – плачем.

  6. Лес рубят – щепки летят.

  7. Не плюй в колодец, пригодится воды напиться.


7 конкурс.

Как ты думаешь?

  1. Если осушить болота в бассейне реки, больше или меньше станет в ней воды: а) весной; б) летом.

  2. 2. Если вырубить лес в бассейне реки, больше или меньше станет в ней воды а) весной; б) летом.

( 1,2. Болта и лес аккумулируют влагу в виде грунтовых вод и снега. После их уничтожения в обоих случаях весной будет происходить энергичное таяние и наблюдаться высокий паводок, т.е. воды будет больше весной, а летом меньше)


8 конкурс.

А город рядом – он опасный и безопасный.

1. Какими веществами загрязняют воздух автомашины? (Окись углерода, оксиды серы и азота, альдегиды, углеводороды, аэрозоль свинца, соединения мышьяка).

2. Зачем высаживают деревья и кустарники вокруг жилых домов, школ, детских садов, вдоль автомагистралей? (Кроме того, что зеленые растения в процессе фотосинтеза поглощают углекислый газ и насыщают воздух кислородом, они задерживают пыль, сажу, осаждают свинец, снижают щум.)

  1. Чем опасны свалки бытового мусора в районе жилых домов? (Отходы пищи привлекают ворон и голубей – разносчиков инфекций, бродячих собак и кошек. Гниющие отходы – среда развития некоторых болезнетворных микроорганизмов. Проволока, обрезки досок и труб могут стать причиной травм. На свалке могут образовываться новые ядовитые вещества и канцерогены. Свалки – причина загрязнения почвы, воздуха, водоемов).

  2. Почему нельзя сжигать мусор? (кроме натуральных веществ – дерева, бумаги, х/б тканей и т.д. – люди выбрасывают и синтетические вещества – различные пластмассы, а при их сгорании выделяется много ядовитых веществ. Поэтому сейчас весь бытовой мусор подвергают захоронению).

  3. Чем опасно заболевание местности и зарастание камышом? (Во – первых, в стоячей воде развивается личинки комаров, которые являются переносчиками малярии; во – вторых, сухой камыш в жаркие дни может загореться, что может привести к пожару в близлежащих домах).

  4. Можно ли сжигать камыш? ( нет. Камыш, растущий вдоль автодорог и железнодорожного полотна, насыщен ядовитыми веществами. При его сжигании все эти вещества попадают в воздух. Кроме того, порыв ветра может способствовать распространению огня на жилые строения).

  5. Чем опасен бесконтрольный выгул собак? (Места выгула заражены гельминтами, и собаки могут покусать проходящих мимо граждан и играющих детей. Выгул должен осуществляться в строго отведенных местах).

Заключение:

Замечательный писатель и большой любитель природы, М. Пришвин писал: «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода, будем охранять наши водоемы. В лесах, горах, разные ценные животные – будем охранять наши леса и горы.

Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».










ДИСПУТ: «Любите и охраняйте природу: она ваша».


Цели:

  1. Привить любовь учащимся к природе и его бережному отношению.

  2. Продолжить формирование экологических отношений к природе.


Ход диспута.

1.Вступление.

Загадка. Меня бьют, колотят, ворочают, режут –я все терплю, всем добром плачу. (Земля).

Земля – наш дом. Плохо ей и нам плохо, хорошо и нам хорошо.

«Охраняйте природу! Она не имеет ни кулака, ни зуба, чтобы защититься от недругов. Её сокровища вверены нашей совести, справедливости, уму и благородству» (Л.Леонов).

2. Диспут: «Любите и охраняйте природу: она ваша».


  1. Говорят, что любовь к животному и доброта идут рука об руку, они вырастают из одного корня, это близнецы – сестры. Так ли? Может ли человек быть истинно добр к людям и жесток к животным?

Не разоряйте птичьего гнезда,-

Так счастлива в своем жилище птица,

Она в гнезде спокойна и тогда

Когда над рощей буря злится

Храните дерево от топора

Оно высокое и вековое

Дает нам тень, когда стоит жара

Оно чарует, как все живое

Не разоряйте птичьего гнезда!

Мне больше, чем другому боль знакома.

Того, чья песня глохнет в холода,

Кто на Земле живет без дома!

  1. Можно ли разделить доброту на три части - доброту к людям, к животным и к природе?

  2. И.П. Павлов, великий русский физиолог, говорил: «Жестокость унижает достоинство человека». Согласны ли вы с этим?

Стих Е. Евтушенко.

Берегите эти земли, эти воды,

Берегите всех зверей внутри природы

Убивайте лишь зверей внутри себя!»

  1. «Человечность распространяется не только на человека» Как вы понимаете смысл этой фразы?

Стих Л. Мартынов.

Слышу я Природы голос,

Порывающийся крикнуть,

Как и с кем она боролась,

Чтоб из хаоса возникнуть!

Может быть и не во имя,

Обязательно нас с вами,

Но чтоб стали мы живыми

Мыслящими существами

И твердит природы голос

В вашей власти, в вашей власти,

Чтобы все не раскололось

На бессмысленные части.

  1. Как вы думаете: откуда появляется у людей жестокость, черствость, бездушность к другим? Где искать истоки этих отвратительных качеств?

Стих Р. Рождественский.

Кромсая лед, меняем рек теченье

Твердим о том, что дел невпроворот

Но мы еще придем просить прощенье

У этих рек, барханов и болот,

У самого гигантского восхода

У самого мельчайшего молька…

Пока об этом думать неохота

Сейчас нам не до этого … пока.

Аэродромы, пирсы и перроны,

Леса без птиц и земли без воды…

Все меньше окружающей природы,

Все больше окружающей среды.

  1. Народный артист С.В. Образцов на одном из концертов высказал такую мысль:

«Если человек ни разу не удивился тому, как моется муха, если он не потратил ни минуты на то, чтобы посмотреть , как смотрит щенок, сколько у него жизни в глазах, он этот человек, никогда не поймет искусства, не поймет красоты жизни. Если вас никогда это не взволновало это, значит вы человек равнодушный к жизни и вы не сможете ее понять, полюбить».

Какой смысл заложен в этих словах?

  1. Загадки.

  1. Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали, а пошли искать их днем, ищем не найдем. (Роса).

  2. Он всюду: в поле и в саду, а в дом не попадет и никуда я не пойду, покуда он идет. (Дождь).

  3. Красное коромысло над рекой повисло. (Радуга).

  4. Без рук, без ног, а ворота открывает. (Ветер).

  5. Серое сукно тянется в окно (Пар).

  6. По морю идет, идет, а до берега дойдет, тут и пропадет. (Волна).

  7. Течет, течет не вытечет, бежит, бежит, не выбежит. (Река).

  8. Хозяин Лесной просыпается весной, а зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой. (Медведь).

  9. Ползун ползет, иголки везет. (Еж).

  10. Днем спит, ночью летает и прохожих пугает. (Сова).

  11. Сначала ползет, червяком живет. Потом умирает, сучком засыхает. Потом оживает, как птичка летает. (Бабочка).

  12. Шевелились у цветка все четыре лепестка. Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел. (Бабочка).

  13. Стоит в саду кудряшка – белая рубашка, сердечко золотое. Что это такое? (Ромашка).

  14. Белые горошки на зеленой ножке. (Ландыш).















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!