СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработки по уроку на тему "Человек, индивид, личность "

Нажмите, чтобы узнать подробности

технологическая карта по уроку на тему "Человек, индивид, личность" и презентация

Просмотр содержимого документа
«Разработки по уроку на тему "Человек, индивид, личность "»

Технологическая карта занятия № 2




Группа

Дата

Дисциплина

Обществознание

102


Тема занятия

Человек, индивид, личность

107


Вид занятия

Изучение нового материала



Цель занятия

Формирование понятий “человек”, “индивид”, “личность” и их различие



Формируемые

ОК 4, ОК 5, ОК 6,




Результат

Должны

знать

Понятия человек”, “индивид”, “личность” и их различие, характеристики и признаки этих единиц.

Должны

уметь

Сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи; участвовать в дискуссии, работать с документами;

Показатели оценки

результата

Достижение поставленной цели, наличие сформулированных выше знаний и умений



Межпредметные связи

Обеспечивающие

Дисциплины


Обеспечиваемые дисциплины

Социология, история

Экономика, право



Средства

 схемы, пакет документов, мультимедийная презентация

обучения




Основная

Л.Н.Боголюбов Обществознание, 10 кл., 2007, §14

литература

















содержание занятия


этапа

Этапы занятия, учебные вопросы,

формы и методы обучения

Временная

регламентация

этапа


1

Организационный этап:

3 мин



- проверка готовности студентов к занятию;




- проверка посещаемости;



2

Проверка домашнего задания

12 мин



  1. Что такое общество? Что такое Структура общества.

О -сложная организация взаимодействий и взаимосвязей человека, групп, каст, слоёв.

С – совокупность больших и малых соц.групп, коллективных и индивидуальных отношений между ними.

  1. Что такое Институты общества (социальные институты), Какие основные виды институтов выделяются – это формы организации совместной жизнедеятельности, направленной на удовлетворение соц, политич, культурных и тп потребностей в целом.

- потребность в познании – НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ

- потомство – СЕМЬЯ

- безопасности – государство

Право

-религия

  1. Что такое общественные отношения? Напишите примеры Это отношения между различными группами (по признаку) – этнические, религиозные, половые, классовые…

4.Что такое Сферы общества, какие 4 основные сферы выделяют?

это как подсистемы общества (общество как система), отличающиеся друг от друга признаком – духовная, экономич, социальная, политическая



3

Целеполагание, формулирование темы, мотивирование (через заданный вопрос , на который ответ не был дан, вопрос связать с каждым)


10 мин



«Мы с Вами поговорили об обществе, т.е. о некой общности людей, а давайте поговорим об отдельном его элементе. – о человеке. Но прежде растолкуйте мне высказывание одного социолога «По сути, каж­дый че­ло­век яв­ля­ет­ся ин­ди­ви­дом, но не каж­дый че­ло­век яв­ля­ет­ся лич­но­стью». Возникают вопросы – что значит индивид, что - личность. Кто считает себя личностью? Что же раз­ли­ча­ет эти тер­ми­ны и какое зна­че­ние каж­дый из них по­лу­ча­ет в со­ци­аль­ных на­у­ках? Вот об этом и пойдет речь на уроке»

Запишите тему «Человек, индивид, личность »



3

Изучение нового материала по теме «Человек, индивид, личность »

  1. мин



Пер­вый тер­мин, ко­то­рый мы долж­ны разо­брать,- это тер­мин «че­ло­век». Это био­ло­ги­че­ский тер­мин, обо­зна­че­ние био­ло­ги­че­ско­го вида Homo. Че­ло­ве­ком яв­ля­ет­ся любой, кто со­от­вет­ству­ет опре­де­лен­ным био­ло­ги­че­ским при­зна­кам,- и ака­де­мик, и про­да­вец, и сту­дент, и пи­те­кан­троп, и мауг­ли.

Ин­ди­вид – это кон­крет­ный че­ло­век как пред­ста­ви­тель и но­си­тель че­ло­ве­че­ско­го рода или как член со­ци­аль­ной общ­но­сти мень­ше­го по­ряд­ка (де­мо­гра­фи­че­ская еди­ни­ца). Ин­ди­ви­да часто на­зы­ва­ют со­ци­аль­ным ато­мом, под­чер­ки­вая, что он яв­ля­ет­ся пер­во­эле­мен­том об­ще­ства. Само слово «ин­ди­вид» в пе­ре­во­де с ла­ты­ни озна­ча­ет «неде­ли­мый».

Как атомы могут су­ще­ство­вать от­дель­но, так и люди могут не объ­еди­нять­ся в груп­пы – так про­ис­хо­дит, к при­ме­ру, в толпе (рис. 2).

Рис. 2. Толпа

Од­на­ко в со­ци­аль­ной груп­пе между ин­ди­ви­да­ми воз­ни­ка­ют об­ще­ствен­ные связи – груп­па ста­но­вит­ся струк­ту­ри­ро­ван­ной (рис. 3). Пер­во­эле­мен­том этой струк­ту­ры как раз и будет ин­ди­вид. Таким об­ра­зом, уже по­ня­тие ин­ди­ви­да яв­ля­ет­ся со­цио­ло­ги­че­ским.

Рис. 3. Со­ци­аль­ная груп­па

Пред­по­сыл­кой фор­ми­ро­ва­ния ин­ди­ви­да яв­ля­ет­ся его ин­ди­ви­ду­аль­ность, ко­то­рая бы­ва­ет ге­не­ти­че­ской, био­ло­ги­че­ской, пси­хо­ло­ги­че­ской и со­ци­аль­ной. Каж­дый че­ло­век ведет себя по-сво­е­му в той или иной си­ту­а­ции.

Мауг­ли, ко­неч­но, яв­ля­ет­ся че­ло­ве­ком, но не яв­ля­ет­ся ин­ди­ви­дом. У таких людей, как по­ка­за­ла прак­ти­ка, не фор­ми­ру­ют­ся речь, мыш­ле­ние и пря­мо­хож­де­ние.

На­ко­нец, лич­ность – это че­ло­век как со­ци­аль­ное су­ще­ство, об­ла­да­ю­щее со­во­куп­но­стью ду­хов­ных свойств, осу­ществ­ля­ю­щее об­ще­ние и де­я­тель­ность.

Таким об­ра­зом, лич­но­стью мы на­зы­ва­ем толь­ко со­ци­аль­но ак­тив­но­го че­ло­ве­ка, субъ­ек­та, а не толь­ко объ­ек­та об­ще­ствен­ных от­но­ше­ний.

Лич­ность – один из самых слож­ных тер­ми­нов в об­ще­ст­во­зна­нии. Раз­ные фи­ло­со­фы дают раз­ные опре­де­ле­ния лич­но­сти. Но все схо­дят­ся на том, что ко всем людям этот тер­мин непри­ме­ним. Для того, чтобы счи­тать­ся лич­но­стью, че­ло­век дол­жен об­ла­дать опре­де­лен­ны­ми ка­че­ства­ми. Чаще всего в числе таких ка­честв на­зы­ва­ют ав­то­ном­ность че­ло­ве­ка, его са­мо­сто­я­тель­ность в при­ня­тии ре­ше­ний и от­вет­ствен­ность за их вы­пол­не­ние.

По­нят­но, что но­во­рож­ден­ный ре­бе­нок не может быть ав­то­ном­ным, то есть неза­ви­си­мым от ро­ди­те­лей, са­мо­сто­я­тель­но при­ни­мать ре­ше­ния он не может, да и от­вет­ствен­ность брать на себя не за­хо­чет. Если спро­сить ма­лень­ко­го ре­бен­ка, толь­ко что раз­бив­ше­го чашку, кто раз­бил чашку, он ско­рее всего ска­жет: «Не я».

Про­цесс фор­ми­ро­ва­ния лич­но­сти идет по­сте­пен­но, в ходе со­ци­а­ли­за­ции, то есть усво­е­ния че­ло­ве­ком со­ци­аль­ных ролей и куль­тур­ных норм. У ре­бен­ка в воз­расте 3-4 лет на­чи­на­ет­ся пе­ри­од «яче­ства», когда он сам хочет при­ни­мать уча­стие в тех или иных дей­стви­ях. Вот этот мо­мент мно­гие пси­хо­ло­ги и счи­та­ют на­ча­лом про­цес­са фор­ми­ро­ва­ния лич­но­сти. Лич­но­стью не рож­да­ют­ся, а ста­но­вят­ся (А.Н.Леон­тьев).

Про­явить лич­ност­ные ка­че­ства че­ло­век может да­ле­ко не все­гда. Это в первую оче­редь тре­бу­ет­ся от че­ло­ве­ка, ко­то­рый ра­бо­та­ет с лю­дь­ми,- врача, учи­те­ля, пи­са­те­ля, ак­те­ра. От про­дав­ца в су­пер­мар­ке­те лич­ност­ные ка­че­ства не тре­бу­ют­ся: если нормы кор­по­ра­тив­ной этики тре­бу­ют улы­бать­ся, он будет улы­бать­ся, но неис­кренне. Есть про­фес­сии, в ко­то­рых про­яв­лять лич­ност­ные ка­че­ства может быть даже опас­но, на­при­мер, ра­бо­та на кон­вей­е­ре, где от ра­бо­че­го тре­бу­ет­ся вы­пол­нить стро­го опре­де­лен­ную функ­цию.

Таким об­ра­зом, кроме со­ци­а­ли­за­ции, есть и еще одна пред­по­сыл­ка пре­вра­ще­ния ин­ди­ви­да в лич­ность. Это труд (прак­ти­ка), в ко­то­ром про­яв­ля­ют­ся ка­че­ства лич­но­сти, ее черты ха­рак­те­ра, образ мыш­ле­ния и по­ве­де­ния. Пока че­ло­век не нач­нет дей­ство­вать, мы не смо­жем опре­де­лить, на­сколь­ко сло­жи­лись у него лич­ност­ные ка­че­ства. Про­цесс фор­ми­ро­ва­ния этих ка­честв будет про­дол­жать­ся всю жизнь.

Под вли­я­ни­ем раз­ных об­сто­я­тельств – и со­ци­аль­ных, и био­ло­ги­че­ских – сфор­ми­ро­вав­ши­е­ся лич­ност­ные ка­че­ства также будут раз­ны­ми. Фор­ми­ру­ют­ся раз­лич­ные типы лич­но­сти.

Самая из­вест­ная ти­по­ло­гия лич­но­сти ба­зи­ру­ет­ся на типах тем­пе­ра­мен­та, пред­ло­жен­ных гре­че­ским ме­ди­ком Гип­по­кра­том. Он счи­тал, что в раз­ных людях пре­об­ла­да­ют раз­ные жид­ко­сти и вы­де­лял сле­ду­ю­щие типы: хо­ле­рик, санг­ви­ник, флег­ма­тик и ме­лан­хо­лик.

Кон­цеп­ция Гип­по­кра­та была до­пол­не­на из­вест­ным швей­цар­ским пси­хо­ло­гом Кар­лом Гу­ста­вом Юнгом, ко­то­рый ввел по­ня­тие о двух уни­вер­саль­ных типах – экс­тра­верт­ном и ин­тра­верт­ном. Хо­ле­рик и санг­ви­ник – экс­тра­вер­ты, флег­ма­тик и ме­лан­хо­лик – ин­тра­вер­ты (рис. 4).

Рис. 4. Типы лич­но­сти

Су­ще­ству­ют мно­го­чис­лен­ные тесты на опре­де­ле­ние типа тем­пе­ра­мен­та. Людей, ко­то­рые от­но­си­лись бы толь­ко к од­но­му типу, на­вер­ное, нет, но прак­ти­че­ски у каж­до­го есть до­ми­ни­ру­ю­щий тип тем­пе­ра­мен­та. Эти дан­ные можно ис­поль­зо­вать, к при­ме­ру, для опре­де­ле­ния бу­ду­щей про­фес­сии.

Да­вай­те поды­то­жим. Итак, при опре­де­ле­нии людей как участ­ни­ков со­ци­аль­но­го дей­ствия мы ис­поль­зу­ем три тер­ми­на – че­ло­век, ин­ди­вид и лич­ность. Че­ло­век – это от­дель­ный пред­ста­ви­тель био­ло­ги­че­ско­го вида Homo; ин­ди­вид – это кон­крет­ный че­ло­век как член со­ци­аль­ной общ­но­сти; лич­ность – это че­ло­век как со­ци­аль­ное су­ще­ство, субъ­ект об­ще­ния и де­я­тель­но­сти (рис. 5).

Рис. 5. Че­ло­век – Ин­ди­вид – Лич­ность

Алек­сандр Гри­го­рье­вич Асмо­лов, один из самых из­вест­ных спе­ци­а­ли­стов в об­ла­сти со­ци­аль­ной пси­хо­ло­гии, утвер­жда­ет, что «Ин­ди­ви­дом рож­да­ют­ся, лич­но­стью ста­но­вят­ся, а ин­ди­ви­ду­аль­ность от­ста­и­ва­ют».

Обя­за­тель­но нужно от­ме­тить, что ин­ди­вид не яв­ля­ет­ся субъ­ек­том об­ще­ствен­ных от­но­ше­ний, об­ще­ство вли­я­ет на него. Лич­ность же – это ак­тив­ный субъ­ект, он сам вли­я­ет на об­ще­ство.





4

Первичное Закрепление пройденного материала по вопросам:

Человек?

Индивид?

Личность?

5 мин


5

Вторичное закрепление – вернёмся к высказыванию социолога в начале урока….

Алек­сандр Гри­го­рье­вич Асмо­лов, один из самых из­вест­ных спе­ци­а­ли­стов в об­ла­сти со­ци­аль­ной пси­хо­ло­гии, утвер­жда­ет, что «Ин­ди­ви­дом рож­да­ют­ся, лич­но­стью ста­но­вят­ся, а ин­ди­ви­ду­аль­ность от­ста­и­ва­ют». Как Вы его понимаете

8 мин


6

Заключительная часть

7 мин



  1. Сделать краткий анализ по пройденному материалу, сообщить оценки за работу на уроке.

  2. Рефлексия Понятно - не понятно, % усвоения, Анализ усвоения ОК (вывести на экран ОК)

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

  1. Дать домашнее задание





Преподаватель




Рощина Е.А.




(И.О. Фамилия)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!