Первый термин, который мы должны разобрать,- это термин «человек». Это биологический термин, обозначение биологического вида Homo. Человеком является любой, кто соответствует определенным биологическим признакам,- и академик, и продавец, и студент, и питекантроп, и маугли. Индивид – это конкретный человек как представитель и носитель человеческого рода или как член социальной общности меньшего порядка (демографическая единица). Индивида часто называют социальным атомом, подчеркивая, что он является первоэлементом общества. Само слово «индивид» в переводе с латыни означает «неделимый». Как атомы могут существовать отдельно, так и люди могут не объединяться в группы – так происходит, к примеру, в толпе (рис. 2). Рис. 2. Толпа Однако в социальной группе между индивидами возникают общественные связи – группа становится структурированной (рис. 3). Первоэлементом этой структуры как раз и будет индивид. Таким образом, уже понятие индивида является социологическим. Рис. 3. Социальная группа Предпосылкой формирования индивида является его индивидуальность, которая бывает генетической, биологической, психологической и социальной. Каждый человек ведет себя по-своему в той или иной ситуации. Маугли, конечно, является человеком, но не является индивидом. У таких людей, как показала практика, не формируются речь, мышление и прямохождение. Наконец, личность – это человек как социальное существо, обладающее совокупностью духовных свойств, осуществляющее общение и деятельность. Таким образом, личностью мы называем только социально активного человека, субъекта, а не только объекта общественных отношений. Личность – один из самых сложных терминов в обществознании. Разные философы дают разные определения личности. Но все сходятся на том, что ко всем людям этот термин неприменим. Для того, чтобы считаться личностью, человек должен обладать определенными качествами. Чаще всего в числе таких качеств называют автономность человека, его самостоятельность в принятии решений и ответственность за их выполнение. Понятно, что новорожденный ребенок не может быть автономным, то есть независимым от родителей, самостоятельно принимать решения он не может, да и ответственность брать на себя не захочет. Если спросить маленького ребенка, только что разбившего чашку, кто разбил чашку, он скорее всего скажет: «Не я». Процесс формирования личности идет постепенно, в ходе социализации, то есть усвоения человеком социальных ролей и культурных норм. У ребенка в возрасте 3-4 лет начинается период «ячества», когда он сам хочет принимать участие в тех или иных действиях. Вот этот момент многие психологи и считают началом процесса формирования личности. Личностью не рождаются, а становятся (А.Н.Леонтьев). Проявить личностные качества человек может далеко не всегда. Это в первую очередь требуется от человека, который работает с людьми,- врача, учителя, писателя, актера. От продавца в супермаркете личностные качества не требуются: если нормы корпоративной этики требуют улыбаться, он будет улыбаться, но неискренне. Есть профессии, в которых проявлять личностные качества может быть даже опасно, например, работа на конвейере, где от рабочего требуется выполнить строго определенную функцию. Таким образом, кроме социализации, есть и еще одна предпосылка превращения индивида в личность. Это труд (практика), в котором проявляются качества личности, ее черты характера, образ мышления и поведения. Пока человек не начнет действовать, мы не сможем определить, насколько сложились у него личностные качества. Процесс формирования этих качеств будет продолжаться всю жизнь. Под влиянием разных обстоятельств – и социальных, и биологических – сформировавшиеся личностные качества также будут разными. Формируются различные типы личности. Самая известная типология личности базируется на типах темперамента, предложенных греческим медиком Гиппократом. Он считал, что в разных людях преобладают разные жидкости и выделял следующие типы: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик. Концепция Гиппократа была дополнена известным швейцарским психологом Карлом Густавом Юнгом, который ввел понятие о двух универсальных типах – экстравертном и интравертном. Холерик и сангвиник – экстраверты, флегматик и меланхолик – интраверты (рис. 4). Рис. 4. Типы личности Существуют многочисленные тесты на определение типа темперамента. Людей, которые относились бы только к одному типу, наверное, нет, но практически у каждого есть доминирующий тип темперамента. Эти данные можно использовать, к примеру, для определения будущей профессии. Давайте подытожим. Итак, при определении людей как участников социального действия мы используем три термина – человек, индивид и личность. Человек – это отдельный представитель биологического вида Homo; индивид – это конкретный человек как член социальной общности; личность – это человек как социальное существо, субъект общения и деятельности (рис. 5). Рис. 5. Человек – Индивид – Личность Александр Григорьевич Асмолов, один из самых известных специалистов в области социальной психологии, утверждает, что «Индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают». Обязательно нужно отметить, что индивид не является субъектом общественных отношений, общество влияет на него. Личность же – это активный субъект, он сам влияет на общество. |