СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработки правового лектория для учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подборка разработок мероприятий по правовому просвещению учащихся 7 класса

Просмотр содержимого документа
«Разработки правового лектория для учащихся»

Правовой лекторий

« Жить по законам Республики»

Цели: дать первоначальные правовые знания;

сформировать понятия «закон», «права», «обязанности», «ответственность».

познакомить с основным законом государства - Конституцией ЛНР;

формировать представление о правах и обязанностях школьника, правовое сознание учащихся;

воспитать чувство гражданского долга и ответственности.

Оборудование: аудиозапись Гимна ЛНР, карточки, презентация, Устав школы.

Ход урока:

  1. Орг. момент:

  1. Приветствие

Звучит гимн ЛНР.

-Ребята, что мы сейчас прослушали? Да, прозвучала самая главная и торжественная песня Республики - Гимн. Вы уже поняли, что разговор у нас сегодня будет серьёзный и важный.

- Да, ребята, постарайтесь узнать новое о правах, обязанностях и ответственности. Давайте попробуем разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, выполняем обязанности и несем ответственность.

2) Обзорное ознакомление с Конституцией ЛНР.

Учащиеся читают притчу о том, как возник закон.

Притча

У1:Давным-давно, две тысячи лет назад на планете Земля появились люди.

Одновременно с людьми появились главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут? Что они обязаны делать и чего не обязаны? На что они имеют право и на что не имеют?

У2:Появилось два государства: «Можно» и «Нельзя». Они жили по разным законам. В государстве «Можно» все было разрешено: хочешь воровать – воруй, хочешь убивать – убивай, хочешь оскорблять человека – пожалуйста, всё можно.

В государстве «Нельзя» жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя грубить друг другу.

Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло государство «Можно». Оно захватило половину государства «Нельзя» и установило там свои порядки. Нетрудно догадаться, что тут началось!

У3:В городах и селах бывшего государства «Нельзя» стали воровать, беззаконно убивать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Постепенно государство «Можно» пришло в упадок. И тогда правители государства «Можно» под нажимом людей попросили помощи у государства «Нельзя». Долго совещались правители двух государств и решили объединиться и создать новое государство – «Законию». В государстве установился порядок, а все жители стали довольны и счастливы.

Учитель: Как вы думаете, почему страна стала процветающей? Почему стали счастливы её жители? Чувствуют ли они себя в безопасности?

Все: Жители стали жить по законам.

У4: Если люди уважают права других людей, выполняют свои обязанности, значит, они чувствуют себя в безопасности. Но когда свобода одних нарушает интересы и права других, в обществе утверждаются беззаконие, беспорядок и несправедливость!

В конце концов, людям удалось решить ГЛАВНЫЕ вопросы, возник закон.

II.Основной этап

-Ребята, а что такое закон? Давайте посмотрим на слайд.

Закон – нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения общественной жизни, принятый правительством.

-В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живём. Где прописаны эти законы?

Все: Законы прописаны в Конституции – основном законе государства.

-Конституция ЛНР была принята 18 мая 2014 года.

- Кроме Конституции, существуют «Конвенция о правах ребёнка», «Семейный кодекс», «Гражданский кодекс», «Трудовой кодекс», «Уголовный кодекс».

В главе второй Конституции определены права граждан Республики.

- Какие права вы имеете? Основные права такие: право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, на охрану здоровья, на образование и другие.

-Ребята, а как вы понимаете, что такое обязанности? Да.

- А какие обязанности вы должны выполнять перед родителями, государством, школой? (Слушать родителей, уважать права других граждан, соблюдать правила поведения, установленные в образовательном учреждении, в общественных местах).

-А знаете ли вы, что в нашей школе существует документ, который называется Устав школы? В нем прописаны права и обязанности учащихся нашей школы.

(учитель показывает учащимся Устав школы).

-Ребята, вы должны понимать, что за нарушение правил устава школы, за совершение правонарушений, совершение общественно-опасных действий (драка), прогул уроков, грубость по отношению к сверстникам и взрослым, унижение маленьких и слабых, выяснение отношений с помощью силы, порчу чужого имущества необходимо нести ответственность.

-существует 4 вида юридической ответственности за правонарушения:

1) Уголовная. В ст. 20 УК сказано, что уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее на момент совершения преступления 16 лет. С 14 лет наступает ответственность за совершение таких преступлений как убийство, умышленное нанесение тяжкого вреда здоровью, похищение человека, кражу, разбой вымогательство, угон автомобиля, заведомо ложное сообщение о террористическом акте и другие.

2) Административная ответственность выражается в применении административного наказания к лицу, совершившему административное правонарушение (например, нарушение правил дорожного движения). Административной ответственности подлежит лицо, достигшее 16 лет.

3) Дисциплинарная – вид юридической ответственности, основным содержанием которой выступают меры (дисциплинарное взыскание), применяемые администрацией учреждения, предприятия к сотруднику (работнику) в связи с совершением им дисциплинарного проступка.(например, прогул без уважительной причины, опоздание на работу).

4) Гражданско-правовая регулирует имущественные отношения. Наказанием может быть уплата(возмещение) ущерба.

- А теперь, ребята, давайте рассмотрим ситуации и определим вид юридической ответственности.

Ситуация№1: Сережа и Саша играли во дворе в мяч. Ребята разбили мячом окно в доме соседа. Какое правонарушение совершили подростки? (гражданско-правовое).

Ситуация№ 2: Учащиеся 76 класса перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонко все ушли в спортивный зал, а Дима задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника. Какое преступление совершил подросток? С какого возраста наступает ответственность за это нарушение?(уголовное, с 14 лет).

-А сейчас я раздам вам карточки с заданием. Рассмотрите примеры правонарушений и определите вид юридической ответственности:

Определи вид ответственности:

Г(гражданско-правовая), У(уголовная),

А(административная), Д(дисциплинарная):

-порвал учебник одноклассника_____

-совершил кражу моб.телефона_____

-избил одноклассника_____

-совершил прогул в школе____

-перешел дорогу в неположенном

месте_______

-разбил мячом окно________

-нецензурно выражался в общественном месте__________

-Давайте рассмотрим еще одну ситуацию:

«На улице ко мне подошли парни и отняли у меня любимый телефон. Что мне делать?»

-Как бы вы поступили в этом случае? (ребята отвечают)

Во-первых, это преступление! Вы согласны?

Раскрытие этого преступления зависит и от твоих правильных действий

1 .Скорее позвони по телефону «02»

2.Внятно объясни, где и когда совершено преступление

З. Сообщи приметы хулиганов.

4.Поставь в известность родителей.

III. Завершение урока

-Ребята, я надеюсь, что сегодня вы узнали и поняли важные и нужнные вещи. Всегда нужно помнить, что за совершенные поступки нужно отвечать. Мне очень хочется верить, что после нашего классного часа вы будете совершать только хорошие поступки!

У5: Мы знаем о законе мало,

Не больше всех иных.

Но знаем, делать нужно то,

Что благо для других.

У6:Права свои нам надо знать,

Не только знать, но соблюдать.

Тогда легко нам будет жить.

Играть, дружить и не тужить.




























ПРОВЕЛА:

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ 7 КЛ

КОРОЛЁВА СВЕТЛАНА МИХАЙЛОВНА




2018










ПРОВЕЛА:

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ 7 КЛ

КОРОЛЁВА СВЕТЛАНА МИХАЙЛОВНА




2018






Тема классного часа: «Нет прав без обязанностей»



Цель: помочь детям осознать, что каждый человек с рождения наделен и правами , и обьязанностями, что нет прав без обязанностей и нет обязанностей без прав.



Задачи:

  1. Знакомство воспитанников с основными нормативными документами, законопроектами, регулирующими и защищающими их жизнедеятельность;

  1. Повторить определение понятий «права» и «обязанности»;

  2. На примере жизненных ситуаций разобрать нарушение права человека;

  3. Развивать навыки участия в дискуссии, умение излагать собственную позицию;

  4. Формирование активной жизненной позиции;

  5. Воспитание чувства ответственности за совершенные дела и поступки;

  6. Правовое просвещение и предупреждение правонарушений.



Форма проведения: познавательный классный час с объяснением материала, с его обсуждением и закреплением на конкретных ситуациях.

Ход занятия

Жизнь начинается с той поры,

когда человек начинает задумываться

над поступками и отвечать за них.



Учитель: Любой человек, начиная с самых юных лет, сталкивается с ситуациями, когда необходимо знать свои права и обязанности. По мере взросления подростки не знают, как поступить, как защитить свои права. Что делать, с кем посоветоваться, куда идти за помощью?

Опыт показывает, что для защиты своих законных интересов подростки редко обращаются к родителям, чаще всего пытаются самостоятельно или при помощи друзей, порой весьма сомнительных, защитить свои права, иногда переоценивая свои возможности и переступая «линию дозволенного», что приводит к нарушению законности и нравственным переживаниям. Переживания могут повлечь за собой те или иные заболевания, подорвать физическое или

психическое здоровье. Как сохранить себя, свое здоровье и достоинство, свои права, не оказаться за бортом жизни? Эти вопросы часто встают перед подростками.

Сегодня мы поговорим о том, что права и обязанности – это то, без чего невозможно жить в обществе.

В Древнем государстве Спарта каждого новорождённого ребёнка осматривали и решали: если он крепкий, здоровый – пусть живёт, а если ребёнок родился слабым – его сбрасывали со скалы. Справедливо ли поступали граждане Спарты? (ответы детей) Почему? В нашем современном обществе каждый человек имеет право на жизнь. Ребята, скажите, как мы обращаемся друг к другу? (ответы детей) Каждый человек имеет право на имя. А каким документом вы можете подтвердить это право? (ответы детей)



Учитель: Давайте дадим определение понятий «право» и «обязанность». Право – это совокупность норм, с одной стороны, предоставляющих, а с другой стороны, ограничивающих внешнюю свободу лиц в их взаимных отношениях. Истинность этого положения может быть подтверждена анализом всякого конкретного права. Назовите основные права ребенка



Ответы детей:

- право на жизнь,

- право на свободу слова, мысли и религии,

- право на медицинскую помощь,

- право на отдых, досуг и участие в культурной и творческой жизни,

- право жить со своими родителями и воспитываться в семье,

- право на воспитание,

- право на уважение человеческого достоинства,

- право на защиту от жесткого обращения,

- право на Ф.И.О. при рождении,

- право на защиту от вовлечения в преступную деятельность,

- право на образование и др.



Учитель: вы можете подробно познакомиться с правами человека в документах: Конвенция ООН о правах ребенка, Конституция, Семейный кодекс, Гражданский кодекс, Трудовой кодекс, Уголовный кодекс.



Учитель: Ребенок имеет право выражать свое мнение, получать и передавать информацию, иметь доступ к сведениям из различных отечественных и международных источников. Источниками информации могут служить издания, видеоматериалы, сайты Интернета и другие источники, с условием, что они не наносят вред психике несовершеннолетнего, не содержат информации порнографического характера и сцен насилия, не воспитывают расовой и национальной неприязни. И наверное, самым главным, является право жить и воспитываться в семье. Ни одного ребенка никто насильно не может забрать из семьи, если в этой семье не нарушают его права (родители жестоко обращаются с детьми, не обеспечивают пищей, необходимыми вещами, не лечат и т.д.) кроме того, ребенок наравне со всеми имеет свободу выбора религии и языка. На самом деле с правовыми вопросами мы сталкиваемся значительно чаще, чем нам кажется на первый взгляд. Многие, возможно удивятся, узнав, что наши повседневные поступки часто имеют правовую оценку.



Что я делал(а) сегодня Как это связано с правами человека (какие права я реализовал)

ночью спал

право на отдых и здоровье



завтракал, обедал

право на заботу и воспитание родителями. право на здоровье

смотрел телевизор

право на доступ к информации и СМИ

сходил в школу

право на образование

лечил зубы

право на медицинскую помощь.

посещал кружки и секции

право на всестороннее развитие

играл в компьютер

право на отдых и досуг

хорошо ответил у доски и получил «отличную» оценку



право на справедливое вознаграждение

встречался с друзьями

право на свободу мирных собраний

отвечал на урок, защищал свое мнение.

право на свободу убеждений и на их свободное выражение

Учитель: У нас много прав и свобод, но они не должны нарушать права и свободы других людей. Каждый человек, кроме прав, имеет и определенные обязанности. Об этом говорится в статье 29 Всеобщей декларации прав человека. Обязанность – это необходимость, предписывающая каждому человеку определенные вид и меру поведения, и ответственность за ненадлежащее его исполнение. Обязанности устанавливаются как в целях осуществления интересов всего общества, государства, так и в интересах каждого отдельного гражданина. Ребята, в чем отличие прав и обязанностей?

Ученик: Своими правами мы пользуемся по желанию, а обязанности мы обязаны выполнять.

Учитель: Какие обязанности у вас как у учеников? Где перечислены ваши обязанности как учеников?

Ученик: В Уставе школы

Учитель: Какие же обязанности несёт ребёнок? Несение некоторых обязанностей несовершеннолетним:

  • Каждый несовершеннолетний обязан получить основное общее образование, эта обязанность сохраняет силу до достижения им 15 лет (Закон «Об образовании»);

  • Несовершеннолетние мужского пола несут воинскую обязанность в виде воинского учета и подготовки к военной службе (Закон «О воинской обязанности и военной службе»);

  • В год достижения 16-летия несовершеннолетний обязан явиться по вызову военного комиссара в связи с постановкой на учет, а также сообщить о перемене места жительства, сняться с воинского учета и по прибытии на новое место жительства в двухнедельный срок встать на воинский учет;

  • После достижения 18-летнего возраста лица, состоящие на воинском учете и не имеющие оснований на освобождение или отсрочку от призыва, подлежат призыву на военную службу. Если убеждениям или вероисповеданию призывника противоречит несение военной службы, он может заменить обязательную военную, службу на альтернативную гражданскую службу;

  • Контракт на прохождение военной службы в Вооруженных силах и других воинских формированиях могут заключать только лица, достигшие 18 лет;

  • Лица, не достигшие совершеннолетия, не могут приобретать, хранить, коллекционировать и носить оружие, в том числе оружие самообороны (огнестрельное гладкоствольное, газовые пистолеты, аэрозоли, электрошоковые устройства и пр.);

  • Полный запрет на изготовление, хранение и ношение введен на кастеты, бумеранги, холодное оружие с выбрасывающимся лезвием (Закон «Об оружии»).  

Учитель: Итак, мы с вами разобрали права и обязанности, которые вы должны знать и выполнять. Но случается так, что про свои обязанности человек забывает, а, не зная своих прав, попадает в неприятные ситуации. Давайте закрепим изученный материал на конкретных примерах.

Вниманию учащихся предлагаются различные ситуации, идет совместное обсуждение, дается правильный ответ

Ситуация 1

На урок ученица пришла в неприличном виде: белые джинсы, яркая цветная кофточка, волосы разбросаны по плечам. Учитель сделал замечание…

Вопрос: Как вы оцениваете данные действия? Нарушил ли учитель права на индивидуальность?

Правильный ответ: Согласно Уставу школы, обязанность учащихся приходить в школьной форме, чистыми и опрятными, со сменной обувью.Учитель прав.

Ситуация 2

На улице мальчики пристают к девочкам и малышам, нарушают общественный порядок и спокойствие…

Вопрос: Как вы оцениваете данные действия и можно ли этих мальчиков наказать?



Правильный ответ: Да, это расценивается как мелкое хулиганство (ст. 158). Нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное поведение по отношению к прохожим и другие действия, нарушающие порядок и спокойствие граждан – это мелкое хулиганство, и за него предусмотрен штраф, при повторном нарушении – постановка на учет в КДН.

Ситуация 3

Между одноклассниками произошел спор, после которого мальчики подрались. В результате у одного был сломан нос, а другой получил удар в живот. Рядом находившийся третий мальчик не остановил драку…

Вопрос: Какие обязанности и права были нарушены?

Правильный ответ: Обязанность пресекать проявление грубости и бестактности. Право на уважение человеческого достоинства.

Ситуация 4

Наташа завела дневник, в который записывала свои самые сокровенные мысли. Она его приносила в школу и держала в портфеле. И вот однажды одноклассники вытащили дневник, прочитали его и стали дразнить Наташу.



Вопрос: Почему были не правы мальчики?



Правильный ответ: Они нарушили право на неприкосновенность частной жизни, личную тайну.

Учитель: Кроме прав и обязанностей, существует еще и ответственность за совершенные поступки. Несовершеннолетние несут правовую ответственность за совершенные проступки и преступления. Подростка могут исключить из образовательного учреждения за противоправные действия (за преступления), за грубое и неоднократное нарушение устава образовательного учреждения, если ученик достиг 14-летнего возраста. Но не думайте, что после исключения можно ничего не делать, отдыхать, гулять. Органы местного самоуправления совместно с родителями обязаны в месячный срок решить вопрос о его трудоустройстве или обучении в другом учреждении. В случаях причинения материального ущерба несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет обязан его возместить. Причинением ущерба считается не только лишение человека какой-либо вещи или денег, а так же те случаи, когда ему приходится тратить средства на лечение из-за нанесенного вреда здоровью. Несовершеннолетние подлежат и уголовной ответственности за совершенные преступления. К несовершеннолетним, совершившим преступления, могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия либо им может быть назначено наказание, а при освобождении от наказания судом они могут быть также помещены в специальное учебно-0воспитательное учреждение закрытого типа. Видами наказаний, назначаемых несовершеннолетним, являются: штраф; лишение права заниматься определенный деятельностью; обязательные работы; исправительные работы; арест; лишение свободы на определенный срок. Вы должны знать, что ваш возраст не освобождает вас от обязанности отвечать за свои поступки.

Подведение итогов

Мы с вами знакомились с правами ребенка на прошлом занятии. Однако, подросткам необходимо знать важные правила:

Правило 1. Чтобы права человека были защищены, мало их написать на бумаге, надо, чтобы сам человек хотел и умел их защитить; права человека реализуются только через его волю.

Правило 2 . Наши права кончаются там, где начинается нарушение прав другого человека. Если сегодня мы нарушаем права более слабого , завтра найдется тот, кто нарушит наши права.

Правило 3. Каждый имеет столько прав, сколько он может и хочет иметь.

Правило 4. Права без обязанностей не существуют. Хорошо, если в доме распределяются обязанности между всеми членами семьи, в соответствии с их возрастом и возможностями. Уют, благоприятная атмосфера, мир в доме часто во многом зависит насколько ответственно и добросовестно в семье выполняются эти обязанности

Несовершеннолетние при определенных условиях несут уголовную, административную и иную ответственность.

С какого возраста подросток несет уголовную ответственность за свои действия?

С 14 лет. Но не за все виды преступлений, а только за убийства, причинение тяжкого или среднего вреда здоровью человека, похищение человека, изнасилование или насильственные сексуальные действия, все виды хищений, угон автомашины, терроризм, вандализм, хищение или вымогательство оружия, наркотических или психотропных средств, повреждение транспортных средств или ПУТЕЙ сообщения, умышленное уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах.

За все остальные преступления ответственность наступает только с 16 лет.

Что такое административная ответственность, в каких случаях, с какого возраста и за какие действия она наступает?

Это наказание за действия, запрещенные Административным кодексом: штрафы



Учитель: Все вы с момента своего рождения являетесь полноправными гражданами своей страны. Как любого человека на Земле вас защищает Закон, который дает вам права, определяет обязанности, предупреждает об ответственности. Нередко знание прав и обязанностей, своевременная помощь и правильный совет спасают чью-то жизнь. Зная свои права, никогда не забывайте, что другие люди тоже имеют такие же права, следуйте этим правилам в своей повседневной жизни, но помните, что у людей помимо прав и свобод есть еще и обязанности. Самая главная обязанность – вести себя так, чтобы не вредить другому человеку











ПРОВЕЛА:

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ 7 КЛ

КОРОЛЁВА СВЕТЛАНА МИХАЙЛОВНА




2018


Не смотря на то, что государством в последние годы уделяется повышенное внимание социальной защите детей - разрабатываются различные программы по поддержке семей, индексируются суммы материнского капитала и пособий, решаются вопросы с ростом строительства социальных и культурных объектов, направленных на развитие детей, ситуация с преступностью по отношению к детям остается тревожной. Сегодня сплошь и рядом маленькие граждане подвергаются побоям и издевательствам со стороны взрослых.

Современная психология, педагогика утверждает: в воспитании детей семью не заменит никто, особенно в раннем возрасте. Контакт с родителями необходим детям для их полноценного развития. Известный французский историк, поэт и государственный деятель Ламартин сказал: «Учитель разума – в школе, учитель души – в кругу семьи».

         Однако насилие, жестокость, агрессивность, тягчайшие преступления, вандализм захлестнули в последние годы нашу страну. В волну преступности всё чаще оказываются втянутыми несовершеннолетние, действия которых поражают цинизмом, дерзостью, глумлением над жертвами.

        В подростковой среде растёт чувство агрессивности, равнодушия, неуверенности в завтрашнем дне. Насилие и преступность подростков – не абстрактные факты, а реальные судьбы конкретных мальчишек и девчонок, которые в детстве были в основном добрыми и сострадательными, а подрастая, превращались в маленьких садистов, хладнокровно уничтожающих кошек и собак, придающих мучительной смерти своих друзей, близких, знакомых и незнакомых, безжалостно насилующих тех, с кем недавно сидели за одной партой, кого дергали за косички, кому предлагали мальчишескую дружбу.

Откуда же берётся в столь юных созданиях деформация нравственных ценностей и ориентиров, которая приводит их к совершению правонарушений и преступлений?

        Всё начинается с малого – пропуска занятий. От безделья и большого количества соблазнов у ребёнка возникает желание хоть чем-нибудь заняться. Вот и начинается воровство, хулиганские выходки. А потом общество навешивает ярлык – трудный подросток.

        Атмосфера психологической напряжённости, частые или затяжные конфликтные семейные ситуации сильно действуют на ребёнка и всегда резко отрицательно. В таком состоянии дети легче поддаются внешним влиянием, так как стремятся к разрядке внутреннего напряжения. Разногласия между родителями тесно связаны с развитием у детей склонности к нежелательному поведению.

        Источник нравственной и педагогической запущенности детей необходимо искать в тех отношениях, которые сложились в семье.

        В период своего становления ребёнок встречает и грубость, и жестокость, но только тогда их усваивает, им подражает, когда в семье отсутствует взаимопонимание, поддержка, когда терпят провал попытки утвердить себя с положительной стороны и найти сочувствие, отклик у самых близких людей.

        Семья превращается для многих подростков в фактор, травмирующий и деформирующий их юные души. Ведь только в результате поражения семей алкоголизмом и наркоманией ежегодно около 60 тыс. детей остаются без родительского попечения. За последние три года 40 тыс. отцов и матерей лишены родительских прав, более 50 тыс. ограничены в дееспособности. Исходя из данных исследований – среди осужденных за изнасилование подростков около 48 % – дети из неполноценных семей

Виды преступлений

Теперь рассмотрим, какие именно статьи УК , отвечающие за преступление против несовершеннолетних, объединены двадцатой главой УК:

  1. В статье 150 рассматривается склонение ребёнка/подростка к преступному образу жизни.

  2. Антиобщественным действиям посвящена 151-я статья. Здесь рассматривается склонение несовершеннолетних к пьянству, злоупотреблению дурманящими веществами, скитанию, попрошайничеству.

  3. Статья 151.1 касается продажи несовершеннолетним спиртного.

  4. Подмена ребёнка – область освещения 153-й статьи.

  5. Незаконному взятию ребёнка на воспитание (под опеку, на усыновление) и разглашению тайны в сфере усыновления посвящены соответственно статьи 154 и 155.

  6. 156-я статья касается недобросовестных во многих отношениях родителей/педагогов, которые вместо воспитания своих подопечных демонстрируют жестокое обращение.

  7. Наконец, статья 157 посвящена неуплате алиментов. Здесь потерпевшими могут быть не только дети, но и нетрудоспособные родители.

Рассмотрим некоторые преступления

Побои - не наказание, а насилие


Среди пострадавших от различных видов детского насилия преобладают дети от 8 до 16 лет. Анализ структуры насильственных действий в отношении детей показывает, что основную долю среди них составили побои – около 80 % случаев обращений, при этом чаще всего дети подвергаются избиению, чуть меньше фиксируется насилие со стороны знакомых людей и близких. Кстати, удар от двух и более раз можно расценивать как побои. В ПДН бьют тревогу: взрослые часто не рассчитывают силу ударов и степень своей ответственности и предпочитают учить «уму-разуму», находясь в алкогольном опьянении или в стрессовом состоянии. Причем подвергаются опасности дети не только из неблагополучных семей, но и из вполне себе благополучных и полных. Родители могут причинить вред как своим бездействием, так и слишком активными действиями по отношению к сыну или дочери. 

Родителям невдомек, что если их так раньше воспитывали, то это не значит, что такая мера наказания является правильной. И дети в возрасте 8-10 лет принимают такое поведение родителей за норму жизни, оправдывая их действия. Став постарше, дети дадут отпор своему мучителю, но уже не смогут «открыться» своим родителям, своей маме – человеку, который, по сути, должен быть первым, кому может и должен доверять ребенок. Они находят понимание в компании. Нередки случаи, когда за помощью и советом ребенок обращается к инспектору ПДН, делится с ним самым сокровенным, звонит в любое время суток, чтобы просто поговорить. И сотрудники полиции не могут отказать своим подопечным

Половое насилие

Половые преступления против детей привлекают внимание общества, преимущественно если совершены особо жестокие, часто серийные убийства, о которых сообщают средства массовой информации. 

Подавляющая часть преступлений данной направленности скрыта от постороннего взгляда. К ним относятся развратные действия и изнасилования, в том числе в извращенной форме. В уголовном законодательстве педофильные действия, не носящие характера коитуса, именуются “развратными

действиями” независимо от гетеро- или гомосексуальной направленности. Ответственность за коитальные действия с детьми и подростками наступает как в случаях изнасилования, так и при добровольном совершении полового акта, причем в последнем случае независимо от их половой принадлежности. Кроме того, существует отдельная статья за удовлетворение половой страсти в извращенных формах, в том числе с детьми и подростками. Возрастной ценз для объекта педофильных действий составляет 16 лет, малолетие определяется возрастом до 12 лет, а несовершеннолетие — с 12 до 16 лет. По отдельным статьям устанавливается не возрастная, а биологическая граница, т. е. достижение объектом половой зрелости.

Преступники, покушающиеся на половую неприкосновенность детей, могут быть как умственно отсталыми, так и высокообразованными, интеллигентными гражданами.

Вовлечение в антиобщественную деятельность

Сюда относятся занятия попрошайничеством, употребление запрещённых препаратов и распитие спиртосодержащих напитков, которые совершаются несовершеннолетними под давлением старших товарищей. Виновные в этих преступлениях караются обязательными работами до 480 часов, 6-месячным арестом или тюремным заключением на 4 года.


Если противоправные действия совершаются родителями несовершеннолетнего или педагогами, вовлечение происходит с применением угроз и насилия, обвиняемым может грозить до 6 лет лишения свободы и запрет заниматься преподавательской деятельностью в течение 3-х лет.

Эксплуатация детского труда

Распространённая ситуация – это поручение какой-либо работы детям младше шестнадцати лет. Дети разносят рекламную продукцию по квартирным почтовым ящикам, раздают листовки на улицах.

Чаще всего это продолжается долгие часы, сопровождается многокилометровым хождением пешком, и оплачивается порой мизерными денежными суммами. Но не исключается и обман, когда детям под различными предлогами просто отказывают в оплате.


Эксплуатация детей, не достигших возраста, с которого законодательством разрешается трудоустройство, путем использования их труда с целью получения прибыли наказывается арестом на срок до шести месяцев или ограничением свободы на срок до трех лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Те же действия, совершенные в отношении нескольких детей или если они причинили существенный вред здоровью, физическому развитию или образовательному уровню ребенка, или соединенные с использованием детского труда во вредном производстве, наказываются лишением свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.







Провела:

кл.руководитель 7 класса

ГОУ ЛНР « Артёмовская СШ№8»

Королёва Светлана Михайловна



2019


Цель:

способствовать развитию гражданского самосознания, ответственности за свои поступки.

Задачи:

обсудить проблемы преступности несовершеннолетних 

выявить наиболее типичные проступки, преступления; 

подвести подростков к выводу о том, как можно избежать преступлений, 

воспитывать у детей ответственность за совершенные поступки, стремление к осознанному восприятию законодательства страны.



Ход занятия:

Здравствуйте ребята. Сегодня за нашим круглым столом мне бы хотелось вместе с вами ещё раз обсудить проблему подростковой безответственности, которая часто ведет к совершению правонарушений и преступлений.

«От тюрьмы и от сумы не зарекайся!» - это суровое предупреждение пришло в наш быт из прошлого. Оно напоминает о самых неблагоприятных поворотах судьбы. Ведь путь за решётку не только злостных преступников, но и людей, не знающих удержу в выпивке, и кураже, был давно известен: напился, ударил, заснул. Очнулся в камере.

Именно в годы юности подросток сам протаптывает тропинку к высокому забору с колючей проволокой. Не успев ещё узнать радости жизни, он уже в кабинете у следователя, с трудом осознавая, что наступает ответственность. Не папина, не мамина, а его ответственность.

« Не знал, не думал, не хотел», этот лепет нам часто приходиться слышать. А это уже безответственность. Поэтому одна из наших задач – предупредить Вас об опасностях игры с законом.

Давайте дадим определение -что такое ответственность и безответственность

Ответственность - это особое отношение между поступками человека (людей, институтов) , намерениями, а также оценками этих действий другими людьми или обществом. Стремление оценить последствия своих выборов и принять их принадлежность к себе.

Безответственность-

Безответственность – это неспособность принимать решения.

Безответственность – это нежелание отвечать за свои дела и поступки.

Безответственность – это неумение жить во взрослом мире.

Безответственность – это способ скрыть собственное бессилие и лень.

А ещё у каждого из нас есть право выбора. Вспомним, что же такое право?

Право – это система общеобязательных правил поведения, выработанных в обществе, за нарушение которых предусмотрена юридическая ответственность.

Правовая культура личности – это знание и понимание права, законов и действия в соответствии с ними.

Что бы человек ни делал, он непременно вступает с другими людьми, нередко с коллективами, а то и с государством в определенные отношения. Многие из этих отношений регулируются правом. Нарушение норм поведения, установленных государством, является правонарушением.

Что же такое правонарушение, проступок и преступление?

Проступки — это менее опасные правонарушения. Они могут совершаться в самых разных областях жизни.

Правонарушение — это нарушение права, правового предписания

Преступлением называется предусмотренное уголовным законом виновное, общественно опасное деяние физического лица.


Что же общего между проступком, правонарушением и преступлением? 
(Все они означают нарушение каких-либо правил, законов.)

Можем ли мы сказать, что эти понятия означают одно и то же?

(Нет, за проступок вряд ли могут посадить в тюрьму или оштрафовать, как за правонарушение или преступление.)

Давайте сейчас на конкретных примерах попытаемся разобраться, что такое проступок, правонарушение и преступление. 


Ситуация№1

 Пятнадцатилетний Иванов в автобусе № 16, возвращался со дня рождения, немного выпивший. Из его смартфона шёл очень громкий звук. На замечания пассажиров реагировал очень грубо, оскорблял их нецензурной бранью.

Как вы считаете, как квалифицировать действия Иванова?(правонарушение)

Как вы думаете, правы ли водитель и пассажиры?

Мелкое хулиганство, т.е. демонстративное нарушение общественного порядка (нецензурная брань в общественных местах; шум, мешающий людям спать после 23 часов и т. д.) ст.20.1, штраф 5-15 МРОТ или арест до 15 суток. Появление в общественных местах в состоянии опьянения. 1-5 МРОТ или арест до 15 суток.

Ситуация№2



 Трое подростков в городском парке полностью оборвали цветы на клумбе и кидались ими. За что были задержаны сотрудниками полиции и доставлены в ближайшее отделение.

Как вы считаете, что совершили подростки? (правонарушение)

Как вы думаете, права ли администрация парка?

          Ситуация№3

 Двое пятнадцатилетних молодых людей, возвращались вечером домой, подошли к таксофону, чтобы позвонить родителям. Телефон-автомат был неисправен. Разгневанный Дима ударил по стеклу кулаком, разбив оба стекла в телефонной будке. Вадим оторвал телефонную труппку и испортил таксофон. Телефон – автомат не подлежит к восстановлению. Ребята были задержаны сотрудниками полиции

Как вы думаете, что это: проступок, правонарушение, преступление?

Правильно ли они поступают?

Вандализм, то есть осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах, наказывается штрафом в размере от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда

Ситуация№4



Ваш одноклассник каждое утро уходит в школу, но уроки не посещает. Гуляет на территории школы, заводит новых друзей, катается на велосипеде и т.д.

 Как можно расценить действия ученика?(проступок)

Но ведь прогуливать уроки нельзя, значит, ученик что-то нарушил.

Что же? (Устав школы, то есть правила, положения, установленные для данного учебного учреждения)

Ситуация№5


Старшеклассники поджидают детей из начальных классов за углом, отбирают у них деньги, угрожают, предупреждают, чтобы они никому не проговорились, а то им не поздоровится. Администрация школы узнав об этом ,требует привлечь их к уголовной ответственности.

 Как можно классифицировать действия старшеклассников? (преступление)

Они совершили вымогательство – преступление, предусмотренное Уголовным Кодексом. Для подростков это 88 статья.

 Подростки отвечают перед законом с четырнадцатилетнего возраста; максимальный срок тюрьмы – шесть лет, может быть оштрафован, если имеет свой доход или имущество; если младше четырнадцати лет, отвечать придётся его родителям/опек




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!