СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработки уроков "Профессиональное самоопределение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель первых 20 уроков технологии в 8 классе состоит в том, чтобы каждый из вас определился в том, куда он пойдет учиться после окончания основной школы. Если кто-то из вас уже сделал выбор, то эти занятия помогут ему утвердиться в правильности выбора.

 

Просмотр содержимого документа
«Разработки уроков "Профессиональное самоопределение"»

Профессиональное самоопределение, социализация личности

Урок 1-2

«Внутренний мир человека и система представлений о себе»

Цели:

  • получение учителем необходимой информации о профессиональных намерениях учащихся;

  • формирование у участников установки на саморазвитие в рамках занятий по профориентации;

  • формирование установки на необходимость профессионального самоопределения;

  • развитие навыков рефлексии.

1. Организационный момент:

        приветствие;

        проверка наличия учащихся;

        проверка наличия тетрадей и школьных принадлежностей.


2. Основная часть

Вводное слово учителя.

Цель первых 20 уроков технологии в 9 классе состоит в том, чтобы каждый из вас определился в том, куда он пойдет учиться после окончания основной школы. Если кто-то из вас уже сделал выбор, то эти занятия помогут ему утвердиться в правильности выбора.

На занятиях вам будут предложены различные тесты, которые помогут в профессиональном определении. Вы познакомитесь с новыми профессиями, такими как промоутер, имиджмейкер и другими. Вы так узнаете о том, что влияет на выбор вами профессии, каковы типичные ошибки при профессиональном определении.

Работать на этих занятиях будем в режиме сотрудничества: я обеспечиваю вас диагностическим материалом (тестами) и информационным, а вы анализируете и делаете выводы. Можете рассчитывать на мою помощь.

Цель сегодняшних уроков - сформировать у каждого установку на творческую, осознанную работу.

Я бы хотел акцентировать ваше внимание на необходимости ведения записей в тетрадях. Там же будут результаты вашей работы над тестами.

Теперь, предлагаю вам сидя на своих местах  сделать три глубоких вдоха.

Упражнение «Представление»

Сейчас в тетрадях каждый из вас ответит на следующие вопросы. Я называю вопрос, а вы записываете ответ.

Ваш знак зодиака?

Ваше любимое время года?

Ваше любимое животное? 

Какое качество вам в себе нравится? 

Какое у вас хобби (увлечение)?

Определились ли в том, куда пойдете учиться после окончания 9-го класса?

Условие: каждый работает самостоятельно, не советуется и не советует другим. После выполнения я соберу работы (записи) и по очереди буду зачитывать, а вы отгадывать, кому принадлежит та или иная запись.

Время выполнения - 10 минут.

Работы собираются и зачитываются учителем, а учащиеся отгадывают.

Теперь я предлагаю выполнить творческое задание.

Условие: каждый работает индивидуально.

Труд - это не только способ самореализации, но и возможность получения материального вознаграждения. Деньги — это еще не 100% успеха, но без них в нашей жизни обойтись сложно. Сейчас вы об этом не особо задумываетесь, так как материальным обеспечением семьи занимаются ваши родители. Задумывались ли вы над тем, сможете вы обеспечить себя материально?

Упражнение «Выбор»

Представьте себе, что вы находитесь в незнакомом городе, без друзей, родителей, родственников. У вас нет жилья, работы, но есть деньги, совсем немного, на первое время... Вам необходимо выработать алгоритм действий, сделать выбор, для того чтобы выжить. Я дам вам подсказку. Вам нужны деньги, и вы их можете получить за работу, но у вас нет образования ...

Необходимо письменно ответить на вопросы:

В каком городе или даже стране вы находитесь?

Какое у вас время года?

Что вы будете делать? Каковы ваши действия?

Что вы умеете делать? (Составьте список видов работ.)

Что будет потом?

В общем, устройте свою жизнь.

Время работы 30 минут.

Время истекло. Пожалуйста, давайте обсудим ваши действия. Происходит обсуждение. Делается вывод о том, что подсобные работы - это временный заработок, а в целом необходимо учиться. Для того, чтобы учиться какому-либо делу, необходимо для начала все-таки определиться в выборе, а для этого узнать свои возможности, способности, выявить профессиональные интересы.

На последующих занятиях я вас познакомлю с тестом «Карта интересов»,  которая в общих чертах поможет каждому определить предпочтения в  видах деятельности.

3. Заключение.

Учитель подводит итог занятия, благодарит участников за работу.

Домашнее задание: подготовить сообщение о профессиях: PR-менеджер, провизор, токарь.

Комментарии и рекомендации:

На первом занятии делается акцент на особенностях организации и проведения занятий. Учащиеся ориентируются на творческую работу с постоянным самоанализом. Уже на первом занятии прививаются навыки рефлексии. Не случайно в упражнение «Представление» включены вопросы о профессиональных намерениях и об ожиданиях относительно работы.

Так как уроки проводятся на эмоциональной волне, учитель должен следить за временем выполнения упражнений.

Проанализировав ответы учащихся на вопрос о профессиональных намерениях, учитель будет иметь на руках фактический материал о количестве «определившихся». Он нужен для того, чтобы по окончании курса уроков сделать вывод об их эффективности.

Вторая часть урока проходит на творческой волне. Учащиеся, моделируя ситуации, учатся и приобретают навыки рефлексии. Это упражнение ориентирует на осознание необходимости получения участниками профессионального образования. Урок настраивает на самопознание. Ведь следующее занятие - это работа с тестами.

От учителя требуется максимум собранности. Участники задают много вопросов, а это как сеанс одновременной игры для гроссмейстера.

Урок 3-4

«Отрасли производства. Профессии, специальности.

Классификация профессий»

Цели:

  • формирование теоретических представлений и понятий, связанных с миром профессий;

  • активизация умственной активности.

1. Организационный момент:

        приветствие;

        проверка наличия учащихся;

        проверка наличия тетрадей и школьных принадлежностей.

Упражнение «Сантики-фантики»

Мы начинаем сегодняшнюю встречу с выполнения упражнения. Для этого образуем круг. Сейчас мы выберем водящего и ведущего. Но сначала послушайте, каковы условия выполнения упражнения: водящему необходимо угадать, кто показывает движение в  круге; движение же показывает ведущий, и все в круге должны повторить его движения. На время, пока группа выбирает ведущего, водящий выходит за дверь.

Выбор сделан. Водящий угадывает, кто же ведет участников, за кем повторяют движения в круге.

У нас сменилось уже несколько ведущих и водящих. Пора за работу!

2. Проверка домашнего задания (заслушивание сообщений).

3. Основная часть.

Займите свои места, приготовьтесь слушать и записывать. Записывать необходимо, так как эта информация поможет каждому в профессиональном самоопределении.

Ни один человек в современном мире не производит всего того, что ему необходимо для жизни. На сегодняшний день  существуют десятки тысяч видов труда. Каждый из них, со своей системой требований к человеку, можно назвать профессией. Специальность  же – это вид занятий  в рамках одной профессии. Например, профессия – учитель, а специальность - учитель музыки, профессия - водитель, а специальность?… правильно - водитель троллейбуса.

Классификация профессий:

  По предмету труда (типы) - на что направлен труд.

  По целям труда (классы) - какова конечная цель труда.

  По орудиям труда (отделы) - что использует, какой инструмент.

  По условиям труда (группы) - где работает.

Начнём с  характеристики типов профессий.

Типы профессий:

а) предмет труда - техника, а система «человек-техника» (Ч-Т).

Все профессии, связанные с производством и техническим обслуживанием, это как правило, рабочие специальности: водитель, слесарь, токарь, строитель, наладчик автоматизированного оборудования и т.д.

б) предмет труда - животный и растительный мир, а система «человек-природа» (Ч- П).

Это профессии, связанные с сельским хозяйством, лесной отраслью, природоохранной деятельностью, биотехнологиями, метеорологией и т.д. (геолог, биолог, зоотехник, егерь).

в) Предмет труда - схемы, знаки, устная и письменная речь, цифры, ноты, химические и физические символы, а система «человек - знак» (Ч-Зн.).

Этот вид деятельности относится к умственному труду (бухгалтер, оператор ПК, физик, кассир, верстальщик и т.д.).

г) Предмет труда - изобразительная, музыкальная, литературно-художественная, актерская деятельность, а система «человек – художественный образ «Ч-Х».

Например: дизайнер, декоратор, визажист, журналист, вокалист и т.д.

Скажите, пожалуйста, а профессию инженера, к какому типу профессий можно отнести? Правильно. К системе Ч-Т и Ч-Зн. Я не случайно задал такой вопрос, а в качестве примера взял профессию инженера. На  примере мы с вами ознакомимся с классами профессий, но вначале теоретическая информация.

Классы профессий.

Внутри типа профессии делятся на классы в соответствии с целями труда (конечная цель).

а)  гностические («гнозис» — знание) (гн). Цель - узнать, распознать, проконтролировать, классифицировать, проверить по заранее известному признаку.

б) Преобразующие (пр). Цель - изготовить по образцу.

в) Изыскательские (из). Цель - придумать, изобрести, вывести новую схему или формулу.

Вывод: чтобы отнести профессию к определенному классу необходимо разобраться в конечной цели трудового процесса.

 Вернёмся к профессии «инженер». К какому классу она относится? Правильно, можно отнести ко всем трем. Надо учитывать специализацию. Инженер-конструктор придумывает схему новой машины, выполняя рабочие чертежи. Цель — изобрести. Правильно, это изыскательская профессия. Инженер-технолог контролирует процесс по созданным схемам, дает рекомендации по улучшению работы. Цель - преобразовать. Это преобразующая профессия. Инженер-испытатель проводит проверку опытного образца с тем, чтобы в серийное производство попала машина с наименьшим числом дефектов. Цель - проверить. Это гностическая профессия.

Теперь перейдем к характеристике отделов профессий.

Отделы профессий.

Классы профессий подразделяются на отделы, в зависимости от орудий труда:

а)      с использованием ручных орудий труда (р); это, в основном рабочие специальности, например каменщик - мастерок, маляр - кисть и т.д.

б)      с использованием машин с ручным и ножным управлением (м): например: машинист, водитель;

в)      с использованием автоматизированного оборудования (а); например: оператор персонального компьютера;

г)       с использованием функциональных возможностей (средств) организма (ф); пример: профессиональные спортсмены, актеры, дикторы и т.д.

Попробуйте привести свои примеры. Молодцы, усвоили!

Группы профессий.

Профессии также делятся на группы в зависимости от условий труда:

а) труд в обычных бытовых условиях (об); пример: бухгалтер, учитель и т.д.;

б) труд на открытом воздухе (о); пример: строители, работники сельского хозяйства и т.д.;

в) труд в необычных условиях (н); пример: водолазы, шахтеры и т.д.

г) труд, сопряженный с повышенной моральной ответственностью за
здоровье, жизнь человека или за большие материальные ценности (мо);
пример: инкассаторы, врачи.

Продолжайте. Молодцы!

Подведем итог. Каждый из вас теперь имеет представление о том, как классифицируются профессии. Это нужно для того, чтобы сделать осознанный выбор будущей профессиональной сферы. Ведь выбор зависит и от вашего желания, и от ваших возможностей, и от требований которые предъявляет профессия к личности претендента. А теперь, того чтобы каждый усвоил суть теоретической информации, я предлагаю провести работу по карточкам в малых группах. Попытайтесь составить формулы профессий.

Игра «Молекулы»

 Сначала вам нужно разделиться на группы. Для того, чтобы объединиться в группы, давайте проведем игру «Молекулы». Условия: по моей команде «начали» все встают и начинают хаотично передвигаться по аудитории; по команде «молекулы три» вы объединяетесь в тройки. Объединяться нужно с теми, кто находится ближе всех к вам, иначе можно не успеть, а здесь главное - реакция и быстрота.

После объединения участникам даются карточки с профессиями: одна карточка на группу, по 3-4 профессии в каждой. Участникам необходимо составить формулы профессий.

Пример:

1 карточка: бухгалтер, токарь, актер, учитель.

2 карточка: водитель, адвокат, спасатель МЧС, теннисист (профессионал).

3 карточка: пожарный, строитель, машинист, пианист.

4 карточка: военнослужащий (контрактник), крановщик, столяр, геолог.

Для примера составим формулу профессии «профессиональный боксёр».     Ч-Ч, пр, ф, мо. Теперь работаете сами. Время работы - 10 минут.

Ну что же, перейдем к обсуждению ответов.

При обсуждении акцентируется внимание на ошибках, а также на значимости теоретической информации, полученной в ходе занятий.

4. Заключение.

Учитель подводит итог занятия и благодарит участников за работу.

Домашнее задание: подготовить сообщение о профессиях: эколог, экономист, экспедитор, юристконсульт, брокер, маркетолог.

Комментарии и рекомендации

Этот урок проходит интересно. Учащиеся много узнают о профессиях. Это, пожалуй, одно из нелегких занятий, где теоретический материал значителен по объему. Он важен, так как ориентирует учащихся на факторы, влияющие на выбор вида деятельности.

Для поддержания атмосферы творчества и положительного настроя необходимо периодически «оживлять» аудиторию. Не случайно введена игра «Молекулы». Используется юмор. Так, рассказав о системе Ч-П, можно пошутить.: «Теперь вы знаете, что ЧП – это не только «чрезвычайное происшествие» и т.д.

 

Урок 5-6

«Профессиональные интересы и склонности»

Цели:

  • изучение участниками собственных интересов;

  • развитие навыков рефлексии;

  • формирование установки на преемственность в работе, системности мышления.

1. Организационный момент:

        приветствие;

        проверка наличия учащихся;

        проверка наличия тетрадей и школьных принадлежностей.

2. Проверка домашнего задания (заслушивание сообщений).

3. Основная часть

Вводное слово учителя.

Для того, чтобы целенаправленно работать над собой, совершенствоваться, необходимо знать свои интересы и возможности. Я хочу помочь каждому из вас. Только лишь помочь, а все остальное вы должны делать сами.

Так что же такое «интерес»?

На доске мелом учитель записывает слово интерес, а учащиеся называют ассоциации. Они тоже записываются учителем.

Схема (метод «паутины» для примера)

побуждения

 

 

 

желание

 

 

 

 

 

способности

 

ИНТЕРЕС

 

ум

 

 

 

 

 

выбор

 

 

 

хобби

 

Можно сказать, что интерес - это желание заниматься чем-либо. Действительно, успех в любом деле определяется тем, насколько человек им увлечён. Сейчас я предлагаю вам выполнить тест «Карта интересов», который поможет каждому определиться с выбором тех или иных сфер деятельности. Какие-то сферы будут вами отвергнуты, а какие-то приняты.

Условие: на задания теста необходимо отвечать в бланке ответов, отвечать  быстро, не задумываясь. Верный ответ (правильный) тот, который первым приходит на ум. Возможные ответы:

очень нравится (++);

нравится (+);

не нравится (-);

совсем не нравится (--).

Тест «Карта интересов». (Приложение 1)

Игра - «Летает, не летает»

Ну что устали? Давайте-ка встряхнемся. Условия игры таковы: сейчас я буду произносить слова, обозначающие «летающие»  и «нелетающие» объекты. Если этот объект или живой организм летает, то вы поднимаете руки вверх, а если — нет, то присаживаетесь на корточки. Условие ясно? Начали.

 

Самолет

Пароход

Планер

Комод

Стол

Оса  

Коса

Пчела

Топор

Орел

Гранат

Агат

Стрекоза

Муха

Глаза

Вертолет

Скворец    

Стул

Ручка

Фанера

 

Молодцы! А теперь займите свои места, положите руки на парты прямо, не скрещивая их, закройте глаза и сделайте три глубоких вдоха. Спасибо.

Вернёмся к тесту «Карта интересов». Для того чтобы определить сферы своих интересов, необходимо подсчитать количество «+» и «-»   в каждом столбике листа ответов. Сферы интересов обозначены цифрами от 1 до 13. Если  количество «+» в столбце больше 6, то интерес к этой сфере ярко выражен, смотрите на таблицу и работайте.

         А теперь я предлагаю вам проверить, совпадают ли ваши интересы с вашими склонностями.

Карта склонностей. (Приложение 2)

Выполнение работы.

Условие: прочитайте внимательно каждый вопрос. Если ваш ответ на вопрос положительный, то рядом с номером вопроса в листе ответов поставьте знак «+».

Время выполнения – 30 минут.

Обработка результатов.

Подсчитайте сумму баллов в каждом столбце и запишите ее внизу каждого столбца.  Отметьте те столбцы, по которым у вас набралось наибольшее количество баллов.

Наличие общей оценки в столбце по вертикали (от 5 до 7 баллов) указывает общее направление индивидуальных склонностей человека и силу их проявления в следующих 14 сферах деятельности.

1. Спортивно-физическая.
2. Организаторская.
3. Аналитико-математическая.
4. Конструкторско-техническая.
5. Обращение со знаковыми системами.
6. Коммуникативная.
7. Художественная.
8. Изобразительная.
9. Музыкальная.
10. Филологическая.
11. Природоохранная и сельскохозяйственная.
12-14. Социально-педагогическая.
Если у вас получились высокие показатели в столбцах 2-6 (сумма в двух столбцах от 10 до 14 баллов) — то это свидетельствует о том, что у вас хорошо развиты коммуникативные и организаторские способности, важные для управленцев, менеджеров, педагогов, воспитателей. 
Наличие высокой суммарной оценки в столбцах 3-5 (от 15 до 21 балла) — свидетельство выраженных склонностей и интересов, необходимых для выбора профессии технического профиля.

Высокие показатели в столбце 9 (от 5 до 7 баллов) говорят о склонности кприродоохранной деятельности, а в сочетании с высокими данными в столбце — о склонности к профессиям медицинского профиля.
Высокие суммарные показатели в столбцах 8-10 (20-28 баллов) свидетельствуют о художественно-изобразительных данных человека и помогают реализовывать творческий потенциал в любой профессии.
А высокие данные в столбцах 2. 6,12.13.14 (25-35 баллов) говорят о наличии склонности к профессиям социальной сферы.
Если склонности связываются у человека с его жизненными планами, тоони переходят в профессиональные

После индивидуальной работы происходит обсуждение результатов, учитель отвечает на вопросы учащихся по интерпретации.

4. Заключение.

Учитель подводит итог занятия и благодарит участников за работу.

Домашнее задание: подготовить сообщение о профессиях: повар-кондитер, верстальщик, имиджмейкер.

Комментарии и рекомендации.

Этот урок насыщен теоретической информацией. Кроме этого, учащиеся выполняют большой объем работы. Занятие является значимым для участников, так как по его результатам можно сделать вывод о широте и глубине своих интересов. Это важно и с точки зрения помощи в комплектовании 10-х классов школы (прогноз наполняемости - это будет интересным материалом для администрации и педагогов).

Учителю нужно получить от учащихся обратную связь, поэтому необходимо провести краткое обсуждение перед выполнением теста. Это своего рода настройка. После выполнения теста дайте ребятам немного расслабиться для того, чтобы инициировать следующий этап - интерпретацию. Обратите внимание на то, что последнее слово в игре «Летает - не летает» — фанера «+». Оно вызовет у учащихся положительные эмоции и поможет снять напряжение.

 

Урок 7-8

«Способности, условия их проявления и развития»

Цели:

  • изучение участниками собственных склонностей и способностей;

  • совершенствование навыков работы со стандартным инструментарием;

  • поддержание атмосферы творческого поиска.

1. Организационный момент:

        приветствие;

        проверка наличия учащихся;

        проверка наличия тетрадей и школьных принадлежностей.

2. Проверка домашнего задания (заслушивание сообщений).

3. Основная часть

Игра «Круг».

Станьте в круг. Вам необходимо по очереди называть лучшее качество человека, стоящего от вас слева. Первый называет качество; затем второй, повторяет это качество, а также называет качество третьего; третий за первым и вторым повторяет и называет качество четвертого и т.д.; по принципу «снежного кома».

Хорошо! Молодцы!

Игра «Имитация» («Поезд»)

Игра проводится в круге. Для начала рассчитаемся на первый—второй. Первые номера - хлопок в ладоши, два притопа ногами. Вторые номера - два хлопка, один притоп. Движения повторяются по очереди: первый - второй - первый - второй и т.д. по кругу: имитируем стук колес поезда. Начали.

Убыстряем темп. Еще быстрее.

Примечание. Обязательно кто-нибудь сбивается и учитель инициирует аплодисменты всех участников.

Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) по Е.А. Климову
 
(Приложение 3)

А теперь займите свои места. Для работы над тестом вам необходимо вспомнить классификацию профессий по типам. Пожалуйста, называйте типы. Хорошо.

На прошлом занятии мы говорили об интересах, а сегодня речь пойдет о склонностях - ярко выраженных интересах. Это стремление заниматься определенным видом деятельности.

Не зря я попросил вас вспомнить типологию, потому что этот тест поможет выявить склонности, предпочтения сообразно типам: Ч-П, Ч-Т, Ч-Ч, Ч-Зн, Ч-Х.

При выполнении этого теста необходимо из пары видов деятельности выбрать один вид «а» или «б». Если не нравиться ни то, ни друг выбирайте по принципу «меньшего зла». Но выбор должен быть сделан. Всего 20 пар, записывайте номер пары и проставляйте букву. Готовы.  Начали!

Учащиеся выполняют тест. Время работы – 20 минут.

Ваша задача - сравнить свои ответы с «ключом». Совпадения отмечайте. (Учащиеся работают с готовым бланком ответов)

Подсчитайте суммы совпадений по каждому типу профессий, максимальное количество баллов - 8.

А теперь выделите предпочитаемые вами типы профессий, то есть склонности.

Далее происходит групповое обсуждение работы над тестом. Учитель не участвует в этой работе, наблюдая за ходом обсуждения (оно возникает спонтанно между учениками).       

Итак, мы с вами пришли к единому мнению о том, что каждый должен сделать выбор, то есть определиться для себя с выбором дальнейшей профессии. Очень важно не ошибиться, а для этого необходимо учитывать свои возможности и способности.

4 . Заключение.

Учитель подводит итог занятия и благодарит участников за работу.

Домашнее задание: подготовить сообщение о профессиях: лаборант-эколог, коммерческий агент, коммерсант.

Комментарии и рекомендации.

На этом занятии участники работают со стандартным инструментарием, поэтому для поддержания атмосферы творческого подъема введены подвижные игры. Раскованность - это свобода. Только свободный  человек в состоянии сделать осознанный выбор (мыслить, рассуждать, творить).

На заключительном этапе учитель сам не делает никаких выводов и не высказывает своего мнения. Участники должны уйти с вопросами!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок 9-10

«Природные свойства нервной системы»

Цели:

формирование теоретических представлений о характере и темпераменте;

изучение собственного темперамента;

развитие навыков работы с диагностическим материалом.

1. Организационный момент:

        приветствие;

        проверка наличия учащихся;

        проверка наличия тетрадей и школьных принадлежностей.

2. Проверка домашнего задания (заслушивание сообщений).

3. Основная часть

На прошлом уроке мы с вами пришли к мнению о том, что каждый должен сделать выбор, то есть определиться для себя, где он будет продолжать обучение после окончания 9-го класса. Очень важно не
ошибиться, а для этого надо, как можно лучше узнать свои возможности. От чего же зависит ваш выбор профессии?

Учащиеся отвечают. При обобщении ответов делаются выводы,
профессиональный выбор зависит:       

  от возможностей каждого (его способностей, темперамента);

  от предпочтений (интересов и склонностей);

  от требований профессии к личности соискателя;

  от возможностей родителей;

  от востребованности профессии на рынке труда.

Способности делятся:

а) на общие (широкий круг знаний), к ним относятся: трудолюбие, внимательность, сообразительность, целеустремленность;

б) на специальные (качества, обеспечивающие успех в конкретном виде деятельности), к ним относятся: память, внимание, мышление, воображение, восприятие, черты характера - способность к эмпатии и т.д.

Учитель рассказывает о темпераменте (Приложение 4)

Темперамент не следует путать с характером, который представляет собой сочетание наиболее устойчивых, существенных особенностей личности. Он проявляется в поведении человека, его отношении к себе и другим. Доброта и жестокость, трудолюбие и лень, аккуратность и неряшливость – все это черты характера. Умным или глупым, честным или лживым, талантливым или бездарным может быть человек с любым темпераментом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нестабильность

24

                                      тревожный                  обидчивый

                                грустный                            беспокойный

                             ранимый                                     агрессивный

                          сдержанный                                       возбудимый

                      пессимистический                                  импульсивный

                  малообщительный                                      оптимистический

               впечатлительный                                                   поддающийся

                                         меланхоли-            холери-                 настроению

                                            ческий                 ческий                        активный

           интроверт                                                                            экстраверт

            0                                                    12                                            24

           трудолюбивый           флегмати-   сангвини-                  общительный

               рассудительный        ческий        ческий                          открытый

                 надежный                                                               разговорчивый

                    вдумчивый                                                           беззаботный

                      миролюбивый                                                         веселый

                         несуетливый                                     уравновешенный

                            терпеливый                                       раскованный    

                                                                  0

стабильность

Тест Айзенка (Приложение 5)

Теперь же для того, чтобы каждый мог, выявить свой темперамент, я предлагаю вам пройти тест, который состоит из 60 вопросов.

Выполнение работы и её анализ.  

4. Заключение.

Учитель подводит итог занятия и благодарит участников за работу.

Домашнее задание: подготовить сообщение о профессиях: брокер, логистик, мерчендайзер.

Комментарии и рекомендации.

Этот урок сложный и насыщенный в плане теоретической информации. Кроме этого, ученики учатся обрабатывать результаты тестирования, что является для них новой формой работы. Поэтому учитель должен чётко проинструктировать учеников. Эта работа требует от учащихся собранности.

Для того, чтобы учащиеся усвоили материал учителю необходимо доводить до них информацию на понятном языке, при необходимости разъяснять трудные моменты. Главное, учитель должен донести до учащихся, что «плохих» темпераментов не бывает.

 

 

 

 

 

 

 

Урок 11-12

«Мотивы, ценностные ориентации в самоопределении»

Цели:

расширение информационного пространства;

обеспечение средствами самопознания;

развитие адекватности самооценки и уровня притязаний;

поддержание благоприятного психо-эмоционального фона.

1. Организационный момент:

        приветствие;

        проверка наличия учащихся;

        проверка наличия тетрадей и школьных принадлежностей.

2. Проверка домашнего задания (заслушивание сообщений).

3. Основная часть

Направленность обусловлена потребностью. Возникающие потребности побуждают человека к активному поиску путей ее удовлетворения, становятся внутренними побудителями его действительности – мотивами.

На этой основе складываются алгоритмы действий – мотивация. Это процесс непрерывного принятия решения на основе взвешивания альтернативных вариантов – «за» и «против».

Упражнение «Хвалебная речь».

Ученики выстраиваются в две шеренги друг напротив друга. Стоящие в шеренге (справа) хвалят себя, а стоящие слева слушают и одобрительно кивают головой в ответ. Переходы осуществляются по команде учителя. «Крайние правые» переходят в противоположные  и занимают позиции «крайних левых». Все просто – вообразите движение гусеничной машины.

Обсуждение.

Ученики делятся впечатлениями от выполнения упражнения. Учитель подводит итог, что каждый человек характерным для него образом воспринимает и оценивает одну и ту же ситуацию, и у разных людей эти оценки не совпадают, они разные. Мотивация зависит от стереотипов и восприятия человека, его ценностных ориентиров. Он проецирует это знание на мотивы, обуславливающие выбор сферы профессиональной деятельности и предлагает выполнить тест.

Тест «Мотивы выбора профессии» (Приложение 6).

Инструкция: ниже приведены утверждения, характеризующие любую профессию. Прочтите и оцените по пятибалльной оценочной шкале, в какой мере каждое из них может повлиять на ваш выбор.

Выполнение работы. Время выполнения 15 минут.

Обсуждение.

Учитель подводит итог и говорит о том, что сознательным выбор профессии будет лишь в том случае, если он мотивирован, то есть когда человек осознаёт личностную и социальную значимость вида деятельности, верно оценивает свои возможности, ориентируется «на себя» …

  

Далее учитель пишет на доске словосочетание ВЫБОР ПРОФЕССИИ и просит учеников ответить на вопрос о том, что и кто влияет на выбор.

 

друзья и приятели

 

 

 

любимые школьные предметы

 

 

ВЫБОР ПРОФЕССИИ

 

 

родители

 

 

СМИ

 

 

 

 

одноклассники

 

 

 

педагоги

 

Учитель акцентирует внимание учеников на классификации мотивов выбора профессии, среди которых:

  социальные (ориентация на приносимую обществу пользу);

  познавательные (стремление к овладению знанием, навыком);

  нравственно-эстетические (реализация потребности в прекрасном);

  творческие (получение возможности для творчества);

  материальные;

  карьерные (стремление к быстрому продвижению по служебной лестнице, самоутверждению, славе и успеху);

  утилитарные (удовлетворение потребности в чувстве значимости, стремление руководить людьми)

и указывает на типичные ошибки молодых людей при выборе ими будущей профессиональной сферы деятельности.

4. Заключение.

Учитель подводит итог занятия и благодарит участников за работу.

Домашнее задание: подготовить сообщение о профессиях: модельер, логопед, лингвист.

Комментарии и рекомендации.

Этот урок является смыслообразующим, так как на нём происходит обсуждение исключительно важной проблемы, связанной с мотивацией выбора профессиональной сферы. Работа над заданиями теста наталкивает ребят на размышления о мотивах выбора. Учитель имеет отличную возможность для получения информации о ценностных ориентациях учеников.

Урок 13-14

«Профессиональные и жизненные планы. Профессиональная пригодность»

Цели:

 расширение информационного пространства;

 формирование понятийного аппарата;

 развитие рефлексивных навыков и умений;

 определение профессиональных намерений.

1. Организационный момент:

        приветствие;

        проверка наличия учащихся;

        проверка наличия тетрадей и школьных принадлежностей.

2. Проверка домашнего задания (заслушивание сообщений).

3. Основная часть

Учитель предлагает ученикам письменно ответить на вопрос «Кто Я?». Ученики записывают фразы, начиная их с местоимения «Я», каждый пишет о себе.

В качестве примера учитель приводит запись ответов на доске:

«Я хороший человек»;

«Я способный ученик»;

«Я отличный друг» и т.д.

На выполнение задания отводится 10 минут.

         После этого ученики по очереди зачитывают свои письменные работы. Ребятам разрешается задавать вопросы друг другу.

         Организуется обсуждение: соотношение самооценки и оценки окружающих.

         Чтобы узнать человека важно разобраться в том, что он успел сделать на своём жизненном пути, но ещё важнее понять то, к чему он стремится и во имя чего?! Работа над упражнением «Кто Я?» помогает каждому лучше узнать себя, ответить на вопрос о направленности, понять то, что любой из присутствующих уникален и неповторим, он ЛИЧНОСТЬ!

         Действительно направленность многолика. Это и убеждения и мировоззрение, и устремления, и интересы человека. Многие наши устремления имеют социальную природу, так как «… жить в обществе и быть свободным от него нельзя …».

         Я хочу предложить вашему вниманию тест известного психолога Дж. Голланда, который разработал методику социальной направленности личности. Он выделил несколько типов:

1) Р – реалистический тип

Характерен ручной, технический, механический труд. Практический склад ума.

Профессии: инженер, электротехник, токарь, фотограф, чертежник, садовник, водитель, инженер – электроник, маляр, телеоператор, наладчик, закройщик, телемеханик.

2) И – исследовательский тип

Теоретик, работа связанная с умственной деятельностью.

Профессии: философ, лингвист, ученый – химик, редактор научного журнала, биолог, гидролог, зоолог, математик, археолог, работник музея, ученый, конструктор, метеоролог.

3) С – социальный тип

Коммуникатор, работа связана с воспитанием и обучением при эмоциональной насыщенности.

Профессии: педиатр, завуч по внеклассной работе, фельдшер, главный врач, спортивный врач, работник детской комнаты милиции, учитель, воспитатель, психолог, логопед, психиатр, санитарный врач.

4) К – конвенциальный тип

Бумажная работа, спокойная с четким регламентом, правилами, обычно флегматик.

Профессии: нотариус,  бухгалтер, секретарь – машинист, экономист, корректор, статистик, монтажник, декоратор, стенографист.

5) П – предприимчивый тип

Хороший организатор, предприниматель, любит риск, ответственность.

Профессии: политический деятель, телерепортер, главный зоотехник, дипломат, начальник участка, директор, зав. магазином, адвокат, председатель профсоюза.

6) А – артистичный тип

Художники, профессии связанные с творчеством, эстетическим вкусом, не любят правил.

Профессии: поэт, дизайнер, переводчик художественной литературы, карикатурист, художник по металлу, режиссер, дирижер, актер, критик.

Тест Дж. Голланда. (Приложение 7)

         Цель теста: определение направленности к определённому виду деятельности.

Инструкция: начертите таблицу (можно ее не чертить, а написать только номера колонок от 1 до 6 в строчку). Сейчас я буду называть пару профессий и номер колонки, вы должны выбрать наиболее привлекательную для вас. В соответствующей колонке поставьте плюс. Если обе профессии совсем не нравятся, не ставьте ничего, если хоть немного интересуют - отмечайте.

Ключ:профессиональные интересы определяются по колонке с максимальным значением плюсов. 

4. Заключение.

Учитель подводит итог занятия и благодарит участников за работу.

Домашнее задание: подготовить сообщение о профессиях: токарь, бухгалтер, верстальщик.

Комментарии и рекомендации.

Данный урок расширяет представление учеников о мире профессий и позволяет, опираясь на результаты теста, в самых общих чертах расставить акценты не столько в профессиональной направленности, а скорее в личных устремлениях, профессиональных и жизненных планах.

Для поддержания атмосферы творчества возможно построение учителем «усреднённого профиля» по классу. Для этого ученики по очереди называют свои баллы. Учитель подсчитывает средний арифметический балл по каждому из 6 типов и строит график на доске. По результатам построения графика, можно сделать вывод к какому профилю обучения тяготеет большая часть учеников. Данные по классу можно использовать в целях формирования групп элективных курсов, а также прогнозирования накопляемости профильных классов.

Информацию целесообразно обсудить на заседаниях МО учителей-предметников.

 

Урок 15-16

«Здоровье и выбор профессии»

Цели:

 расширение информационного пространства;

 знакомство с новыми профессиями;

 знакомство с процедурой прохождения медицинской комиссии при устройстве на работу;

 знакомство с противопоказаниями по некоторым видам профессий.

1. Организационный момент:

        приветствие;

        проверка наличия учащихся;

        проверка наличия тетрадей и школьных принадлежностей.

2. Проверка домашнего задания (заслушивание сообщений).

3. Основная часть

Не только желание, способности, склонности, возможности  могут повлиять на выбор профессии. Одним из немало важных критериев является состояние здоровья человека.

О требованиях, предъявляемых к некоторым профессиям, сегодня нам расскажет врач медицинской комиссии.

Лекция врача – специалиста.

Обсуждение и индивидуальные консультации.

Профориентационная игра «В мире профессий». (Приложение 8)

4. Заключение.

Учитель подводит итог занятия и благодарит участников за работу.

Домашнее задание: подготовить сообщение о профессиях: слесарь, каменщик, программист.

Комментарии и рекомендации.

Данный урок является важным звеном, так как раскрывает одно из условий выбора – состояние здоровья человека. Беседа врача-специалиста  ещё раз доказывает учащимся, что выбор профессии – ответственное дело. Учителю необходимо заранее договориться о встрече с врачом.

 

 

Урок 17-18

«Профессиограмма. Учебные заведения нашего города»

Цели:

 расширение информационного пространства;

 развитие рефлексии;

 знакомство с учебными заведениями города.

1. Организационный момент:

        приветствие;

        проверка наличия учащихся;

        проверка наличия тетрадей и школьных принадлежностей.

2. Проверка домашнего задания (заслушивание сообщений).

3. Основная часть

На прошлом уроке мы с вами пришли к выводу, что для того, чтобы сделать осознанный выбор профессии, необходимо знать не только свои личностные особенности, но и знать, какие требования предъявляет та или иная профессия к кандидату, что составляет содержание и характер труда. Первоосновой знания является профессиограмма.

Профессиограмма – это  документ, в котором даётся описание профессии. При её составлении учитываются социально-экономический, психо-соматический, санитарно-гигиенический аспекты.

Все профессиограммы построены при­мерно по такой схеме:

              название профессии;

              вид труда (ручной,  механизирован­ный, автоматизированный, интеллектуаль­ный);

              предмет и продукт труда;

              знания и умения, необходимые для выполнения работы;

              условия работы;

              медицинские противопоказания;

              требования к человеку;

              пути получения профессии.

Предлагаю, объединившись в малые группы ознакомиться с профессиограммами некоторых профессий и посредством обсуждения имеющейся информации подобрать друг другу ту или иную профессию.

Условие: участник лишён права голоса, тогда остальные в группе решают вопрос о заполнении им той или иной вакансии; ему запрещено комментировать или критиковать происходящее.

Выбор должен быть обоснованным, так как после работы в группах представители от групп озвучат решение. Главное – ответить на вопрос – ПОЧЕМУ? именно эта профессия была подобрана для данного ученика.

Время работы 15 минут.

Подведение итогов.

Второй урок проходит в форме семина­ра по теме: «Учебные заведения нашего города».

Краткие выступления представителей учебных заведений или выпускников школы, обучающихся в них.

4. Заключение.

Учитель подводит итог занятия и благодарит участников за работу.

Домашнее задание: подготовить сообщение о профессиях: социолог, агроном, археолог.

Комментарии и рекомендации.

Данный урок важен, так как информация о профессиях «проецируется» учениками друг на друга. Ребята приобретают опыт, связанный с осознанным выбором профессиональной сферы деятельности.

При обсуждении учебных заведений желательно рассмотреть особенности обучения в ПТУ, техникуме, вузе и дру­гих учебных заведениях. На семинаре можно коснуться следующих вопросов: дневное, вечернее, заочное обучение; го­сударственные и коммерческие учрежде­ния; перспективы карьерного роста после получения образования и т.д.

Таким образом, в ходе работы достигается не только обучающий, но и развивающий эффект.

 

Урок 19-20

«Профессиональная проба в профсамоопределении»

Цели:

формирование информационного пространства;

развитие навыков рефлексии;

развитие мотивов самоактуализации;

развитие навыков конструктивного взаимодействия.

1. Организационный момент:

        приветствие;

        проверка наличия учащихся;

        проверка наличия тетрадей и школьных принадлежностей.

2. Проверка домашнего задания (заслушивание сообщений).

3. Основная часть

Сегодня у нас с вами последний урок по теме «Профессиональное самоопределение». На протяжении всех занятий мы много работали с диагностическим инструментарием, выполняли раз­личные серьезные и не очень задания. Пришло время подвести итоги этой совместной деятельности. Кто-то из вас утвердится в сделанном выборе, а кто-то задумается в его правильности.

Упражнение «Паутина».

Постарайтесь назвать слова-ассоциации, связанные со сло­вом успех.

Учитель на доске записывает ассоциации.

Упражнение «Деловые качества».

 Учитель предлагает участникам образовать шесть групп (по числу карточек с жизнеописанием знаменитых людей).

Внимание! Карточки разрезаны на части и участники должны по дельным фрагментам составить свою группу.

Вам необходимо самостоятельно ознакомиться с информативным материалом, где дано краткое описание биографий знаменитых деловых людей. Затем мы послушаем по очереди каждую группу. Вы должны ознакомить всех участников с фактами биографии знаменитых людей, а также выделить те качества, которые, по вашему мнению, обеспечили успех того или иного человека-знаменитости.

Выступление участников.

Обсуждение инициирует учитель: какие качества необходимы того, чтобы быть успешным?

Учитель записывает на доске ответы участников, а после выстраивает рейтинг личностных качеств.

Особенности устройства на работу.

Представьте себе, что вы уже определились в выборе профессии и получили образование. Сейчас я расскажу вам о некоторых правилах, которые можно использовать при трудоустройстве на работу. Как известно, первое впечатление во многом определяет ход дальнейших взаимоотношений. Это особенно важно, когда мы устраиваемся на работу. Работодатель, прежде всего, обращает внимание на анкету и автобиографию потенциального сотрудника. Какие же особенности этого процесса необходимо учитывать?

Получая анкету для заполнения, спросите 2 экземпляра.  Одна понадобится вам для  черновика;  окончательный вариант анкеты должен быть заполнен безукоризненно, без ошибок и опечаток.

Не оставляйте незаполненной ни одну графу. Если ответы не имеют к вам отношения, пишите «нет», «не имеется», «не был» и т.д. Это даст понять, что вы не пропустили ни одного вопроса.

Если некоторые вопросы касаются информации, которую вам не хотелось бы разглашать (например, о наличии судимостей), рекомендуется все же писать правду. Подобные данные легко проверить, и их сокрытие будет расценено не в вашу пользу.

Постарайтесь зафиксировать в анкете ценную информацию, касающуюся вашей квалификации, причем не только о специальности, но и в других областях (умение пользоваться компьютером, факсом).

Если нанимающая вас организация, изучив анкету, проявит к вам интерес, последует приглашение на собеседование. Готовясь к нему, необходимо избрать стратегию поведения. В центре ваших вопросов и ответов на собеседовании на первом месте должна быть фирма или организация, в которую вы страиваетесь, а не зарплата.

Во время собеседования:

Постарайтесь произвести благоприятное первое впечатление.

Сохраняйте выдержку, держитесь непринужденно.

Говорите четко и ясно. Не стиски­вайте руки, не теребите украшения, волосы.

Отвечайте на вопросы, не уклоняясь. Избегайте односложных ответов, но не будьте слишком многословны.

Составление резюме.

Участники составляют резюме по следующей схеме:

  Ф.И.О.

  Возраст

  Образование

  Желаемая вакансия

  Опыт работы

  Ваши навыки и умения

  Ваши сильные и слабые стороны

Сюжетно-ролевая игра  «Устраиваемся на работу».

Из группы выбираются 2 добровольца. Один будет устраиваться на работу, другой — проводить собеседование.

После игры учитель совместно с учащимися составляют Правила выбора профессий, а также формулируют Ошибки и затруднения при выборе профессии. (Приложение 9)

4. Заключение.

Учитель подводит итог занятий и благодарит участников за работу.

Комментарий и рекомендации.

Это последние уроки в рамках работы с учащимися по теме «Профессиональное самоопределение». Нужно настроить участников на сотрудничество и взаимопомощь. Именно поэтому подобраны соответствующие упражнения, которые позволят подвести итоги проделанной работы, учащимся – сопоставить результаты собственных наблюдений и мнения окружающих. Это занятие дает возможность участникам увидеть себя со стороны, проанализировать ситуацию и сделать соответствующие выводы. Главное - учителю необходимо контролировать психо-эмоциональный фон, возникший на занятии, для того чтобы у участников не проявилась негативная реакция на замечания одноклассников.

Учитель имеет возможность оценить эффективность занятий.

Во-первых, попросить участников письменно ответить на следующие вопросы:

  Что нового ты узнал на занятиях?

  Чему научился?

  Сделал ли ты профессиональный выбор? Какой?

  Каковы твои впечатления от занятий?

  Что запомнилось больше всего?

Во-вторых, соберите информацию о профессиональной направленности учеников для ознакомления заинтересованных лиц (родителей, педагогов). Для этого каждый участник заполняет таблицу (мои сферы интересов, мои склонности, мой профес­сиональный тип личности, мой темпе­рамент и

особенности характера, моя профес­сиональная направлен­ность).

В заключение цикла занятий учитель предлагает участникам свою помощь и объявляет о месте и времени встречи для индивидуальной беседы.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!