СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработки заданий к суммативному оцениванию по русской литературе в 10 классе. Язык Второй

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

СОР 10 Я2 Рус лит

Просмотр содержимого документа
«Разработки заданий к суммативному оцениванию по русской литературе в 10 классе. Язык Второй»



ФИ ученика ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­_____________________________________



ФИО учителя ________________________________




Русский язык и литература ( Язык первый)


Класс 11

Четверть III

Внутреннее суммативное оценивание


Количество баллов: 40



Инструкция для учащегося:

  1. У вас 80 минут на ответы, не разговаривайте, не списывайте, не просите помощи учителя и учащихся.

  2. Если вам понадобится больше места для ответов, используйте обратную сторону листов, понятно нумеруйте задание.

Соблюдайте академическую честность!





























Слушание и говорение


Задание

Сконструируйте диалог-дискуссию на тему «Какими понятиями определяются ценности человека?

В чем заключается патриотизм скромных тружеников войны и псевдопатриотизм «военных трутней»?

Выразите свою точку зрения, обоснуйте ее аргументами (в том числе и литературными) и соответствующими им цитатами\примерами (в том числе и из изученных произведений).


На подготовку – 3 минуты, на ответ – 5 минут.

[10 баллов]


Схема выставления баллов


Баллы 

Описание 

9-10

Демонстрирует широкий спектр языковых структур и богатство словарного запаса, хорошее понимание использования лексических и грамматических структур. 

Речь грамотная, свободно описывает сложные идеи, последовательно применяя соответствующий стиль.   

Приводит убедительные аргументы (в том числе и литературные), подкрепляя их при необходимости соответствующими им цитатами\примерами (в том числе и из изученных произведений).

Ответы на вопросы естественны, в обсуждении может представить и защитить свою точку зрения. 

7-8

Демонстрирует достаточно большой спектр языковых структур и достаточно большое разнообразие лексики, хорошее понимание использования лексических и грамматических структур. 

В целом речь грамотная, допускает случайные ошибки. В общем, свободно излагает идеи, изредка сбивается при описании сложных идей, последовательно применяя соответствующий стиль.   

Приводит довольно убедительные аргументы (в том числе и литературные), подкрепляя их при необходимости соответствующими им цитатами\примерами (в том числе и из изученных произведений).

Дает обдуманные ответы, может представить и защитить свою точку зрения, иногда нуждается в поддержке. 

5-6

Демонстрирует удовлетворительный спектр языковых структур и лексики, некоторое понимание использования лексических и грамматических структур. 

Речь ясна, допускает ошибки, не вызывающие непонимание. В общем, свободно излагает простые идеи, сбивается при описании сложных идей, использует соответствующий стиль с редкими случайными ошибками.   

Приводит в основном убедительные аргументы, подкрепляя их при необходимости в основном соответствующими им цитатами\примерами (в том числе и из изученных произведений).

Испытывает затруднения с ответом, нуждается в поддержке. 

3-4

Демонстрирует ограниченный спектр языковых структур и лексики, ограниченное понимание использования лексических и грамматических структур. 

Допускает в речи ошибки, временами вызывающие непонимание. Свободно излагает только простые идеи, иногда использует соответствующий стиль.

Приводит довольно не вполне убедительные аргументы, часто не подкрепляя их соответствующими им цитатами/ примерами (в том числе и из изученных произведений).

Испытывает затруднения с ответом и/ или отвечает узко, затрудняется участвовать в обсуждении без значительной поддержки. 

1-2

Демонстрирует очень маленький спектр языковых структур и лексики, ограниченное понимание использования лексических и грамматических структур. 

В целом речь прерывиста, часто повторяющиеся ошибки, вызывающие непонимание.

Приводит слабые аргументы, не подкрепляя их соответствующими примерами.

Использует несоответствующий стиль. Явно затрудняется с ответом и/или дает ограниченные ответы, принимает минимальное участие в обсуждении. 

Очень ограниченный словарный запас, абсолютное незнание грамматических правил, постоянные повторяющиеся ошибки. Речь прерывиста, использует несоответствующий стиль, отсутствуют признаки понимания вопроса, не может отвечать на вопросы и принимать участие в обсуждении. 



Чтение

Задание


Выполните сопоставительный анализ эпизодов из романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» по следующим уровням:

  • тема и идея эпизода,

  • композиция эпизода,

  • раскрытие характера/ов героя/ев (характеристика, отношение к себе, к жизни и т.п., убеждения, позиция автора по отношению к герою/ям) в эпизоде,

  • языковые средства и приемы,

  • роль эпизода в раскрытии идейно-тематического замысла произведения.

[15 баллов]


Эпизод 1. Танец Наташи

Наташа сбросила себя платок, который был, накинут на ней, забежала вперед дядюшки и, подперши руки в боки, сделала движение плечами и стала.

Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала,- эта Графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой,- этот дух, откуда взяла она эти приёмы, которые танцы с шалью давно бы должны были вытеснить? Но дух и приёмы были те самые, неподражаемые, неизучаемые, русские, которых и ждал от неё дядюшка. Как только она стала, улыбнулась торжественно, гордо и хитро-весело, первый страх, который охватил, было, Николая и всех присутствующих, страх, что она не то сделает, прошёл, и они уже любовались ею.

Она сделала то самое и так точно, так вполне точно это сделала, что Анисия Фёдоровна, которая тотчас подала её необходимый для её дела платок, сквозь смех прослезилась, глядя на эту тоненькую, грациозную, такую чужую ей, в шелку и в бархате воспитанную графиню, которая умела понять всё то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тётке, и в матери, и во всяком русском человеке. (168 слов)




Эпизод 2. Элен Курагина в салоне А.П.Шерер


Вечер Анны Павловны был такой же, как и первый…

Пьер был принят Анной Павловной с оттенком грусти, относившейся, очевидно, к свежей потере, постигшей молодого человека, к смерти графа Безухова (все постоянно считали долгом уверять Пьера, что он очень огорчен кончиною отца, которого он почти не знал), — и грусти точно такой же, как и та высочайшая грусть, которая выражалась при упоминаниях об августейшей императрице Марии Феодоровне. Пьер почувствовал себя польщенным этим…

Элен улыбнулась с таким видом, который говорил, что она не допускала возможности, чтобы кто-либо мог видеть ее и не быть восхищенным. Тетушка прокашлялась, проглотила слюни и по-французски сказала, что она очень рада видеть Элен; потом обратилась к Пьеру с тем же приветствием и с той же миной. В середине скучливого и спотыкающегося разговора Элен оглянулась на Пьера и улыбнулась ему той улыбкой, ясной, красивой, которой она улыбалась всем. Пьер так привык к этой улыбке, так мало она выражала для него, что он не обратил на нее никакого внимания. Тетушка говорила в это время о коллекции табакерок, которая была у покойного отца Пьера, графа Безухова, и показала свою табакерку. Княжна Элен попросила посмотреть портрет мужа тетушки, который был сделан на этой табакерке.

— Это, верно, делано Винесом, — сказал Пьер…Он привстал, желая обойти, но тетушка подала табакерку прямо через Элен, позади ее. Элен нагнулась вперед, чтобы дать место, и, улыбаясь, оглянулась. Она была, как и всегда на вечерах, в весьма открытом по тогдашней моде спереди и сзади платье. Ее бюст, казавшийся всегда мраморным Пьеру, находился в таком близком расстоянии от его глаз, что он своими близорукими глазами невольно различал живую прелесть ее плеч и шеи, и так близко от его губ, что ему стоило немного нагнуться, чтобы прикоснуться до нее…

Она оглянулась, взглянула прямо на него, блестя черными глазами, и улыбнулась.

«Так вы до сих пор не замечали, как я прекрасна? — как будто сказала Элен… И в ту же минуту Пьер почувствовал, что Элен не только могла, но должна быть его женою, что это не может быть иначе.

Он знал это в эту минуту так же верно, как бы он знал это, стоя под венцом с нею. Как это будет и когда, он не знал; не знал даже, хорошо ли это будет (ему даже чувствовалось, что это нехорошо почему-то), но он знал, что это будет.

Пьер опустил глаза, опять поднял их и снова хотел увидеть ее такою дальнею, чужою для себя красавицею, какою он видал ее каждый день прежде; но он не мог уже этого сделать.

Вернувшись домой, Пьер долго не мог заснуть, думая о том, что с ним случилось. Что же случилось с ним? Ничего. Он только понял, что женщина, которую он знал ребенком, про которую он рассеянно говорил: «Да, хороша», когда ему говорили, что Элен красавица, он понял, что эта женщина … «Но она глупа, я сам говорил, что она глупа, — думал он. — Ведь это не любовь. (466 слов)




Схема выставления баллов



Знание и понимание

Анализ и интерпретация

Коммуникация




5


Демонстрирует полное понимание темы и идеи, композиции эпизода, характеров героев и роли эпизода в произведении


Выбирает соответствующую информацию, полностью относящуюся к вопросу, включая ссылки и цитаты.




Представляет подробный критический анализ использованных автором языковых средств


Отличный критический анализ эпизода, включая литературные приемы.


Уверенно и в полной мере оценивает замысел автора в эпизоде; умеет соотносить отрывок с текстом всего произведения.

Эффективно выражает мысли, идеи.


Ответ имеет связную структуру, все пункты логически последовательны и взаимосвязаны.


Эффективное и уместное употребление литературных терминов.




4




Демонстрирует понимание темы и идеи, композиции эпизода, характеров героев и роли эпизода в произведении


Выбирает соответствующую информацию, относящуюся к вопросу, включая ссылки и цитаты.




Хороший анализ используемых автором языковых средств


Хороший анализ эпизода, включая литературные приемы


Оценивает замысел автора в эпизоде; умеет соотносить отрывок с текстом всего произведения.

Хорошо выражает мысли, идеи.


Ответ в основном имеет связную структуру, в основном пункты логически последовательны и взаимосвязаны.


Хорошее и соответствующее употребление литературных терминов.




3




Демонстрирует ограниченное понимание темы и идеи, композиции эпизода, характеров героев и роли эпизода в произведении


Выбирает соответствующую информацию, относящуюся к вопросу, включая некоторые ссылки и цитаты.



Соответствующий анализ использованных автором языковых средств


Анализ может быть ограничен и дан только по более очевидным аспектам текста.


С некоторым успехом пытается оценить замысел автора в эпизоде; умеет соотносить отрывок с некоторыми частями произведения.

Адекватно выражает идеи, мысли.


Ответ в основном связный, но идеи не всегда четко связаны.



Литературные термины употребляются соответствующим образом.





2





Демонстрирует очень ограниченное понимание темы и идеи, композиции эпизода, характеров героев и роли эпизода в произведении


Выбирает информацию относящуюся к вопросу, но со случайными ссылками и цитатами.




Ограниченный анализ использованных автором языковых средств


Пытается проанализировать целый текст, но использует ограниченные способы.


Рассматривает замысел автора в эпизоде, но весьма ограниченно. Ограниченное понимание взаимосвязи между текстом произведения и эпизодом.

Умеет выражать мысли, но ограниченно.


Ответ в основном понятен, но несвязный; использует повторы и ответ несколько запутан.


Ограниченное употребление литературных терминов.




1




Демонстрирует непонимание темы и идеи, композиции эпизода, характеров героев и роли эпизода в произведении


Выбранная информация редко соответствует тексту; цитаты используются в малом количестве или вообще не используются.


Едва пытается проанализировать используемые автором языковые средства

Ограничивается сюжетом и персонажами


Пытается проанализировать весь текст, но не учитывает литературные приемы.


Едва ли понимает взаимосвязь между целым текстом произведения и отрывком.

Мысли изложены не ясно


Ответ в основном несвязный


Мало или совсем не употребляются литературные термины





0


Coдержание ответа полностью не соответствует содержанию эпизода.

Работа выполнена ниже уровня 1.

Работа выполнена ниже уровня 1.


Письмо


Задание

Выполните одно из предложенных заданий

1.Напишите аргументативное эссе на тему «Был ли великим Великий французский император Наполеон Бонапарт?» (по роману Л. Толстого «Война и мир»). Размышляя над образом Наполеона Бонапарта в романе, представьте его глазами его солдат, русского светского общества, русских и австрийских генералов, русской армии и самого Л.Н.Толстого. Помогает ли читателю романа видение мелких черт характера Наполеона понять этот сложный образ? Соблюдайте структуру текста-рассуждения с элементами описания и/или элементами повествования. Приведите аргументы и соответствующие им цитаты/примеры из текста романа-эпопеи. Эффективно и уместно используйте литературные термины.

2.Напишите аргументативное эссе «Кутузов и Наполеон в романе Л.Н.Толстого «Война и мир». Дайте сравнительную характеристику двух полководцев. Приведите аргументы и соответствующие им цитаты/ примеры из текста романа-эпопеи. Эффективно и уместно используйте литературные термины.


3.Напишите письмо одному из главных героев романа «Война и мир». В письме, обращаясь к герою как к образцу для подражания, сопоставьте нравственные ценности эпохи писателя с нравственными ценностями современного человечества. Приведите аргументы и соответствующие им цитаты/примеры из текста романа-эпопеи. Эффективно и уместно используйте литературные термины).


4.Напишите письмо современнику, в котором поделитесь своими размышлениями о том, почему роман должен быть прочитан, какую пищу для ума и сердца он несет. Приведите аргументы и соответствующие им цитаты/примеры из текста романа-эпопеи. Эффективно и уместно используйте литературные термины. [15 баллов]

Схема выставления баллов


Баллы 

Описание 

13-15 

Творческий подход к выполнению задания, полное понимание и раскрытие темы. 

Строго выдержанная и подходящая форма.  

Тонкое понимание аудитории. 

Творческое использование языка для произведения эффекта на читателя. 

Высокий уровень грамотности. 

10-12 

Очень хорошее понимание и раскрытие темы. 

Выдержанная и подходящая форма.  

Хорошее понимание аудитории. 

Успешное использование языка для воздействия на читателя. 

Соблюдение орфографических и пунктуационных норм, случайные ошибки,

не затрудняющие понимание. 

7-9 

Хорошее понимание и раскрытие темы. 

Форма письма, соответствующая заданию, недостаточно последовательная. 

Удовлетворительное понимание аудитории. 

Хорошее использование языка для воздействия на читателя. 

Некоторое несоблюдение орфографических и пунктуационных норм. 

4-6 

Слабое понимание и раскрытие темы. 

Форма письма слабо выражена, временами непоследовательна или не  

всегда соответствующая заданию. 

Ограниченное понимание аудитории. 

В некоторых случаях попытки использования языка с целью воздействия  

на читателя. 

Заметное количество орфографических и пунктуационных ошибок.  

1-3

Частичное понимание и раскрытие темы. 

Отсутствие соответствующей структуры формы. 

Очень ограниченное понимание аудитории. 

Очень редкое, эпизодическое использование языка для воздействия на читателя. 

Большое количество ошибок. Изложение часто неясное. 

Отсутствует понимание темы. 

Форма не соответствует заданию. 

Совершенно неправильное понимание аудитории. 

Несоблюдение языковых форм.