СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка педагогическогосовета "Внутришкольная система оценки качества образования – промежуточный результат, проблемы, пути решения

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель педсовета:

определить  понятие "качество  образования" и "качество  знаний", актуальность этих понятий в  современных  условиях образования

Просмотр содержимого документа
«Разработка педагогическогосовета "Внутришкольная система оценки качества образования – промежуточный результат, проблемы, пути решения»

Педагогический совет №2


Внутришкольная система оценки качества образования – промежуточный результат, проблемы, пути решения


Эпиграф:

Образование – величайшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно”. Р. Киплинг

Цель:

  • определить понятие «качество образования» и «качество знаний», актуальность этих понятий в современных условиях образования

Задачи:

  1. познакомить педагогов школы с особенностями системы оценки достижений требований стандарта к результатам освоения образовательных программ.

  2. проанализировать деятельность школы, учителей, учеников и родителей по повышению качества образования

  3. Поиск путей оптимизации образовательной среды школы в целях обеспечения качественного образования.

Вопросы для обсуждения:

  1. Качество образования - приоритетное направление деятельности современной школы. (Сысак Н.В. ., заместитель директора по учебной – воспитательной работе).

2.Возможности современных педагогических технологий для повышения качества образования в школе (Высочина Ю.П., учитель географии)

Подготовительный этан:

  • Создание инициативной группы по подготовке и проведению педсовета.

  • Обзор научно-методической литературы по заявленной проблеме.

  • Создание временной рабочей группы педагогов для изучения опыта учителей в данном направлении.


План проведения педсовета:


1.Сообщение «Качество образования, качество знаний и современные требования к ним»

2.Практическая работа в группах:«Факторы влияющие на качество знаний».

3. Выступления педагогов. Делимся опытом.

4.Выработка решения педсовета.

Ход педсовета

  1. Качество образования - приоритетное направление деятельности современной школы. (Сысак Н.В. ., заместитель директора по учебной – воспитательной работе).

В последнее время все чаще звучат словосочетания: качество жизни, качество образования, социальная успешность. Современный педагог Марк Поташник определяет «Качество образования – это степень удовлетворенности ожиданий различных участников образовательного процесса, иными словами соотношение цели и результата, мера достижения цели.

«Качество образования, качество знаний и современные требования к ним»

Проблема управления качеством образования – одна из самых актуальных для любой школы, для каждого руководителя и учителя.

А само качество образования зависит непосредственно от нас с вами - от учителей.

Ежегодно на одном из педагогических советах нашей школы затрагивается тема, ключевым вопросом которой является именно разработка новых путей повышения качества образования.

Вопрос о качестве образования, которое дает школа, был актуальным во все времена. В последние годы проблема обострилась, и тому есть несколько причин:

1. Возникновение новых разнообразных систем ценностей на фоне прогрессирующей деидеологизации образования, кризиса прежних систем ценностей.

2. Последовательный и необратимый переход от единообразий учебных программ, учебников, учебных заведений к их разнообразию.

  1. В процессе формирования рынка образовательных продуктов и услуг утрачивается государственная монополия на принятие решений в сфере образования. Во многих регионах создаются свои программы, учебники, учебные планы, формы организации учебного процесса.

  2. Разрушение единого образовательного пространства вследствие названных причин.

Все эти явления неоднозначны и не дают гарантию повышения качества образования. Иногда происходит и наоборот.

Прежде чем начать обсуждение названной проблемы, дадим определение терминам «образование» и «качество образования» Это важно, так как даже словари дают разное толкование терминов.

По мере развития науки и практики понятие «образование» претерпевает изменения, развивается, дополняется, конкретизируется с учетом новых требований и условий. В нынешнем обыденном сознании понятие «образование» ассоциируется с передачей и освоением социального и культурного опыта, с передачей культурных ценностей, становлением личности.

В школе XXI века образование все больше должно становиться самообразованием. И тогда хороший педагог – это не искусный формовщик детской личности, а искусный создатель условий, при которых эта личность как можно раньше становится творцом собственного саморазвития. Сегодня на педсовете мы будем рассматривать понятие «образование» в широком, включающем в себя обучение, воспитание и развитие.

Что же понимается под термином «качество образования»?

Каждый работающий в сфере образования сразу может сказать, что основные показатели качества образования в том или ином учреждении - это показатели ЗУН, результаты поступления выпускников в вузы, итоги предметных олимпиад того или иного уровня. Но только ли эти параметры определяют качество образования?

Понимание качества образования претерпело на протяжении последних лет существенные изменения. Традиционно оно рассматривалось как достижение запланированных результатов, отраженных в образовательных программах, и приравнивалось уровню обученности учащихся, имело количественное выражение.

В словаре понятий и терминов по законодательству РФ об образовании (В. М. Полонский) «качество образования выпускников» трактуется как определенный уровень знаний и умений, умственного, физического и нравственного развития, которого достигли выпускники образовательного учреждения в соответствии с планируемыми целями обучения и воспитания.

Таким образом, понятие «качество образования» предстает как соотношение цели и результата, мера выполнения цели. Иначе говоря, образование, полученное школьником, признается качественным, если учащиеся достигли высоких результатов в достижении поставленных целей, которые формулируются обычно в модели выпускника.

Модель выпускника - примерный, желаемый образ личности школьника. Это тот идеал выпускника, на достижение которого направлена деятельность педагогического коллектива школы.


Вопросом качества занимаются многие. В Европе создана комиссия по академической оценке качества образования, проходят конференции, в России состоялось 6 симпозиумов по квалиметрии человека и образования. Однако приходится признать, что, несмотря на это, концепция качества образования только складывается: определяются подходы, формируются показатели, аспекты качества, ставится вопрос о критериях.

Качеством занимались всегда. В этом нет ничего нового, появилось лишь новое модное слово. Однако, образование меняется, и поэтому появляется необходимость постоянного переосмысления ценностей и целей в новом контексте.

Качественным можно считать образование, если определенные достижения имеют не только и учащиеся, но и преподаватели как участники образовательного процесса.

Повышение качества образования – одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации российского образования. В качестве условий достижения «нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования» определены:

  • введение в действие государственных образовательных стандартов и вариативного базисного учебного плана, позволяющего учитывать особенности регионов и вариативность общеобразовательных учреждений;

  • оптимизация учебной, психологической и физической нагрузки учащихся, проведение в образовательных учреждениях работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья обучающихся, в том числе за счет разгрузки содержания общего образования, использования эффективных методов обучения, увеличения количества и повышения качества занятий физической культуры, организации мониторинга состояния здоровья учащихся, повышения качества отдыха детей;

  • обеспечение дифференциации и индивидуализации обучения;

  • более полное использование нравственного потенциала искусства как средства духовного развития личности;

  • введение профильного обучения в старшей школе;

  • усиление роли дисциплин, обеспечивающих социализацию учащихся;

  • обеспечение знания выпускниками средней школы иностранного языка на уровне функциональной грамотности;

  • развитие дистанционного образования;

  • государственная поддержка школ для одаренных детей;

  • создание эффективной государственно-общественной системы экспертизы и контроля качества учебной литературы;

  • создание государственной системы оценки качества образования и др.

Современный ученый педагог Марк Поташник определяет “ Качество образования – это соотношение цели и результата, мера достижения целей (результата), притом, что цели заданы только оперативно, прогнозированы в зоне потенциального развития школьника. При этом результаты образования обязательно должны включать в себя оценку того, какой ценой (ценой потерь и затрат) эти результаты достигнуты”.

Одна из главных задач школьного образования сегодня — подготовить учащегося к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, вооружить его современными средствами и технологиями работы, сформировать у него информационную культуру.

И этим должен заниматься каждый педагог, а не только учитель информатики. Каждый педагог должен понимать ту роль, которую он может сыграть в формировании личности ученика, личности информационной цивилизации. Педагог должен быть готов использовать средства информатизации и информационные технологии в обучении, в воспитании и развитии своих учеников. Чтобы формировать информационную культуру у учащихся, учитель и сам должен обладать такой культурой.

Для определения качества образования в ОУ необходимы:

  • во-первых, критерии и показатели оценки качества образования;

  • во-вторых, контрольно-измерительные материалы оценки качества образования в ОУ;

  • в-третьих, работа педагогического коллектива по изучению вопроса качества образования, что позволит увидеть те направления и элементы образовательного процесса, которые следует совершенствовать;

  • в-четвертых, системная работа в данном направлении.

Управление качеством образования – системное, скоординированное воздействие как на образовательный процесс, так и на комплекс других связанных с ним основных, управленческих и поддерживающих процессов с целью достижения наибольшего соответствия параметров функционирования образовательной системы, ее социальных и педагогических результатов установленным и предлагаемым требованиям, нормам, стандартам и ожиданиям.

Инструментом оценки качества образования в школе является мониторинг.

Мониторинг – специально организованное систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с целью их оценки, контроля, прогноза.

Мониторинг – комплекс мероприятий, направленных на получение полной информации, ориентированной на предметную область, о функционировании сложной системы в целях управления ею.

Мониторинг - специально организованное, целевое наблюдение, постоянный контроль и диагностика состояния на базе существующих источников информации, а также специально организованных исследований и измерений.

В зависимости от целевой установки мониторинга выделяют базовый и проблемный мониторинг. Основанием для классификации мониторинга могут быть средства, используемые для его проведения. Применительно к сфере образования можно выделить педагогический, психологический, социологический, статистический виды мониторинга.

Мониторинг представляет собой систему сбора, обработки, хранения и распространения информации о состоянии образовательной системы или отдельных ее элементов, а также об удовлетворении образовательных потребностей населения, родителей.

Мониторинг качества образования позволяет осуществлять оценку динамики ключевых составляющих качества образования, включая качество основных и управленческих процессов, качество участников образовательного процесса, качество содержания образования, качество реализации программ основного и дополнительного образования детей, качество обеспечения преемственности ступеней непрерывного образования, качество инновационной деятельности.



На уровне образовательного учреждения могут быть выбраны следующие базовые показатели качества образования:

  • уровень обученности учащихся по базовым образовательным программам;

  • уровень обученности учащихся по профильным направлениям;

  • уровень воспитанности учащихся;

  • количество медалистов, призеров и победителей олимпиад, участие в конкурсах учащихся;

  • поступление выпускников в высшие и средние специальные учебные заведения, в том числе и на бюджетные отделения;

  • состояние здоровья и психического развития учащихся;

  • динамика правонарушений учащихся;

  • уровень жизненной защищенности и социальной адаптации школьников.

Наряду с показателями личной результативности учащихся (обученность, воспитанность, развитость, сохранение физического и психического здоровья) используются системные показатели организации образовательного процесса, функционирования и развития образовательного учреждения:

  • организация и развитие образовательного процесса;

  • управление образовательным процессом, различные формы обучения в школе;

  • уровень выполнения государственных программ;

  • уровень инновационных процессов в образовательном учреждении;

  • профессиональное образование педагогов (результаты аттестации и повышение квалификации педагогов);

  • участие учителей в профессиональных конкурсах;

  • уровень информатизации обучения и управления;

  • показатели владения учителями информационными технологиями;

  • состояние и развитие материально-технической и учебно-материальной базы (показатели оснащенности кабинетов, фонд библиотеки, учебно-методические комплекты по предметам обучения).



Анализ работы школы за последние несколько лет показывает низкий уровень качества обучения учащихся

Как Вы понимаете: «Что такое качество знаний?»

Ответы.

  • Когда в классе много отличников и хорошистов;

  • Количество «4» и «5» получаемых учащимися;

  • Оценки, успеваемость, стремление ученика получить положительные оценки;

  • Качество знаний – это желание учить и учиться;

  • Положительный результат ученика;

  • Подготовленность ученика по школьным предметам;

  • Когда ученик отвечает на любой вопрос учителя;

  • Когда ученик читает не по учебнику, а берет все из головы;

  • Человек, который не у кого не списывает;

Вопрос 2. От желания учителя или желания ученика в большей степени зависит качество знаний учащихся?

От желания учителя - 5%

От желания ученика - 81%

От желания учителя и ученика – 14%

Вопрос 3. Какие действия должен предпринять учитель, чтобы качество знаний, оценки стали лучше?

Ответы.

  • Учитель должен объяснять материал интересно и понятно;

  • уроки должны быть интересными для каждого;

  • Помогать ученику, если что-то не получается, давать советы, рекомендации;

  • Проводить дополнительные занятия, помогать учащимся

  • Постоянно спрашивать

  • Вызывать родителей в школу и информировать их об успехах и неудачах своих учеников

  • Меньше задавать на дом.

Вопрос 4: Какие действия должен предпринять ученик, чтобы его качество знаний, его оценки стали лучше?

Ответы.

  • больше времени уделять выполнению домашнего задания

  • Использовать дополнительную литературу;

  • Больше заниматься самостоятельно; попросить помощи у учителей или родителей, если что-то не понятно;

  • Никаких;

  • Не отвлекаться на уроках;

  • Ходить на дополнительные занятия;



2.Возможности современных педагогических технологий для повышения качества образования в школе (Высочина Ю.П., учитель географии)



3. Выступления педагогов. Делимся опытом.



Решение педсовета:



1.Определить одним из приоритетных направлений работы школы – совершенствование деятельности учителей-предметников по повышению качества знаний учащихся.

2. Учителям-предметникам усилить в своей работе индивидуализацию обучения.

3. Активно применять новые передовые технологии преподавания предмета. Представить свой опыт на следующем педагогическом совете

4. Провести анкетирование родителей, что такое хорошее качество знаний, и какова роль родителей, как субъекта образовательного процесса.

5. Рекомендовать учителям-предметникам: составлять карту мониторинга для отслеживания обученности, личных достижений, личного роста каждого ученика, или класса в целом; проводить коррекцию знаний по результатам.

6.Классным руководителям: анализировать рост интеллекта по времени, сравнивать с прогнозируемыми результатами.