Рыжкова Ольга Николаевна
ГБУ АО «Котласский детский дом»
Социальный педагог
Практикум для учащихся
Тема: Разрешение конфликтов без насилия.
Цели:
1. Учить детей контролировать своё состояние при гневе, раздражительности и агрессивном поведении, ознакомить со способами разрешения конфликтов без насилия.
2. Учить адекватному поведению при разрешении конфликтов.
3. Воспитывать самоконтроль, развивать умение предвидеть последствия своих действий.
Оборудование: на доске тема занятия, рабочие листы для каждого лежат на партах (разминка), анкеты, наглядное пособие «Способы выхода из конфликтов», таблица «Как нужно вести себя всю неделю».
Участники: учащиеся 5-9 классов.
Ход занятия.
Ребята, здравствуйте, сегодня мы к вам пришли, чтобы поговорить и поиграть. Сегодня мы с вами научимся разрешать конфликты, контролировать себя в конфликтной ситуации.
Разминка
Задание: перед вами лист бумаги, возьмите его каждый с двух сторон и попытайтесь убедить друг друга, что кому-то лист нужнее (Ведущие воспроизводят сами).
Итак, ребята, что мы увидели: между вами произошел конфликт.
Итак, что такое конфликт?
КОНФЛИКТ – СТОЛКНОВЕНИЕ МНЕНИЙ, ИНТЕРЕСОВ, СТРЕМЛЕНИЕ ЗАВЛАДЕТЬ ЦЕННОСТЬЮ ЗА СЧЕТ УЩЕМЛЕНИЯ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА.
Вы стали завоевывать предложенный лист бумаги разными способами.
Какими же способами мы руководствуемся при выходе из конфликтов?
1. СОПЕРНИЧЕСТВО – это иметь свои собственные интересы и игнорировать интересы партнера.
2. УКЛОНЕНИЕ – не готовность идти на встречу партнеру.
3. ПРИСПОСОБЛЕНИЕ – отказ от своих интересов и принятие точки зрения партнера.
4. СОТРУДНИЧЕСТВО – умение четко изложить свои интересы и услышать желания партнера.
5. КОМПРОМИСС – идти на уступки, рассмотрев свои желания и желания партнера.
Давайте поиграем и рассмотрим три способа выхода из конфликтов:
СОПЕРНИЧЕСТВО – я хочу иметь это и не буду с тобой делиться.
КОМПРОМИСС – давай обсудим, кому эта вещь нужнее.
УКЛОНЕНИЕ – не буду ни о чем с тобой разговаривать, буду делать, так как мне надо.
Каждой подгруппе предлагаются ситуация, рассмотрите ее с точки зрения предложенного способа.
СИТУАЦИЯ 1.
Друг взял послушать у тебя твой компактный диск. Когда пришло время его возвращать, тебе друг говорит: «Диск потерялся». И ты…
СИТУАЦИЯ 2.
Два друга шли по улице, и нашли сотовый телефон. Один другому говорит…
СИТУАЦИЯ 3.
Мальчик принес в школу дорогую энциклопедию. Друг попросил ее посмотреть. А мальчик в ответ…
Ребята, вы испытали три способа разрешения конфликтов. А теперь ответьте на вопросы:
Какой способ вам больше понравился?
Как лучше разрешать конфликты?
Ситуацию можно разрешить, вступая в конфликт и решая ее:
- мирным путем, не причиняя ни кому вреда,
- уйти от конфликта, не приняв в нем участия,
- самому разжечь конфликт и все решить в свою пользу.
А как вы разрешаете конфликты у себя в классе?
(драка на перемене, списать не дам, обзывание).
Ребята, а сейчас давайте поговорим о насилии.
Что такое насилие?
Насилие – убеждение в споре, конфликтной ситуации с помощью грубой физической силы, неприемлемых методов доказательств.
С каким насилием мы встречаемся в жизни? Насилие бывает физическим и моральным. Моральное насилие – это оскорбление человека с помощью грубого слова, черствого отношения.
Нужно знать и не забывать, что, унижая другого человека, оскорбляешь, прежде всего, не его, а себя!
Произнося неприятные слова, поднимая руку для совершения отрицательных поступков, мы перестаем быть личностью и превращаемся в животное существо без мыслей, разума и не контролирующее свое поведение и поступки.
Насилие зачастую соседствует с агрессией. Агрессивное состояние – это когда человек выплескивает отрицательные эмоции в виде грубых форм поведения.
Критерии Я – ЛИЧНОСТИ:
Контроль своими действиями и своим поведением
Убежденность в своей правоте
Достижение своей цели
Обоснование своих поступков
Можно ли выходить из конфликтных ситуаций без насилия, путем убеждения, объяснения. Ответ – МОЖНО. Но трудно. Легче накричать, обозвать, уйти, не объясняя своей позиции. Это удел слабых не организованных людей. Даже если твое мнение отлично от других, нужно уметь высказывать его и отстаивать свою позицию.
Ребята, давайте поиграем.
Перед вами таблица «Как нужно вести себя всю неделю».
ПОНЕДЕЛЬНИК | Беседуй с людьми, смотри им в глаза, здоровайся со всеми. |
ВТОРНИК | Не навязывай другим свои желания, выслушивай их мнения. |
СРЕДА | Сделай для кого-нибудь доброе дело так, чтобы этот человек не узнал, что это сделал ты. |
ЧЕТВЕРГ | Относись к людям так, как хочешь чтобы они относились к тебе. |
ПЯТНИЦА | Постарайся хорошо выглядеть. Говори тихим, спокойным голосом. |
СУББОТА | Запиши 5 хороших качеств, которые есть у тебя и твоего друга. |
ВОСКРЕСЕНЬЕ | Найди 3 повода, чтобы сказать «спасибо!» маме, папе и бабушке. |
Работа по таблице.
Понедельник.
Сейчас понедельник, давайте посмотрим, друг другу в глаза и поздороваемся.
Вторник.
Сейчас вторник – послушайте внимательно собеседника (смотреть в глаза и понимать, что тебе говорят).
Среда.
Сейчас среда – подумай какое доброе дело, ты можешь сделать (донести девочке портфель, помыть доску в классе).
Четверг.
Сейчас четверг – уважай человека, не оскорбляй его, не перебивай, дай ему высказаться. (ребята, давайте жить дружно! - хором)
Пятница.
Сейчас пятница – приведи себя в порядок, расчеши волосы, разговаривай со всеми спокойным тоном.
Суббота.
Сейчас суббота – назовите 5 положительных качеств, которые есть у вас и ваших друзей (добрый, честный, вежливый, умный, красивый).
Воскресенье.
Сейчас воскресенье – за что вы говорите маме спасибо. (за завтрак, за новую кофточку, за новые, красивые тетрадки, за прикольную ручку). Хором говорим – СПАСИБО!
Ребята, давайте устроим эксперимент. Вы попытаетесь прожить неделю по предложенной таблице.
Анкета
1. Твой возраст:…………………..
2. Твой пол:
Мужской; Женский.
3. Был ли ты участником конфликта?
- да; - нет.
4. Как обычно ты выходишь из конфликтной ситуации?
- прохожу мимо;
-наблюдаю со стороны;
- участвую;
- пытаюсь разнять стороны.
5. Можно ли разрешить конфликт без насилия?
- да; - нет.
Заключение.
Ребята, мы сегодня поговорили о том, что такое конфликт и как его решать без насилия.
Самый лучший выход из конфликта – поиск компромисса – выслушать собеседника, пойти на взаимные уступки.
Будь доброжелательным, научись слушать собеседника, помогай друзьям, которые попали в конфликт.
Если ты будешь вести себя, как предложено в таблице. Конфликтов будет меньше, и жизнь будет приятнее.
Агрессия и насилие отрицательно влияют на окружающих, а также вас характеризуют с отрицательной стороны. Давайте, будем стремиться к положительному общению, и оно доставит нам удовольствие.
СИТУАЦИЯ Друг взял послушать у тебя твой компактный диск. Когда пришло время его возвращать тебе друг говорит: «Диск потерялся». И ты… |
СИТУАЦИЯ Друг взял послушать у тебя твой компактный диск. Когда пришло время его возвращать тебе друг говорит: «Диск потерялся». И ты… |
СИТУАЦИЯ Друг взял послушать у тебя твой компактный диск. Когда пришло время его возвращать тебе друг говорит: «Диск потерялся». И ты… |
СИТУАЦИЯ В пятницу – дискотека. Мама разрешит идти на нее, если ты успешно закончишь ее. По окончании недели у тебя две двойки. Твои действия… |
СИТУАЦИЯ Намечается вечеринка у друга дома. Планируется алкоголь и сигареты. Твои действия… |
СИТУАЦИЯ Родители решают переехать в другой город. Тебя переводят в новую школу, класс тебя не принимает. На попытки сблизиться ребята реагируют агрессивно. Твои действия… |
Анкета
1. Твой возраст:…………………..
2. Твой пол:
Мужской; Женский.
3. Был ли ты участником конфликта?
- да; - нет.
4. Как обычно ты выходишь из конфликтной ситуации?
- прохожу мимо;
-наблюдаю со стороны;
- участвую;
- пытаюсь разнять стороны.
5. Можно ли разрешить конфликт без насилия?
- да; - нет.
11