СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разряды имен прилагательных по значению: качественные,относительные,притяжательные.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повторить разряды прилагательных.Развить умение различать качественные,относительные и притяжательные имена прилагательные.

Просмотр содержимого документа
«Разряды имен прилагательных по значению: качественные,относительные,притяжательные.»

Урок по теме «Качественные, относительные и притяжательные имена прилагательные».

Цели урока:

Обучающие:

Дать понятие о трех разрядах прилагательных, познакомить учеников с качественными, относительными и притяжательными прилагательными. Развивать умение различать качественные, относительные, притяжательные прилагательные.

Формировать представление об употреблении относительных и притяжательных имён прилагательных в значении качественных и соотнести это представление с понятием «употребление слова в переносном значении».

Развивающие:

Развивать логическое мышления школьников, их умение сравнивать, сопоставлять, делать выводы. Развивать монологическую речь учащихся.

Воспитательные:

Воспитание уважительного отношения к русскому языку, прививать интерес к устному народному творчеству,

Методы обучения: частично-поисковый, практический,

Форма работы: индивидуальная, парная.

Межпредметная связь: литература, изобразительное искусство

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, наглядно-демонстрационный материал.

Тип урока: комбинированный

Ход урока.

I. Организационное начало урока.

 Я рада видеть вас и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом.

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

II Актуализация знаний учащихся

Слово учителя. Сегодня, ребята, мы продолжаем с вами знакомиться с именем прилагательным. Прежде чем начать изучать новую тему, повторим и обобщим, что вы уже знаете об этой части речи.

Используя прием «микрофон», составим высказывание на тему «Что такое имя прилагательное». ( Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой?, какая?, какое? Изменяется по родам, числам, падежам. Имеет полную и краткую форму. В предложении бывает определением и сказуемым. Прилагательные согласуются с существительными. Самый распространённый способ образования прилагательных - суффиксальный. Правописание окончаний прилагательных следует проверять по вопросу.

II. Мотивация.

-Учитель: А вот что говорил об этой части речи известный лингвист В.В. Виноградов. « Прилагательное - это самая изобразительная часть речи. Прилагательные могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере, внешности, переживаниях, о настроении».

Как вы понимаете это высказывание? Раскрыть смысл высказывания выдающегося русского лингвиста В.В. Виноградова. 

Ученик: Я согласен с высказыванием академика, так как прилагательное, на самом деле, является частью речи с наибольшими возможностями в русском языке. С их помощью мы действительно можем описать практически все.

-Учитель: Какую роль в языке выполняют имена прилагательные?

Ученик: Прилагательные необходимы для точности описания предмета, для образности, красоты нашей речи.

Учитель: Действительно, в русском языке есть часть речи, которая делает нашу речь выразительной, яркой, образной, красочной. Имён прилагательных в русском языке очень много, они могут обозначать различные признаки. Вы заметили, что имена прилагательные обозначают качество предмета по вкусу, другие – по цвету, третьи – по внешнему виду.

Поэтому все имена прилагательные разделили на группы (или как правильно говорить на разряды по значению).

Попробуйте сформулируем тему урока. В 5 классе мы уже знакомились с этими разрядами. Назвать их: качественные, относительные, притяжательные прилагательные.

Давайте попробуем сформулировать цель сегодняшнего урока. О чём мы будем говорить? Что должны «вынести» из сегодняшнего урока? (Дети отвечают)

 Чему мы должны научиться к концу урока?

1 Должны сформулировать правило по каким признакам прилагательные делятся на разряды

2 научиться доказывать принадлежность прилагательного к данному разряду

3 понимать какую роль играют эти прилагательные в нашей речи, в художественных произведениях.

Мне бы очень хотелось, чтобы к концу урока каждый из вас смог ответить себе на вопрос достиг ли он поставленной цели?

III. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МЕТЕРИАЛА

Сегодня на уроке мы будем говорить о делении имен прилагательных на разряды по значению и учиться определять эти разряды.

Представьте, что вы члены Ученого совета. Сегодня мы попробуем свои силы в роли ученых. Для этого мы должны смело размышлять, выдвигать предположения, обобщать, делать выводы.

Вы знаете, что все исследования, опыты проводят в лабораториях.

Что такое лаборатория? Дать лексическое значение этого слова.

Лаборатория (средн. лат. laboratorium, от laboro «работаю») — оборудованное помещение, приспособленное для специальных опытов и исследований (химических, физических, технических, механических, физиологических, психологических и т. д..

Перенесемся с вами в лабораторию, где работают ученые. Объяснять вам материал мне будут помогать эксперты, которые все знают по этой теме.

Наблюдения над именами прилагательными проводили 3 экспера: 1– исследовал качественные имена прилагательные, 2 – относительные и 3 – притяжательные.У нас имеются лабораторные пакеты, где находятся предметы для исследования

1 зксперт: Качественные прилагательные-обозначают: цвет, вкус, размер, вес, внутренние качества.

Работа со словами: яблоко ( какое?) красное -цвет, сочное-вкус, тонкая тетрадь(какая?), тонкая-объем, карандаш (какой?)длинный, короткий- размер

- Есть вопросы к 1 эксперту? Вам все понятно?

- Учитель ( вопрос к эксперту)

А где чаще всего используются качественные прилагательные? ( в разговорной или художественной речи)

Ученик: В художественной речи. Писателей еще называют художниками слова.

1зксперт -качественные прилагательные используются в УНТ:

-в волшебных сказках :« Аленький цветочек» , « Василиса –Премудрая»

-в пословицах и поговорках: Мудрым никто не родился, а научился

-в загадках: Доброе, светлое, теплое, на весь свет глядит, а на себя не велит. (Солнце)

Учитель: Книжная лавка предлагает вашему вниманию подборку книг. Вспомните, пожалуйста, ребята книги, в названиях которых употребляются качественные прилагательные ( оценивает эксперт)

2 зксперт: Относительные имена прилагательные обозначают:

- Материал: пластмассовая ложка, глиняная кружка.

- Временной признак: лист (какой?) осенний, день(какой?) зимний.

- Пространственный признак: вид(какой?) городской

3 зксперт: работал с притяжательными именами прилагательными: бабушкин платок, папина газета, сестрина игрушка.

А в сказках про зверей используются притяжательные прилагательные:

-Лисичка говорит: «мерзни, мерзни, волчий хвост».

-Поселилась лиса в заячьей избенке, а зайчика выгнала.

-Учитель( вопрос к зкспертам)

Почему прилагательное, которое согласуется со словом карандаш, может быть качественным, относительным и притяжательным? ( в зависимости от того, с прилагательным какого разряда существительное согласуется)

IV Закрепление изученного.

Ребята, вспомните цель, которую поставили в начале урока: научиться различать разряды имен прилагательных. Настало время проверить, достигли ли мы поставленной цели.

Работаем с карточками «светофор». Подними карточку нужного цвета.

Летний вечер Ж

Теплый хлеб К

Оловянный солдатик Ж

Соловьиная песня З

Тихий голос К

Хрустальная ваза Ж

Собачий лай З

Устно работаем хорошо, теперь работаем письменно.

2. Распределительный диктант. Мысленно в лабораторные пакеты разложить словосочетания слов:

Душистый цветок, заячий хвост, летние дни, бабушкин дом

темная ночь, лесная поляна, мамина ласка, дубовые рощи, честный ответ

Самопроверка

Душистый цветок летние дни заячий хвост

Темная ночь лесная поляна бабушкин дом

Честный ответ дубовые рощи мамина ласка

Учитель: Вспомните, ребята, когда мы только начинали изучать имена прилагательные, мы сочиняли сказки, путешествовали в город Прилагатинск. Если мы опять приедем в этот город, то увидим, что эти прилагательные любят ходить друг к другу в гости. Как не ошибиться в определении разряда? Помогут в этом нам знания по лексике. Кроме прямого значения слово может иметь еще и… переносное значение.

Записать слова : Зо­ло­тое коль­цо. В дан­ном слу­чае при­ла­га­тель­ное зо­ло­тое от­но­си­тель­ное. А вот в сло­во­со­че­та­нии зо­ло­тые руки при­ла­га­тель­ное зо­ло­той будет ка­че­ствен­ным, так как обо­зна­ча­ет ка­че­ство предмета в переносном значении.

Вол­чья (чья?) пасть. В дан­ном слу­чае перед нами при­тя­жа­тель­ное при­ла­га­тель­ное. А вот в сло­во­со­че­та­нии вол­чья(какая?) шуба это при­ла­га­тель­ное вы­сту­па­ет в роли от­но­си­тель­но­го, по­то­му что ука­зы­ва­ет на ма­те­ри­ал, из ко­то­ро­го сде­лан пред­мет.

Сделаем вывод. Когда прилагательные могут переходить из одного разряда в другой? При­ла­га­тель­ные всех трех раз­ря­дов могут пе­ре­хо­дить из од­но­го раз­ря­да в дру­гой. Но толь­ко в том слу­чае, когда они упо­треб­ля­ют­ся в пе­ре­нос­ном зна­че­нии: заячья нора (П), заячья шапка ( О), заячья душа (К).



  1. При каких условиях совершается переход прилагательного из одного разряда в другой?

  2. Какую функцию в тексте выполняют прилагательные, употреблённые в необычном (переносном) значении?

  1. Часто человека можно характеризовать через звериные повадки (гусиная походка, лисий характер, волчий аппетит)

Проверим, как вы это усвоили.

Буквенный диктант

1 радостное детство

2 серебряный поднос

3 лисий хвост

4 лисий воротник

5 лисий характер

Взаимопроверка

1 2 3 4 5

К О П О К

Учитель: Подходит к концу наш урок. Что нового вы сегодня узнали? С какими разрядами прилагательных по значению мы сегодня познакомились?

V. Итоги урока (рефлексия)

А сейчас подумайте и запишите в тетрадь одно имя прилагательное, которое, на ваш взгляд, опишет сегодняшний урок. (Ученики записывают прилагательное.)

Оценивание уч-ся.

Д/З написать мини-сочинение «Зимой в лесу» (5пр.) Сильные уч-ся –синквейн со словом зима.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!