СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развернутый конспект урока по теме: Понятие о среде обитания. Приспособления к ней организмов

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развернутый конспект урока по теме: Понятие о среде обитания. Приспособления к ней организмов

Просмотр содержимого документа
«Развернутый конспект урока по теме: Понятие о среде обитания. Приспособления к ней организмов»

Урок по биологии приобретения новы знаний.

«Понятие о среде обитания. Приспособления к ней организмов» 11 класс. (учитель Черникова С.Л.)

Тема: «Понятие о среде обитания. Пути приспособления к ней организмов»

Цели:

  1. дать понятие о среде обитания, показать связь между условиями среды обитания и характером адаптаций;

  2. развивать способность устанавливать причинно-следственные связи;

  3. содействовать экологическому воспитанию.

Оборудование: слайдовая презентация «Живые организмы и среда обитания» (смотри приложение 10); изображение планктонных организмов.

Тип урока: урок приобретения новых знаний.

Ход урока:

  1. Активизация мышления.

Учитель: Ребята, вы сегодня шли в школу. Что вы видели по дороге? Что вам было приятно? Что неприятно?

Затем учитель предлагает классифицировать объекты. (живые, неживые, произведенные человеком).

  1. Новое.

Учитель: Всё о чем мы вспоминали, мы можем назвать… (окружающая среда, внешняя среда)

Именно об этом мы сегодня поговорим.

Среда обитания (окружающая среда, внешняя среда) – часть природы, которая окружает организм, сообщество и оказывает на него прямое или косвенное воздействие. (определение записываем в тетрадь)

Вопрос: Какое значение имеет окружающая среда для организма? Путем мозгового штурма ребята набирают варианты. Тут же обрабатываем. Учитель подводит к следующим мыслям:

  1. Источник энергии;

  2. Источник вещества;

  3. В неё выделяются продукты жизнедеятельности. (Значение записываем в тетрадь)

Среда обитания имеет свои составляющие, которые воздействуют на организм или сообщество – это экологические факторы.

Группы экологических факторов (записываем в тетрадь):

  1. Абиотические ( неживая природа).

  2. Биотические ( живая природа).

  3. Антропогенные (влияние хозяйственной деятельности). Обратите внимание, что не влияние человека, а именно хозяйственной деятельности. Это важно для развития экологического мышления.

Обращаю внимание на карту. (слайд 1)

Можно ли сказать, что условия на планете одинаковые? (нет)

Какие части можно выделить на поверхности планеты? (суша, океан)

Каждая из этих частей имеет свои своеобразные условия для

существования организмов.

Именно особенности условий существования лежат в основе определения типа среды обитания.(данная мысль записывается в тетрадь)

У организмов, которые осваивали тот или иной тип возникали адаптации (приспособления)

Учитель: Характеристику основных сред обитания и адаптаций мы будем делать при помощи таблицы.

Работает со слайдовой презентацией, обсуждаем, заполняя таблицу.

Название типа среды обитания

Основные характеристики

Приспособления

(адаптации)


Наземно - воздушная

Сила тяжести

Газообразная

Такие факторы как температура, влажность, солнечная энергия разнообразны и зависят от географического положения


Опора

Приспособления к различным формам движения.

Механизмы терморегуляции.



Водная

71% площади земного шара


Архимедова сила

Высокая плотность

Соленость (94%-98% моря и океана, 0,5% пресные водоёмы)

Условия имеют вертикальную зональность.


В водной среде в зависимости от положения сформировались следующие группы:

Бентос – обитатели дна.

Приспособления: опора, большая форма поверхности.

Планктон – пассивно плавающие.

Приспособления: смазка слизью, воздушные полости.

Нейстон – активно плавающие.

Приспособления: оптекаемая форма тела, конечности в виде плавников.

Механизмы осморегуляции.


Почва

Плотная

Отсутствие света

Высокая влажность,

Небольшая амплитуда суточных и сезонных колебаний температуры

Роющие конечности

Редукция органов зрения.

Многие организмы используют почву как место убежища, строят норы.

Живые организмы как среда обитания

Ограниченное пространство,

Все основные факторы действуют опосредованно.

Через мутуализм (взаимовыгодные отношения)

Через паразитизм

Приспособление для проникновения, которое может происходить на стадии яйца или личинки.

Учитель называет наземно - воздушную среду обитания. Затем путём мозгового штурма ребята описывают основные характеристики наземно – воздушной среды среды.

Учитель предлагает вспомнить основные приспособления, демонстрируя слайды 2,3,4,5,6,7,8.

Таким же образом учитель работает на этапе характеристики водной среды, используя слайды 9,10,11,12,13. Затем почвы как среды обитания, используя слайд 14,15. Затем живые организмы как среду обитания, используя слайд 16.

На этом работа завершается.


3. Обобщение.

Часть природы, которая окружает организм и воздействует на него прямо или косвенно называется средой обитания.

Среда обитания имеет абиотическую, биотическую, антропогенную составляющие.

Тип среды обитания выделяется по особенностям условий существования.

У организмов возникают адаптации к определённой среде обитания

4. Домашнее задание.

Составьте список адаптаций животных и растений

- к недостатку воды,

- к низким температурам.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!