СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развернутый план-конспект интегрированного занятия «Беседы по искусству» «Семейное увлечение – наши кулинарные традиции» для детей старшего дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка двух взаимосвязанных занятий:

занятие «Беседы по искусству» - «Семейное увлечение – наши кулинарные традиции»

и интегрированное практическое занятие по изобразительной деятельности – «Рисование торта»

для детей старшего дошкольного возраста 

Просмотр содержимого документа
«Развернутый план-конспект интегрированного занятия «Беседы по искусству» «Семейное увлечение – наши кулинарные традиции» для детей старшего дошкольного возраста»

Исполнитель: воспитатель МАДОУ ЦРР- детский сад № 104

Захарова Светлана Алексеевна


Развернутый план-конспект интегрированного занятия

«Беседы по искусству»

«Семейное увлечение – наши кулинарные традиции»

для детей старшего дошкольного возраста


Аннотация

Согласно требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений изобразительного и музыкального искусства, становление эстетического отношения к окружающему миру, формирование элементарных представлений о видах и произведениях искусства.

В связи с этим организация педагогом работы по анализу произведений искусства в процессе подготовки к практической творческой деятельности является особо актуальной. Такая работа позволяет не только сформировать у воспитанников представления о различных видах и жанрах изобразительного искусства, но и способствует постепенному развитию у детей эмоционального отклика на произведения искусства, формирует у них художественный вкус, развивает эстетические качества.

Тема: Семейное увлечение – наши кулинарные традиции

Ведущий вид деятельности: игровая, анализ художественного произведения.

Интеграция образовательных областей

Задачи:

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:

Учить детей анализировать сюжет и характерные цветовые особенности, строение и форму предметов, изображённых на картинах.

Развивать у детей внимание, умение анализировать цветовую гамму и символику художественных произведений.

Образовательная область «Познавательное развитие»:

Вызвать у детей активный интерес, эмоциональный отклик на художественные произведения, желание внимательно рассматривать картину, любоваться красотой предметов, необычностью их формы, цвета, сочетанием предметов, композиций.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

Развивать связную речь детей: умение отвечать на вопросы распространенными предложениями, поддерживать диалог, стимулировать эстетические оценки и суждения.

Цель перспективная: способствовать эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста.

Цель актуальная: формировать представление о семейных традициях; формировать умение анализировать художественные произведения (сюжетная картина).


Оборудование к занятию: медиапроектор, репродукции (фото) картин, набор чайной посуды (детской), муляж торта, самовар, букет сирени (если есть).

Зрительный ряд: презентация произведений русских художников: натюрморты Петра Петровича Кончаловского «Сирень в корзине», Игоря Эммануиловича Грабаря «Неприбранный стол», Ивана Трифоновича Хруцкого «Цветы и плоды»; сюжетно-бытовой жанр – репродукция картины Натальи Григорьевой «У самовара»; презентация «Семейные кулинарные традиции».

Музыкальный ряд: русская народная песня «Каравай»

Игровая ситуация: театрализация сюжета картины (накрывание на стол для чаепития); игра со словами; игра под русскую народную песню «Каравай»

Словарная работа: натюрморт, художник, семейная традиция, кулинарная традиция, чаепитие.

Предварительная работа с воспитанниками: беседа по искусству.

Взаимодействие с родителями: организация выставки детских работ, подготовка буклета по теме «Семейные кулинарные традиции».

Организация образовательного пространства: выставочное пространство

Предполагаемый результат: у воспитанников сформировано представление о семейных кулинарных традициях, сформирована мотивация детей на продуктивную деятельность, обеспечено общение и взаимодействие воспитанников в процессе анализа произведения искусства.

Методическое обоснование занятия: анализ художественных произведений, сравнение картин методы, игровые ситуации.

педагогические приемы: дополни слово, ответь полным предложением, рефлексия, беседа, постановка игровой ситуации (накрывание на стол для чаепития).

формы: групповая

образовательные технологии: ИКТ (мультимедийные), игровые, проблемного обучения

Список литературы:

  1. Вербенец А. М. Методический комплект программы «Детство». Образовательная область «Художественное творчество» / А.М. Вербенец. М. : Творческий центр СФЕРА, 2012. – 95 с.

  2. Дергунская В. А. Интегративная познавательная деятельность младших дошкольников / В.А. Дергунская. М. : Центр педагогического образования, 2013. – 138 с.

  3. Комарова Т. С. Художественное творчество. Система работы во второй младшей группе детского сада / Т. С. Комарова. М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 156 с.

  4. Котова Е. В., Кузнецова СВ., Романова Т.А. Развитие творческих способностей дошкольников: Методическое пособие / Е. В. Ктова, С. В. Кузнецова, Т. А. Романова. - М.: ТЦ Сфера, 2010. — 128 с.

  5. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду / И. А. Лыкова М. : Творческий центр СФЕРА, 2009. – 170 с.

  6. Межиева М. В. Развитие творческих способностей у детей 5 – 9 лет / Межиева М.В. – Ярославль, 2002. – 106 с.


Технологическая карта интегрированного занятия «Беседы по искусству»

«Семейное увлечение – наши кулинарные традиции»

для детей старшего дошкольного возраста


Этапы и время занятия

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Организационный момент

1 мин.

Организует внимание воспитанников

Проверяет готовность детей к занятию

- Приглашаю всех ребят занять место на стульчиках. Начинаем занятие по изобразительной деятельности

Фиксируют внимание на педагоге

Эмоционально настраиваются на занятие

Присаживаются на стульчики, выставленные полукругом перед доской

Подготовительная беседа

Словарная работа

3 мин.

Эмоционально включает детей в действие, вовлекает в слушание

- Ребята, скажите: как одним словом назвать всех вместе: мама, папа, сын, дочь, бабушка и дедушка?

- Молодцы. Конечно, это семья. У каждого из нас есть своя семья, а у каждой семьи свои традиции. Традиции – это семейные обычаи, мероприятия, совместное празднование праздников и другие. Традиции укрепляют семью. А какие традиции есть в вашей семье? Какие праздники традиционно вы отмечаете все вместе?

- Да, вы правы. В праздники вся семья собирается вместе за праздничным столом и чаепитием. Это является традицией. Что такое чаепитие?

- Как в вашей семье организуется чаепитие?

- Какое угощение традиционно готовит мама для праздничного стола? Для чаепития?



Поддерживает беседу

Комментирует высказывания воспитанников

Слушают

Отвечают на вопросы

- Семья



- У нас есть традиции отмечать семейные праздники: День Рождения, Новый год, Пасха …







- Чаепитие – это сбор всех за одним столом, приём чая с угощением



- Мама заранее готовит угощение для праздничного стола. Мы с мамой накрываем на стол, выставляем столовую и чайную посуду. Затем вся семья собирается вокруг стола, мы кушаем и пьём чай.


Дети называют варианты традиционных блюд и угощений для праздничного стола, чаепития

Выражают мнение по вопросу возможных угощений для чаепития

Введение в тему занятия

4 мин.













Тема занятия


Демонстрирует и поясняет слайдовую презентацию: «Семейные кулинарные традиции»

Формирует понятие «Кулинарные традиции семьи»

- Молодцы, ребята! Вы много назвали разных блюд и угощений, которые готовятся в ваших семьях для праздничного стола. Можно сказать, что у каждой семьи есть свои кулинарные традиции – то есть, свои любимые блюда, которые мама готовит, и они нравятся всей семье.

Посмотрите, какие разные кулинарные традиции могут быть в разных семьях (пояснение к презентации)

Называет тему занятия

- Сегодня мы будем рассматривать семейные кулинарные традиции и, как их передают в своем творчестве художники

Слушают, фиксируют внимание на материале презентации










Участвуют в дискуссии

Физминутка

3 мин.

Организует детей в круг

Организует игру по словообразованию

- Я вам буду кидать мяч, называя крупу, а вы мне в ответ – какая каша получается. Какие каши мы готовим из этих круп:

Гречка

Манка

Рис

Пшено

Пшеница

Ячневая крупа

Овёс

Встают в круг

Образуют слова-прилагательные от существительных



Гречневая

Манная

Рисовая

Пшённая

Пшеничная

Ячневая

Овсяная

Основная часть

14 мин.

































Игровая ситуация




















Активная игра


Проводит беседу по искусству. Анализирует совместно с детьми содержание картины. Просит аргументировать ответы

- Посмотрите на картины: натюрморты художников Петра Петровича Кончаловского «Сирень в корзине», Игоря Эммануиловича Грабаря «Неприбранный стол», Ивана Трифоновича Хруцкого «Цветы и плоды»

- Картины, на которых изображены цветы, ягоды, фрукты, овощи, предметы быта называются натюрмортом. «Натюрморт – изображает предметы быта или природы, т. е. 2-3 предмета объединены одним содержанием»

Загадывает загадку

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу –

Знай, что это – … (натюрморт).

- Давайте внимательно рассмотрим картину Наталии Григорьевой «У самовара»

- Прислушайтесь к себе, к своей душе, вам нравится эта картина?

- Какие чувства вы испытываете?

- Вам интересно рассматривать эту картину?

  • Кто изображён на картине? Как ты думаешь, эти люди знают друг друга, связаны между собой, что их объединяет?

- Как вы думаете, какое событие изобразил художник?

- Что стоит на столе? К какому мероприятию готовится семья? Давайте разыграем сюжет картины (накрывание на стол, сервировка стола чайной посудой, выставление на стол торта, букета сирени)

- Что для вас самое красивое на этой картине?

- Почему картина называется «У самовара», обоснуйте свой ответ.

Задает индивидуальные вопросы детям

- Напоминает ли вам сюжет картины, события из твоей жизни?

- Подумай, почему художник использовал такие цвета на картине?

- Как название произведения, соотносится с сюжетом и цветом?

- Ты хотел бы оказаться на месте героев картины? А у тебя была такая ситуация в жизни?

- Как думаешь, что чувствует эти дети, что испытывают в своей душе?

- Давайте представим, что у кого-то из героев картины День Рождения и поиграем в игру «Каравай» с именинниками месяца

Организует игру «Каравай»



Рассматривают картины











Отгадывают загадку










Анализируют

Рассматривают

Участвуют в дискуссии, высказывают совё мнение

Выражают эмоции, чувства

Выстраивают ответы полным предложением






Составляют диалог, театрализируют сюжет картины



















Активно играют

Поют песню «Каравай»


Рефлексия

Подведение итогов, проверка предположений, что узнали нового

5 мин.

Организует рефлексию. Подводит итог занятия

- Мы с вами рассмотрели разные картины. В жизни иногда не замечаешь красоту предметов, а художники – очень внимательные люди. Их радует, удивляет нарядность предметов, их формы, необычность, цвета. Когда предмет изображен на полотне, он особенно красив. Когда художник составляет натюрморт, старается поставить главные предметы так, чтобы остальные их украшали, дополняли. Но художник рассказывает не только о предметах, но и о людях, которые их создавали, украшали, выращивали. Сорванные цветы завянут, фрукты, ягоды люди съедают, а нарисованные художником будут жить вечно, радовать нас.

Вопросы:

- Что такое семейные традиции?

- Что значит кулинарные традиции? Какие традиции вы знаете?

- Что значит традиция чаепития?

- Какую картину мы с вами рассмотрели?

- Какое событие на ней изображено?

- Как семья готовится к чаепитию?

- Что такое «натюрморт»?

- Выберите из картин на доске натюрморты.

- Что нового вы узнали на занятии?

Нацеливает на дальнейшую продуктивную деятельность по теме

- На следующем занятии мы с вами будем рисовать угощения для семейного чаепития

Отвечают на вопросы

Обобщают полученный опыт
















Рассуждают о полученных знаниях.

Делают выводы, анализируют деятельность,

Проявляют эмоции. Делятся впечатлениями