СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развёрнутый план к сочинению по литературе на тему "Проблема будущего в пьесе А.П. Чехова "Вишнёвый сад"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал представляет собой развёрнутый план сочинения по пьесе А.П. Чехова "Вишнёвый сад". В помощь учащимся при подготовке к написанию сочинения!

Просмотр содержимого документа
«Развёрнутый план к сочинению по литературе на тему "Проблема будущего в пьесе А.П. Чехова "Вишнёвый сад"»

Развёрнутый план сочинения на тему

«Проблема будущего в пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад»



  1. Пьеса А. П. Чехова «Вишнёвый сад» - отклик автора на самые злободневные вопросы, волновавшие его современников.



Пьеса написана в 1903 году. В это время особенно обострились социальные противоречия, оживилось общественное движение, готовилась первая русская революция. Дворянские имения приходят в упадок, на общественную арену выходит новый класс – буржуазия.

Происходит переоценка нравственных и эстетических ценностей. В таких условиях естественным является стремление автора привлечь внимание читателей и зрителей к социальным проблемам, связанным с сегодняшним днё м, а также к проблеме памяти, проблеме будущего и к системе вечных общечеловеческих ценностей.



  1. Проблема будущего в пьесе «Вишнёвый сад».



  1. Есть ли будущее у Ермолая Лопахина и ему подобных, новых дельцов, предпринимателей, представителей зарождающейся буржуазии?



  1. Зачем уничтожает Лопахин чудесный вишнёвый сад?



Для наживы? Не только. Была ещё причина, возможно, не осознанная им до конца, - месть за прошлое. Ещё мотив – идейного плана. Лопахину кажется: уничтожая вишнёвый сад, он не только вырубает память о прошлом, но и приближает будущее. У Лопахина есть мечта, утопия: «До сих пор в деревне были только господа и мужики, а теперь появились ещё дачники… И можно сказать, дачник лет через 20 размножится до необычайности… И тогда ваш вишнёвый сад станет счастливым, богатым, роскошным…»



  1. Лопахин – неоднозначный, противоречивый человек.



Это и делец, и циник, и недостаточно образованный человек, но это и человек, имеющий свою мечту. Он способен подняться над повседневностью и заглянуть в будущее, увидеть новую жизнь: «Настроим мы дач, и наши внуки и правнуки увидят тут новую жизнь». Он не осознаёт в себе «хищнического» начала. Ему кажется, что его поступки вызваны и оправданы высокими и благородными стремлениями. Возвышенные слова Лопахина («Иной раз, когда не спится, я думаю: господи, ты дал нам громадные леса, необъятные поля, глубочайшие горизонты, и, живя тут, мы сами должны бы по – настоящему быть великанами…») звучат на фоне неумолкающего стука топора, вырубающего вишнёвый сад. Это несопоставимо. В этом драматизм Лопахина.



  1. Будущее не принесёт ничего доброго и позитивного такому Лопахину, каким его изобразил Чехов.



В нём чувствуется разочарование, безнадёжность. Его мучает внутренняя неопределённость, неудовлетворённость, противоречивость. Он не может жить в мире только барышей и чистогана. А как жить иначе, не представляет. Отсюда и ущербность, и надорванность, и странное сочетание грубости и мягкости, невоспитанности и интеллигентности. Обречённость этого персонажа особенно ощущается в конце пьесы.



  1. Верит ли А. П. Чехов, что люди, подобные Пете Трофимову, смогут изменить жизнь?

а) Сильные, убедительные речи о тяжёлой жизни рабочих, его гневные упрёки в адрес бездействующей интеллигенции:

«Мы отстали, по крайней мере, лет на двести…Мы только философствуем, жалуемся на тоску или пьём водку».

b) Противоречивость характера Пети Трофимова.

Трофимов подвергался неоднократным преследованиям, он демократ по убеждению, горд в своей бедности, честен, принципиален, горячо говорит о лучших временах. Это оптимист, призывающий к неустанной работе во имя приближения лучшего будущего: «Человечество идёт вперёд, совершенствуя свои силы. Всё, что недосягаемо для него теперь, когда – нибудь станет близким, понятным, только надо работать, помогать всеми силами тем, кто ищет истину…» Но Трофимов мыслит абстрактными категориями, он не верит в возможности конкретного человека. Считает, что самому трудиться необязательно (бездельничает на протяжении 6 месяцев, а других призывает трудиться).

с) Восприятие его окружающими.

Баба в вагоне назвала Трофимова «облезлым барином». Варя: «Студенту надо быть умным! Какой вы некрасивый, Петя, как постарели!» Он неловок, неуклюж, некрасив, вечный студент, недотёпа… В пьесе у него нет отчества. Все, кроме горничной Дуняши, зовут его Петей. Для всех он остался умным мальчиком, излишне склонным к философствованию и абстрактным разговорам. А ведь ему уже 26 – 27 лет. Отсюда снисходительное к нему отношение, насмешливое, как к ребёнку, который не знает жизни, но очарователен в своей наивности и чистоте.

  1. Отношение Пети и Ани к вишнёвому саду – символу красоты, чистоты, счастья, гармонии, лучших традиций прошлого.



Судьба сада совершенно безразлична Трофимову. Он говорит Любови Андреевне в 3 действии: «Продано ли сегодня имение, или не продано – не всё ли равно? С ним давно уже покончено, нет поворота назад, заросла дорожка. Успокойтесь, дорогая». Для него сад – признак чужой, прошлой культуры. И его нужно уничтожить, чтобы искупить грехи. («…Неужели с каждой вишни в саду, с каждого листика, с каждого ствола не глядят на вас человеческие существа…»)



  1. Есть ли будущее у людей, которые не умеют ценить прошлое?



Аня и Петя охотно говорят о новом саде, более роскошном и красивом, чем погибающий старый: «Мы посадим новый сад, роскошнее этого…» Есть ли будущее у людей, которые не умеют замечать и ценить наследие прошлого, которые живут только абстрактным будущим? Но ведь без прошлого нет будущего. Это очевидно и не требует доказательств. Не дано таким людям, как Петя Трофимов, изменить жизнь к лучшему. У них нет опоры, нет внутреннего духовного потенциала.



III.Равнодушие к судьбе сада – это сигнал опасности, предупреждение о том, что впереди – тупик, катастрофа, полное забвение лучших традиций прошлого.

Эта мысль сопряжена с лейтмотивом замечательного стихотворения А. С. Пушкина:

Два чувства дивно близки нам –

В них обретает сердце пищу –

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

Животворящая святыня!

Земля б была без них мертва…

Последние слова Пети Трофимова в финале: «Здравствуй, новая жизнь…» - сопровождаются стуком топора по дереву – рубят вишнёвый сад. Такой финал не случаен. Он не внушает оптимизма и веры в способность «новых» людей построить на руинах прошлого будущую счастливую жизнь.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!