СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развите форм рельефа

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок в 8 классе по географии.

Просмотр содержимого документа
«Развите форм рельефа»

Тема урока: «Развитие форм рельефа России»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цели урока: 1. Предметные.
Организовать деятельность обучающихся по изучению развития форм рельефа России и применению новых знаний в различных ситуациях.
2. Метапредметные.
Создать условия для закрепления умений анализировать и систематизировать информацию, расширения опыта творческой деятельности обучающихся.
3. Личностные.
Помочь обучающимся осознать социальную и практическую значимость информации о развитии форм рельефа России путем исследовательской, информационной, коммуникативной, проектной деятельности и рефлексивной культуры обучающихся.
Задачи:
Образовательные:

сформировать представление о взаимодействии внутренних и внешних процессов как источнике развития рельефа;

Познакомить с особенностями формирования рельефа на территории России в целом и курской области в частности, показать воздействие воздействие общества на изменение поверхности Земли.
Развивающие:
развивать метапредметные умения работы с информацией.
Воспитательные:
воспитывать бережному и рациональному отношению к минеральным, почвенным ресурсам, и полезным ископаемым

Формировать навыки совместной деятельности

Методы:

Словесные, наглядные, практические.

Оборудование:
Физическая карта России, контурная карта настенная России, географические атласы, справочные материалы, раздаточный материал, мультимедийный проектор, ноутбук, мультимедийная презентация.










Ход урока:

1. Мотивация

«Доброе утро, мои дорогие! Я очень рада встрече с вами. И конечно жду той минуты, когда мы снова сможем заглянуть в этот Чудесный учебник. А вы этого желаете? Тогда вперед!



2. Актуализация знаний.
Как много мы узнали при изучении рельефа, геологического строения и минеральных ресурсов России. Еще совсем недавно эта тема для нас была полна неизведанного, полна загадок.  А теперь многие тайны рельефа нашей страны нам известны.

Николай Михайлович Пржевальский сказал: «А еще жизнь прекрасна потому, что можно путешествовать». И сейчас мы с вами отправимся в небольшое путешествие, которое называется: «По горам, по долам!»

И так в путь! А путь всегда начинается с карты. С карты начнем и мы, проверим, как вы усвоили географическую номенклатуру. (Ребята по очереди вытягивают карточки задания и угадывая географический объект, показывают на карте).

  1. Самые длинные горы России (Уральские горы)

  1. Самые высокие горы Сибири (Алтай)

  1. Самые высокие горы России (Кавказ);

  1. Идеально плоская равнина (Западно-Сибирская равнина;)

  1. Горы на полуострове Таймыр (Горы Бырранга;)

  1. Самая низкая низменность (Прикаспийская низменность;)

  1. Равнина на котором ты живешь (Восточно-Европейская равнина)

  1. Хребет на побережье Охотского моря (Хребет Джугджур)

  1. Самый высокий действующий вулкан России ( Ключвская Сопка)

Очень хорошо с этим заданием вы успешно справились, а теперь, давайте вспомним:

Фронтальный опрос

1. Наука, изучающая строение и историю развития Земли, называется …(геология)

2. Самые длительные отрезки времени в геологической истории Земли – это …(эры)

3. Самая древняя эра - …(архейская)

4. Мы живем в эру новой жизни … (кайнозойскую)

5. Таблица, содержащая сведения о последовательной смене эр и периодов, важнейших геологических событиях, этапах развития жизни, называется … (геохронологическая)

6. Самые молодые горы образовались в … (альпийскую складчатость)

7. Карта, на которой показано строение земной коры, называется … (тектоническая)

8. Выход на поверхность фундамента платформы … (щит)

9. Древние устойчивые участки земной коры называются … (платформы)

10. Молодая платформа ... (плита)

Тест

  1. В Западной Сибири расположены крупнейшие месторождения:

А) каменного угля;

Б) руд цветных металлов;

В) нефти и газа.

2. Балтийский щит богат:

А) нефтью и газом;

Б) рудами черных и цветных металлов;

В) каменным углем.

3. Скопление полезных ископаемых – это …

А) платформа;

Б) месторождение;

В) бассейн.

4. Группа близко расположенных месторождений одного и того же полезного ископаемого - это..

А) бассейн;

Б) щит;

В) платформа.

5.Ленский бассейн – это залежи

А) нефти;

Б) каменного угля;

В) природного газа;

Г) железной руды.

Слайд1

Ответы: 1. В); 2. Б); 3.Б); 4. А); 5. Б).

Вместе обозначают тему урока.

Мы с вами продолжим «открывать» для себя знания по рельефу России. Давайте подумаем и ответим, а что еще мы не изучили и хотели бы об этом узнать?

Примерные ответы учащихся:

Как меняется рельеф,

какие процессы оказывают влияние на рельеф,

происходит ли в настоящее время формирование рельефа?

Слайд 1 Ребята, посмотрите на данный слайд, здесь зашифрована тема нашего урока « (записывают в тетрадь).

Слайд 2. Формирование рельефа

Сегодня мы с вами должны выяснить, какие процессы и факторы оказывают и оказывали влияние на рельеф России?

  1. Рассмотреть современные рельефообразующие факторы.

  2. Показать непрерывность развития рельефа.

Проблема: Рельеф формировался на протяжении всего геологического этапа (3,5 млрд. лет), но его развитие продолжается в настоящее время.

Проблемный вопрос: Почему облик земной поверхности постоянно меняется?

Рельеф земной поверхности формируется под действием процессов, которые можно разделить на две группы: Ответ: внутренние (эндогенные), внешние (Экзогенные). (новые понятия записывают в тетрадь).

I.       Внутренние, или эндогенные (от греч. endon - внутри и genes - рождающий, рожденный). II.    Внешние, или экзогенные (от греч. ехо - снаружи, вне).

Формы рельефа созданы благодаря взаимодействию эндоген­ных и экзогенных процессов, Эндогенные и экзогенные процессы дейст­вуют непрерывно и одновременно; в какое-то время могут сильнее проявляться одни, в другой период - другие, но действие обеих групп процессов не прекращается. Как же это происходит?

Слайд 3

На этот вопрос мы постараемся ответить, используя Алгоритм Цицерона» один из самых древних методов развития памяти. Он отлично себя зарекомендовал, как интеллектуальная и творческая игра. Название игры к нам пришло от известного древнеримского оратора Марка Цицерона, который имел отличную память, никогда ничего не записывал и полностью полагался на  свою память .Эта игра развивает человека в различных направлениях:Метод Цицерона учит анализу обстановки, развивает мышление, позволяет тем самым глубже оценить любую ситуацию и задание.

Правила игры в «Алгоритм Цицерона» достаточно просты. Все участники оговаривают, о чем они будут рассказывать. Но все должны придерживаться некоторого алгоритма: кто - что – где- Когда? - чем - зачем – как? Почему?

Например:

Путешественники России

Кто?Ермак

Что ? Сибирь,

Когда?16 в.

Зачем? Почему? Расширение границ России, прекращение нападок Сибирского ханства.

Как?столкновение с татарским ханам Кучумом отряды казаков продвинулись далеко по иртышу и покорили пространство Южной Сибири.

Давайте разделимся на группы и отправимся в увлекательную экспедицию по изучению формировании рельефа .Вы его будите изучать самостоятельно с помощью метода Цицерона. Вашим группам будут даны информационные листы. Ознакомившись с ними и используя материалы учебника вы должны будете ответить на вопросы: Что? Когда? Где? Как? Почему? И сделать вывод, какие же формы рельефа образует тот или иной фактор.

Группы :

1 Геоморфологи Г ( Софья и Вика)

2 Геологи ( Ксюша и Вера)

  1. Гидрологи и гляциологи ( Аня С. И Анна Е)

  2. Эколог.( Алексеев А)

Дается 10 минут , затем группы выступают

Тектоника:

Что? Движе­ний земной коры

Когда? колеблется и пере­мещается везде и всегда

Где? Горные системы, рифтовые зоны граница литосферных плит

Как? вертикальные и горизонтальные.

Почему? Движение литосферных плит связано с тем, что вещество верхней мантии, на которой расположены плиты, непрерывно перемещается, и они скользят по гладкой пластичной поверхности

Вывод: Могут образоваться горы и впадины, произойти землетрясение.



Текучие воды

Что? Текучие воды

Где? долины горных и равнинных рек, пещеры

Когда? При течение рек и проникновение воды в водорастворимые места

Как называются? Эрозия и аккумуляция

Почему? Перенос частиц горных пород., растворение горных пород

Вывод: Формирование овражно-балочной системы, речных долин, пещер.


Ледник

Что? Ледник

Когда? четвертичный период

Где? стекал с гор Скандинавского полуострова, Полярного Урала, Таймыра, плато Путорана вглубь материка

Как? . Как считают ученые всего было 4 эпохи оледенения, и последний ледник растаял около 10 тыс. лет назад

Зачем? Почему? сглаживал формы рельефа, «сдирал» рыхлые горные породы, выламывал камни, оставлял на них продольные полосы, закруглял и сглаживал выступы горных пород. При таянии потоки талых вод устремлялись в низины, размывая все на своем пути, где сформировали водно-ледниковые равнины, например Мещерская низменность и озера ледникового происхождения.

Вывод: Формирование ледниковых отложений морена. Кары.

2.  Троги. 3. Холмисто-моренный рельеф, валуны, озы,



Геоморфолог

Что? Выветривание- это ……

Как? Какие бывают……….

Где? в горах, пустынях…….

Когда? При течении рек и проникновение воды в водорастворимые места

Как называются? Эрозия и аккумуляция, карст

Почему? Перенос частиц горных пород., растворение горных пород водой

Вывод: Разрушение горных пород, формирование карстовых форм рельефа, образование почв.

Ветер


Что? Ветер

Где? песчаные берега, рыхлые отложения в пустынях

Как? вынос ветром результатов выветривания; 

обтачивание, выдалбливание поверхности горных пород твердыми частицами, приносимыми ветром; 

перенос эолового материала и его аккумуляция. 

Когда? Сухой воздух, отсутствие растительности, перепады температуры.

Почему? Ветер действует совместно с выветриванием, выносит его продукты и очищает поверхность для дальнейшего разрушения.

Вывод: Эоловые формы. Дюна, бархан


Человек

Кто ? Человек

Что? добыче полезных ископаемых: выкапываются огромные карьеры, насыпаются холмы-терриконы — отвалы пустой породы,

строит каналы,

Когда? Как только появился

Как? Антропогенные

Зачем? Добыча природных ресурсов, выпас скота для удовлетворение потребностей

Вывод: Разрушение С\х земель,

Вырубка лесов и распашка склонов создают условия для бурного роста овра­гов. Строительство зданий и инженерных сооружений способству­ет возникновению или усилению оползней.





Рефлексия.


 1. Весь урок у меня было … настроение

 - бодрое             - тревожное

 - светлое            - сонное

 - загадочное      - печальное

 - уютное             - мечтательное

 2. Задания на уроке были:

 -интересными

- необычными

 - скучными

 3. Я думаю, что учебная задача выполнена мною:

 - на высоком уровне

- на необходимом уровне

 - мне ещё надо поработать

- мне нужна помощь

 4. Мне приятно было работать с … .

 5. Мне больше всего понравилось на уроке: …



Приложение

Новейшие тектонические движения

Эндогенные процессы – это тектонические движения земной коры. земная кора, колеблется и пере­мещается везде и всегда Существуют разные классификации типов тектонических движений, однако в принципе можно выделить два преобладающих типа тектонических движений: вертикальные и горизонтальные. Вертикальные движения играют огромную роль в формировании вариативных типов рельефа. В связи с ними происходят поднятия и прогибы земной коры, таким образом, образуются горсты и грабены (повышения и понижения). Самые крупные же горизонтальные движения – это перемещение литосферных плит, с которым связано образование гор и других планетарных форм рельефа. Чаще всего происходят столкновения материковой и океанической плит, в связи с чем более тонкая океаническая плита пододвигается под материковую – происходит субдукция (пододвигание) океанической плиты и обдукция (надвигание) материковой. При этом возникают глубоководные желоба – например, Марианский желоб, образовавшийся при субдукции Тихоокеанской плиты под Филлипинскую, горные массивы – Кавказские горы, поднявшиеся при столкновении Евразийской и Аравийской плит, островные дуги – например, Движение литосферных плит связано с тем, что вещество верхней мантии, на которой расположены плиты, непрерывно перемещается, и они скользят по гладкой пластичной поверхности. Горные системы также испытывают поднятия. Несмотря на то что горные породы облада­ют большой прочностью и твердостью, они могут быть смяты в складки и разорваны тектоническими разрывными нарушениями, а также разбиты трещинами – рифтовыми зонами. Например, озеро Байкал расположено в грабене. Грабен - это параллельная система разрывов, которые ог­раничивают впадину. Наибольшая глубина озера достигает 1642 м. Медленные движения земной коры часто протекают незаметно: медленно нарастают напряжения, медленно деформируются слои горных пород, сминаясь в складки, медленно происходит смещение по разрывам, и только иногда это перемещение, подобно взрыву, происходит за секунды. Тогда земля и «трясётся». Сильное земле­трясение может произвести значительные изменения земной по­верхности. По разломам земной коры происходит смещение её блоков, и там, где раньше было ровное место, возникает обрыв. В горах происходят обвалы и оползни.



Задания для гляциологов и гидрологов


Среди внешних процессов оказавших наибольшее влияние на формирование рельефа нашей страны необходимо поставить деятельность ледника. В начале четвертичного периода климат стал более холодным и влажным. Снега выпадало все больше, он не успевал таять, слеживался, превращаясь в лед. Накопление льда шло в течение сотен и тысяч лет, в конце концов, он под собственной тяжестью начал двигаться, сметая все на своем пути. Он стекал с гор Скандинавского полуострова, Полярного Урала, Таймыра, плато Путорана вглубь материка. Толщина льда достигала 3000 м. Как считают ученые всего было 4 эпохи оледенения, и последний ледник растаял около 10 тыс. лет назад. Двигаясь, ледник, сглаживал формы рельефа, «сдирал» рыхлые горные породы, выламывал камни, оставлял на них продольные полосы, закруглял и сглаживал выступы горных пород. Доходя до 50° с.ш. он таял, а все, что он с собой принес (пески, глины, валуны), он откладывал в виде конечно – моренных гряд. Поскольку ледник то наступал, то отступал, моренные гряды параллельны друг другу. Размеры некоторых обломков принесенных ледником, поражают воображение- до нескольких сотен метров в длину и нескольких десятков метров в ширину. А ведь ледник переносил их на 200-500 км. Такие валуны впоследствии покрылись почвами, растительностью и стали холмами. При таянии потоки талых вод устремлялись в низины, размывая все на своем пути, где сформировали водно-ледниковые равнины, например Мещерская низменность и озера ледникового происхождения.

Формы рельефа, созданные текучими водами.

Текучая вода -     наиболее активный фактор переноса частиц горных пород. Раз­мыв горных пород текущей водой называется эрозия (от лат. erosio

-     разъедание), а формы рельефа, образованные этим процессом, - эрозионными. К ним будут относиться промоины, овраги, речные долины. . Овраги постепенно растут, их верховья продвигаются все дальше. Они наносят большой вред сельскому хозяйству, рас­членяя и уничтожая поля. Старый, уже не растущий овраг превращается в балку;

По рельефу резко различаются долины горных и равнинных рек. Долины горных рек узки, крутосклонны, глубоко врезаны. Долины равнинных рек ши­рокие (до десятков километров), глубина их небольшая, склоны пологие. Но вода создает не только эрозионные рельефы, но и аккумулятивные . например в низовьях рек оседает на дно твердый материал, образуя острова из которых состоят дельта рек. Самая крупная дельта у р. Лена.

  Формы рельефа, созданные подземными водами. Скорость движения подземных вод мала, поэтому они воздействуют на рельеф большей частью не механически, а путем растворения горных пород. Растворяются известняки, каменная соль, гипс и некоторые другие породы. Растворяя породу, вода образует полости, пещеры, провалы и т. д. Этот процесс носит название карст, а формы рельефа называ­ются карстовыми. Пещеры представляют собой сложные системы проходов и залов, длина может достигать нескольких километров. В России широко известна Кунгурская пещера на Урале. много таких пещер в Крыму. Частой фор­мой карстового рельефа являются воронки - замкнутые впадины ко­нической, чашеобразной формы диаметром несколько метров.

























Геоморфолог:


ВЫВЕТРИВАНИЕ — постоянно идущий процесс разрушения и химического изменения горных пород. Оно относится к экзогенным (внешним) силам, влияющим на формирование земной коры. Выветривание бывает разных видов. 


Физическое. Главной причиной его является колебание температуры горных пород. Днем поверхность породы, нагреваясь, расширяется, а ночью, охлаждаясь, сжимается. Это приводит к растрескиванию горных пород, их дроблению на глыбы и более мелкие части. Физическому выветриванию содействует вода, замерзающая в трещинах. Ежесуточные изменения объема сами по себе невелики, но, воздействуя сотни и тысячи лет, они приводят к ослаблению сцепления между частицами пород; порода теряет прочность и распадается. Температурные выветривание особенно сильно проявляется в пустынях, где нередко в течение суток перепады температур достигают 40-50° и более, а также в резко континентальных климатических зонах. 

Разновидностью физического является морозное выветривание, характерное для арктических и субарктических климатических зон. Здесь вода замерзает не только в трещинах, но и в капиллярах, разрывая горную породу до рыхлого состояния. 


Химическое выветривание. Это разрушение горных пород при взаимодействии их с химически активными элементами (кислородом, углекислым газом, органическими кислотами). Этот тип выветривания особенно заметен в породах, содержащих  известняк, и другие горные породы которые растворяет вода. Формируется карстовые формы рельефа пещеры, провал.

Органическое. Оно протекает под действием живых организмов, которые дробят горные породы корнями растений и кислотой при разложении растительных и животных остатков. Животные, делая ходы и норы в почве, разрыхляют ее. Некоторые морские моллюски просверливают себе норы в прочных прибрежных скалах. Мхи и лишайники выделяют кислоты, растворяющие горные породы. Главный результат органического выветривания — образование почв.

 ЭОЛОВЫЕ ПРОЦЕССЫ 

Процессы и формы рельефа, связанные с работой ветра, названы эоловыми в честь древнегреческого бога Эола, повелителя ветров. 

Эти процессы включают: 

вынос ветром результатов выветривания; 

обтачивание, выдалбливание поверхности горных пород твердыми частицами, приносимыми ветром; 

перенос эолового материала и его аккумуляция. 

Процессы эти происходят везде, где есть незакрепленные(Где?) рыхлые отложения, например, на песчаных берегах рек, но ярче всего работа ветра видна в пустынях — районах, отличающихся сухостью воздуха и отсутствием растительности. Горные породы там быстро разрушаются из-за сильных колебаний температуры (физическое выветривание). Ветер действует совместно с выветриванием, выносит его продукты и очищает поверхность для дальнейшего разрушения. В некоторых местах поверхность пустыни покрыта слоем крупных обломков, оставшихся на месте после выдувания мелких частиц. Этот слой предохраняет породы от дальнейшего разрушения. 

Случается так, что в безмолвной пустыне путник вдруг слышит странные звуки. В древности эти места называли «поющими песками», их боялись, считая, что это духи завлекают путников туда, откуда им не выбраться. Позднее обнаружилось, что звуки издаются песчинками, сползающими по поверхности влажных песков. Чем тоньше сползающий песок, тем тоньше звук. Причина появления этих звуков — электрические явления, возникающие в песке при сползании. «Поющие пески» есть не только в пустынях, они встречаются по берегам рек и морей. 

В пустынях ветер создает такие формы рельефа, как барханы. Это песчаные холмы, имеющие форму полумесяца. Высота их от 5 до 200 метров. Барханы под влиянием ветра могут передвигаться. Этим они и опасны, так как могут засыпать дома. Это происходит потому, что ветер сдувает песок с пологого склона, который скатывается вниз по крутому склону, и бархан передвигается со скоростью до сотен метров в год. Борьба с барханами заключается в закреплении песков деревьями или кустарниками. По мере роста отдельных барханов они соединяются в барханные цепи. В местах, где свободного песка мало для образования барханов и достаточно растительности, возникают бугристые или кучевые пески: неподвижные, закрепленные растительностью бугры высотой от 2 до 8 метров. 

На песчаных берегах морей, реже рек и озер, образуются дюны. В отличие от бархана, у дюны выпуклую форму имеет не пологий, а крутой склон. Наветренный склон пологий, подветренный — более крутой. Высота дюн может достигать 30 м и больше. На побережье Балтийского моря есть дюны высотой 60 м,

Рельефообразующая деятельность ветра заметна не только в песчаных пустынях, но и в каменистых. Здесь выступы твердых пород, отдельные скалы, обрывы под влиянием ветра и при участии выветривания образуют причудливые формы: карнизы, колонны, столбы. Кроме барханов, дюн, бугристых песков к эоловым отложениям относится и эоловый лесс.


Информация для экологов

Большую роль в изменении рельефа играет человек. Особенно сильно изменены его деятельностью равнины. Люди издавна селятся на равнинах, они строят дома и дороги, засыпают овраги, сооружают насыпи. Человек изменяет рельеф при добыче полезных ископаемых: выкапываются огромные карьеры, насыпаются холмы-терриконы — отвалы пустой породы. Масштабы человеческой деятельности могут быть сравнимы с природными процессами. Например, реки вырабатывают свои долины, вынося горные породы, а человек строит сопоставимые по размерам каналы. Формы рельефа, созданные человеком, называются антропогенными. Антропогенное изменение рельефа происходит с помощью современной техники и довольно быстрыми темпами. Движущаяся вода и ветер выполняют огромную разрушительную работу, которая называется эрозией (от латинского слова erosio разъедание). Эрозия земель — природный процесс. Однако он усиливается в результате хозяйственной деятельности людей: распашки склонов, вырубки лесов, неумеренного выпаса скота, прокладки дорог.

Значительные изменения рельефа производят­ся при транспортном, промышленном и гражданском строительст­ве. Под сооружения выравниваются площадки, для дорог создают­ся насыпи и выемки. Косвенное влияние человека на рельеф ранее всего стало ощущаться в сельскохозяйственных районах. Вырубка лесов и распашка склонов создают условия для бурного роста овра­гов. Строительство зданий и инженерных сооружений способству­ет возникновению или усилению оползней.

































Задания для групп


Задание для геоморфологов


Что? Выветривание- это ……

Как? Какие бывают……….

Где? Когда? Как называются?

Почему?

Вывод: какие формы рельефа образуются


Что?Ветер

Где?

Как?

Когда?

Почему? Вывод: какие формы рельефа образуются



Задание для гляцологов и гидрологов


Что? Текучие воды

Где?

Когда? Как называются? Почему? Вывод: Какие формы рельефа образуются

Ледник

Что? Когда? Где? (Место образования ледника)

Как? (Какие были оледенения)

Зачем? Почему?

Вывод: какие формы рельефа образовались



Задание для геологов


Прочитайте, ответьте на вопросы.

Что? Где? Когда? Как? (Какие бывают движения?)

Почему?

Выводы:

Какие формы рельефа образуются?


Эколог

Кто ? Человек

Что? делает

Когда? Как?называются Зачем?

Вывод: к чему приводит



























Рельефообразующий фактор

Создаваемые формы рельефа

I. Эндогенные:

1. Горообразовательные движения.

2.  Внедрение магмы в земную кору.

3.  Излияние магмы на поверхность.

4.  Складкообразование.

5.  Разрывы и деформации

1. Крупные формы рельефа

II. Экзогенные:

1. Непосредственное действие силы тяжести

1. Осыпь.

2. Обвал.

3. Оползень

2. Деятельность текучих вод

1. Овраги.

2. Балки.

3. Дурные земли.

4. Долины рек

3. Деятельность ледников

1. Кары.

2.  Троги.

3. Холмисто-моренный рельеф

4. Деятельность подземных вод

1.Пещеры.

2.  Воронки

5. Деятельность морских и озерных волн

1. Клиф (береговой обрыв).

2. Пляж

6. Деятельность ветра

1. Котловины выдувания.

2. Дюны, барханы.

3. Эоловые города

7. Воздействие мерзлоты

1. Бугры пучения.

2. Термокарстовые западины

8. Деятельность живых организмов

1. Болотные кочки.

2. Сурчины.

3. Торфяные гряды.

4.  Термитники.

5. Коралловые рифы

9. Деятельность человека

1. Карьеры.

2. Отвалы.

3. Терриконы.

4.  Насыпи.

5. Выемки.

6. Котлованы.

7. Террасированные склоны




























































15



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!