СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развите функциональной грамотности на уроках географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие функциональной грамотности на уроках географии

Просмотр содержимого документа
«Развите функциональной грамотности на уроках географии»

 Развитие  функциональной грамотности  на уроках географии   Учитель географии: Клименко С.Н.

Развитие функциональной грамотности на уроках географии

Учитель географии: Клименко С.Н.

 Функциональная грамотность – это способность применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач. Для того, чтобы быть успешным в обучении, ребенок должен прежде всего уметь работать с информацией: находить её, отделять нужное от ненужного, проверять факты, анализировать, обобщать и – что очень важно – перекладывать на собственный опыт. Термин «функциональная грамотность» впервые был предложен и введен в научный и практический оборот ЮНЕСКО в 1957 году. Тогда, 67 лет назад, функциональная грамотность понималась как совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем.

Функциональная грамотность – это способность применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач. Для того, чтобы быть успешным в обучении, ребенок должен прежде всего уметь работать с информацией: находить её, отделять нужное от ненужного, проверять факты, анализировать, обобщать и – что очень важно – перекладывать на собственный опыт.

Термин «функциональная грамотность» впервые был предложен и введен в научный и практический оборот ЮНЕСКО в 1957 году.

Тогда, 67 лет назад, функциональная грамотность понималась как совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем.

Функциональная грамотность формируется по трем основным направлениям: - читательская грамотность - естественнонаучная - математическая В географии функциональная грамотность формируется достижением, прежде всего, предметных результатов через: - работу с текстом - работу с географической картой - работу со статистическими данными.

Функциональная грамотность формируется по трем основным направлениям:

  • - читательская грамотность
  • - естественнонаучная
  • - математическая

В географии функциональная грамотность формируется достижением, прежде всего, предметных результатов через:

  • - работу с текстом
  • - работу с географической картой
  • - работу со статистическими данными.
      Уровни естественнонаучной грамотности:    1. Воспроизведение простых знаний (терминов, фактов, правил), умение приводить примеры явлений и формулировать выводы при помощи основных естественнонаучных понятий.   2. Использование естественнонаучных знаний для объяснения отдельных явлений; выявление вопросов, на которые могла бы ответить наука, определение элементов научного исследования.   3. Объяснение явлений на основе их моделей, анализ результатов проведенных исследований, сравнение данных, научная аргументация своей позиции, оценка различных точек зрения .

Уровни естественнонаучной грамотности:

1. Воспроизведение простых знаний (терминов, фактов, правил), умение приводить примеры явлений и формулировать выводы при помощи основных естественнонаучных понятий.

2. Использование естественнонаучных знаний для объяснения отдельных явлений; выявление вопросов, на которые могла бы ответить наука, определение элементов научного исследования.

3. Объяснение явлений на основе их моделей, анализ результатов проведенных исследований, сравнение данных, научная аргументация своей позиции, оценка различных точек зрения .

Читательская грамотность, это способность ориентироваться с помощью различной текстовой информации в жизненных ситуациях.    - создание схематичного рисунка по тексту  - нахождение географических ошибок в предложенном тексте  - заполнение текста пропущенными словами;  - составление кроссвордов  - чтение и анализ художественного текста из произведений

Читательская грамотность, это способность ориентироваться с помощью различной текстовой информации в жизненных ситуациях. - создание схематичного рисунка по тексту - нахождение географических ошибок в предложенном тексте - заполнение текста пропущенными словами; - составление кроссвордов - чтение и анализ художественного текста из произведений

  • Текст
  • Антарктическая кругосветная экспедиция в декабре 2016 г. из порта г. Кейптаун в большое плавание отправилась команда Антарктической кругосветной экспедиции, которая завершилась в марте 2017 г. Это масштабный исследовательский проект Швейцарского полярного института и Российского географического общества (РГО). Экспедиция прошла по намеченному маршруту на российском научно – исследовательском судне «Академик Трешников», оснащенном современными научными лабораториями, вспомогательными плавсредствами и даже тремя вертолетами. На борту судна находились 50 студентов из университетов разных стран мира, которые принимали участие в проекте «Морской университет РГО». В его рамках в течение 25 дней молодые специалисты под руководством опытных ученых проводили океанографические и гидрометеорологические исследования в пределах антарктического и субантарктического климатических поясов.

«Смысловое чтение на уроках географии, как один из способов формирования функциональной грамотности».

Опираясь на текст поясните:

а) С территории какого государства отправилась в большое плавание команда Антарктической кругосветной экспедиции?

б) Какие типы воздушных масс формируют климат акватории, в пределах которой происходили исследования, указанные в тексте? (Запишите развернутый ответ)

в) Объясните, почему период с декабря по март наиболее благоприятен для проведения исследовательских работ экспедиции. (Запишите развернутый ответ)

Задания на формирование читательской грамотности

  • Прочитайте текст.
  • В 1819 году по предложению Фаддея Беллинсгаузена была организована первая русская антарктическая экспедиция, в состав которой вошли судна «Восток» и «Мирный». Капитанами этих кораблей стали сам Беллинсгаузен и лейтенант Михаил Лазарев. 27 января 1820 года им удалось обнаружить шестой континент Земли. Моряки наблюдали берег в районе, который сейчас известен как шельфовый ледник Беллинсгаузен. Ещё раз россияне увидели землю 2 февраля, а 17 и 18 числа им удалось подплыть к побережью почти вплотную. Чуть позже экспедиция открыла остров Петра I, Землю Александра I и ряд островов в районе Антарктического полуострова. Однако высадиться на берег континента морякам так и не удалось. Тем не менее «Восток» и «Мирный» смогли полностью обогнуть Антарктиду, плывя только в южных широтах выше 60 градуса. В начале XX века нашлись двое смельчаков, которые рискнули достичь Южный полюс. Это норвежец Руаль Амундсен (1872-1928) и англичанин Роберт Скотт (1868-1912).  14 декабря 1912 года на Южном полюсе уже развевался норвежский флаг. Южный полюс был покорен! Английская экспедиция погибла на Антарктиде
  • Ответьте на вопросы:
  • С территории какого государства отправилась в большое плавание команда Беллинсгаузена и Лазарева?
  • Объясните, почему период с декабря по март наиболее благоприятен для проведения исследовательских работ экспедиции.
  • Почему путешественники не смогли высадится на материк?
  • Какие недостатки были в экспедициях Роберта Скотта и Руаля Амундсена?
  • Какие объекты открыты на территории Антарктиды?/работа с картой/

Работа с картами (план местности) Фермер выбирает участок для закладки нового фруктового сада. Ему нужен участок, на котором весной рано сходит снег, а летом почва лучше всего прогревается солнцем. Он также должен иметь расположение, удобное для вывоза собранного урожая на консервный завод. Определите, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 или 3, больше всего отвечает указанным требованиям. Для обоснования Вашего ответа приведите два довода.

Работа с картами (план местности)

  • Фермер выбирает участок для закладки нового фруктового сада. Ему нужен участок, на котором весной рано сходит снег, а летом почва лучше всего прогревается солнцем. Он также должен иметь расположение, удобное для вывоза собранного урожая на консервный завод. Определите, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 или 3, больше всего отвечает указанным требованиям. Для обоснования Вашего ответа приведите два довода.
Работа с планом местности

Работа с планом местности

 Определи стороны горизонта.

Определи стороны горизонта.

Работа с картами  Условные обозначения / географический диктант/

Работа с картами Условные обозначения / географический диктант/

Определи азимут Игра: «Найди клад»

Определи азимут Игра: «Найди клад»

«Найди лишнее»  - найти лишний географический объект и дать объяснение выбору Бразилия, Аргентина, Перу, Монголия, Сирия, Албания, Китай,  Колумбия,  Турция  Парагвай

«Найди лишнее»  - найти лишний географический объект и дать объяснение выбору

  • Бразилия, Аргентина, Перу,
  • Монголия, Сирия, Албания, Китай,

Колумбия,

Турция

Парагвай

«Немая картина»

«Немая картина»

.«Узнай объект по описанию» Часть света, расположенная только в северном полушарии и пересекаемая нулевым меридианом. Самый большой материк. Материк, пересекаемый и экватором и нулевым меридианом Самый большой по площади океан. Самый холодный материк.

.«Узнай объект по описанию»

  • Часть света, расположенная только в северном полушарии и пересекаемая нулевым меридианом.
  • Самый большой материк.
  • Материк, пересекаемый и экватором и нулевым меридианом
  • Самый большой по площади океан.
  • Самый холодный материк.
Работа со статистическим материалом

Работа со статистическим материалом

Работа со статистическим материалом В каком из городов 21 марта солнце раньше всего по московскому времени поднимется над горизонтом?   Алгоритм 1. О чем вопрос? (Где раньше начнется новый день.) 2. Когда это происходит? (В чем особенность этого дня?) (Это день равноденствия.  На всей Земле день равен ночи.) 3. Где раньше начинается новый день? (На востоке.)   4. Какой из пунктов самый восточный? (Все точки находятся на одной широте и имеют разную долготу. Восточнее расположен пункт, долгота которого имеет самое большое значение – 56° в. д., т. е. пункт Г.)

Работа со статистическим материалом

  • В каком из городов 21 марта солнце раньше всего по московскому времени поднимется над горизонтом?
  •   Алгоритм
  • 1. О чем вопрос? (Где раньше начнется новый день.)
  • 2. Когда это происходит? (В чем особенность этого дня?) (Это день равноденствия.  На всей Земле день равен ночи.)
  • 3. Где раньше начинается новый день? (На востоке.)
  •   4. Какой из пунктов самый восточный? (Все точки находятся на одной широте и имеют разную долготу. Восточнее расположен пункт, долгота которого имеет самое большое значение – 56° в. д., т. е. пункт Г.)
Использование политических карт.  «Найди лишнее» Пример 1.  Бразилия, Аргентина, Перу, Колумбия, Парагвай (Парагвай не имеет выход к морю остальные имеют морские порты). Пример 2 . Монголия, Сирия, Албания, Китай, Турция. (Албания, находится в Европе, остальные в Азии). Пример 3 . Россия, Канада, США, Бразилия, Австралия, Италия (Италия маленькое по размеру государство остальные большие).

Использование политических карт. «Найди лишнее»

  • Пример 1.  Бразилия, Аргентина, Перу, Колумбия, Парагвай (Парагвай не имеет выход к морю остальные имеют морские порты).
  • Пример 2 . Монголия, Сирия, Албания, Китай, Турция. (Албания, находится в Европе, остальные в Азии).
  • Пример 3 . Россия, Канада, США, Бразилия, Австралия, Италия (Италия маленькое по размеру государство остальные большие).
«Согласен, не согласен»

«Согласен, не согласен»

Использование индивидуальной формы работы с географическими картами:   Найти на политической карте мира 10 государств, которые начинаются на букву И. Определить их столицы и выписать в тетрадь в порядке от самого короткого названия до самого длинного. Иран - столица Тегеран, Ирак - столица Багдад, Индия - столица Дели, Италия - столица Рим, Израиль - столица Тель-Авив, Испания - столица Мадрид, Иордания - столица Амман, Ирландия - столица Дублин, Исландия - столица Рейкьявик, Индонезия - столица Джакарта.

Использование индивидуальной формы работы с географическими картами:

  • Найти на политической карте мира 10 государств, которые начинаются на букву И. Определить их столицы и выписать в тетрадь в порядке от самого короткого названия до самого длинного.
  • Иран - столица Тегеран,
  • Ирак - столица Багдад,
  • Индия - столица Дели,
  • Италия - столица Рим,
  • Израиль - столица Тель-Авив,
  • Испания - столица Мадрид,
  • Иордания - столица Амман,
  • Ирландия - столица Дублин,
  • Исландия - столица Рейкьявик,
  • Индонезия - столица Джакарта.
Географический диктант с « ошибками»   Например, текст диктанта в 7 классе по теме «Евразия». «Наш корабль снялся с якоря на рейде порта Мурманск. Мы отправились в путь по водам (Белого моря). В трюмах находился груз для жителей (полуострова Сахалин). Обогнув с севера (остров Таймыр), корабль вышел на просторы (Баренцева моря). Вскоре на горизонте показались острова (Северная Земля), миновав которые мы продолжили свой путь на восток по водам (Карского моря). Через некоторое время прошли у берегов (полуострова Врангеля) и по водам Чукотского моря подошли к (Татарскому) проливу. Дальше наш путь шел на (северо-запад) по водам Берингова моря к берегам (острова) Камчатка. Попутное холодное течение (Куросио) помогало нашему кораблю. Обогнув Камчатку пройдя по водам (Японского моря) корабль подошел к (полуострову) Сахалин и бросил якорь на рейде Южно-Сахалинска» Географические объекты, записанные в скобках, ошибочны. Учащиеся должны написать правильные объекты

Географический диктант с « ошибками»

  • Например, текст диктанта в 7 классе по теме «Евразия».
  • «Наш корабль снялся с якоря на рейде порта Мурманск. Мы отправились в путь по водам (Белого моря). В трюмах находился груз для жителей (полуострова Сахалин). Обогнув с севера (остров Таймыр), корабль вышел на просторы (Баренцева моря). Вскоре на горизонте показались острова (Северная Земля), миновав которые мы продолжили свой путь на восток по водам (Карского моря). Через некоторое время прошли у берегов (полуострова Врангеля) и по водам Чукотского моря подошли к (Татарскому) проливу. Дальше наш путь шел на (северо-запад) по водам Берингова моря к берегам (острова) Камчатка. Попутное холодное течение (Куросио) помогало нашему кораблю. Обогнув Камчатку пройдя по водам (Японского моря) корабль подошел к (полуострову) Сахалин и бросил якорь на рейде Южно-Сахалинска»
  • Географические объекты, записанные в скобках, ошибочны. Учащиеся должны написать правильные объекты
.«Что такое? Кто такой?» Объяснить термин и показать на карте. 1.Титикака                                  2.Маракайбо 3.Анхель                                     4.Игуасу 5.Мулаты                                    6.Бразилиа 7.Аконкагуа                                8.Амазонка

.«Что такое? Кто такой?»

  • Объяснить термин и показать на карте.
  • 1.Титикака                                  2.Маракайбо
  • 3.Анхель                                     4.Игуасу
  • 5.Мулаты                                    6.Бразилиа
  • 7.Аконкагуа                                8.Амазонка
Использование фронтальной формы работы с географическими картами:  «Установите соответствие». Миссисипи Миссури Св. Лаврентия Ниагара Колорадо а) образует Большой Каньон б) собирает воду Великих озер и впадает в Атлантический океан в) на языке индейцев “грохочущая вода” г) на языке индейцев “илистая река” д) наиболее длинная в Северной Америке е) образует обширную дельту ж) соединяет озера Эри и Онтарио з) впадает в Калифорнийский залив и) впадает в Мексиканский залив к) по длине превосходит ту, в которую впадает

Использование фронтальной формы работы с географическими картами: «Установите соответствие».

  • Миссисипи
  • Миссури
  • Св. Лаврентия
  • Ниагара
  • Колорадо

а) образует Большой Каньон

б) собирает воду Великих озер и впадает в Атлантический океан

в) на языке индейцев “грохочущая вода”

г) на языке индейцев “илистая река”

д) наиболее длинная в Северной Америке

е) образует обширную дельту

ж) соединяет озера Эри и Онтарио

з) впадает в Калифорнийский залив

и) впадает в Мексиканский залив

к) по длине превосходит ту, в которую впадает

Использование ассоциативных заданий при работе с географическими картами.  «Поиск аналогов». Называется  какой – либо географический объект, а ученики должны найти как можно больше его географических аналогов по тем или иным признакам. Пример . Найдите географические аналоги города Буэнос – Айрес. - Буэнос-Айрес - Бухара  - (оба начинаются на букву «Б»). - Буэнос-Айрес – Будапешт – (являются столицами государств). - Буэнос-Айрес – Копенгаген – (оба лежат на берегу моря). - Буэнос-Айрес – Кейптаун – (оба лежат в южном полушарии). - Буэнос-Айрес – Вашингтон -  (оба лежат в западном полушарии). - Буэнос-Айрес – Мадрид – (жители обоих городов говорят на испанском языке). - Буэнос-Айрес – Мехико – (оба города самые крупные по численности населения в своих странах).

Использование ассоциативных заданий при работе с географическими картами. «Поиск аналогов».

Называется  какой – либо географический объект, а ученики должны найти как можно больше его географических аналогов по тем или иным признакам.

Пример . Найдите географические аналоги города Буэнос – Айрес.

  • - Буэнос-Айрес - Бухара  - (оба начинаются на букву «Б»).
  • - Буэнос-Айрес – Будапешт – (являются столицами государств).
  • - Буэнос-Айрес – Копенгаген – (оба лежат на берегу моря).
  • - Буэнос-Айрес – Кейптаун – (оба лежат в южном полушарии).
  • - Буэнос-Айрес – Вашингтон -  (оба лежат в западном полушарии).
  • - Буэнос-Айрес – Мадрид – (жители обоих городов говорят на испанском языке).
  • - Буэнос-Айрес – Мехико – (оба города самые крупные по численности населения в своих странах).
Использование логических  заданий при работе с географическими картами.  «Раздели слова на группы»   Бразилия, Боливия, Кордильеры, Амазонка, Сенегал, Нигер, Игуасу Миссисипи, Енисей, Гималаи, Народная, Монблан, Обь, Румыния, Италия, Чад, Сомали, Конго, Вьетнам, Флорида, Анды, Нил, Эквадор, Финляндия, Атакама, Великобритания, Гекла, Эльбрус, Кавказ, Дунай, Рейн, Телецкое, Боденское, Альпы, Израиль, Сахара, Каракумы.

Использование логических  заданий при работе с географическими картами. «Раздели слова на группы»

  • Бразилия, Боливия, Кордильеры, Амазонка, Сенегал, Нигер, Игуасу Миссисипи, Енисей, Гималаи, Народная, Монблан, Обь, Румыния, Италия, Чад, Сомали, Конго, Вьетнам, Флорида, Анды, Нил, Эквадор, Финляндия, Атакама, Великобритания, Гекла, Эльбрус, Кавказ, Дунай, Рейн, Телецкое, Боденское, Альпы, Израиль, Сахара, Каракумы.
«Ассоциативные загадки»  (на что или кого похожи очертания этого объекта) - акула – Сахалин - нос носорога – полуостров Сомали (Африка) - лежащий тигр – Скандинавский полуостров - сапожок – Апеннинский полуостров

«Ассоциативные загадки» (на что или кого похожи очертания этого объекта)

  • - акула – Сахалин
  • - нос носорога – полуостров Сомали (Африка)
  • - лежащий тигр – Скандинавский полуостров
  • - сапожок – Апеннинский полуостров

Тема урока: «Ориентирование на местности»

Старые сосны в лесу под напором ветра склоняли свои кроны к заходящему солнцу. Возвращаясь в лагерь, по лесу шёл турист. Встречный ветер грозил снести ему шляпу, и он придерживал её рукой. Пройдя, некоторое расстояние, он вышел на лесную поляну. Сделав, несколько шагов он наткнулся на пень, возле которого возвышался муравейник. Здесь он повернул налево и продолжал свой путь перпендикулярно пройденной дороге. Через некоторое время турист вдруг заметил, что заблудился. Он остановился и стал определять направление своего пути. Компаса он не имел. После некоторого раздумья турист сказал: «Зачем я иду на юг? Ведь лагерь должен быть, по-моему, к западу отсюда». И он сделал крутой поворот вправо на 90 градусов, так как решил, что западное направление именно это. Стемнело. На небе появились звёзды. Турист продолжал свой путь в лагерь.

Задание 1. Правильно ли определил направление пути турист?

Напишите в ответе “да” или “нет” и обоснуйте свою точку зрения

Задание 2. Как определить по муравейнику стороны горизонта?

Задание 3. Как должен турист определить направление своего пути по Полярной Звезде?

Задание 4. Выберите один вариант ответа

В каком направлении двигалась группа туристов, если Полярную звезду они видели справа от себя

Глобальные компетенции  Это способность ученика самостоятельно или в группе использовать знания для решения глобальных задач.  Ребенок должен уметь управлять своим поведением, открыто воспринимать новую информацию, быть контактным и взаимодействовать в группе. Этот компонент развивает аналитическое и критическое мышление, способность к сотрудничеству. Совместные исследования помогают формировать уважительное отношение к чужому мнению и культуре. Современное образование предлагает совершенно новый уровень развития личности, способной понимать и принимать убеждения других людей.   способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной задачей; ориентироваться с помощью различной текстовой информации в жизненных ситуациях.

Глобальные компетенции Это способность ученика самостоятельно или в группе использовать знания для решения глобальных задач. 

  • Ребенок должен уметь управлять своим поведением, открыто воспринимать новую информацию, быть контактным и взаимодействовать в группе. Этот компонент развивает аналитическое и критическое мышление, способность к сотрудничеству. Совместные исследования помогают формировать уважительное отношение к чужому мнению и культуре.
  • Современное образование предлагает совершенно новый уровень развития личности, способной понимать и принимать убеждения других людей.   способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной задачей; ориентироваться с помощью различной текстовой информации в жизненных ситуациях.
Развивать естественно-научную грамотность на уроках географии,  помогут задания на анализ и сравнение явлений природы, географических карт, процессов в окружающей среде. Для этого надо проводить практические исследования, объяснять явления природы и находить существующие доказательства.

Развивать естественно-научную грамотность на уроках географии, помогут задания на анализ и сравнение явлений природы, географических карт, процессов в окружающей среде. Для этого надо проводить практические исследования, объяснять явления природы и находить существующие доказательства.

Глобальные компетенции  «Я путешественник»     Защита проекта  «Арктика – фасад России»

Глобальные компетенции

«Я путешественник»

Защита проекта

«Арктика – фасад России»