СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие ассоциативного мышления младших школьников на уроке музыки.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие ассоциативного мышления младших школьников на уроке музыки. Авторская разработка.

Просмотр содержимого документа
«Развитие ассоциативного мышления младших школьников на уроке музыки.»

4




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 г. Дубны Московской области»














Тема выступления на ШМО, из опыта работы


«Развитие ассоциативного мышления младших школьников на уроке музыки».









Учитель музыки Угарова Ю.А.






















Дубна 2013

«Развитие ассоциативного мышления младших школьников на уроке музыки».


Язык музыки отличается высокой степенью обобщенности и абстрактности, художественные образы обладают знаковыми особенностями и рождают в сознании воспринимающего огромное количество ассоциаций.

В ходе работы у меня сложилось стойкое убеждение, что развитие ассоциативного мышления является очень важной задачей, так как бедный ассоциативный ряд создает препятствия для обучения во всех видах музыкальной деятельности. И я стараюсь применять на своих уроках такие формы занятий, которые бы стимулировали ассоциативное мышление, способствовали развитию воображения ребенка, способствует пониманию множественности проявлений мира.

В соответствии с вышесказанным целью методической разработки является обобщение педагогического опыта по развитию ассоциативного мышления младших школьников на уроках музыки.

В процессе работы над темой мной решаются следующие задачи:

  1. раскрыть понятие ассоциативного мышления в педагогике и психологии;

  2. выявить особенности музыки как средства развития ассоциативного мышления;

  3. изучить и отобрать в методической литературе приемы по развитию ассоциативного мышления средствами музыки;

  4. представить и обобщить собственный педагогический опыт по данной теме.

В ходе исследования я опиралась на следующий понятийный аппарат. В психологии под «ассоциацией» понимают связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое. Ассоциациями объясняется появление новых знаний, умений, отображение в сознании человека предметов и явлений действительности в форме связей прошлого и настоящего, известного и неизвестного. Ассоциативное мышление – это процесс, направленный на установление связей между предметами и благодаря этому созданию совершенно уникальной по масштабам и содержанию «картины» мира объектов и явлений для анализа и обобщения. Ассоциативному мышлению отводится важнейшая роль в творческом процессе, особенно в художественно-образном мышлении.

Все многообразие ассоциаций при восприятии музыки можно условно разделить на 4 вида:

  1. 1 вид - музыкальные ассоциации, связанные с вербальным рядом;

  2. 2 вид - связанные с визуальным рядом;

  3. 3 вид - связанные с пластической передачей движений;

  4. 4 вид - связанные с жизненным опытом детей.

Мною была изучена методическая литература по данной теме, разработана и апробирована система заданий, являющихся наиболее эффективными в развитии ассоциативного мышления младших школьников.

Рассмотрим конкретные приемы, которые можно использовать для решения поставленной задачи.

1 вид - подбор музыкальных ассоциаций, связанных с вербальным рядом.

В 1 классе перед детьми ставятся творческие задания, позволяющие им описать словами или звуками те ассоциации, которые возникли при прослушивании произведений. Например, при восприятии пьесы «Осень» Г.В. Свиридова, учитель при этом подсказывает направление ассоциации: эмоциональное состояние (грусть, веселье, тоска…), конкретную ситуацию (идем в гости, дождик…), конкретного героя (веселый зайчик, Бармалей). Для подбора эмоциональных эпитетов используется вербально-графическая матрица «Словаря эмоций» Анисимова В.П. Кроме того, предлагаются задания на ассоциации, связанные со звуками природы, техническими и городскими шумами, которые они могут передать звуками - задание «Выражение своих мыслей и чувств звуками».

Следующий этап в развитии ассоциативного мышления в вербальных проявлениях связан с формированием у них навыков развернутой разговорной речи. Ответы учеников становятся более конкретными и характеристики выражены словосочетаниями, а не одним словом, происходит дальнейшее накопление словаря эмоциональных эпитетов. Используются такие задания, как подбор названия к музыкальному произведению, сочинение мелодии на заданный текст: потешки, скороговорки, колыбельные.

В 3 классе ассоциации становятся более образными, расширенными, учащиеся могут воспроизвести целый образный ряд, сочинить сюжетную сказку под музыку,

В 4 классе дети стремятся к самостоятельности мышления, отвечая на вопросы учителя, они уже не повторяют его точку зрения, стремясь подобрать свои собственные ассоциации. Учащиеся могут высказать свою точку зрения при выполнении задания «Творческое кредо композитора», «Ассоциативные гроздья», создание литературного «перевода» с языка музыки на язык слов; «Передай литературный образ».

2 вид - подбор музыкальных ассоциаций, связанных с визуальным рядом.

В 1 классе учащиеся могут выполнять простейшие задания, связанные с цветовыми ассоциациями и линейными их воплощениями, такие как «Цветные квадраты», «Палитра». Они могут отобразить с помощью линии характер мелодии – задание «Музыкальная линия».

Во 2 классе детям предлагается нарисовать портреты различных героинь (злюка, резвушка, фея драже и т.д.). Использование приема игры с цветом становится сложнее, так как дети используют большее количество цветов и способны передать разнообразные оттенки.

В 3 классе учащиеся могут передать в цвете не только общее настроение музыкального произведения, но и отдельных героев, противоположных по характеру, например две феи – фея Сирени и фея Карабос. Учащиеся могут ассоциировать построение музыкального произведения с определенными геометрическими формами, словесно аргументируя его, например, «Рондо Фарлафа» из оперы «Руслан и Людмила» М.И. Глинки и т.д. Дети, глядя на картину художника, могут проанализировать событие, изображенное на ней, краски, использованные при написании картины, и подобрать музыку, соответствующую данной картине и описать ее (задания «Музыкальная живопись»; «Живописная музыка»; «Времена года в цвете и звуке»).

В 4 классе учащиеся уже могут аргументировано анализировать несколько сюжетных линий произведений искусства, например, картину К. Петрова-Водкина «Полдень». Художественные навыки учащихся 4 класса, позволяют им выполнять задания на составление сюжетных композиций, навеянных музыкальными ассоциациями, выделяя при этом главное.

3 вид - подбор музыкальных ассоциаций, связанных с передачей движений, или пластическое интонирование.

В 1 классе лучше использовать пьесы и песни с яркими, локальными образами, вызывающими у детей стремление передать характер персонажей в однотипных движениях (например, веселых, задорных клоунов в музыкальном произведении Д. Кабалевского «Клоуны», повадки шустрых, подвижных мышек в музыкальном произведении А. Жилинского «Мышки» и др.). Перед детьми при этом ставятся творческие задания, которые позволяют им самостоятельно выбирать движения, отражающие повадки зверей, птиц или других персонажей. В 1 классе также можно использовать задания, связанные с имитацией игры на различных музыкальных инструментах.

По мере овладения детьми навыками исполнительских движений, обогащения музыкального опыта ребенка музыкальный репертуар усложняется. Детям предлагаются музыкальные произведения с ярко выраженной динамикой развития музыкального образа (например, «Парень с гармошкой» Г. Свиридова из «Альбома пьес для детей», русская народная прибаутка «Ворон» и др.). Это побуждает ребенка использовать более широкий спектр движений, своевременно менять их в соответствии с характером музыки. Более сложный этап связан с выполнением музыкально-двигательных композиций, придуманных самими детьми. Учащимся предлагаются более сложные задания, включающие пластические импровизации на классическую музыку. «Озвучить» движение помогают выразительные средства самой музыки: ее интонационно-образный строй, ритм, кульминации, спады, контрасты, строение и т.д.

4 вид - подбор музыкальных ассоциаций, связанных с жизненным опытом детей.

Эти задания направлены на расширение слуховых представлений детей о различных видах шумов: производственных, бытовых, природных, например, задание «Угадай звук». Во 2 классе дети уже могут создавать более сложные, многозвучные картинки – «Звуковые картины». При использовании метода «Сочинение сочиненного» используются такие произведения, как «Болезнь куклы», «Новая кукла», «Марш деревянных солдатиков». В 3-4 классах учитель, подбирая задания по этой теме должен стремиться использовать как можно более широкий спектр всевозможных ситуаций, и проблемных заданий, например, сцена ярмарки из балета И. Стравинского «Петрушка». Подбор музыкальных ассоциаций, связанных с жизненным опытом детей активизирует знания и опыт учащихся, учит ребенка уходить от стереотипов, например задание «Если это...».

Результативность применения специальных заданий по развитию ассоциативного мышления в практике моей работы доказывают результаты мониторинговых исследований, проведенных в начальных классах с 2008 учебного года по 2011. Для изучения эффективности разработанной системы использовалась: диагностика Фрэнсиса Гальтона «Ассоциативный цепной тест», методика Людмилы Валентиновны Школяр «Музыкально-жизненные ассоциации».

Результаты исследования в диагностике Ф. Гальтона показывают, что такие параметры, как длина цепочки и количество оригинальных эпитетов заметно повышаются из класса в класс.

Результаты исследования по методике «Музыкально-жизненные ассоциации» показывают, что по всем показателям наблюдается положительная динамика: по точности музыкальной характеристики, по развернутости и художественности ассоциаций, по эмоциональной окрашенности ответов.

Проанализировав и подведя итоги проведенных с детьми диагностических исследований, сравнивая результаты, полученные в начале исследования и в последующем процессе обучения, можно утверждать, что разработанная мною система оказывает эффективное воздействие на развитие интереса к предмету музыка, и, в частности, на развитие ассоциативного мышления в музыке.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!