СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие читательской грамотности через ключевые дела в проекте «Капелька»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал предназначен для учителей и учащихся в ВД

Просмотр содержимого документа
«Развитие читательской грамотности через ключевые дела в проекте «Капелька»»



Кузнецова Нина Викторовна, учитель русского языка и литературы БОУ «Нагорно- Ивановская СОШ» Тарского муниципального района, Омской области





Развитие читательской грамотности через ключевые дела в проекте «Капелька»



Читательская грамотность сегодня рассматривается как один из самых важных параметров готовности к жизни в современном обществе.  Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. Успешное обучение в начальной и основной школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности. Несмотря на то, что вопросам обучения чтению в образовании всегда придавалось большое значение, задача развития читательской грамотности является новой областью для современной  школы.

В отечественной педагогике понятие читательская грамотность появилось сравнительно недавно. Широкое распространение этот термин получил благодаря ряду международных диагностик, в которых Россия принимала участие с конца XX века.

Уже несколько лет в нашем образовательном учреждении функционирует проект «Капелька», целью которого в последние годы является создание условий для формирования повышения уровня читательской грамотности в школе;

-повышение уровня читательской культуры школьников и роста их читательской активности.

Основные задачи проекта:

1)Способствовать формированию основ читательской грамотности, читательских и речевых умений;

2) Развивать у учащихся потребность в чтении как в источнике дальнейшего личностного совершенствования;

3) Апробация и внедрение новых форм, методов, технологий и средств обучения;

4) Подготовка и распространение методических разработок;

6)Консолидировать усилия учителей, родителей, библиотекарей в деле повышения престижа чтения, развивать семейное чтение.

В творческой копилке проекта «Капелька» имеется несколько реализованных и действующих подпроектов, программа.

Один из первых проектов- «Три кита в искусстве». Искусство помогает растущему человеку постигать мир, приобщать к духовной культуре народа. Мероприятия были направлены на развитие интереса в области искусства, музыки, литературы. Интересно было узнать, что, если бы М. Ю. Лермонтов не состоялся в качестве поэта, он мог бы быть прекрасным художником.

Целью завершённого проекта «Лингвоком словесного мусора» являлось формирование интереса детей к родному языку, русской речи, литературному чтению.

Идея подпроекта заключалась в следующем: используя разные формы смыслового чтения дети учились говорить правильно, избавлялись от употребления в разговорной речи слов, не соответствующих орфоэпическим нормам русского языка.

В год экологии запущены 2 проекта: «Защитим родную природу», «Библиозаставка» и программа экологического просвещения «Мир на ладони».

Формы такого типа заданий позволяют формировать у учащихся читательскую грамотность, путем извлечения из текста информации, которая напрямую не сообщается в тексте. Формирует умение различать в тексте главное и второстепенное, устанавливать имеющиеся в тексте взаимосвязи (пространственные, временные, причинно-следственные)

Для информирования интернет пользователей и привлечения внимания к литературе экологического содержания, организовали подпроект «Библиозаставка».

Для реализации проекта фон рабочего стола компьютера решили использовать в качестве информационного поля. С этой целью на компьютерах ежемесячно меняется литературно-экологическая заставка.

Программа «Мир на ладони». Педагогическая целесообразность программы направлена на развивающее обучение и формирование творческой личности; получение и применение на практике знаний и умений, развитие у детей чувства причастности к решению проблем через включения их в различные виды деятельности по изучению истории родного края, традиций русского народа. Акцент делается на развитие у детей элементарных, но вполне научных представлений о существующих в мире взаимосвязях. Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность – самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей. Создавая свой творческий исследовательский проект, школьник тем самым раскрывает свои способности, то есть самореализуется в общественно полезных и личностно значимых формах деятельности.

Квест-игра «Лукоморье» для учащихся среднего звена.

Цель: расширение знаний учащихся о сказках, легендах, мифах как о кладезе экологических знаний, любовь к истории своего народа посредством игр. Экологический квест «Лукоморье» поможет ребятам в игровой форме прикоснуться к волшебному миру наших предков и понять, что человек и природа одно целое. Так было и будет всегда



Важная роль отводится ключевым делам- главным традиционным общешкольным дела, в которых принимает участие большая часть школьников .

Во-первых, это, конечно же, стабильность, которая способствует зарождению и развитию школьных традиций. Во-вторых, системность, что дает возможность использовать разные виды внеклассной работы не изолированно друг от друга и случайно, а взаимосвязано, целенаправленно, а это, в свою очередь, обеспечивает эффективность. В-третьих, массовый характер работы, что позволяет приобщить к литературе, к искусству максимальное количество обучающихся.

Традиционны в массовой работе мероприятия, посвящённые юбилеям писателей и поэтов. За долгие годы работы разработано множество различных сценариев. Ключевые дела разрабатываются координационным советом, в число которых входят представители библиотеки, Дома Культуры, ДОУ «Ромашка»

Юбилеи писателей и поэтов принято отмечать достойно, при этом очень важно "не навести хрестоматийный глянец", а погрузившись в мир юбиляра, понять значимость личности и современность его творчества.

Среди них любые детские писатели, подарившие мир сказок и романтики. Русские писатели, которые стали гордостью нашей страны и прославили ее на весь мир. В этот почетный список входят и писатели и поэты других стран, чьи произведения стали настоящей классикой. Дни рождения и юбилейные даты — самый простой и замечательный повод еще раз поблагодарить их за это.

Я к вам обращаюсь, товарищи, дети:

Полезнее книги нет вещи на свете!

Пусть книги друзьями заходят в дома,

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!

(С. Михалков)

Три вида искусства - литература, живопись, музыка неотделимы друг от друга, от жизни. Они – и есть сама жизнь. Живопись называют «застывшей музыкой», музыка бывает необыкновенно красочной и зримой, поэзия – музыкальной. Для овладения языком того или иного вида искусства и приобретения навыков, необходимых для восприятия его произведений, важно видеть картины, слушать музыку, читать литературу. О всяком искусстве можно говорить вечно!

23 апреля 2021 года было проведено такое мероприятие, посвящённое творчеству В. Шекспира.

День памяти Уильяма Шекспира

Великий драматург мировой литературы, жизнь и творчество которого до сих пор во многом остаются не разгаданными. Он ушел из жизни 405 лет назад, но до сих пор тревожит умы литературоведов, филологов и, конечно же, читателей.

Все приемы формирования читательской грамотности, используемые при проведении юбилейной даты условно разделены на три группы: приемы и технологии графической переработки текста, творческое чтение, приемы и технологии развития творческих способностей.

В первом блоке было использовано смысловое чтение

Во втором :Приём «Чтение в кружок»

Команды выстраиваются в ряд, напротив друг друга. Каждой команде дают по одинаковой книге Андерсена (у меня был «Гадкий утёнок»), и по команде ведущего первые игроки одновременно начинают читать тест, затем книгу по знаку ведущего передают очередному чтецу. Все соревнующиеся принимают участие в конкурсе.

Третий блок. Приём «Работа с вопросником»

Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причём вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт.

В этом учебном году планируется юбилейная дата по творчеству Л. Н. Толстого.

В заключении хочется сказать, что эффективность данной работы, прежде всего, зависит от педагога, задача которого, выступая организатором учебной деятельности, стать заинтересованным и интересным соучастником этого процесса. Тогда он уверенно может сказать: «Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами»(И.Г. Песталоцци).