Развитие детско-юношеского туризма в условиях ФГОС
Введение
Формирование у школьников интереса к спортивному туризму
В систему спортивного туризма входит также ведомственная система детско-юношеских центров, относящихся к ведомству Министерства образования Российской Федерации. В настоящее время на территории России действует порядка 400 центров, станций юных туристов, туристских баз, центры детско-юношеского туризма и краеведения, Туристско-краеведческие центры. Учебный год-2018/19 объявлен в России годом детского туризма!
По данным государственной статистики в 28 тысячах объединениях учреждений дополнительного образования регулярно занимаются около 425 тысяч обучающихся. В походах, ежегодно организуемых этими учреждениями, участвуют более 1,6 миллионов детей. В системе детско-юношеских центров регулярно совершаются степенные походы и походы низкой категорийности и проводится большой календарь соревнований. Имеется ведомственные маршрутно-квалификационные комиссии для выпуска групп на маршруты, осуществляемых в соответствии с Правилами по спортивному туризму и ведомственным инструкциям. Общероссийская общественная организация «Федерации спортивного туризма России» проводит туристические мероприятия в соответствии с регламентом проведения спортивных соревнований по спортивному туризму.
Понятийная база и содержание курса основаны на положениях нормативно-правовых актов Российской Федерации, в том числе:
Требований к результатам освоения образовательной программы начального общего образования, представленной в Федеральном государственном стандарте начального общего образования;
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина;
Закона « Об образовании»; Федерального закона « О физической культуре и спорте»;
Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020г.;
Примерной программы начального общего образования; приказа Минобрнауки от 30 августа 2010 г. № 889.
В свою очередь, специфической целью школьного физического воспитания является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
Туризм является важной составляющей внеклассной спортивной работы. С каждым годом активный туризм в России становится все более популярным. Являясь приемником самодеятельного туризма -- уникального явления, получившего развитие в Cоветском Cоюзе, он вобрал в себя результаты многолетней практики и теоретические исследования десятков тысяч туристов-спортсменов. В кружках и секциях готовят значкистов и разрядников , а так же младших инструкторов по туризмов, помощников руководителей походов. Руководят кружками педагоги дополнительного образования школы или работники станции юных туристов и центров детско-юношеского туризма и краеведения . Школьный самодеятельный лагерь может быть организован как туристический, спортивный или труда и отдыха. Задание этих лагерей одни: укрепление здоровья, воспитание трудовых навыков, нравственных и физических качеств. Но в зависимости от назначения на первый план могут выдвигаться туризм, спорт или общественно полезный труд
С незапамятных времен дети всегда проявляли интерес к туризму и туристическим походам.
Туристский поход позволяет каждого участника поставить в уникальные, с точки зрения воспитания, условия, когда абстрактные идеи норм общежития приобретают весьма конкретную жестко обусловленную реальность. В условиях туристского похода, особенно многодневного, деятельность каждого члена туристской группы тесно переплетена и взаимообусловлена деятельностью, поступками других членов группы и группы детей в целом. Здесь естественным путем возникает очень важная для педагогов обстановка - ответственная взаимозависимость. Личность ребенка обогащается пониманием себя как конкретного человека, способного своими действиями причинить другим людям радость или несчастье.
Экскурсионно-туристическая работа как эффектная форма воспитания является обязательной формой внеклассной работы с учащимися всех возрастов и включается в годовой план школы и классного руководителя. Периодические отчеты классных руководителей служат действенной формой контроля. Успехи организации массовой туристической работы зависят от руководителя школы. Советская школа в свое время видела в детском туризме мощное средство идеологического воспитания школьников и не без успеха использовала его возможности. В нынешней ситуации размытости идейных ориентиров и идеологической неразберихи воспитание патриотизма и гражданской позиции школьников стоит как никогда остро. Очевидно, что человек не может любить то, чего не знает, и беречь и защищать то, чего не любит. Непосредственное знакомство с природой, историей и культурой Родины пробуждает желание внести и свою лепту в ее развитие и процветание, т.е. закладывает основы деятельного патриотизма.
В процессе туристско-краеведческой деятельности расширяется сфера общения учащихся, происходит приобретение навыков социального взаимодействия, накопление положительного опыта поведения, создаются благоприятные условия для формирования нравственных качеств личности. Прежде всего, это качества, которые воспитываются нахождением в составе туристской группы, существующей в автономном режиме - коллективизм, ответственность, взаимопомощь и взаимовыручка.
Важным преимуществом активных форм туристско-краеведческой деятельности является преодоление разрыва между знаниями о нормах поведения и практикой применения их в условиях общежития.. В туристском походе устраняется разрыв между идейно- нравственными представлениями и практикой поведения, формирование нравственных убеждений становится более эффективным, так как эта деятельность сопровождается должным воспитательным воздействием, а накопление положительного опыта поведения происходит в процессе полезной деятельности.
Туризм – прекрасное и эффективное средство воспитания здорового и закаленного человека. Пусть он не дает такого развития мускулатуры, как другие виды спорта, но зато здоровью туриста могут позавидовать многие. Ему не страшно промочить ноги, он не боится простудиться на ветру, промокнуть под дождем. Туризм закаляет так, как ни один другой вид спорта.
Занятия туризмом вырабатывают у человека ряд очень ценных качеств. Турист умеет правильно ходить, развести огонь, сварить кашу, правильно ориентироваться и не заблудиться в лесу, быстро починить одежду.
В туристических походах школьников оживают и получают совершенно новое звучание многие знания, полученные на уроках географии, биологии, математики, астрономии, которые подчас усваиваются формально и остаются обременяющим память балластом, негодным ни к какому употреблению. Но туризм – это не только средство физического и прикладного воспитания. Велика роль туризма в нравственном и духовном воспитании, социализации и развитии коммуникативных качеств подростков.
Туризм – средство расширения кругозора и обогащения духовной жизни подростков. В туристическом походе вырабатывается умение преодолевать трудности, ребята учатся коллективизму не на словах, а на деле. Регулярное занятие туризмом вырабатывает у подростков сознательную дисциплину, настойчивость, ответственность.
Контакты, которые устанавливаются в походе, способствуют пониманию и установлению сотрудничества между участниками похода. Данная концепция определяет основные цели, задачи, идеи развития детско-юношеского туризма. В ней рассматриваются вопросы организации группы, выбор маршрута и другие вопросы, связанные с организацией походов.
II. Форма, цели и задачи туризма в школе.
Туристские походы по форме их организации, целям и задачам подразделяются на спортивные, тренировочные и на туристские экспедиции.
Спортивные походы имеют цель прохождения маршрута определённой категории сложности, выполнения установленных спортивных нормативов.
Туристские экспедиции организуются с целью освоения новых районов, испытание новых видов снаряжения, разработки новых технических приёмов. В экспедициях могут проводиться медика биологические, физиологические, геологические и другие исследования.
В школе наиболее приемлемыми являются учебно-тренировочные занятия по технике пешеходного туризма и походы, которые могут иметь разные цели:
Чётко сформулировать одну цель похода трудно, но непременно она должна быть сформулирована и доведена до сведения каждого участника похода.
Кроме прикладных целей туристского похода можно выделить и другие группы целей.
Содержательные цели туризма:
Физическая активность – туризм прекрасно подходит для привлечения детей и подростков к занятиям спортивного туризма, чтобы дать им возможность самим понять преимущества регулярных занятий.
Поддержка хорошего состояния здоровья – одна из основных задач всех организаций, занимающихся спортом. Она заключается в том, чтобы поощрять желание детей заниматься спортивным туризмом для сохранения здоровья. Хорошее физическое здоровье достигается за счёт активного образа жизни. Спортивный туризм создаёт для этого уникальные возможности.
Социальная активность – создание команды и социальная активность в ходе выполнение программы спортивного похода. Это программа, в которой каждый член команды имеет большую ценность. Пропаганда спортивного туризма как командного вида спорта стимулирует детей для совместной работы и для понимания важности сотрудничества. Спортивный туризм усиливает воспитательные возможности школы.
Характер приключения – ожидание результата туристского похода, повышая интерес к нему, стимулирует подростка к всемирной подготовки к походу. Основным признаком туристского похода является неизвестность конечного результата, и делают его интересным.
III. Спортивное содержание школьного туризма
Спортивное содержание туризма состоит в преодолении собственными силами и средствами естественных различных препятствий на маршруте, трудностей и лишение походной жизни. Это преодоление должно быть заранее рассчитанным, посильным и обязательно успешным, оно совершается лично каждым участником, но в условиях коллективного взаимодействия.
Спортивные задачи будут выполнены, если удастся в течении всего срока сохранить хорошее физическое и духовное самочувствие всех участников в среде походного обитания.
К спортивному содержанию похода относятся:
естественные препятствия (верёвочные переправы, подъёмы, спуски, длина переходов, общий километраж похода),
ориентирование на незнакомой местности по компасу и карте,
автономное жизнеобеспечение,
туристско-краеведческая работа.
При наполнении туристского похода разнообразным содержанием повышается педагогическая ценность туристского похода.
IV. Педагогический потенциал туризма.
Педагогический потенциал туризма весьма велик коэффициент полезного педагогического действия зависит от подхода и организации туристского похода учителей, от их понимания, умения и опыта в этой области. Школа использует далеко не весь воспитательный потенциал туризма. Исходя из приоритета обучения, предпочтение в туризме отдается краеведению, экскурсиям, не походам, в которых идёт воспитание здоровой, социализированной личности.
Особенно большое распространение получили дальние экскурсионные поездки, которые дают детям большой объём полезной информации, но не несут оздоровительного фактора, который влияет на физическое и нравственное воспитание школьников.
Эффективность туризма снижает и его, изменяя спортивность (марш-броски, сложные подъёмы и др.) и чрезмерная опека и комфортность.
Для повышения педагогического потенциала туристского похода важен демократический стиль руководства, уважительное отношение участников похода к друг другу.
Туризм создает благоприятную среду для воспитания трудовых и волевых навыков. В походе турист учится преодолевать препятствия, готовить пищу, рубить дрова, ставить палатку. Педагог учит этому своим личным примером. Во время похода перед педагогом открываются такие стороны характера воспитанников, которые, невозможно познать в условиях обычной школьной жизни. Туристская группа-это не класс. Походная жизнь сближает туристов, они лучше узнают друг друга. Часто туристский коллектив, эффективно воздействует на нарушителей дисциплины.
V. Организация похода.
1. Комплектование группы
Комплектование группы связано с целями похода и может осуществляться двумя способами.
Первый способ – сначала намечают цель, а потом подбирают подходящих участников похода.
Второй способ – выявляют желающих, а потом намечают посильные им цели. Состав группы зависит от физической подготовленности, дальности и сложности похода, туристского опыта участников похода. Но в любом случае группа не должна превышать 15-20 человек.
Подбирая группу нужно поинтересоваться состоянием здоровья участников похода и учесть, что туризм благотворно влияет на некоторые заболевания, укрепляет и закаляет ослабленных ребят.
2. Организация похода
Организация похода начинается с собрания всех желающих в нем участвовать. На собрании руководитель похода сообщает цель, маршрут и длительность похода, распределяет поручения, договаривается о следующей встрече.
Организованность необходимое туристу качество и воспитывать его надо с самого начала.
На собрании зачитывается примерный список личного снаряжения и объясняется, что чем можно заменить, если не найдется дома.
При подготовке и проведении собрания руководитель составляет список общественного снаряжения и опросить ребят, кто что сможет захватить из дома.
Перед длительным походом проводится родительское собрание, где сообщается цель, дальность, продолжительность похода.
Важным в организации группы является распределение обязанностей: командир группы, помощник командира, завхоз, санитар, секретарь или корреспондент, фотограф, видеооператор, топограф.
3. Выбор и разработка маршрута.
Выбор и разработка маршрута начинается с выбора предполагаемого района путешествия. После этого начинается разработка маршрута, на карте он разбивается по дням, измеряются расстояния дневных переходов, определяются ориентировочные места ночлегов, дневок, если надо, проведения исследовательских работ и экскурсий, места, где будет пополняться запас продуктов, разрабатывают запасные варианты на случай необходимости сократить или увеличить маршрут. После того как все это проделано, составляется график движения. Разрешение на выход группы дает после согласования с отделом по спорту директор школы и начальник управления образования.
4. Составление сметы. В смету расходов нужно включить затраты на транспорт, покупку продуктов, прокат и покупка снаряжения, резерв на непредвиденный случай.
После составления сметы нужно определить источники финансирования.
VI. Питание в походе
Обеспечение нормального питания – одно из важных условий успешного проведения похода.
1. Составление рациона.
Продовольственный рацион составляется с учетом продолжительности и сложное похода, сезона, вкусов и привычек участников похода, возможности пополнять продукты в пути на основе требований и рациональному питанию.
2. Закупка, упаковка и хранение продуктов.
После того как составлен пищевой рацион похода, начинается закупка продуктов, которая поручается всем участникам похода и контролируется руководителем и завхозом группы.
К упаковке продуктов предъявляются свои требования: все продукты должны быть упакованы в матерчатые мешочки, контейнеры с плотно прилегающими крышкам фляги.
После тщательной упаковки, продукты укладываются в рюкзаки.
VII. Снаряжение в походе
Снаряжение делят на личное, групповое и специальное.
Личное снаряжение – это носильные вещи, спальные и умывальные принадлежности и предметы индивидуального пользования. Групповое снаряжение – палатки, топоры, посуда, карты, компасы, лодки. Специальное снаряжение – спасательные жилеты, веревки, накомарники, медицинские аптечки.
Особое требования предъявляются к обуви туристки – это хорошо разношенные кроссовки, ботинки ни низком каблуке, желательно с рифленой подошвой. В них вложить войлочную стельку, пропитать смазкой, которая предохранит их от намокания. В поход лучше надевать мягкие шерстяные носки. Они впитывают пот, в них мял идти, на них не образуются складки. Наиболее удобной одеждой для туриста является одежда спортивного типа, лучше из хлопчатобумажных тканей, штормовки.
VIII. Поведение итогов похода
Поведение итогов похода проводится в форме: фотостендов, видеофильмов, организация и проведение туристского вечера, педагогический отчет похода, финансовый отчет, составление паспорта похода.