СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 09.04.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие детского голоса в процессе обучения пению

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В процессе обучения пению в любом возрасте следует идти по пути постепенного расширения диапазона голоса, а следовательно поэтапного освоения голосовых регистров.

Просмотр содержимого документа
«Развитие детского голоса в процессе обучения пению»

Методическая разработка

по книге Г.П.Стуловой «Развитие детского голоса в процессе обучения пению».


Автор: Фокина Инна Дмитриевна,

преподаватель МКУ ДО «Базарносызганская ДШИ»,

р.п. Базарный Сызган


      1. Исследование возможностей голосовых имитаций детей раннего возраста

От рождения у детей проявляются индивидуальные особенности в использовании голосовых регистров, что делает различным звучание их голосов по звуковысотному расположению, интенсивности и тембру. Так как дети в процессе игры своим голосом от рождения проявляют склонность к использованию натуральных голосовых регистров, решая задачу развития их певческого голоса в дошкольном и младшем школьном возрасте, в процессе обучения необходимо использовать оба эти регистра: как фальцетный, так и грудной, ибо только в этом случае будут созданы наилучшие условия для развития всех функциональных структур сенсомоторной системы.

  1. Первые фонемы, которые складываются у детей, — А, У, О, поскольку артикуляционно они более легкие: достаточно открыть рот и слегка менять лишь положение губ, тогда как произношение И, Э, Ы осуществляется за счет перемещений челюсти, губ и языка. Структура спектра первых также более простая. По-видимому, в процессе обучения настройку детского голоса целесообразно начинать именно с гласных У, О, А.

  2. Оптимальный возраст для становления слуходвигательной функции ребенка, которая проявляется как в речи, так и в пении, совпадает с периодом освоения основных языковых структур: до 3—4 лет. Следовательно, основные вокально-слуховые впечатления ребенок должен усвоить в этот период жизни. Для развития музыкальных и, в частности, вокальных способностей ребенку от рождения нужна специально организованная музыкальная среда, как для развития его речи — языковая. Огромная роль в этом смысле принадлежит колыбельным песням матери и ее доречевому общению с ребенком на языке звуков.

  3. В голосе детей от момента рождения существуют два самостоятельных голосовых регистра: фальцетный и грудной, что соответствует натуральным регистрам человеческого голоса; смешанное голосообразование у детей раннего возраста отсутствует.

В процессе онтогенеза, начиная с 5 лет, по мере созревания структур, ответственных за сложно-координированные акты, постепенно появляется возможность использования смешанных типов голосообразования. Это происходит отчасти стихийно либо в результате целенаправленной работы педагога. Появление микстового звучания у различных детей происходит весьма индивидуально и нерегулярно: то появляясь, то исчезая. Так как микстовое звучание является более поздним функциональным образованием, то логично допустить, что в процессе обучения целесообразно будет использовать сначала натуральные регистры как более простые, а затем — смешанные как функционально более сложные. Выбирая пос- ледовательность в освоении голосовых регистров, необходимо учитывать индивидуальные особенности голоса ребенка. Поэтому для наиболее эффективного развития его певческого голоса следует отдать предпочтение индивидуальным формам занятий, особенно на первом этапе работы с дошкольниками. Групповые занятия возможны при условии, что дети объединяются по принципу однотипности природных особенностей их голосов.

  1. Звуковые сигналы доречевой коммуникации (писк, стон, плач, спонтанные детские вокализации в период гуления и пр.), данные человеку от природы как защитная реакция организма, подсознательно производятся правильно с точки зрения координации в работе всех частей голосообразующего комплекса.

Поскольку биомеханизм звуковых сигналов доречевой коммуникации правильно координирован от природы, их целесообразно использовать как ориентир для настройки певческого голоса на правильное звукообразование при обучении пению в более старшем возрасте.

  1. Способность к подражанию закладывается с первых недель жизни ребенка и развивается в процессе его голосовых имитаций различных мелодических контуров, имеющих коммуникативное значение, и основных фонетических структур языка.

Из соответствующей литературы известно, что без специальной работы по стимуляции детей к звукоподражанию в период от 2 до 4 мес. жизни развитие речи, а следовательно, и умственное развитие резко задерживается (Н. М. Аксарина, Н. М. Щелованов и др.).

Из опытной работы с детьми первых месяцев жизни установлена взаимосвязь проведения такой работы с развитием способности детей к звуковысотным дифференцировкам и правильному интонированию в дальнейшем.

Так как принцип подражания у ребенка лежит в основе его обучения любому виду деятельности, становится понятным значение специальной работы по стимуляции голосовых имитаций ребенка в раннем возрасте, в процессе которых происходит закладка и развитие способности к подражанию, ибо психологический механизм его в любой деятельности один и тот же.

Развитие слуходвигательной функции по своей природе — как анатомическое, так и функциональное. Слуходвигательный анализатор развивается раньше: к моменту рождения (Н. М. Аксарина, Н. М. Щелованов и др.). Однако, чтобы он развивался и далее, необходимо формировать у ребенка слуховое сосредоточение и способность к тонким дафференцировкам, т. е. развивать интонационный и фонетический слух. Чтобы развивался голос, необходимо всячески стимулировать голосовые ответы ребенка, в процессе чего постепенно складывается структура певческой деятельности: от спонтанных голосовых проявлений через слуховое восприятие к произвольному воспроизведению. Правильная организация занятий по стимуляции голосовых ответов с детьми с первых месяцев жизни будет иметь огромное значение для их общего и специфического развития в дальнейшем.

  1. Дети младшего школьного возраста начиная с 7 лет, не имеющие вокального воспитания, так же, как и на более ранних стадиях онтогенеза, чаще всего проявляют склонность к использованию натуральных голосовых регистров: фальцетного и грудного, однако в этом возрасте уже появляется способность к смешанному голосообразованию. Индивидуальные различия в звучании голоса становятся более ярко выраженными по сравнению с детьми раннего возраста и связаны с преимущественным употреблением одного из голосовых регистров, что определяет и звуковысотную локализацию диапазона голоса, его интенсивность и тембр, а также качество интонирования. Установлено, что при фальцетном звукообразовании чистоты интонирования добиться легче, чем при любом нефальцетном.

Проявляя склонность к использованию какого-то одного из голосовых регистров, дети легко могут перестроиться на другой регистровый механизм с помощью педагога по принципу подражания. Способность к вокальному подражанию в этом возрасте достигает своей кульминации. После 10 лет она постепенно угасает. Поэтому формирование вокальных навыков, в том числе исправление качества звуковысотного интонирования, идет более успешно в возрасте до 9—10 лет, чем после.

  1. Одна из наиболее часто встречающихся причин голосовых затруднений «гудошников» заключается в использовании ими при голосообразовании исключительно грудного меха-

низма фонации, что очень ограничивает их звуковысотный диапазон. Определенными методами можно устранить этот недостаток, управляя голосообразованием ребенка с позиций теории регистров. При этом, чем меньше ребенок, тем это сделать проще.

Открывшаяся вдруг способность к правильному интонированию у ребенка имеет для него большое воспитательное значение, меняет его психологическую установку на предмет, в корне изменяет отношение к учебе, что особенно важно для ребенка в период становления его психики и наиболее активного формирования личности.

  1. В ходе исследования показано, что существуют специфические закономерности в изменении звуковысотного положения примарных тонов в зависимости от возраста: в связи с развитием речи к 3—4 годам центр голоса, который совпадает с примарными тонами, немного понижается от Фa1 до Ре- диезь а затем к 7—8 годам вновь повышается до Фа1-Фа-диез. Имеются различия между сопрано и альтами. Поскольку голосообразование на примарных тонах правильно координировано от природы, обычно принято с них начинать настройку голоса певцов. Поэтому педагогу необходимо уметь их на ходить в голосе ребенка, ориентируясь на указанную зону их расположения, с учетом наличия различного рода индивидуальных отклонений от нее.

  2. Как и у взрослых, в голосе детей существуют переходные тоны соответственно для сопрано и альтов: Ре2-Фа-диез2 и Ля1-До-диез2, которые расположены на границе между дву мя натуральными регистрами. Они определенно заметны при пении поступенного звукоряда снизу вверх, где голос как будто ломается, соскальзывая с грудной фонации на фальцетную. При движении по звукоряду сверху вниз они могут быть незаметны, так как фальцетом практически можно спеть весь звуковысотный диапазон, чего нельзя сказать про грудной регистр. При пении грудным звуком снизу вверх за кварту до переходных тонов, если голосообразующий механизм не изменился, в голосе начинает копиться избыточное напряжение. Эту закономерность педагогу следует учитывать в процессе вокального исполнения: при пении восходящих звукорядов за кварту до границы звук следует сознательно постепенно облегчать.

  3. К возрастным признакам голоса относится сила его и тембровая насыщенность нефальцетных способов звукообразования, которые постепенно прогрессируют. Ширина же звуковысотного диапазона зависит от регистрового механизма и поддается управлению.

Благодаря склонности детей к использованию крайних типов натуральных регистров звуковысотный диапазон голоса детей первого года жизни отличается большим разбросом:

до трех октав (Сольм-Соль4 или До1До4), средние звуки обычно отсутствуют. Его ширина с возрастом суживается в результате развития речевой функции, осуществляемой в более ограниченном диапазоне. Однако звуковысотный диапазон легко поддается управлению за счет правильного выбора регистрового режима голоса в соответствии с данной высотой тона. В результате этого звуковысотный диапазон у детей в течение всего домутационного периода может оставаться таким же широким, как и в раннем возрасте. Закономерной особенностью является взаимосвязь между высотой тона и используемым голосовым регистром: детям легче петь грудным голосом на низких звуках и фальцетом — на высоких. Таким образом, звуковысотный диапазон голоса ребенка зависит от используемых им голосовых регистров. Правильное голосообразование будет тогда, когда голосовой регистр поющего соответствует данной высоте тона.

В процессе обучения пению в любом возрасте следует идти по пути постепенного расширения диапазона голоса, а следовательно, поэтапного освоения голосовых регистров. Обучая детей пению в более позднем возрасте, учитель по сути пытается восстановить те биологические свойства голоса ребенка, которые были ему свойственны от рождения и утрачены в процессе онтогенетического развития.

Основные методические направления в процессе обучения пению.

Уровень общего развития учащихся проявляется, прежде всего, в качестве их музыкально-слухового восприятия и образного мышления в процессе анализа эмоционального содержания и исполнения вокальных произведений, их формы и средств художественной выразительности, в умении сравнивать, находить сходство различия отдельных художественно-технических элементов вокального исполнения.

Уровень специфического развития, т.е. вокального, характеризуется качествами воспроизведения, важнейшие из которых: тембр, интонация, звуковысотный и динамический диапазон голоса, дикция.

Выбор оптимального режима голосообразования у учащихся.

Методика вокальной работы строится на основе определенного представления о звучании детского голоса. Такие характеристики голоса, как звонкость, полётность, близкая вокальная позиция, плавность регистровых переходов, умеренное округление гласных, нормальное певческое вибрато, отсутствие зажатости и перенапряжения звучания относятся к представлению о правильном голосообразовании и должны быть присущи звуку в любом регистре.

Так как фальцетом можно снять практически весь диапазон голоса, а грудным регистром - лишь нижнюю часть его, фальцетный режим в детской певческой практике считается наиболее приемлемым, т. к. не допускает перегрузки и чрезмерных напряжений в звуке. Однако, грудной регистр не обязательно должен быть напряженным, если он не выходит за пределы своего диапазона. Если знать звуковысотный диапазон грудного регистра ученика и умело его использовать, то вреда для голоса не будет. При академическом же пении возникает необходимость использования более широкого звуковысотного диапазона при различной нюансировке тембральной насыщенности. В целях расширения художественно-исполнительских возможностей дети и до мутационного периода могут и должны научиться сознательно использовать различные регистры своего голоса.

Выбор оптимального режима голосообразования определяется тремя основными факторами:

-индивидуальными особенностями данных голосов;

-этапом вокальной работы;

-условиями занятий (при индивидуальном и коллективном обучении).


В условиях индивидуальных занятий.

На I этапе работа педагога направлена на овладение натуральными регистрами голоса, начинается с того регистрового режима, к которому проявляется склонность у ребенка от природы.

На II этапе вводится понятие о звукообразовании и звучании натуральных регистров. Формируется навык сознательного их использования в соответствующем им диапазоне: фальцетом на всем диапазоне, начиная с верхней тесситуры, а грудным - лишь в нижней его части.

На III этапе наряду с произвольным переключением, скачком, с одного регистра на другой необходимо формировать умение постепенно и плавно переходить с фальцетного регистра к грудному через микстовый при постепенном тембральном обогащении его, начиная от очень легкого микста, близкого к фальцетному типу.

На IV этапе следует закреплять и совершенствовать способность ученика произвольно пользоваться голосовыми регистрами при пении.

Продолжительность каждого этапа всякий раз определяется по-разному, в зависимости от того, как часто проводятся занятия, от педагогического воздействия, восприимчивости ученика, его музыкальных способностей.

В условиях коллективных занятий.

С самого начала хор разделяется на две группы по признаку склонности к преимущественному использованию одного из крайних типов регистрового звучания. Такое разделение производится в результате индивидуального прослушивания.

Для начала работы требуется выбор такого оптимального режима, который был бы доступен для большинства поющих. Наиболее простой режим голосообразования - фальцет в средней, ближе к высокой тесситуре. Задача развития детского голоса при коллективном обучении пению усложняется тем, что кроме вокальных навыков необходимо заботиться и о хоровых. На этом этапе работы первой хоровой задачей педагога является приведение хора к общему тону, т.е. выработка унисона. Для большинства детей это возможно на основе настройки их голосов на облегченное звучание, близкое к фальцетному типу, в средней, ближе к высокой тесситуре.

Дальнейшие этапы работы при коллективном обучении пению следуют по принципу: от чистых регистров к смешанным, которые идут по пути постепенного тембрального обогащения и овладения умением произвольно использовать различные регистры своего голоса.

Фальцетный тип голосообразования в дальнейшем используется как метод при разучивании произведений, т.к. при пении фальцетом голос меньше утомляется, а звуковысотная интонация становится точнее по сравнению с любым другим нефальцетным звукообразованием.

Постоянно петь чистым фальцетом до наступления мутационного возраста детям нецелесообразно, т. к. такой регистровый режим производит звук, бедный по тембру, и имеет ограниченный динамический диапазон. С физиологической точки зрения - это искусственное выключение из работы внутренней мышечной системы, заложенной в толще самих голосовых складок, которая работает лишь

при грудном или смешанном режиме фонации, будет тормозить естественное ее развитие.

Чисто грудной голос имеет свои недостатки: ограниченный звуковысотный диапазон. Выход за его пределы сопровождается перенапряженностью в звуке голоса, что недопустимо. Чтобы исполнить песню, написанную в современных традициях, одного грудного регистра недостаточно, неизбежно потребуется регистровая перестройка. Чтобы она была более незаметной, необходимо владение смешанными регистрами в различной степени приближения к крайним типам: в верхней тесситуре используется легкий микст, ближе к грудному типу.

Критерий правильности выбора степени смещения регистров в соответствии с заданной высотой звука - отсутствием мышечных зажимов при голосообразовании и излишних перенапряжений в звучании голоса.

К выбору оптимального звучания голоса педагог должен подходить не только глядя в перспективу развития детского голоса, но даже в процессе одного урока: от легкого фальцетного в начале урока до более тембрового обогащенного и динамически насыщенного звучания, близкого к плотному миксту, в конце его. В начале урока исполняются песни, требующие легкого тембрового звучания голоса, и лишь к концу его - песни, звучащие тембрально насыщеннее.


Основные принципы обучения пению.

1. Принцип воспитания и всестороннего развития.

Обучение пению должно быть направлено не только на развитие певческого голоса детей, но также и на решение задач их воспитания и общего развития.

Эффективность развития детского голоса в процессе обучения пению зависит от направленности работы педагога на воспитание таких личных качеств в учащемся, как: доброжелательность к другому при оценке его недостатков; способность замечать настроение окружающих людей, их внутреннее состояние, желание придти на помощь, чувства сострадания, чуткости к людям; а также их общее развитие на основе углубления процессов восприятия, представления и воспроизведения, которые тесно связаны со всеми умственными операциями ребенка и развитием его мышления.

2. Принцип сознательности и творческой активности учащихся.

Этот принцип включает в себя сознательное отношение к певческой деятельности, понимание необходимости преодолевать трудности в процессе учебы, а так же сознательное освоение знаний, умений и навыков. Возможности для этого - в формировании интереса к вокальному искусству, а также в развитии слуха во всех его проявлениях на основе самоконтроля. Учащиеся должны уметь обнаруживать как достоинства, так и недостатки звучания голоса.

Этому способствует прослушивание и анализ вокального звучания. С этой целью в практику обучения введена серия устных и письменных заданий, в которых используется система вопросов, стимулирующая подобные умственные процессы учащихся.

На первом этапе эти вопросы связаны с воспитанием у детей эстетического отношения к звучанию голоса: красиво или некрасиво получилось, что выражает данная мелодия с точки зрения эмоционального содержания, нравится ли и почему и пр.?

Вопросы следующего этапа работы относятся уже к более тонким дифференцировкам качественных сторон певческого звука: какой тембр голоса, есть ли в звуке вибрато, чистая ли интонация, правильное или неправильное звукообразование, близкая ли вокальная позиция и т.п. Все это наряду с воспитанием слуха формирует у детей и эмоциональное отношение к музыке.

3. Принцип перспективности.

Задача педагога обеспечивать развитие учащихся, а не ориентироваться только на достигнутый уровень. Это относится как к общему, так и к специфически вокальному развитию. В связи с этим в работу вводятся фрагменты из произведений, заведомо более трудных, чем дети могут исполнить на данном этапе развития, но которые увлекают их своим содержанием. Отдельные интонации и фразы включаются в распевание малыми "дозами", исполняются в разных тональностях, вокализируя или со словами. Постепенно фрагменты укрупняются и через какое-то время сложное произведение становится доступным. На таких произведениях обычно и происходит рост исполнительских возможностей учащихся.

К подбору песенного материала мы стараемся подходить с точки зрения основополагающих принципов развивающего обучения: высокого уровня трудности, но в пределах возможности детей, а также быстрый темп освоения учебного материала, но без спешки.

4. Принцип систематичности.

Принцип систематичности в процессе обучения проявляется в постепенном усложнении певческого репертуара и вокальных упражнений, включенных в распевание и направленных на систематическое и последовательное развитие основных качеств певческого голоса и вокальных навыков.

Известно также, что подвижность и гибкость голосов необходимо все время развивать и поддерживать, т.к. эти качества голосов легко теряются, как только наступает перерыв в занятиях.

5. Принцип коллективного характера обучения и учета индивидуальных особенностей учащихся.

Необходимость соблюдения данного принципа обуславливается многообразием природных индивидуальных различий. Реализация принципа индивидуального подхода при коллективном проведении занятий идет по пути учета индивидуальных и возрастных возможностей учащихся, а также их личного певческого опыта и общего развития.

Индивидуальный контроль осуществляется следующими методами:

-визуального наблюдения в процессе коллективной работы;

-индивидуального прослушивания в группе;

-видеозаписи во время занятий, публичных выступлений.

6. Принцип посильной трудности.

Границы возможностей каждого ученика, даже в пределе одного возраста, разные, ибо выносливость голоса у каждого имеет свой предел. Со временем она развивается, но индивидуальные особенности учащихся остаются. Следует не допускать переутомления голоса, стараясь придерживаться правила: лучше петь понемногу, но равномерно и систематически. Продолжительность занятия ограничивается первыми признаками утомления - снижением уровня внимания.

После каникул певческие нагрузки вводятся постепенно.

7. Принцип положительного фона обучения.

Эмоции играют ведущую роль в процессе обучения пению. Когда пение и музыка увлекают детей, процесс обучения дает хороший результат, и наоборот. Основная задача педагога - заинтересовать и увлечь учащихся певческой деятельностью. Техника пения усваивается легко и непринужденно тогда, когда дети сами хотят ее усвоить. Заинтересованность детей - основа дисциплины на занятиях, что обеспечивает их внимание, собранность, серьезность.

8. Принцип единства художественного и технического развития учащихся.

Задача технического развития певческого голоса детей должна быть полностью подчинена художественным целям. Вокальный слух педагога и самих учеников управляет процессом формирования вокальной техники. Отсюда необходимость воспитания образного мышления, творческого воображения, художественного вкуса, т.е. воспитания музыкального слуха в широком смысле слова, который является основой развития певческого голоса детей.

Реализация данного принципа ведет к постепенному приобретению навыков, глубокого проникновения в суть исполняемых произведений, навыков осмысленного, выразительного пения.

9. Принцип предшествования слухового восприятия какого- либо произведения его осознанию.

Введение нового понятия или термина опирается на слуховое восприятие, полученное ранее. Т. е. сначала выучивается какая либо интонация или песня, а затем методом анализа способов исполнения ее или вычленения отдельных элементов музыкального языка через серию вопросов, активизирующих мышление учащихся, вводятся новые понятия.

10. Основополагающим специфическим принципом в вокальной работе с детьми является принцип целенаправленного управления регистровым звучанием голоса.

Управление певческим процессом за счет регулирования качества звучания голоса - самый эффективный путь развития певческого голоса. Так как способ деятельности голосового аппарата реализуется в качествах звука певческого голоса, целесообразно привлекать внимание ученика к результату этой работы качеству голоса.

Добиваясь определенного качества звука, педагог может целенаправленно влиять на работу всего голосообразующего комплекса качественными методами, ориентируясь на качество звучания голоса.

Система методов вокальной работы с детьми.

1. Метод сравнительного анализа.

В практике вокального воспитания детей широко применяется метод сравнительного анализа. Он используется в работе с первых же уроков, когда дети должны дать свои первые эстетические оценки певческому звуку: красивый или некрасивый.

Сравнивая различные образцы звучания голоса, дети учатся понимать и дифференцированно воспринимать отдельное правильное звукообразование от неправильного. Благодаря протекающим при этом аналитическим умственным операциям у детей активно развиваются мыслительные способности, вокальный слух, художественный вкус. Методом сравнительного анализа дети учатся не только слушать, но и слышать себя, что формирует навыки самоконтроля в процессе обучения пению.

Известно, что поющий слышит себя иначе, чем со стороны, поэтому сравнение звучания своего голоса в записи с заданным эталонами помогает учащимся наиболее ярко услышать недостатки своего исполнения.

Метод сравнительного анализа используется также при прослушивании пения других учащихся или записей образцового исполнения детьми, мастерами вокала, разучиваемого репертуара. Музыкальное восприятие при этом постепенно становится осознанным, углубляются и уточняются вокально-слуховые представления о качествах певческого звука и способах его образования, улучшается и воспроизведение.

2. Метод развития вокального слуха и достижения наилучшего звучания голоса - направление внимания ученика при пении на его внутренние ощущения. Этот процесс можно представить следующей последовательностью действий ученика:

1)прежде всего, слуховое внимание (т.е слуховая активность);

2)сравнение и сопоставление различных образцов (т.е. умственные операции);

3)попытки воспроизведения (собственные действия);

4) анализ полученного звучания с точки зрения эстетической (чувственное восприятие);

5) внутреннее пение с опорой на внешнее звучание эталона, заданного учителем (моделирование вокального движения в сознании);

6) новые попытки воспроизведения (повторные действия);

7)обобщение слуховых впечатлений и теоретические знания, которые всегда даются после слуховых впечатлений (осмысление);

8) введение понятия об явлении;

9) объяснение его механизма по принципу наглядности (слуховой и зрительной);

10) достижение искомого качества звучания в собственном исполнении (совершенствование навыка);

11) исполнение на основе постоянного самоконтроля.

Для развития вокального слуха крайне важен вопрос о слуховой и зрительной наглядности в процессе обучения пению.

Перечислим и остальные методы, используемые в нашей практике, все они не исключают, а взаимно дополняют друг друга:

3.Наглядный метод (слуховой и зрительный).

4. Словесные методы:

-беседа, обсуждение характеров музыки, способов исполнения;

-объяснение теоретических знаний, обобщения, введение новых понятий, специальной терминологии;

-образные сравнения, вызывающие ассоциации в процессе поиска новых мышечных ощущений при пении;

-оценки исполнения;

-анализ недостатков;

-вопросы, поощрения, указания, уточнения и пр.

5.Метод повторения вокальных упражнений, песенного материала (вокальные, групповые, хоровые).

6.Движения под музыку, как метод удовлетворения потребности в двигательной активности детей является для них отдыхом от статического положения на уроке, внося разнообразие в занятия, вызывая интерес к музыкальной деятельности (драматизация песен; игровые действия; отражение ритма и высоты звуков; изобразительные моменты в процессе исполнения песен и пр.).

7.Метод осмысленного пропевания.

8.Концентрический метод.

Концентрический метод широко используется в современной вокальной практике. Он подразумевает:

1) плавное пение без придыхания;

2) при вокализации на гласную, должна звучать чистая фонема;

3) непринужденность и свобода голосообразования;

4) умеренно открывать рот при пении;

5) не делать никаких гримас и усилий;

6) петь не громко и не тихо;

7) уметь долго тянуть ноту ровным по силе голосом;

8) петь звукоряд вниз и вверх ровным по силе звуком;

9) без portamento и некрасивых "подъездов" прямо попадать в ноту;

10) соблюдать последовательность заданий при построении вокальных упражнений: сначала упражнения строятся на одном звуке в пределах примарной зоны, затем на двух, рядом расположенных, которые необходимо плавно соединять, следующий этап - тетрахорды как подготовка к скачкам, постепенно расширяющиеся скачки с последующим поступенным заполнением;

11) нельзя допускать усталости, так как она, кроме порчи голоса, ничего не принесет.

9.Фонетический метод.

Это один из способов настройки детского голоса на тот или иной тип регистрового звучания.

В практической работе с детьми с целью достижения легкости, полетности и звонкости голосов нужно стремиться максимально приблизить вокальную позицию засчет унифицированного исполнения всех гласных "на полуулыбке". Целесообразность сохранения позиции рта "на полуулыбке" при произнесении всех гласных оправдана необходимостью закрепить близкую вокальную позицию, что на первом этапе работы является первоочередной задачей. Позже округление звука можно осуществлять и за счет губ, но при направленности внимания учащихся на сохранение близкой вокальной позиции. Добиться этого легче, если у детей уже сформированы понятие и вокально-слуховое представление о близкой и далекой вокальной позиции. А начинать работу с детьми с округления звука за счет губ нельзя, так как это приведет лишь к закруглению вокальной позиции голоса. То же самое произойдет, если рекомендовать детям петь "на зевке". Чрезмерно выраженный зевок приводит к перенапряжению зева и заглублению вокальной позиции звука.

Для формирования звучания детского голоса, ближе к фальцетному типу, следует использовать гласные «У», «О», «А» (среди которых гласный «У» наиболее предпочтителен); 'более грудное звучание легче сформировать на гласных «И», «Э».

Нахождению близкой вокальной позиции способствуют сенсорные согласные: "Р", "Л", "М", "Н", а так же "З". Согласная "Р" обычно произносится утрированно, что активизирует кончик языка и способствует ясной дикции в целом.

С самого начала вокальной работы необходимо добиваться активной артикуляции, но не допускать при этом чрезмерных напряжений и мышечных зажимов.

Поскольку первая задача в вокальной работе - это научить тянуть звук, петь легато, в первых упражнениях делается ставка на вокализацию чистых гласных. Для устранения каких-либо недостатков в звуке используются различные слогосочетания. Вокализация на различных гласных (чаще всего "У", "О", "А") используется и при впевании песенного материала, что весьма целесообразно для выработки кантилены, формирования навыка удерживать гортань в стабильном положении при смене высоты тона с целью выравнивания тембрового звучания голоса.

Певческое дыхание

Огромную роль в звукообразовании играет певческое дыхание. В зависимости от возраста дыхание видоизменяется. Внимание хормейстера должно быть постоянно направлено на певческое дыхание, естественно, глубокое и ровное. Момент образования звука называется атакой. Различаются три вида атаки: твердая, мягкая и придыхательная. Твердая атака: связки смыкаются плотно, звук получается энергичный, твердый. Мягкая атака: связки смыкаются менее плотно, звук получается мягкий. Придыхательная атака: связки смыкаются не полностью. Чаще всего придыхательная атака свидетельствует о болезни горла, возможных узелках на связках, общей вялости связок, слабом вдохе и выдохе и т.д. В практике хорового пения следует добиваться у детей смыкания связок, используя мягкую и твердую атаки.

При работе с детским хором рекомендуется предпочитать мягкую атаку, как наиболее щадящую голосовой аппарат. Своеобразной проверкой  правильного певческого дыхания служит цепкое дыхание. В этом случае певец сам контролирует свое дыхание, следит за дыханием товарищей, без толчка заканчивает пение и вновь берет дыхание, повторяя тот же звук.

Опыт творческой деятельности

Опыт творческой деятельности призван обеспечить готовность учащихся к самостоятельному поиску решений новых проблем, к творческому преобразованию действительности. Он предполагает формирование творческого мышления, которое проявляется в любом виде деятельности человека. Опыт творческой деятельности невозможен без специфических знаний и навыков, однако не сводится к их сумме, а зависит от способа обучения.

Если человека постоянно приучать усваивать знания в готовом виде, можно притупить его природные способности и погасить собственную инициативу. Психологи считают, что творчеству надо учить ребенка с самого раннего детства. Такая возможность у ребенка есть, и изначально она связана именно с развитием его голоса.

Из исследований голосовых возможностей ребенка пришли к выводу о том, что детские вокализации в первые месяцы жизни младенца, его голосовые импровизации в период «гуления»: 2—6 мес. — врожденная потребность, которую можно рассматривать как первое проявление творчества, что необходимо всячески поощрять и стимулировать, для общего и специфического развития ребенка.

В процессе обучения пению в более старшем возрасте (дошкольном и младшем школьном) с целью развития творческого мышления при формировании вокальных навыков используют ряд методов, создающих для детей поисковые ситуации:

  1. по просьбе учителя дети дают эмоциональные оценки качества певческого звука;

  2. стимулировать и поощрять всякую творческую инициативу и самостоятельность детей при определении содержания вокального произведения и отборе средств его выражения;

  3. дать задание нарисовать рисунок и придумать название каждому куплету песни, отражающее основное его со держание;

  4. найти новый подголосок к основной мелодии;

  5. в пределах заданной гармонии и метроритма провести конкурсы на лучшую вокальную импровизацию;

  6. закончить мелодию, начало которой задано учителем по схеме: вопрос — ответ;

  7. сочинить собственную мелодию на определенное стихотворение или какую-то тему (например:

«Первый снег», «Мама», какой-то добрый и злой образ, новогодний карнавал, праздник прихода весны и др.).

Песни, придуманные детьми, поражают своей красотой и удивительной вокальностью. Исполнять свои сочинения детям обычно доставляет особое удовольствие. Все это формирует у них интерес к певческой деятельности, потребность общения с музыкой развивает их эстетический вкус и творческую инициативу, стимулирует самостоятельное, спонтанное пение в быту.

По данным ряда советских и зарубежных исследователей (Тибор Шараи, Силиньш), а также собственных наблюдений, дети, поющие в хоре и занимающиеся музыкой, обычно лучше успевают по другим учебным предметам и отличаются творческой инициативой и общительностью.

Задача развития мотивационной сферы и познавательных интересов учащихся в области пения и музыки тесно переплетается с одной из важнейших целей формирования личности человека: воспитанием музыкальных потребностей, которые лежат в основе самообразования и самовоспитания в дальнейшем.

Так, в процессе обучения пению происходит постепенно накопление опыта эмоционально-волевых отношений учащихся к миру, друг к другу, к учителю, слушателям, к самому предмету. Его положительная направленность является условием успешного усвоения знаний и навыков.

Таким образом, при всем различии перечисленных видов содержания обучения пению ясно, что они все взаимосвязаны. Вокальные умения без специальных знаний невозможны. Творческая деятельность осуществляется на основе полученных знаний и умений. Воспитанность предполагает знание вокального искусства, к которому устанавливается то или иное отношение, и навыки в пении, которое как деятельность вызывает у детей определенные эмоции, определяющие их поведенческие поступки.

В учебном процессе все виды содержания слиты воедино. Обучение должно быть сориентировано не только на специфическое, но и на общее развитие учащихся, а также способствовать формированию всесторонне развитой личности.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!