Формирование детской инициативы и самостоятельности через внедрение технологии «Клубный час» МБДОУ «Северо-Енисейский детский сад №5» Бектяшкина Е.Д.
На этапе завершения дошкольного образования целевыми ориентирами, определенными ФГОС, предусматриваются следующие возрастные характеристики возможности детей:
- Проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности
- Способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности
- Ребенок способен к волевым усилиям
- Пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей
- Способен к принятию собственных решений
Целевые ориентиры ФГОС ДО 4.6.
Инициативность - характеристика деятельности, поведения и личности человека, означающая способность действовать по внутреннему побуждению (Справочник по психологии и психиатрии детей и подростков)
Инициативность проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, но особенно творческой. Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям.
В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью. Инициативного ребенка отличает содержательность интересов.
«Юные исследователи» 19.03.2018год
Эксперименты с водой и краской. Проблема: как получить цвета радуги, если закончилась краска. Исходные цвета : белый, синий, красный, желтый.
Педагогическая технология
« Клубный час » заключается в том, что дети могут в течение одного часа перемещаться по всему зданию детского сада, соблюдая определённые правила, и по звонку колокольчика возвращаются в группу.
Основная цель – поддержка детской инициативы и самостоятельности.
Основные задачи «Клубного часа» :
- Воспитывать у детей самостоятельность и ответственность за свои поступки;
- Учить детей ориентироваться в пространстве;
- Воспитывать дружеские отношения между детьми различного возраста, уважительное отношение к окружающим;
- Учить проявлять инициативу в заботе об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания;
- Учить планировать свои действия и оценивать их результаты;
- Учить детей вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу;
- Развивать стремление детей выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства;
- Учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты;
- Поощрять попытки ребенка осознано делиться с педагогом и другими детьми разнообразным впечатлениям;
- Приобретать собственный жизненный опыт, переживания необходимые для самоопределения и саморегуляции.
Типы «Клубного часа»:
«Свободный» К.Ч., когда дети свободно перемещаются по всей территории детского сада (в помещении или на улице) и самостоятельно организуют разновозрастное общение по интересам.
«Тематический» К.Ч., которые включены в ситуацию месяца. Например в ситуацию «Космос», это конкурс рисунка на асфальте на космические темы, постройка космического корабля, викторины «космонавт». «Деятельностный» К.Ч . - в основу К.Ч. положено самоопределение ребенка в выборе различных видов деятельности, т.е. например, в физкультурном зале проходят подвижные игры, музыкальном зале спектакль, в одной группе пекут пирожки, в другой шьют платья куклам т.д.
Свободный «Клубный час»
«Свободный» К.Ч.
«Деятельностный» К.Ч.
Клуб «Русская сторонушка» ведет воспитатель Е.Д. Бектяшкина
«Деятельностный» К.Ч.
Тематический К.Ч. «Коляда», «Маасленица »
Клуб «Логоритмика» – движение + речь
Ведет логопед Е.И.Валявко
-
(не менее 1 часа, т.к. в противном случае у детей не успевает образоваться собственный жизненный опыт).
3.Правила поведения детей
Условия проведения«Клубного часа»:
1.Периодичность: 1 раз в неделю
День недели: пятница
2.Длительность и время проведения: с 15.40 до 16.40
ПРАВИЛА поведения детей во время «КЛУБНОГО ЧАСА»
- Говори «Здравствуйте» и «До свидания», когда входишь в другую группу.
- Если взял игрушку поиграть — положи ее на место, когда уходишь.
- Бережно относись к вещам.
- Не отнимай игрушку у других детей, если они взяли ее первыми.
- Говори спокойно.
- Ходи спокойно.
- Возвращайся в группу по сигналу колокольчика.
- Если не хочешь ходить в другие группы, то можно остаться в своей группе или вернуться в нее, если устал.
Инструкция: «Дети вы можете в течение одного часа перемещаться по первому и второму этажу детского сада, соблюдая правила поведения. И по звонку колокольчика вы возвращаетесь в группу».
Колядование к малышам
Формируем произвольность поведения детей
Каждому ребенку, на время проведения, воспитателем выдается по три красных кружка (смайла или др.).
Их может забрать любой взрослый, если ребенок не соблюдает правила поведения на «К.Ч.». Их ребенок отдает на рефлексии после К.Ч.. И если у него не будет хватать одного или двух кружочков, он должен будет рассказать кто и за что их у него забрал. На круге дети совместно с воспитателем, решают, сможет ли ребенок пойти на следующий К.Ч. или его пропустит. Приятно радует реакция детей на проведение К.Ч. Они с нетерпением ждут его начала.
Клуб «Игралочка» ведет психолог В.Н.
Клуб «Русская сторонушка» ведет воспитатель Е.Д. Бектяшкина
Условия проведения«Клубного часа»:
4. организационные моменты:
Все сотрудники детского сада предупреждаются о времени и дне проведения. На время проведения «Клубного часа», закрываются входные двери в сад. Сотрудники, находятся на рабочих местах и занимаются своими текущими делами, ожидая прихода детей
Рефлексия
После завершения К.Ч., все дети участники, каждый в своей группе, с воспитателем, садятся в круг на ковре. Зажигается свеча, включается медитативная музыка. Начинается обсуждение. Воспитатель следит за тем, чтобы дети не перебивали друг друга и говорили по очереди, терпеливо ожидая пока очередь дойдет до них. - Где ребенок был? - Что ему запомнилось? - Хочет ли ребенок еще раз туда пойти и почему? - Планировал ли он перед К.Ч. куда-то пойти? Смогли это осуществить, если нет, то почему? - Удавалось ли соблюдать правила , если нет, то почему? Воспитатель фиксирует проблемы, возникающие, у детей в процессе К.Ч. и обсуждает их с детьми и родителями.
Ожидания:
Ребята познакомятся с детьми из разных групп детского сада, будут относиться к ним более дружелюбно, будут более подробно и открыто сообщать о своих потребностях не только своим воспитателям, но и другим сотрудникам детского сада. У многих детей снизится уровень агрессивности, особенно во время проведения клубного часа.
Воспитатели перестанут делить детей на своих и чужих, будут проявлять больше творчества и в другие режимные моменты .
Каждый нашел дело по душе,
во время свободного клубного часа