СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Нельзя кого –либо изменить,
передавая ему готовый опыт.
Можно лишь создать атмосферу,
способствующую развитию человека.
К. Роджерс
В основе Федерального государственного образовательного стандарта лежит системно-деятельностный подход, который, среди множества планируемых результатов, предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества; учёт индивидуальных особенностей учащихся; разнообразие их развития, обеспечение роста творческого потенциала и познавательных мотивов..
Понятие «детская одарённость» и «одарённые дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребёнок «одарён», и задача педагогов состоит в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала каждого ребёнка. С другой стороны, существует категория детей, качественно отличающихся от сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.
Начальная школа - начало всех начал, в том числе и развития детской одаренности. Все маленькие дети наделены с рождения определёнными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают в следствии не востребованности.
Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
В своей статье хочу поделиться опытом работы своего коллектива.
Развитие детской одарённости является одним из приоритетных направлений в нашей школе.
Цель: - создать систему работы с одарёнными детьми в школе первой ступени, воспитать каждого ученика успешным.
Ожидаемые результаты.
Реализация творческого потенциала детей
занятия в кружках, секциях, призовые места в олимпиадах, положительная динамика продвижения учащихся.
Система работы в нашей школе с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:
выявление одаренных детей;
развитие творческих способностей на уроках;
развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, проекты, праздники);
создание условий для всестороннего развития одаренных детей.
Работа педагогов начальной школы строится на пяти китах:
1.Профессионализм.
2.Постоянное совершенствование: развиваемся мы – развиваются наши дети.
3.Индивидуальный подход к каждому ребёнку.
4.Активное творческое начало в любом виде деятельности.
5.Любовь к детям- не просто слова — это терпение, помощь, уважение маленького человека.
На методическом объединении учителей начальных классов создаём и постоянно совершенствуем методическую систему работы с одарёнными детьми.
Данная работа ведётся, исключительно основываясь на интересе, желании обучающегося развиваться в интересном для него направлении, т.е. основным связующим звеном между уровнями является мотивация учащихся.
План работы с одарёнными детьми
на _______учебный год
№п/п | Конкурсы, турниры, олимпиады | Сроки исполнения | Ответственные |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. | Всероссийская предметная олимпиада Осенняя ярмарка Международный конкурс- игра «Русский медвежонок» Проект «На пороге Новый год» Школьная предметная олимпиада по русскому языку Школьная предметная олимпиада по математике. Международная математическая игра «Кенгуру» Отчётная работа театральной студии «Петрушка» Школьная научно- практическая конференция. Социальный проект к 8 Марта Международный конкурс ЧиП Проектная работа к Дню победы Школьная предметная олимпиада по литературе, окружающему миру. Онлайн- олимпиады. Учи.ру Участие в муниципальных, республиканских олимпиадах. | Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Март Апрель Март Март Апрель Апрель- Май Май В течение года | |
Работа с одарёнными детьми в течение учебного года позволила:
увеличить процент учащихся, принявших участие в олимпиадном движении;
расширить и увеличить количество мероприятий, для раскрытия творческих способностей обучающихся;
повысить уровень индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности;
повышение уровня детьми обще предметными и социальными компетенциями, увеличение числа таких детей;
собрать банк данных детской одаренности, включающего сведения о детях с различными типами одаренности;
повысить качество подготовки и количество педагогов, работающих с одаренными детьми.
Литература:
Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников. М.: 2000
2. Савенков А.И. Одаренный ребенок в школе и дома. Потенциал личности и программа развития. Екатеринбург. У-Фактория, 2004
3.Хуторской А.В. развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. Пособие для учителя. - М.: Владос,2000
4.Ресурсы интернет.