СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие диалектического мышления как основа развития творческого потенциала учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Диалектическое мышление «… есть учение не о внешних формах мышления, а о законах развития «всех материальных, природных и духовных вещей, т.е. … итог, сумма, вывод истории познания мира. И диалектическое мышлениеотражение объективной реальности.

         «Сначала мелькают впечатления, затем выделяется нечто, - потом развиваются понятия качества и количества».

         Затем изучение и размышление направляют мысль к познанию тождества – различия – основы сущности явления – причинности. 

         Все эти шаги, ступени познания направляются от субъекта к объекту, проверяясь практикой и переходя к истине. 

         Диалектическое мышление – основа формирования творческой личности.

Просмотр содержимого документа
«Развитие диалектического мышления как основа развития творческого потенциала учащихся»

Развитие диалектического мышления

как основа развития творческого потенциала учащихся


Природа – сфинкс.

И тем она верней

Своим искусом губит человека,

Что может статься,

Никакой от века

Загадки нет и не было у ней.

Ф.Тютчев


Диалектическое мышление «… есть учение не о внешних формах мышления, а о законах развития «всех материальных, природных и духовных вещей, т.е. … итог, сумма, вывод истории познания мира. И диалектическое мышлениеотражение объективной реальности.

«Сначала мелькают впечатления, затем выделяется нечто, - потом развиваются понятия качества и количества».

Затем изучение и размышление направляют мысль к познанию тождества – различия – основы сущности явления – причинности.

Все эти шаги, ступени познания направляются от субъекта к объекту, проверяясь практикой и переходя к истине.

Диалектическое мышление – основа формирования творческой личности.

Зачастую открытия рождаются при соединении, казалось бы несоединимого? Беспроволочная передача речи на расстоянии, запись и сохранение звука, полеты на летательных аппаратах, которые тяжелее воздуха.

Диалектика изучает законы всякого развития.

О том, что развитие происходит в процессе разрешения противоречий, знают все, но далеко не каждый владеет этой способностью, хотя ставят целью учить мыслить учащихся.

Козьма Прутков А.Толстого поучал:

«Наука – изощряет ум.

Учеба – острит память».

И диалектический стиль построения уроков –это необходимое условие для воспитания творческой личности.

Опирается он на принцип парности и полярности. «Вечные противоположности» - ровесники человечества: земля и небо, огонь и вода, прошлое и будущее, добро и зло…

Способность учителя к творчеству предусматривает склонность к нему и учащихся.

Психолог Шубинский В.С. считает, что личность с творческим мышлением способна:


1) переносить знания и умения в новую ситуацию;

2) определять новые функции изучаемых объектов;

3) увидеть новую проблему в уже знакомой ситуации.


Качества, в которых интегрируются все эти способности психики, Шубинский В.С. называет: «способность жить под покровом парадокса», т.е. видеть и отображать противоречивость объективного мира -это все «почемучки» и «откудки».

Диалектическое мышление – это умение использовать диалектические законы в жизни. Диалектика учит предвидеть последствия деятельности:


- Что будет, если посадить зерно во влажную землю?

- К чему приведет бесконечное увеличение числа сторон правильного многоугольника ( в «нольугольник» или в окружность).


Диалектика помогает проследить процесс развития:


Бабочка – яйцо – гусеница – куколка – бабочка;- процесс повторяется.


Дети учатся распознавать диалектические законы перехода количества в качество, отмечать скачки (лед - вода), устанавливать ресурс, обеспечивающий развитие (костер тухнет, если перегорит хворост).

В процессе развития изменение состояния обязательно, но вмешательство в процесс может предотвратить скачок, когда он вреден.

Этому-то и надо учить детей – вмешиваться и предотвращать вредные скачки: катастрофы, конфликты (пожар легче предупредить, чем гасить).

Изгибаемая палка в какой-то момент сломается. И очень полезно знать, когда скачок наступит, что будет дальше.

Всякое развитие идет в сторону разнообразия и усложнения систем. Если так, то не жди простой жизни. А если учесть, что нет таблеток от глупости, то надо хорошо знать законы мира и развивать мышление, чтобы делать в жизни меньше ошибок.

Наша жизнь – сплошная диалектика. Когда нас убеждают, что это хорошо, значит, в этом есть что-то плохое! И наоборот. Все можно обратить во вред и в пользу, поэтому полезно иметь в голове «контрольную» мысль: «А что здесь плохого?» По крайней мере, это заставляет всегда быть начеку.

Хорошо, если законы диалектики ребенок узнает в раннем возрасте в доступной, интересной форме. А для учащихся младших классов – это дидактическая игра. Серия игр:

«Хорошо – плохо»

«Представим последствия событий»

«Учимся формулировать законы»

«Оцениваем события с разных сторон»

«Находим причину событий» -

это игры на развитие диалектического стиля мышления.


У С.Маршака есть строки:

Часто жизнь бывает к вам сурова.

Иному век случается прожить,

А он не может значащее слово

И пережитых трудностей сложить.


И задача учителя научить учащихся понимать значащее слово, предвидеть трудности, преодолевать их, не делая новых ошибок, не допуская развитие процессов до неконтролируемого состояния, учить «хранить печать». И эти умения – настоящие сокровища в жизни сначала ребенка, а потом и взрослого человека.

3