Развитие диалектического мышления
как основа развития творческого потенциала учащихся
Природа – сфинкс.
И тем она верней
Своим искусом губит человека,
Что может статься,
Никакой от века
Загадки нет и не было у ней.
Ф.Тютчев
Диалектическое мышление «… есть учение не о внешних формах мышления, а о законах развития «всех материальных, природных и духовных вещей, т.е. … итог, сумма, вывод истории познания мира. И диалектическое мышление – отражение объективной реальности.
«Сначала мелькают впечатления, затем выделяется нечто, - потом развиваются понятия качества и количества».
Затем изучение и размышление направляют мысль к познанию тождества – различия – основы сущности явления – причинности.
Все эти шаги, ступени познания направляются от субъекта к объекту, проверяясь практикой и переходя к истине.
Диалектическое мышление – основа формирования творческой личности.
Зачастую открытия рождаются при соединении, казалось бы несоединимого? Беспроволочная передача речи на расстоянии, запись и сохранение звука, полеты на летательных аппаратах, которые тяжелее воздуха.
Диалектика изучает законы всякого развития.
О том, что развитие происходит в процессе разрешения противоречий, знают все, но далеко не каждый владеет этой способностью, хотя ставят целью учить мыслить учащихся.
Козьма Прутков А.Толстого поучал:
«Наука – изощряет ум.
Учеба – острит память».
И диалектический стиль построения уроков –это необходимое условие для воспитания творческой личности.
Опирается он на принцип парности и полярности. «Вечные противоположности» - ровесники человечества: земля и небо, огонь и вода, прошлое и будущее, добро и зло…
Способность учителя к творчеству предусматривает склонность к нему и учащихся.
Психолог Шубинский В.С. считает, что личность с творческим мышлением способна:
1) переносить знания и умения в новую ситуацию;
2) определять новые функции изучаемых объектов;
3) увидеть новую проблему в уже знакомой ситуации.
Качества, в которых интегрируются все эти способности психики, Шубинский В.С. называет: «способность жить под покровом парадокса», т.е. видеть и отображать противоречивость объективного мира -это все «почемучки» и «откудки».
Диалектическое мышление – это умение использовать диалектические законы в жизни. Диалектика учит предвидеть последствия деятельности:
- Что будет, если посадить зерно во влажную землю?
- К чему приведет бесконечное увеличение числа сторон правильного многоугольника ( в «нольугольник» или в окружность).
Диалектика помогает проследить процесс развития:
Бабочка – яйцо – гусеница – куколка – бабочка;- процесс повторяется.
Дети учатся распознавать диалектические законы перехода количества в качество, отмечать скачки (лед - вода), устанавливать ресурс, обеспечивающий развитие (костер тухнет, если перегорит хворост).
В процессе развития изменение состояния обязательно, но вмешательство в процесс может предотвратить скачок, когда он вреден.
Этому-то и надо учить детей – вмешиваться и предотвращать вредные скачки: катастрофы, конфликты (пожар легче предупредить, чем гасить).
Изгибаемая палка в какой-то момент сломается. И очень полезно знать, когда скачок наступит, что будет дальше.
Всякое развитие идет в сторону разнообразия и усложнения систем. Если так, то не жди простой жизни. А если учесть, что нет таблеток от глупости, то надо хорошо знать законы мира и развивать мышление, чтобы делать в жизни меньше ошибок.
Наша жизнь – сплошная диалектика. Когда нас убеждают, что это хорошо, значит, в этом есть что-то плохое! И наоборот. Все можно обратить во вред и в пользу, поэтому полезно иметь в голове «контрольную» мысль: «А что здесь плохого?» По крайней мере, это заставляет всегда быть начеку.
Хорошо, если законы диалектики ребенок узнает в раннем возрасте в доступной, интересной форме. А для учащихся младших классов – это дидактическая игра. Серия игр:
«Хорошо – плохо»
«Представим последствия событий»
«Учимся формулировать законы»
«Оцениваем события с разных сторон»
«Находим причину событий» -
это игры на развитие диалектического стиля мышления.
У С.Маршака есть строки:
Часто жизнь бывает к вам сурова.
Иному век случается прожить,
А он не может значащее слово
И пережитых трудностей сложить.
И задача учителя научить учащихся понимать значащее слово, предвидеть трудности, преодолевать их, не делая новых ошибок, не допуская развитие процессов до неконтролируемого состояния, учить «хранить печать». И эти умения – настоящие сокровища в жизни сначала ребенка, а потом и взрослого человека.
3