Развитие духовно-нравственных представлений дошкольников в организованной образовательной деятельности
Мишутина Н.В.
Духовная жизнь ребенка
полноценна лишь тогда,
когда он живет в мире
игры, сказки, музыки, фантазии,
творчества. Без этого он –
засушенный цветок.
В. Сухомлинский
Актуальность
- Общество нуждается в воспитании не только образованных людей, но и воспитанных.
- Ребенку важно знать принципы нравственности и последствия нарушения этих принципов для окружающих людей.
- В современном мире ребенок окружен множеством сильных источников позитивного и негативного воздействия на его интеллект и чувства.
Задачи духовно нравственного воспитания дошкольников:
- познание и прививание православной культуры и традиций;
- раскрытие духовной и нравственной одаренности ребенка, его способностей и талантов;
- гармоничное, позитивное и гуманистическое развитие личности ребенка;
- формирование гражданского самосознания, доброжелательного отношения к окружающему миру и людям;
- одухотворение жизненного пространства ребенка;
- защита и укрепление физического, психического и духовного здоровья ребенка.
Духовно-нравственное воспитание – это целенаправленный процесс формирования у детей духовно-нравственных чувств и поведения.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников осуществляется с помощью различных методов, приемом и средств .В работе выделяю следующие направления:
1. Духовно-образовательное направление. (занятия, чтение детям, беседы, устные поучения, обсуждение поступков героев и детей.)
2. Воспитательно-оздоровительное направление (праздники, подвижные игры, прогулки, экскурсии, походы.)
3. Культурно-познавательное направление (концерты, просмотры фильмов и мультфильмов, прослушивание аудиозаписей, участие в православных праздниках) .
4. Нравственно-трудовое направление (труд по самообслуживанию, изготовление подарков, атрибутов для игр).
Для успешной работы в данном направлении использую разнообразные методы:
Наглядный метод использую во время:
- чтения произведений устного народного творчества;
- наблюдений;
- показа сказок и других произведений вместе с детьми;
- рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
- проведения дидактических игр;
- целевых прогулок, экскурсий;
- моделирования сказок.
Словесные методы представляются наиболее
эффективными в процессе:
- рассказа или беседы;
- чтения произведений;
- заучивания потешек, песенок, пословиц, поговорок, считалок;
- рассказывания произведений устного народного творчества;
- бесед с элементами диалога;
- проведения разнообразных игр;
- загадывания загадок;
- рассматривания наглядного материала;
- рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
- разбора житейских ситуаций;
- проведения викторин, конкурсов, праздников, утренников и др.
Важное значение имеет практический метод , который используют, когда необходимо:
- изготовить с детьми наглядные пособия;
- организовать вечера с родителями;
- провести игры (подвижные, малоподвижные, дидактические, инсценировки);
- приготовить с детьми различные блюда народной кухни;
- изготовить поделки на выставки;
- организовать постановку сказок;
- провести экскурсии различной направленности;
- нарисовать или слепить из пластилина иллюстрации к сказкам, потешкам, пословицам и поговоркам.
В работу с родителями входит:
-собрания на духовно- нравственные темы;
-собрания, на которых родителей знакомят со средствами народной педагогики;
-открытые показы воспитательно- образовательного процесса;
-вечера вопросов и ответов;
-проведение совместных мероприятий;
-собеседования на диалоговой основе;
-анкетирование и тестирование;
-индивидуальные и групповые консультации; -наглядные виды работы (информационные стенды для родителей, стенгазеты, папки-передвижки, выставки детских работ); -визиты домой; -экскурсии; -привлечение родителей к подготовке и проведению праздников и открытых занятий; -привлечение родителей к подбору произведений устного народного творчества определенной тематики; -выставки совместного творчества.
Пусть ребенок
чувствуют красоту и
восторгается ею ,
пусть в его сердце
и в памяти навсегда
сохранятся образы,
в которых
воплощается
РОДИНА.
В. Сухомлинский
Спасибо за внимание!