Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Зугалайская средняя общеобразовательная школа»
Развитие экологического туризма
на территории сельского поселение «Зугалай»
Экологический проект
Исполнитель: Жадамбаева Аюра Жыгдэновна
Ученица 11 класса
Научный руководитель:
Учитель МАОУ «Зугалайская СОШ»
Дондокова Бальжима Цыдындоржиевна
с.Зугалай, 2018
Содержание
Введение ………………………………………………………………………3
Глава I. . Понятие «Экологический туризм». Мировой экотуризм………. 5
Глава II. Состояние информированности населения сельского поселения «Зугалай» о природных памятниках малой родины………………………..11
Глава III. Формирование принципов экологии у бурятского народа……. 13
Глава IV. Разработка эколого - туристического маршрута на территории сельского поселения «Зугалай» ……………………………………………. 15
Заключение ………………………………………………………………….. 20
Литература …………………………………………………………………. 21
Приложения…………………………………………………………………. 22
Введение
Окружающая среда – это и историческая среда, оставленная нам предыдущими поколениями. Знание и охрана окружающей среды каждым человеком на своей малой родине – это святая, самая актуальная обязанность человека, историческое прошлое – это и есть экология народа.
Экотуризм - это природный туризм, который включает изучение окружающей природной среды и служит для улучшения обстановки в этой среде. В основе экотуризма лежит забота об окружающей среде. На первый план выходит организация поездки с ограниченным числом участников в природные зоны с возможным посещением мест, представляющих культурный интерес, с целью реализации различных проектов охраны и рационального использования природных ресурсов. [3]. По определению Международной организации экотуризма, "экологический туризм - это ответственное путешествие в природные зоны, области, сохраняющие окружающую среду и поддерживающие благосостояние местных жителей".
Объект исследования: природные объекты географического, исторического, культурного значения, находящихся на территории сельского поселения «Зугалай».
Предмет: эколого-туристическая ценность природных достопримечательностей СП «Зугалай».
Цель: исследовать достопримечательности своей малой родины с целью выявления ценностного значения, природного состояния и определения уровня охраны как уникальных природных объектов – для создания маршрута экотуризма на селе.
Задачи:
- анализ содержание понятия «экологический туризм»
- выявить состояние информированности населения СП «Зугалай» о природных памятниках малой родины
- выявить этноэкологические предпосылки создания эколого-туристического маршрута;
- разработать эколого-туристический маршрут;
Методы исследования: реферативно – аналитический, анкетирование, анализ, сравнительно – сопоставительный.
Новизна. Научно-технический и социально-экономический прогресс привел к ускоренному развитию туризма. Из-за этого в местах, массово посещаемых туристами, появились серьезные проблемы в области экологии, культуры и социального развития. Неконтролируемый рост туризма, обусловленный желанием быстро получить прибыль, зачастую приводит к негативным последствиям – ущербу окружающей среде и местным общинам. Это вынуждает человечество проявлять заботу о сохранении природных, исторических и культурных ценностей.
Практическое значение. Предложить администрации школы включить данный материал для изучения на факультативных занятиях, как НРК муниципального уровня.
Глава 1. Понятие «Экологический туризм».
Мировой экотуризм.
Экологический туризм (экотуризм) — это форма устойчивого туризма, сфокусированная на посещениях относительно нетронутых антропогенным воздействием природных территорий [8 ]
Существует мнение, что впервые термин «экотуризм» был использован К. Миллером в 1978 г. как обозначение одного из вариантов устойчивого развития туризма. Есть утверждения, что понятие «экологический туризм»
было впервые использовано еще в 1965 г. исследователем К.-Д. Хетцером. Однако большинство исследователей сходятся на мысли, что данный термин впервые был упомянут мексиканским экономистом-экологом Г. Цебаллосом-Ласкурейном (Ceballos-Lascurain) в одной из его работ в 1983 г. В его первоначальной формулировке экотуризм – «это путешествия в относительно нетронутые уголки природы для ознакомления с природой, образцами дикой флоры и фауны, а также культурными достопримечательностями, расположенными на данных территориях» [12].
В России термин «экологический туризм» появился в середине 1980-х в Бюро международного молодежного туризма (БММТ) «Спутник» Иркутского обкома ВЛКСМ, когда его специалистами были разработаны и внедрены такие маршруты, как «Экотур по Кругобайкальской железной дороге», «Экотур по долине реки Голоустной» и др. Эти маршруты впервые в стране были официально названы «маршрутами экологического туризма» и
именно под таким названием вошли в каталоги БММТ «Спутник» ЦК ВЛКСМ. Тогда под словосочетанием «экологический туризм» подразумевались маршруты, построенные таким образом, чтобы присутствие туристов минимально отражалось на природной среде, а сами они не только отдыхали, но и знакомились с экологическими проблемами Байкала, более
того, по возможности участвовали в их решении. Понятие «экотуризм» в те времена воспринималось скорее как моральная категория, нежели экономическая, поскольку в организации своих маршрутов БММТ «Спутник» тесно взаимодействовало с зарождавшимся байкальским экологическим движением, боевой студенческой дружиной им. Улдиса Кнакиса факультета охотоведения Иркутского сельскохозяйственного института [13].
В профессиональной (а также в академической) среде существует несколько идеалистических определений экотуризма, схожих по смыслу:
«Экологический туризм или экотуризм — путешествие с ответственностью перед окружающей средой по отношению к ненарушенным природным территориям с целью изучения и наслаждения природой и культурными достопримечательностями, которое содействует охране природы, оказывает «мягкое» воздействие на окружающую среду, обеспечивает активное социально-экономическое участие местных жителей и получение ими преимуществ от этой деятельности». (Международный Союз охраны природы)
«Экотуризм — это ответственное путешествие в природные территории, которое содействует охране природы и улучшает благосостояние местного населения». (Общество экотуризма США)
«Экотуризм — туризм, включающий путешествия в места с относительно нетронутой природой, с целью получить представление о природных и культурно-этнографических особенностях данной местности, который не нарушает при этом целостности экосистем и создает такие экономические условия, при которых охрана природы и природных ресурсов становится выгодной для местного населения». (Всемирный фонд дикой природы)
За все это время специалисты так и не пришли к единому мнению — что такое экологический туризм, называя одно и то же явление то экотуризмом, то природным, то зелёным, то мягким и т. д., и даже относя его порой к одному из проявлений приключенческого туризма. Но очевидно то, что «экологическим» его делают не помыслы и пожелания туроператоров, и даже самих туристов, а то, что используя в своих целях природу, они так или иначе воздействуют на неё, на экологическое состояние тех мест.
Экотуризм — это единственное направление в индустрии туризма, кровно заинтересованное в сохранении своего главного ресурса — естественной природной среды или её отдельных компонентов (памятников природы, определённых видов животных или растений и т. д.). Когда в процесс экотуризма вовлечено местное население, оно также становится заинтересованным в использовании этих ресурсов на основе хозяйствования, а не изъятия.
На основании определений выделяются отличительные особенности экотуризма, сформулированных как набор принципов.
Основные принципы экотуризма:
Путешествия в природу, причем главное содержание таких путешествий — знакомство с живой природой, с местными обычаями и культурой.
Сведение к минимуму негативных последствий экологического и социально-культурного характера, поддержание экологической устойчивости среды.
Содействие охране природы и местной социокультурной среды.
Экологическое образование и просвещение.
Участие местных жителей и получение ими доходов от туристической деятельности, что создает для них экономические стимулы к охране природы.
Экономическая эффективность и вклад в устойчивое развитие посещаемых регионов.
Включаются сюда и функции экотуризма:
- обогащение туристов жизненно важными общекультурными и естественно-научными экологическими знаниями, в том числе в сфере личной и общественной экологической безопасности;
- эмоциональное оздоровление, избавление от «городского» стресса;
- социализация мировоззрения туристов путем формирования их экологической культуры, включающей новые, важные для устойчивого развития общества ценностные ориентации и поведение, адекватное экологическому императиву;
- формирование толерантного отношения к незнакомым прежде культурам и этносам, к их образу жизни и традициям, адаптированным к природной среде обитания;
- создание новых рабочих мест для местного населения;
- стимулирование традиционных форм природопользования, производства экологически чистых продуктов питания;
- увеличение инвестиций как в инфраструктуру и сервис, так и в охрану природы;
- рост благосостояния местного населения и развитие специального образования, направленного на приобретение туристских и природоохранных профессий;
Для более глубокого понимания сущности анализируемого понятия приведем 10 заповедей экотуриста, сформулированных специалистами Международной организации экотуризма:
1) помнить об уязвимости Земли;
2) оставлять только следы, уносить только фотографии, убивать только время;
3) познавать мир, в который попал: культуру народов, географию;
4) уважать местных жителей;
5) не покупать изделия производителей, подвергающих опасности окружающую среду;
6) всегда следовать только протоптанными тропами;
7) поддерживать программы по защите окружающей среды;
8) где возможно, использовать методы сохранения окружающей среды;
9) поддерживать (патронировать) организации, содействующие защите природы;
10) путешествовать с фирмами, поддерживающими принципы экотуризма.
В настоящее время выделяют четыре вида экологического туризма:
1. Научный туризм. Как правило, туристскими объектами в таких турах выступают особо охраняемые природные территории, заповедники, заказники, национальные парки. В ходе научных экологических туров туристы участвуют в различных исследовательских экспедициях, ведут полевые наблюдения. Широко известны экотуры в Латинской Америке: круизы по Галапагосским островам.
2. Туры истории природы. Это совокупность учебных, научно культурных и туристских экскурсий, пролегающих по специально образованным экологическим маршрутам. Наиболее часто такие экологические туры организуются по территориям заповедников, национальных парков, по туристским территориям и акваториям. Этот вид туризма особенно популярен в Германии, поэтому его часто называют немецкой моделью развития экологического туризма.
3. Приключенческий туризм. В него можно включить следующие туры:
- отдаленные регионы;
- краткосрочные туры на велосипедах;
- пешеходные маршруты по сложной местности;
- путешествия со значительными физическими нагрузками;
- путешествия на специально переоборудованных для жилья автомобилях.
Данный вид экотуризма объединяет все путешествия, связанные с активными способами передвижения и отдыха на природе. К данному виду экологического туризма также относятся следующие: альпинизм, скалолазание, ледолазание, спелеотуризм, горный и пешеходный туризм, водный, лыжный, горнолыжный туризм, конный туризм, дайвинг, парапланеризм. Многие из этих видов туризма появились недавно и относятся к специальному виду туризма - экстремальному.
4. Путешествия в природные заповедники и резервации. Высокая атрактивность уникальных и экзотических природных объектов и явлений, находящихся в заповедниках, привлекает множество туристов.
Обобщая признаки и определения экологического туризма, можно выделить три основных компонента экотуризма:
1) "познание природы", т. е. путешествие, предполагает наличие элементов изучения природы, получения туристами новых навыков и знаний;
2) "сохранение экосистем" подразумевает не только соответствующее поведение группы на маршруте, но и участие туристов, туроператоров в программах, мероприятиях по защите окружающей среды;
3) "уважение интересов местных жителей" предполагает не только соблюдение местных законов и обычаев, но и вклад туризма в социально экономическое развитие туристских дестинаций.
При отсутствии хотя бы одного из этих компонентов нет оснований говорить об экотуризме.
Глава II. Состояние информированности населения сельского поселения «Зугалай» о природных памятниках малой родины
Наше время – это время информационных технологий, когда любой человек имеет доступ к любой информации по любому, интересующемуся его вопросу. К примеру, возьмем такой вопрос, как памятники природы, заповедники, заказники России, края, округа. В энциклопедическом словаре «Естествознание» отмечается, что на территории России заповедников примерно 100, общей площадью 33млн. га. А заповедников биосферного уровня 21, в мире 300 [6]. Подобную информацию можно найти и по забайкальскому краю, округу.
А можем ли мы получить такую же достоверную информацию по интересным, уникальным природным объектам своей малой родины? Чтобы получить ответ на этот вопрос, я провела анкетирование среди учащихся 8-11 классов и молодежи села. В анкетировании участвовало всего 100 человек, были заданы 2 вопроса
№ | Вопросы | Ответы |
1 | Интересовались ли Вы, когда - нибудь природой, экологией, достопримечательностями своей малой родины | 25 – «да» 50 – «иногда» 25 – «нет» |
2 | Доступна ли Вам информация по природоохранной деятельности на уровне России, края, округа и нашего сельского поселения? | О России: 80- «да» 10 – «нет» О забайкальском крае: 65 – «да» 35 – «нет» Об Агинском Бурятском округе: 65 – «да» 35 – «нет» О малой родине: 40 – «да» 60 – «нет» |
Проведенное анкетирование показало, что доступная информация по интересным природным объектам СП «Зугалай» практически отсутствует. Следовательно, появилась необходимость разработки эколого-туристического маршрута на территории нашего села
Глава III. Формирование принципов экологии у бурятского народа.
Предыдущие поколения были хорошо осведомлены, знали и бережно относились к своей малой родине. «Люди на заре своей самой ранней культуры усвоили истину, что природа является их колыбелью и кормилицей. Поэтому они с благоговением и почитанием относились к ней и ее элементам: растения и животным, водным и воздушным ресурсам, почвам и минералам» [ 4]. Отдельные компоненты природы, оказывающие заметное влияние на цикл природных явлений, следовательно, на здоровье и благополучие людей, почитались, и обожествлялись, служили местами поклонения и справления религиозных обрядов. Особое поклонение вызывали источники воды, как основа жизни, она требует должного уважения. Назаров Н.П. в своей книге цитирует известного ученого, доктора буддийской философии, ректора Агинской буддийской академии В.Л.Чимитдоржиева «Когда природа засыпает в положенный час, нельзя беспокоить воду и ее обитателей, нельзя ссориться, сквернословить», произносить злые слова. Лес, степь, река, весь живой мир природы слышат нас [10]. Большой грех берет на себя человек, оскверняющий воду нечистотами, мусором, выливающий в воду кровь животных, смывающий с себя кровь. Судьба человека, не соблюдающего внутреннюю культуру, неуважительно относящегося к окружающей природе, становится ущербной и несчастливой. Вода имеет длительную, может быть, многовековую, поэтому у восточных народов существует много ритуальных молебствий по укрощению или задабриванию «хозяина воды». «Не трогайте, не перемещайте камни, растения – оставьте их там, где их нашли! Находясь возле святых источников, остерегайтесь вступать в конфликты, употреблять горячительные напитки» [10].
Буддийская философия рассматривает человека и весь мир как единое целое, взаимосвязанное и взаимообусловленное целое. Сегодня, как никогда важно единство с природой.
По рассказам людей старшего поколения нашего села я узнала, что и у нас есть много интересных, своего рода, уникальных природных объектов различного значения. Воспитание бережного и уважительного отношения к окружающей среде начинается с малой родины. На мой взгляд, если мы разработаем экотуристический маршрут по интересным природным объектам то, это будет способствовать их дальнейшему исследованию и воспитанию бережного отношения к ним у подрастающего поколения.
Глава IV. Разработка эколого - туристического маршрута на территории сельского поселения «Зугалай»
В документе «Комплексная программа социально – экономического развития СП «Зугалай» на 2015 – 2020 год» есть раздел «Проблемы охраны окружающей среды», где прописано, что:
- «не определены рекреационные пункты на территории СП «Зугалай» (зоны отдыха, охраняемые территории, объекты)» [7];
- «низкий уровень экологической культуры населения» [7];
На основе этого документа, рассказов старейших жителей нашего села, мы пришли к выводу, что есть необходимость в подробном изучении природы нашего края. С этой целью мы выбрали, в первую очередь, такую природоохранную работу, как разработка эколого-туристического маршрута (Приложение 9) по интересным объектам нашего села, с последующим исследованием и определением категории охраны.
Первый этап исследовательской работы включал сбор и обработку информации об интересных природных объектах на территории СП «Зугалай». Был проведен опрос среди сельского населения с целью выявления наиболее значимых объектов. На втором этапе работы мы с руководителем посетили все предложенные объекты, из 20 вариантов мы выбрали 13, критериями выборки были их необычность, экологическая значимость и транспортная доступность. Чтобы не нарушать сложившийся природный комплекс, количество экскурсантов не должно превышать 10 человек.
Маршрут проходит по территории СП «Зугалай», его протяженность составляет 45 км. Маршрут строился с учетом его прохождения на автотранспорте, по времени осмотр всех достопримечательностей займет 1 световой день. Если предполагается пеший маршрут, то необходима ночевка на объекте «Аршаан». Маршрут охватывает экосистемы степи, леса, гор, луга и водоемов. В этих экосистемах можно встретить большую часть из 1300 видов растений, встречающихся на территории округа: это шлемник байкальский, радиола розовая, багульник, береза, сосна, лиственница, ильмовые рощи и т.д. Из млекопитающих обитают в наших лесах косуля, кабан, белка, кабарга, волк, барсук и др. Из пернатых обитателей: сова, тетерев, куропатка, даурский журавль, красавка и др.
На территории сельского поселения насчитывается около 100 обоо. Мы решили включить в маршрут только 6 обоо (приложение 1), которые являются местами представителей всех родов. Обоо (буквально «груда камней») – это «сооружение из жертвенных камней, определяющее место, где надлежит произносить молитву и преподносить жертвоприношение духам местности». Каменные пирамидки, как правило, находятся на вершинах гор и на перевалах у троп и дорог. Каждое обоо имеет своего хозяина, ему преподносятся жертвоприношения в виде пищи, молока (символ чистоты помыслов), лоскутков материи, щепотки табака, монет [1 ]. Ежегодно проводятся молебны на обоо. Под хоровое исполнение хвалебного гимна хозяину обоо, на освящение приглашаются божества и хозяева местных гор. Их одаривают и угощают ритуальными обрызгиванием молока, чая. «Обоо тахилган» с древних времен имел воспитательное и экологическое значение.
В центре маршрута находится село Зугалай – административно – территориальное образование, находящееся на территории Могойтуйского района Агинского Бурятского округа, в 22 км от районного центра пос. Могойтуй.
Предполагается включить в данный маршрут следующие объекты:
Обоо «Ошор - Вани». Находится при въезде в наше село. Считается талисманом – хранителем путников. Объект религиозного значения. Данное обоо ежегодно освящается. Одной из главных целей ежегодного освящения было проведение молебнов, предотвращающих природные катаклизмы, призыв к охране природы и бережному отношению к окружающей среде.
Плиточные могилы. Находится в местности Барун Шивия. (Приложение 2) Объект исторического значения. «в 1100 -1300 гг до н.э. в степях Забайкалья и Монголи сформировалась культура плиточных могил, продлившаяся около 800 лет. Имя народа, который соорудил эти могильники, неизвестно, и носители этой культуры проходят для нас под названием «плиточники». От плиточников в степях остались многочисленные погребения. На территории округа зафиксировано более 3 тыс. таких могильников. Монументальность погребений свидетельствует о величии некогда жившего здесь кочевого народа. [ 1]
Обоо «Тарган Хонгор». Находится в местности Барун Шивия. Легенда гласит: «Хозяйкой» данной местности считается молодая женщина, которая не смогла разродиться. И оставила наказ, что будет помогать, всем женщинам готовящимся стать матерью. Объект культового значения.
Падь «Тудхалта». В данной местности встречаются археологические находки в виде останков раковин, окаменелостей. Объект археологического значения.
Минеральный источник «Аршаан» - источник природных родников, исцеляющих людей от многих недугов сердца, желудка, глаз и т.д. (Приложение 3). Аршаан официально входит в список минеральных источников Агинского Бурятского округа под названием «Зугалайский аршаан». Впервые состав и свойства и значение были описаны эмчи ламой Ринчин Самбу Данжиновым.
Находится в 18 км от села Зугалай в северо – западном направлении в лесном массиве. Недалеко находится детский оздоровительный лагерь с одноименным названием. Объект экологического значения.
Обоо «Ошорто уула». Находится с северной стороны села. Считается ангелом – хранителем молодых. Объект культового значения
Уникальный природный объект «Малый Алханай». (Приложение 4,5) Находится в местности Золтонго, на горе Зун Байса. Это каменная арка, напоминающая Уудэн сумэ на Алханае). Аналогия Малого Алханая с Большим Алханаем состоит в том, что в результате выветривания в этих скалах образовались свои Храм Ворота, Щель Грешников и Чрево Матери. Экологическое состояние - хорошее, первозданное качество природной среды, особенно воздуха. Об этом свидетельствует обилие лишайника на камнях. Антропогенное воздействие на природный комплекс слабое. Объект геологического и религиозного значения.
«Дасанай ехэ обоо». Считается самым главным субарганом дацана. В прошлом на вершину данного субаргана поднимались лишь мужчины, а женщины оставались у подножия. Объект религиозного значения.
Зугалайский дацан. Зугалайский дацан (Приложение 6) создан как филиал Цугольского дацана в 1826 году. По образу и подобию бумхана. Прихожане близлежащих деревень вели борьбу за признание дацана в течение 70 лет. Об этом подтвердил рассказ хамбо- лама Д.Аюшеев, который возглавлял делегацию высочайших лам летом 2007 года. Он сказал встречавшим прихожанам: «В нашей стране этот дацан имеет удивительную историю. В 1894 году царь Николай II проездом останавливался на станции Турино – Поворотная недалеко от станции Бурятской, где буряты близлежащих деревень построили «сумэ» и торжественно встречали его. В нем проводились молебны с портретом Сагаан Хана (Белого царя)». После этого сумэ был перевезен в село Зугалай и поставлен вместо бумхана. В 1896 году Сагаан Хан дал разрешение – грамоту на строительство зугалайского дацана. Так только через 70 лет он был официально признан дацаном и стал одним из самых больших дацанов где, служили до 400 – 450 лам. Объект религиозного и исторического значения.
В местности Мандалай эбэр находится очень интересный природный объект. Это камень, расположенный у подножия горы и напоминает по внешнему виду бога – хранителя скота, богатства «Сагаан убгэн» (Приложение 7). В народе так и называют этот камень. Предполагается, что в местности Мандал, на горе вулкан (на вершине есть образование, напоминающее кратер) и возможно этот камень является вулканическим выбросом, который в течение многих тысячелетий был отшлифован. Объект геологического значения.
Худагта обоо – один из главных субарганов, где ежегодно проводится Обоо тахилган. Это праздник имеет большое воспитательное и экологическое значение. Объект религиозного, исторического значения.
Месторождение глины «Нурын жалга». Длина карьера 8-10 м, глубина 4-5 м. Глина данного месторождения очень высокого качества. В этом карьере неоднократно находили останки бивней, ракушки, окаменелости и т.д. Объект археологического значения.
Молитвенная плита. Находится на местности Сартей в 4 км от села. На этом валуне есть надпись на тибетском языке, которая означает «Ум мани бадмай хум». (Приложение 8) По словам старейшин данная надпись выгравирована примерно во время войны ламой Шамын Доржо.
Заключение
Не подлежит сомнению, что данная работа на этом этапе носит лишь поисковый, частично исследовательский характер. Данный маршрут будет способствовать формированию у подрастающего поколения уважительного отношения к своей малой родине. Предполагается в силу большей протяженности маршрута разделить на несколько этапов: южный, западный, северный, восточный. При условии полного исследования маршрут может носить не только эколого-туристический, но и краеведческий характер.
1. Экологический туризм - это специальный вид туристской деятельности, основанной на туристском спросе, связанной с туристскими потребностями в познании природы и внесении вклада в сохранение экологических систем при обязательном уважении интересов местного населения.
2. Предложенный эколого-туристический маршрут носит на данном этапе лишь виртуальный характер и нуждается в фактическом научном исследовании и апробировании.
3. Данную модель необходимо рассмотреть на муниципальном уровне с целью определения категории охраны тех или иных природных объектов данного маршрута при наличии фактических исследовательских выводов.
4. Предложить администрации школы включить данный материал для изучения на факультативных занятиях. Проводить экскурсии по объектам маршрута с целью ознакомления с достопримечательностями своей малой родины и воспитания бережного отношения к окружающей среде.
Литература:
1. Агинский Бурятский округ. Путеводитель.Москва:Авангард, 2014.-с. 128
2. Арсеньева Е.И., Кусков А.С., Феоктистова Н.В. Основные концепции и направления современного экотуризма: компаративный анализ // Туризм и культурное наследие: межвуз. сб. науч. тр. Саратов: СГУ, 2004. Вып. 2. с. 186–205.
3. Бабкин А.В. Специальные виды туризма. Ростов н/Д.: Феникс, 2008.
4. Батуева Б.Д. География Агинского Бурятского автономного округа. Учебное пособие для 9 класса общеобразовательных школ округа. Агинское, 1998 г
5. Гужин Г.С., Беликов М.Ю., Клименко Е.В. Менеджмент в иностранном и внутреннем туризме (введение в специальность). Краснодар, 1997.
6. Естествознание. Энциклопедический словарь сост. Шолле В.Д. Москва: Большая Российская энциклопедия, 2003-543с: ил
7. Комплексная программа социально – экономического развития сельского поселения «Зугалай » на 2015 – 2020 гг.Зугалай,2015 с.71
8. Лукичев А.Б. Сущность устойчивого и экологического туризма //Российский Журнал Экотуризма. – 2011. – №1. – С. 3-6.).
9. Мазуров Ю.Л. Экотуризм в России: глобальный контекст и национальные особенности // Региональные исследования. Смоленск. 2004. № 1 (3). С. 33.
10. Назаров Н. Семь вершин Алханая. Чита: Поиск, 2007
11. Новиков В.С. Инновации в туризме. М.: ИЦ «Академия», 2007.
12. Туристский терминологический словарь: справ.-метод. пособие / авт.-сост. И.В. Зорин,В.А. Квартальнов. М.: Сов. спорт, 1999.
13. Храбовченко В.В. Экологический туризм: учеб.- метод. пособие. М.: Финансы и статистика, 2003.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8
Приложение 9