Развитие эмоциональной отзывчивости у третьеклассников в процессе чтения и анализа произведений о Великой Отечественной войне.
Приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, самообразованию и саморазвитию. Обучение в современной начальной школе направлено не только на усвоение учащимися определенных знаний о предметном мире, повышение уровня интеллектуального развития, усвоение универсальных учебных действий, но и на развитие гуманной направленности личности, заключающейся в положительной установке на позицию другого человека.
Согласно стандартам второго поколения, в модели выпускника начальной школы определены качества личности, уважающей ценности общества, нормы, морали и чувства окружающих людей, эмпатийные переживания. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее ФГОС НОО) ориентирует на важность воспитания у младших школьников эмоционально – нравственной отзывчивости, как одной из составляющих личности социума [2]
Являясь неотъемлемой частью человеческой жизни, эмоции, чувства представляют собой область, привлекающую постоянное внимание педагогов и психологов. Но особенно, интерес к проблемам формирования и развития эмоциональной отзывчивости в материальной и духовной сферах, возрос в настоящее время. Необходимость пристального внимания связана с влиянием эмоционального настроя личности на характер видения и интерпретации личностью окружающей действительности и тем самым возможностью накладывать отпечаток на процесс становления и развития её убеждений и мировоззрения.
Акцент в воспитании следует делать именно на эмоциональной сфере, т.е., по образному выражению Выготского Л. С., «должны действовать на аффект, чтобы добраться до интеллекта». Вместе с этим, развитие эмоциональной сферы содействует развитию интеллекта, и иначе, как через разрешение вопроса о развитии и расцвете творческих сил (то есть о развитии в человеке эмоциональной жизни), невозможно надлежаще разрешить проблемы подлинного развития в человеке сил интеллектуальных. Другими словами, если задачи школы видеть исключительно в обучении, то для этого же обучения, для его более успешной организации и должна быть поставлена и решена задача развития эмоциональной отзывчивости обучающихся [20].
В науке создана теоретическая основа для изучения данной проблемы. Большое значение имеют исследования вопросов развития личности младшего школьника в процессе обучения Давыдова В.В., Занкова Л.В., коррекция эмоционального развития детей Воропаевой Л.П., Лебедева Л.Л..
Тем не менее, отсутствует целостное концептуальное обоснование развития эмоциональной отзывчивости у младших школьников.
Сознание ребенка отличается от взрослого своей эмоциональностью (чувствительностью, открытостью, восприимчивостью). Период детства - благотворная почва для развития творческой деятельности. Рамки этого периода ограничены, поэтому существует необходимость развивать эмоциональную отзывчивость у младших школьников как можно раньше.
Большую роль в развитии эмоциональной отзывчивости личности младшего школьника могут сыграть предметы гуманитарного цикла. Особенно высока ценность таких предметов, как литературное чтение, родная литература.
Романенко О.В. [44] в своих исследованиях утверждает, что литература является важнейшим инструментом воспитания эмоциональной культуры в начальной школе. Ведь в мировой литературе сконцентрирован огромный психологический опыт человечества. Такие великие русские писатели, как Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, И.С. Тургенев были настоящими психологами. В особой художественной форме они изображали тончайшие душевные движения и раскрывали внутренний мир героев.
Чтение играет важную роль в многогранном развитии личности и удовлетворяет не только эстетические потребности учащихся, но и развивает их эмоциональную отзывчивость.
На данных занятиях у учащихся формируется мышление, расширяется кругозор, прививается чувство любви к родному языку, осмысливаются общечеловеческие ценности, воспитывается личность.
По мнению Светловской Н.Н. [45], чтение является важнейшим из средств формирования личности и главным резервом развития человеческого потенциала нации. Чтение формирует эмоциональную сферу, нравственно эстетические идеалы и взгляды, отношения ребенка.
Структура эмоциональной отзывчивости включает в себя обобщенную систему знаний об эмоциях (когнитивный компонент представлений), индивидуальную эмоциональную окрашенность, приобретенную в процессе индивидуального эмоционального опыта (эмоционально-мотивационный компонент) и умение переживать эмоциональную общность с познаваемым, становясь словно бы участником и судьей событий (поведенческий компонент).
Чтение произведений о Великой Отечественной войне рассматривается как один из способов развития эмоциональной отзывчивости у младших школьников. Художественно-образный мир выступает в роли особого языка, на котором высказывается нравственно ценностное и духовное содержание.
Выбор произведений для чтения в определенном возрасте - самый неоднозначный вопрос, нет единого мнения о том, какие произведения необходимо прочесть школьнику в том или ином классе для наиболее эффективного обучения и – главное – личностного развития, формирования нравственных ценностей.
Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
Занятия внеклассного чтения - прекрасная возможность для развития эмоциональной отзывчивости. В учебнике литературного чтения мало произведений на военную тему. Данное занятие позволяет развивать чувство патриотизма, воспитывать уважение к защитникам Отечества, через чтение рассказов о юных героях почувствовать гордость за своих ровесников. На занятиях ребята работают с выставкой книг, анализируют прочитанное в группах, самостоятельно знакомятся с новым текстом, а при закреплении выполняют небольшую творческую работу по теме. При анализе прочитанных произведений, при работе со словарем обучающиеся работают в группе и в паре.
Методика по развитию эмоциональной отзывчивости у третьеклассников в процессе чтения и анализа произведений о Великой Отечественной войне, включает в себя комплекс практических упражнений, которые будут использоваться на занятиях внеклассного чтения.
Начинать работу следует с такого упражнения как «Минута тишины». Так как в начальной школе первичное восприятие художественных произведений часто происходит во время чтения учителем, после прочтения литературных текстов выдерживается минутная пауза. В течение этого короткого времени все думают над услышанным произведением, чтобы прожить свои впечатления, дать им определиться. Поскольку первичное восприятие текста учащимися является наиболее эмоционально окрашенным. Затем выслушиваются свободные высказывания детей по прочитанному произведению. Важным в этих высказываниях будет то, какое эмоциональное воздействие произвело произведение на учащихся при первичном восприятии. Какие эмоции они испытали, как себя вели при прослушивании того или иного произведения.
При работе по развитию способности определять настроение и характер художественных произведений необходимо уделять большое внимание применению на занятиях внеклассного чтения такого упражнения как «Словарь настроений». Каждый учащийся в начале занятий делает такой словарик, красочно оформляет его. Он может представлять собой конверт с карточками различных цветов, на которых написаны слова, обозначающие определенное настроение. Светлые, яркие цвета, такие как желтый, красный, оранжевый, светло-зеленый обозначают положительные эмоции. Это радость, счастье, восторг, веселье, ликование.
Карточки темных цветов, таких как синий, коричневый, фиолетовый, черный, обозначают отрицательные эмоции (грусть, печаль, тоска, уныние, страх, гнев, разочарование).
После того как прочитано художественное произведение, учащиеся выкладывают на парты карточки, соответствующие возникшему у них эмоциональному состоянию. Затем, анализируя произведение, совместно с учащимися мы приближаемся к вопросу, а том, какие чувства испытывал сам автор этого произведения? В ходе исследовательской беседы записываем на доске слова, отражающие чувства автора. Учащиеся сравнивают свои ощущения с авторскими и делают соответствующие выводы. Это упражнение помогает учащимся выразительней читать произведения и передавать через чтение свое личное настроение и настроение автора.
На занятиях внеклассного чтения важное место уделяется упражнениям, основанным на приеме драматизации. В зависимости от целей и задач занятия применяются такие упражнения как «Постановка живых картин». Для этого упражнения используются иллюстрации к изучаемым произведениям.
Сначала проводится анализ изображенных на иллюстрациях литературных персонажей с точки зрения выразительности их мимики и пантомимики. Детям предлагается ответить на следующие вопросы: Что изображено на картине? Что делает герой? Какое у него выражение лица? Когда так делают? В каких случаях такое выражение лица бывает у людей?
После проведенного анализа, детям предлагается выполнить такое задание: попробуйте сделать так же, как на иллюстрации. Дети, в процессе выполнения задания, воспроизводят позу, жесты, и мимику героя. Затем каждый может высказать свое мнение по поводу того, какое состояние литературного персонажа было в этот момент и почему? Постановка «живых картин» на занятиях может осуществляться как индивидуально, так и в группах.
Особенно дети с удовольствием выполняют такое упражнение как чтение литературных произведений по ролям. Эта работа проходит на занятиях в форме ролевой игры «Школьный театр» и применяется в основном при изучении произведений, в которых имеются достаточно большие по объему диалоги, которые удобно использовать для разыгрывания сценок. Класс превращался в театр, в котором были зрители и актеры. Для выступления заранее готовятся костюмы литературных героев, маски животных, подбирается соответствующее музыкальное сопровождение.
Сначала дети знакомятся с текстом, определяют количество действующих лиц. Затем еще раз читают текст, про себя, четко обозначая и разделяя слова автора и героев. Особая роль отводится анализу эмоциональных состояний черт характера действующих лиц.
После изучения того или иного художественного произведения используется такое упражнение как написание отзыва о прочитанном произведении. Это упражнение включает в себя письменное размышление о прочитанном произведении. В нем дети выражают свои индивидуальные впечатления и соображения по прочитанному произведению. Эту работу часто используют после прочтения произведений на духовно – нравственную тему, где можно поразмышлять, оценить, задуматься о поведении литературных героев.
Очень часто при завершении занятия используется упражнение «Почта». В конце занятия учащиеся пишут друг другу мини – письма со своими пожеланиями, отзывами о работе на занятие. Выбирается почтальон, который разносит письма по адресам. Детям очень приятно внимание одноклассников, они с удовольствием читают письма. Такое упражнение способствует повышению общего эмоционального фона на занятии.
При умелом применении на занятиях внеклассного чтения методики, основанной на комплексе практических упражнений, развиваются все компоненты эмоциональной отзывчивости. У детей постепенно развивается способность понимать эмоционально-образное содержание художественных произведений и эмоционально откликаться на их содержание. При определении характера и настроения изучаемых произведений, дети испытывают гораздо меньше затруднений. Воплощение своих эмоциональных переживаний при восприятии художественных произведений в творческой деятельности приобретает более глубокий личностный смысл.
Перед чтением создавалась определённая эмоциональная атмосфера: выдерживалась продолжительная пауза между чтением и предыдущей деятельностью. Текст читали не очень быстро с эмоциональными акцентами. По мере развития сюжета можно было наблюдать, как учащиеся сопереживали героям художественных произведений (понимающие переглядывания, взаимные подталкивания, общий смех). Однако некоторые дети улыбались, когда положительный персонаж попадал в бедственное положение. Иногда во время чтения рассказов можно было наблюдать детские слёзы или бурную эмоциональную активность. В этом случае делалась пауза, а когда учащиеся успокаивались, продолжалось чтение.
После прочтения произведения проводилась беседа о прочитанном произведении. Готовясь к беседе, тщательно продумывались вопросы, которые будут задаваться учащимся в связи с прочитанной книгой. Например, при работе над произведением Соболева Л. С. «Батальон четверых» для развития когнитивного компонента эмоциональной отзывчивости составились два вопроса: «Почему рассказ называется «Батальон четверых»? «Из каких род войск герои произведения?». Для развития поведенческого компонента был поставлен вопрос: «Почему моряки скрыли, что они не умеют прыгать с парашютом?», а для развития эмоционального: «Как вы думаете, что произошло в дальнейшем с раненым Леонтьевым?». Был задан так же вопрос, что их больше всего взволновало. Дети отвечали: «Как моряки, не умеющие прыгать с парашютом, все-таки решились на это?».
При беседе по произведению Митяева А. В. «Мешок овсянки» уделили внимание таким вопросам, как: «Почему солдаты обрадовались, когда нашли мешок овсянки?» и «Изменилось ли отношение рядового Лукашука к рыжему солдату после боя? Почему?» Вот что отвечают дети: «Конечно же, обрадовались, ведь они не ели долго!», а на вопрос про Лукашука, что он понял, что не рыжий солдат есть овсянку, а собаки, и поэтому он его зауважал.
При работе над художественным произведением детям предлагалось рассмотреть иллюстрации к произведениям. При рассматривании с учащимися известной иллюстрации к стихотворению К. Симонова «Ты помнишь, Алеша» - «Летом 1941» Ю. П. Кугача, особое внимание уделяли анализу эмоциональных состояний персонажей, изображенных на картинках («Что с ними происходит?», «Какая она?», «Почему она печальная?»), а также определялось настроение (эмоции), при рассматривании лиц на картине. «Что вы чувствуете, о чем вам хочется рассказать при рассматривании картины?». Дети, как бы мысленно, переносят себя в жаркий день и выражают свои чувства в ответах: «Если бы я попал на эту дорогу, мне было бы страшно, жарко. Мне бы не хотелось когда-нибудь так устать, как женщина на картине».
Осмысливая произведение, детям предлагали разыграть этюды на выражение основных эмоций, схожие по переживаниям с идеей рассматриваемого произведения. Такая работа велась по всем художественным произведениям. В процессе работы дети пытались перевоплотиться в героев из произведений и показать мимикой и жестами своё отношение к ним.
При проведении игр-драматизаций детям предлагалось обыграть не только эпизоды по сюжету произведения, но и совершенно новые темы. Например, при драматизации рассказа Алексеева «Дедушка» - новый эпизод: «Военкомат» (приложение В). Проведение таких игр помогает детям обнаружить в жизни ситуации, похожие на те, которые проигрывали по содержанию произведений.
Использование художественной литературы для формирования нравственных чувств младших школьников должно быть особенно активным, поскольку они способны усвоить абстрактную идею (например, сущность какой-либо нормы морали) лишь в том случае, если она воплощена в ярких образах, например, литературных. Исключительно важен здесь процесс идентификации, свойственный детям: при восприятии литературного произведения, происходит перенос чувств и эмоций по поводу его персонажа в реальные жизненные ситуации.
Учащиеся видят состояние другого, сопереживают ему, ставят себя на его место, проигрывают полюбившиеся моменты и рассказы в своих играх. Всё это создает условия для развития у ребенка способности к сопереживанию, к переносу своего восприятия на жизненные ситуации, аналогичные сказочным, литературным, по своей нравственной сути.
При этом не только обогащаются представления ученика о нравственных нормах отношений между людьми, но и актуализируется его потребность в проявлении нравственных чувств, отвечающих этим нормам, в реальных поступках.
Ребенок должен соотносить себя с главными героями произведений о героических страницах истории, анализировать их поступки, тем самым выстраивая систему нравственных понятий, на основе которых будет строить свою дальнейшую жизнь.